Тема 1 История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки



Лекции: 1-й семестр

Тема 1 История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки

История как наука

Историю называют «учительницей жизни». Место истории в системе наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной проблемы есть своя история.

В переводе с греческого языка «история» – «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Объект истории – жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса. История – это сложный процесс развития человечества, а также наука, которая изучает этот процесс.

Историки не просто собирают факты (с лат. – «сделанное, совершившееся»), но и осмысливают их с разных теоретических позиций. Сторонники различных религий считают историю проявлением божественной воли (провиденциализм). Марксисты в историческом развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций (формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода в мировой истории выделяют разное количество культурно-исторических типов или цивилизаций.

Сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный, статистический метод, метод периодизации и другие методы позволяют историкам реконструировать прошлое. Профессиональные историки придерживаются принципа научности (объективности), то есть стараются выявить все факты по изучаемому вопросу, а не подбирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени (принцип историзма), в развитии (принцип диалектики). Знание истории помогает людям понять себя и окружающий мир (познавательная функция), обеспечивает передачу опыта из поколения в поколение (функция социальной памяти ), формирует чувство долга и любви к Родине (воспитательная функция), предостерегает от возможных ошибок (прогностическая функция). История как наука представляет собой особую форму общественного сознания, важную часть политической культуры личности. В России «Иванами, не помнящими родства» называют тех, кто плохо знает или игнорирует исторический опыт.

История занимает важное место в группе гуманитарных и социальных наук, так как предоставляет огромный материал, «пищу для размышлений» для политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов. История как наука состоит из нескольких блоков дисциплин. Историки изучают развитие человеческих сообществ на определенных территориях (история России, других стран, определенного региона, континента, всего мира). Разные стороны исторического прошлого изучаются по отраслям, отдельным предметам, проблемам: история государства и права, экономики и экономических учений, религий, культуры, гендерная, социальная и т. д. Несколько десятков вспомогательных и специальных исторических дисциплин в XVIII–XX вв. сформировалось в сфере методики и техники исторических исследований: археология, архивоведение, геральдика, нумизматика, ономастика, историческая антропология, демография, метрология и многие другие.

Во второй половине XX в. наряду с изучением политической, социально-экономической жизни, деятельности выдающихся людей историки стали изучать отношения простых людей, особенности духовной, повседневной жизни людей, семей, небольших групп. В современной исторической науке возникли такие направления, как «история ментальностей», «новая социальная история», «новая рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования», «история повседневности», «гендерная история» и др.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Всемирная история и история России соотносятся как общее и особенное в историческом развитии.

Историю пишут историки

История представляет собой сокровищницу опыта, накопленного предыдущими поколениями. Исторические знания возникли в глубокой древности, передавались в устной форме, получили отражение в мифологии и религиозных представлениях. С появлением письменности важные события, факты стали заноситься в хроники, анналы, летописи в соответствии с хронологическим принципом изложения материала («Повесть временных лет» в Древней Руси, созданная летописцем Нестором в XII в.). Формирование истории как науки на Востоке, Западе и в России происходило в разное время. Появлялись профессиональные историки, научные школы и направления, научные учреждения, учебные заведения, специальные журналы. В России для становления исторической науки как самостоятельной отрасли знания многое сделали В. Н. Татищев (XVIII в.), Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков (XIX – начало XX в.) и другие историки. Дисциплину о развитии самой исторической науки стали называть историографией.

Профессиональные историки извлекают факты из источников. Основными группами являются источники письменные (летописи, документы, мемуары, газеты и журналы и т. д.), вещественные (здания, механизмы, предметы быта и т. п.), аудиовизуальные (применительно к концу XIX–XX в. речь идет о кинофотофонодокументах), изобразительные (от наскальных росписей до зарисовок в современных судах). Теорию и методологию исторических источников изучает источниковедение.

Самые интересные сведения современные молодые российские историки находят в архивах. В систему Федерального архивного агентства входят Российский государственный архив древних актов (документы от основания российской государственности до Петровской эпохи), Российский государственный исторический архив (документы от Петровской эпохи до 1917 г.), Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив литературы и искусства и другие федеральные и местные архивы.

В отношении всех источников фактической информации историки осуществляют внешнюю (достоверность источника, авторство и т. д.) и внутреннюю (личная позиция автора, уровень его осведомленности и т. д.) критику.

Серьезной проблемой является фальсификация истории, то есть заведомо предвзятое, целенаправленное искажение фактов, тенденций, действий тех или иных лиц в историческом прошлом. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана специальная комиссия по противодействию фальсификации, особенно в том, что касается решающей роли СССР в победе над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. Советская Армия уничтожила 75–80 % личного состава вооруженных сил Германии, их военной техники, а в западных СМИ говорят о том, что главную роль сыграли американские и английские войска.

В современной России будущие профессиональные историки учатся на исторических факультетах университетов и педагогических институтов. По окончании вуза они преподают историю в школах, работают в архивах, музеях и других учреждениях. После обучения в аспирантуре люди, склонные к научным изысканиям, защищают кандидатские диссертации. Следующей ступенькой является степень доктора исторических наук. В состав Российской академии наук входят Институт всеобщей истории и Институт российской истории. В России выходят научные журналы «Вопросы истории», «Российская история», «Новая и новейшая история» и другие. Огромный объем исторической информации содержится в сети Интернет. Вокруг многих исторических проблем происходят споры, привлекающие внимание всех интересующихся.

 

Тема 4

Россия в XVI – XVIII веках

Последние годы жизни Иван III тяжело болел и страной правил его сын Василий, который в 1505 году после смерти отца стал великим князем.

Совершенствуя систему управления, новый великий князь создал Посольский, Разрядный и Ямской приказы. Посольский приказ был прообразом министерства внутренних дел. Разрядный приказ занимался служебными назначениями и организацией армии. Дело в том, что должности в московской армии, как и в Боярской думе, занимались по степени родовитости бояр. Подобная система называлась местничеством, поскольку аристократы часто «мерились местами», то есть выясняли, кто из них знатнее. В этом приказе составлялись особые Разрядные книги, в которые самым тщательным образом записывалось, кто какую должность занимал, чтобы при случае, когда кто-либо в очередной раз начинал спор о своей родовитости, всегда можно было быстро навести справку. Ямской приказ ведал государственной почтой. Управление приказами было передано специальным должностным лицам – дьякам, которые назначались великим князем. Количество приказных людей быстро увеличивалось, однако, в отличие от Западной Европы, в Русском государстве бюрократия не сложилась в отдельную социальную группу, поскольку была крепко спаяна общими интересами с Боярской думой.

Василий III расширил состав Боярской думы за счет небольшого количества служилых людей, которые получили чин дети боярские. Однако во время его правления влияние думы на государственные дела было весьма незначительным, поскольку великий князь предпочитал принимать все решения единолично. Только для обсуждения важных церковных вопросов Василий III, как и его предшественники, созывал соборы.

После смерти великого князя Литовского Александра и восшествия на белорусский престол Сигизмунда I Старого Московское государство продолжило войны со своим западным соседом. Василий III, который в 1507 году напал на Беларусь, воспользовался услугами беглых мятежников – князей Михаила, Ивана и Василия Глинских, чтобы совершить осаду Минска, который стойко ее выдержал. В 1508 году война между Москвой и ВКЛ временно прекратилась. Глинские получили от Василия большие владения в Малоярославском и Боровском уездах.

Боевые действия возобновились в 1512 году. Спустя 2 года московские войска под командованием Михаила Глинского осадили Смоленск, но не смогли взять город, после чего князь начал переговоры с Сигизмундом, желая вернуться на родину. Когда Василий III узнал об этом, он приказал арестовать Глинского и бросить его в темницу. Только в 1514 году русские войска после сильного артиллерийского обстрела смогли взять город и начали продвигаться вглубь территории Великого княжества Литовского, но были остановлены и полностью разгромлены белорусскими войсками под командованием князя Константина Острожского в битве под Оршей. Тем не менее, война продолжалась до 1522 года, когда стороны подписали мир, по которому Смоленск оставался за Московским государством.

Василий III был женат на Соломонии Сабуровой, которая не могла родить ему наследника. Это могло привести к тому, что после смерти Василия престол перешел бы к одному из его братьев – Юрию Дмитровскому или Андрею Старицкому. Иван III не смог организовать выгодный династический брак своему сыну, и жену Василию выбирали стадным методом: собрали во дворце 1500 девиц и выбрали из них наиболее красивую. Естественно, ни о каких взаимных чувствах супругов не могло быть и речи. Неожиданно для себя в 1525 году 46-летний великий князь влюбился в Елену, дочь Василия Глинского, и решил жениться на ней, поскольку бездетность его первой супруги была подходящим предлогом для развода. Соломонию Сабурову обвинили в колдовстве и заточили в монастырь, после чего в начале 1526 года Василий III сочетался браком с 20-летней Еленой Глинской. В 1530 году у великого князя наконец-то родился наследник Иван. Вскоре появился и второй сын – Федор.

3 декабря 1533 года Василий III скончался. Поскольку к моменту смерти отца Ивану IV было всего 3 года, бразды правления страной принял регентский совет. Однако уже в середине следующего 1534 года власть перешла в руки Елены Глинской и ее фаворита князя Ивана Овчины-Оболенского-Телепнева. Князь Михаил Глинский противился влиянию Овчины-Оболенского на свою племянницу, но не смог ничего сделать и попытался бежать на родину, в Беларусь. Но побег оказался неудачным – Глинский был пойман, закован в кандалы и умер в темнице. Вскоре Иван Оболенский стал полновластным хозяином страны. Брат Василия III князь Андрей Старицкий не желал мириться с таким положением вещей и в мае 1537 года поднял мятеж, который был быстро подавлен.

В начале апреля 1538 года Елена Глинская умерла от яда, князь Овчина-Оболенский был брошен в тюрьму, где его заморили голодом, а власть вернулась к регентскому совету с постоянно соперничавшими княжескими родами Шуйских и Вельских. Князь Шуйский начал преобразование системы государственного управления, которая получила название губная реформа. Поскольку кормленщики были неспособны навести порядок на местах и в стране свирепствовали разбойники, правительство выдавало уездам губные грамоты. В провинции создавались полицейские округа, то есть губы, в которых действовали уголовные суды, где заседали выбранные местным населением судьи из числа служилых людей и крестьян.

В 1543 году князьям Воронцовым и Ивану Кубенскому удалось подчинить своему влиянию малолетнего Ивана IV, который приказал казнить Шуйских. Однако и их власть длилась недолго – летом 1546 года клан Глинских добился казни временщиков и восстановил свои позиции при дворе великого князя.

По инициативе бабки великого князя Анны Глинской и митрополита Макария 16 января 1547 года Иван IV венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Сразу после венчания на царство Иван IV женился на Анастасии Захарьиной, из рода которой спустя менее столетия выйдет династия Романовых.

Летом 1547 года в Москве случился страшный пожар, в котором погибла большая часть города. Страшные опустошения вызвал мятеж, во время которого горожане перебили Глинских и их людей. Протопоп Благовещенского собора Кремля Сильвестр ворвался во дворец на Воробьевых горах, куда, спасаясь от огня, переехал царский двор, и стал грозить Ивану страшными карами, если он не изгонит Глинских и не начнет править самостоятельно. Эта проповедь произвела на отличавшегося особой религиозностью царя сильнейшее впечатление. Он отдалил от себя оставшихся в живых Глинских и приблизил Сильвестра и служилого человека Алексея Адашева, отличавшегося умом и набожностью.

В феврале 1549 года царь созвал в Москве первый земский собор, на котором, кроме церковных иерархов и членов Боярской думы, присутствовали высшие чины из регионов страны. Вообще, в XVI веке земские соборы не были прообразом парламента в западном понимании этого слова а представляли собой расширенное заседание правительства, в которое допускались региональные верхи. На соборе 1549 года царь создал Челобитный приказ во главе с Ада-шевым, который должен был разбирать жалобы.

После этого начался период реформ, связанный с деятельностью Избранной рады. Это название не встречается в официальных документах той эпохи, оно вошло в оборот с легкой руки князя Андрея Курбского, когда он, бежав в Беларусь и поселившись в Кревском замке, написал «Историю о великом князе Московском». Избранная рада являлась узким кружком советников молодого царя, среди которых наибольшим влиянием пользовались Сильвестр и Адашев, которые в течение 10 лет провели несколько важных реформ.

Сразу после собора 1549 года началась работа по обновлению Судебника Ивана III, который нужно было привести в соответствие с новыми реалиями жизни. Переработанный Судебник был принят на Стоглавом соборе в 1551 году (название собора пошло от принятого на нем уложения, состоявшего из 100 глав). На соборе вновь проявилась давняя вражда двух направлений православной церкви: осифлян и нестяжателей. Осифляне противились установлению царем полного контроля над церковью, что выражалось в его желании реквизировать монастырские земли. Нестяжатели, на словах выступая против роскоши духовенства, на деле были сторонниками абсолютной власти монархии, чего можно было добиться только лишив церковь мощной материальной базы в виде ее богатых земельных владений. Иван IV при поддержке Сильвестра попытался секуляризировать (отобрать в пользу казны) земли монастырей, но, вслед за своим отцом и дедом, встретил организованный отпор духовенства.

В 1550 году Иван IV создал стрелецкое войско, которое стало первой русской регулярной армией, в которой солдаты, навербованные из горожан и свободных крестьян, получали жалование из казны. Теперь следовало реорганизовать основную ударную часть армии, состоявшую из служилых людей, что можно было сделать, только полностью изменив систему местного управления.

К середине XVI века система кормлений полностью себя изжила. Злоупотребления наместников приводили к тому, что после окончания полномочий им часто приходилось отвечать многочисленным истцам на судебных поединках. Поскольку кормленщики обязаны были участвовать в много численных войнах, которые вело государство, они подолгу отсутствовали на местах и дела приходили в полное запустение. В 1555 году кормления были отменены. На севере страны, где жило свободное население, были созданы органы земского самоуправления, а в центральных областях закончена губная реформа, здесь кормленщиков заменили губные старосты. Одновременно была создана новая система обеспечения служилых людей средствами к существованию. Они наделялись большими поместьями, стали, получать жалование от государя, средства на которое решили добыть, проведя реформу земельного налогообложения.

Вслед за Иваном Пересветовым Избранная рада была сторонником экспансии на восток – в Казань и Астрахань и на юг – в Крым. На протяжении последнего полувека, с тех пор как крымский хан Менгли-Гирей окончательно уничтожил Золотую Орду, Казанское ханство несколько раз попадало в вассальную зависимость от Москвы. В 40-х годах XVI века в этом государстве смогла утвердиться крымская династия Гиреев, которая была вынуждена постоянно отбиваться от частей русской армии, периодически совершавших походы на Казань. В 1551 году прямо напротив Казани на противоположном берегу Волги был построен город Свияжск, после чего судьба ханства была решена.

В августе 1552 года 100-тысячная московская армия встала под стенами Казани. Адашев и Курбский убедили Ивана IV лично возглавить войска, хотя он и не испытывал особого желания делать это. Фактически осадой города руководил князь Андрей Курбский. 2 октября взрывом разнесло крепостную стену, под которую был подведен подкоп, и русские войска ворвались в город. Казань пала, и царь Иван вернулся домой. Покорение же всего ханства заняло долгих 5 лет.

По возвращении домой Иван узнал, что Анастасия родила ему наследника – сына Дмитрия. Однако спустя несколько месяцев Дмитрий умер, но уже в 1553 году царица принесла нового сына – Ивана. В 1557 году у Анастасии родился Федор.

В 1556 году началась разведка путей в Крым, но царь «все настойчивей высказывался за войну с Ливонским орденом, чтобы получить доступ к Балтийскому морю и удобный плацдарм для разгрома Великого княжества Литовского. В 1557 году русские казаки достигли Крыма, разорили и Дотла сожгли Очаков, однако Иван оставался непреклонен и в следующем 1558 году напал на Ливонский орден.

В 1559 году брат Алексея Адашева Даниил в последний раз грабил Крымское ханство, после чего походы на юг прекратились.

7 августа 1560 года царица Анастасия умерла, что вызвало глубокий психологический перелом в душе Ивана IV. Адашев был отправлен на фронт в Ливонию, а Сильвестр удалился в монастырь. Вскоре возле царя появились новые фавориты: Малюта Скуратов, Алексей и Федор Басмановы, князь Афанасий Вяземский и Василий Грязнов.

Тем временем на западе пали Нарва, Дерпт, Мариенбург и Феллин. Татарские орды под началом союзного Ивану IV хана Шиг-Али уничтожали население Ливонии, приближаясь к Ревелю (современный Таллинн), и магистр ордена Готгард Кеттлер, пытаясь спасти свое гибнущее государство, принес вассальную присягу великому князю Литовскому Сигизмунду II Августу. Одновременно Ревель принял защиту шведского короля. В ответ на угрозу «московской опасности» Германская империя объявила торговую и политическую блокаду Русского государства.

Иван IV желал сочетаться вторым браком с сестрой Сигизмунда II. Из Вильно в качестве приданого потребовали возвращение всех владений ВКЛ, отторгнутых Москвой за последние сто лет. В итоге, в 1561 году царь женился на черкесской княжне Марии, которая прославилась своей жестокостью и распутством. В том же году в Ливонскую войну вступило Великое княжество Литовское и Швеция.

В 1562 году Иван IV принял Земельное уложение, которое запрещало дробить вотчины при наследовании. Желая остановить процесс дробления вотчин, который принял катастрофический характер, царь разрешил наследовать землю только сыновьям. Кроме того, было запрещено завещать вотчины монастырям. Это уложение стало последним отголоскам реформ 1550-х годов. После свадьбы с княжной Марией царь Иван Васильевич начал довольно быстро меняться в худшую сторону, что вызвало бегство многих бояр и служилых людей в Великое княжество Литовское. В начале 1562 года русские войска вторглись в Беларусь и после непродолжительной осады взяли Полоцк. Бегство московских людей в Литву продолжалось, а масштабы репрессий возрастали.

В конце 1563 года произошло два важных события: в Прибалтике князь Андрей Курбский бросил войска и бежал в Великое княжество Литовское, а в Москве скончался митрополит Макарий, который оказывал благоприятное влияние на царя. Бегство Курбского вызвало новый всплеск террора, а смерть митрополита лишила Ивана Грозного последнего сдерживающего барьера. Отныне вокруг царя остались только те, кто потакал его кровавым инстинктам и жажде единоличной власти.

В конце 1564 года Иван IV созвал в Москве церковный собор, который должен был разрешить накопившиеся противоречия. Царь стал требовать от церкви освятить дальнейшие репрессии и, получив отказ, покинул столицу, переехав в Александровскую слободу. Расположившись в этом пригороде, Иван Васильевич направил в Москву две грамоты: ультиматум собору и жалобу простому люду. После этого состоялся знаменитый исход москвичей от «злых бояр» к доброму царю в слободу, который, по всей видимости, был заранее тщательно организован. Перед лицом столь массовой акции собор был вынужден принять все условия царской грамоты, после чего он смог вернуться в Москву.

Сразу после возвращения Иван IV подписал указ о введении опричнины, организованной по типу удельного княжества, куда отошли дворцовые земли и уезды, где почти не было вотчин московских бояр. Для управления этими землями была создана опричная Боярская дума. Территория государства, не вошедшая в опричнину, получила название земщина и управлялась обычными властными структурами. Царь Иван создал опричное войско, в которое вошло несколько тысяч наиболее верных ему человек. До нас дошли имена только 277 опричников, около половины из которых составляла родовая аристократия.

В Древней Руси словом «опричнина» обозначали особое владение князя, отличное от великого княжения. Для XVI века это понятие было еще большим анахронизмом, чем термин «удел». Однако, расколов страну на две части, Иван Грозный использовал это слово, чтобы обозначить личные владения, которые вышли из подчинения обычных органов управления. Создание опричнины было закономерным итогом всей политики Ивана Грозного, начатой им после уничтожения Избранной рады. Главной целью царя при введении опричнины было достижение абсолютной единоличной власти в государстве, и под кровавые жернова террора попадали те, кто, по мнению Ивана IV, представлял для него опасность.

Царь покинул Кремль, построив себе новый двор на Неглинной, но главной его ставкой стала Александровская слобода, которую обнесли земляным валом и рвом. Иван Грозный жил там вместе со своими любимцами Басмановыми, Малютой Скуратовым, Вяземским и другими опричниками, составившими личную гвардию царя.

Уже в 1566 году на земском соборе, созванном для обсуждения дальнейшего хода Ливонской войны, собравшиеся попросили царя отменить опричнину. Подавшие челобитную 50 членов собора были жестоко казнены, но Грозный, испуганный столь массовым проявлением недовольства, значительно укрепил Александровскую слободу и начал строительство кремля в Вологде. Тем временем психическое здоровье царя еще больше ухудшилось.

В 1568 году набожный царь приказал арестовать и судить нового митрополита Филиппа Колычева, который резко высказывался против опричнины.

Апофеозом террора стала кровавая расправа над жителями Новгорода. После падения Изборска в начале 1569 года Иван Грозный решил использовать это для подавления последних очагов свободомыслия и сопротивления власти Москвы. В декабре того же года царь собрал опричное войско и, покинув Александровскую слободу, направился на север. Первой его жертвой стала Тверь, которую Иван IV обложил как неприятельский город и отдал на разграбление опричникам. Тогда же Малюта Скуратов собственноручно задушил Филиппа Колычева, который находился в заточении в одном из пригородных монастырей. Затем карательное войско двинулось на Новгород, который был предан огню и мечу в январе 1570 года. Опричники запрудили Волхов телами убитых, и вода в реке окрасилась в красный цвет. Каратели перерезали тысячи новгородцев и полностью разорили город, храмы и монастыри. После этого погрома Новгородская земля из процветающего, экономически развитого региона превратилась в нищую голодную окраину.

Расправившись с новгородцами, Грозный направился к Пскову, стен которого достиг 20 февраля. От полного истребления псковичей спас юродивый Никола Салос, который встретил царя у ворот и кинул ему кусок кровавого мяса. Когда царь сказал, что не ест мяса в Великий пост, нищий ответил ему: «Ты хуже делаешь, ты ешь человечину». Тут конь под Иваном IV оступился, упал и издох. Все это так подействовало на душевнобольного царя, что он пощадил псковичей, ограничившись разграблением монастырей.

Последним аккордом стал погром земской половины Москвы, который учинил Грозный летом 1570 года. В конце июля опричники ворвались в земщину и начали убивать «изменников». Малюта Скуратов лично зарубил князя Серебряного, полководца Ливонской войны. На рыночной площади, прозванной Поганой лужей, было казнено 130 человек. Затем началось истребление пленных татар, находившихся в московских тюрьмах – их утопили в реке. После этого под топор пошли сами опричники: Басмановы и Вяземский. Безумие царя дошло до того, что он травил москвичей дикими медведями, выпускаемыми в толпу гуляющих людей.

Опричники были хороши как каратели, но совершенно не годились в роли воинов. В мае 1571 года крымский хан Дивлет-Гирей прорвался через кордоны опричного войска к Москве и сжег город. В письме Ивану Грозному хан написал, что таким образом отомстил ему за погром Казани и Астрахани. Тем временем в стране началась страшная эпидемия чумы. Среди всех этих ужасов опричники продолжали свои зверства, грабя и убивая беззащитное население. Даже сумасшедший, ослепленный идеей абсолютной власти, Иван Грозный начал понимать, что созданный им аппарат террора выродился в неуправляемое чудовище. Последней каплей стала смерть новой жены царя Марфы Васильевны Собакиной, с которой он прожил всего несколько месяцев. Летом 1572 года Грозный казнил многих видных опричников и запретил употреблять само слово «опричнина». Скуратов еще некоторое время находился близ царя, но вскоре был сослан в одну из приграничных крепостей, где и погиб в 1573 году.

Однако само деление государства на две половины сохранялось еще несколько лет. Иван Грозный поставил великим князем всея Руси сначала татарского царевича Михаила Кайбуловича, а затем касимовского хана Семиона Бекбулатовича. Только в 1575 году обе части государства вновь объединились под общим управлением. Между тем психика царя окончательно разрушилась и его разум погрузился в глубины буйного помешательства. После смерти Собакиной Иван Грозный женился на Анне Алексеевне Колтоковой, которая спустя несколько месяцев была пострижена в монахини. Затем в ноябре 1573 года царь сочетался браком с Марией Долгорукой, но уже на следующий день утопил ее в пруду. Впоследствии Грозный любил, чтобы ему подавали выловленных из этого пруда щук, вскормленных человеческим мясом. Затем Иван IV женился на Анне Васильчиковой. Седьмой его женой стала Василиса Мелентьева, которая также погибла вскоре после свадьбы. В 1581 году Грозный убил собственного сына – наследника престола, царевича Ивана, пробив ему голову железным посохом после того, как тот заступился за беременную жену, которую царь жестоко избил в припадке помешательства. Пока Иван IV безумствовал, страна проиграла Ливонскую войну, утратив все свои территориальные приобретения и едва не лишилась Пскова и Новгорода. В 1582 году был подписан Ям-Запольский мир с Речью Посполитой, а в 1583 году – Плюсский договор со Швецией.

Все это не помешало царю еще раз жениться, на этот раз супругой его стала Мария Нагая, которая родила Грозному сына Дмитрия. Иван уже начал подумывать о новом браке, на этот раз с иностранкой, но был отравлен своим фаворитом Борисом Годуновым и умер за игрой в шахматы 18 марта 1583 года.

Новым царем стал Федор Иванович, который не интересовался государственными делами, проводя все время в церквах и монастырях, замаливая прегрешения своего отца. Истерзанная страна отдыхала после кровавой эпохи Грозного, но царский дворец стал местом постоянных интриг, которые плелись вокруг мягкого и добросердечного Федора, который был полной противоположностью своему отцу. Во главе закулисной борьбы стал Борис Годунов, чья бесплодная сестра Ирина была замужем за Федором. Сам он был женат на дочери Малюты Скуратова Марии Григорьевне.

Годунов был членом регентского совета, созданного Грозным при Федоре, в который кроме него входили также Никита Захарьин-Юрьев, князь Иван Шуйский, князь Богдан Вельский и князь Иван Мстиславский. Уже весной 1584 года Вельский организовал в Москве мятеж с целью возвести на престол младенца царевича Дмитрия и единолично править от его имени. Восстание было подавлено, Вельский сослан на должность воеводы в Нижний Новгород, а Дмитрий удален в Углич вместе с семьей Нагих. Спустя полгода престарелый Захарьин был разбит параличом и сошел с политической арены. Затем Годунов, обвинил Мстиславского в организации заговора и заставил царя Федора насильно постричься в монахи. Теперь на очереди были князья Шуйские.

В 1587 году Иван Шуйский и его сын Андрей подали царю челобитную, в которой просили его развестись с бесплодной Ириной и жениться на княжне Мстиславской, надеясь таким образом отстранить Бориса Годунова от управления государством. Но Годунов смог уговорить Шуйских не отказываться от своего намерения, затем добился их высылки из столицы и приказал тайно удавить. 15 мая 1591 года агенты Годунова зарезали в Угличе 7-летнего царевича Дмитрия, расчистив своему хозяину дорогу к престолу. В 1592 году, вопреки его ожиданиям, у Федора родился ребенок – дочь Феодосия, которая умерла через полгода. Мало кто сомневался, что царская дочь отправилась на тот свет не без помощи Годунова.

В 1590–1591 годах Русское государство с переменным успехом воевало со Швецией, одновременно Борис Годунов удачно отразил последний набег татар под командованием Кази-Гирея на Москву.

7 января 1598 года царь Федор скончался и династия Рюриковичей пресеклась. Ирина отказалась от прав на престол и постриглась в монахини, после чего Борису Годунову осталось сделать последний шаг, чтобы захватить власть в свои руки. В феврале в Москве был созван земский собор, который избрал его царем Всея Руси. Федор Романов, пытавшийся помешать выборам, был насильно пострижен в монахи под именем Филарета. Молодой боярин, оторванный от семьи и сосланный в обитель, гонял монахов палкой по кельям, приговаривая, что еще покажет им, кто он такой. Действительно, царствовать Годунову предстояло очень недолго.

В 1601 году относительному спокойствию внутри страны пришел конец. Начался страшный голод, который сопровождался эпидемией чумы и народными бунтами, сотрясавшими государство. Тем временем в Речи Посполитой появился молодой человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Кто в действительности был этот человек – неизвестно. По наиболее распространенной версии Джедмитрий был Григорием Отрепьевым, который в 1602 году бежал в Литву. Он был монахом кремлевского Чудова монастыря, происходил из дворянского рода, который некогда переехал из Беларуси в Москву. Однако Лжедмитрий был слишком образованным и слишком европейским человеком, чтобы быть русским монахом. Он свободно владел несколькими западными языками, обладал недюжинным умом и хорошо знал военное дело. Весь образ его мысли и воспитание свидетельствовали о том, что он вырос в Европе. Так или иначе, этот человек завоевал доверие белорусских князей Острожского, Вишневецкого и Сапеги, женился на дочери польского шляхтича Марине Мнишек и был представлен королю и великому князю Сигизмунду III Вазе. Правительство Речи Посполитой решило использовать Лжедмитрия, чтобы распространить свое влияние на Русское государство, и в октябре 1604 года польские, белорусские и украинские войска перешли границу и начали продвигаться к Москве. По пути к столице города, население которых устало от голода и постоянных волнений, без боя открывали перед самозванцем ворота, считая его законным царем. Только под Путивлем войска Лжедмитрия были временно остановлены, поскольку 21 января потерпели поражение в битве под Добрыничами.

13 апреля 1605 года Борис Годунов неожиданно умер, оставив трон своему 16-летнему сыну Федору, которому москвичи присягнули весьма неохотно. Через несколько недель войска перешли на сторону Лжедмитрия, а 1 июня в столице вспыхнуло восстание. Горожане ворвались во дворец и арестовали царя Федора Борисовича и его мать Марию. Спустя 10 дней их тайно удавили, объявив народу, что Годуновы из страха отравились ядом. Русское государство вступило в период, названный позднее Смутным временем.

В июне 1605 года самозванец торжественно въехал в столицу и был венчан на царство под именем Дмитрия I. Вскоре в Москву прибыла вдовствующая царица Мария Нагая, которая после смерти мужа приняла постриг под именем инокини Марфы. Она «опознала» в самозванце своего сына. Став царем, Лжедмитрий отказался вернуть Сигизмунду III земли, некогда отторгнутые Московским государством от Великого княжества Литовского. Он завел при дворе европейские порядки, как спустя столетие поступит Петр I, создал армию по европейскому образцу и начал готовиться к войне с Турцией, считая ее главным противником России. Боярская дума была преобразована в сенат, Лжедмитрий сам принимал челобитные и вникал во все дела, стараясь установить справедливость. Новый царь не прятался во дворце согласно обычаю, а запросто ходил по Москве, общаясь с простыми людьми.

Лжедмиртия погубило полное незнание законов политической борьбы в Русском государстве. Он вернул из ссылки Филарета, помиловал князя Василия Шуйского, организовавшего против него заговор, но подобная мягкость сослужила ему очень плохую службу. 16 мая 1606 года Шуйские выпустили из московских тюрем уголовных преступников, раздали им оружие и убили Дмитрия I. Воспользовавшись смятением в столице, заговорщики провозгласили новым царем самого Василия Шуйского.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.056 с.)