ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ



-Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием

Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.

-Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.

-Экономические и финансовые механизмы

Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

-Экологический мониторинг и информационное обеспечение

Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

-Научное обеспечение

Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.

-Экологическое образование и просвещение

Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.

-Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии

Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.

-Региональная политика в области экологии

Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.

-Международное сотрудничество

Основной задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.

 

 

20. Гос органы общей компетенции и их экологические ф-и

Органы общей компетенции- общий надзор и контроль в пределах своей юрисдикции.

Особенность управления органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

1. Президент России.К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации.

2. Правительство РФобеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

3. Правительства (администрация) субъектов РФ.

 

21.

 

Вопрос 24 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по:

А) принятию нормативных правовых актов

Б) контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления)

В) безопасного ведения работ, связанных с использованием недр, охрана недр, промышленная безопасность, безопасность при использовании атомной энергии, безопасность электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения и т. п.

 

+Разрешительная деятельность. Выдает разрешения:

А) на право ведения работ в области использования атомной энергии

Б) на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах

В) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух

Г) на ввоз/вывоз/транзит через РФ ядовитых веществ

на создание объектов размещения отходов в пределах своей компетенции.

 

+Учет и контроль.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух, паспортизация отходов I - IV класса опасности и т. п.

 

Вопрос 25 Общественный, производственный, муниципальный контроль

По ФЗ «Об охране окружающей среды» (Статьи 67 и 68)

Производственный контроль. Осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

 

Общественный контроль. Осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

 

 

Вопрос 27 Роль правоохранительных органов в области охраны окружающей среды

 

Органы внутренних дел в области охраны окружающей среды осуществляют:

А) Предупреждение и пресечение экологических преступлений (в рамках своей компетенции).

Б) Совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха, пляжей.

В) Оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства.

Г) Контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны.

Д) Производят регистрацию, учет, надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам.

Е) Осуществляют подразделениями ведомственной полиции охрану объектов природы или природных комплексов.

Ё) Обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы).

 

Наиболее распространенные формы содействия со стороны ОВД природоохранным органам:

Участие в задержании правонарушителей, установлении его личности.

Проверка орудий и способов охоты и рыболовства, изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты.

Осмотр добытых животных и рыб.

Организация и проведение патрулирования, рейдов и засад.

Получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства.

Составление протоколов.

 

Вопрос 28 Экологические функции прокуратуры. Особенности деятельности природоохранных прокуратур.

 

Осуществляет надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды.

Прокуратура не вправе дублировать деятельность природоохранительных органов, она осуществляет надзор за их деятельностью. Это означает, что прокуроры вправе требовать от природоохранительных органов:

А) Проведения проверок.

Б) Выделения специалистов для данных проверок.

В) Предъявления исков в суды и арбитражные суды.

Г) Представления в прокуратуру соответствующих материалов и сведений.

 

+Протест (На противоречащий законы акт), представление (Выносится органу, который правомочен устранить конкретные нарушения), постановление

+Своевременное/Полное выявление/устранение нарушения природоохранительного законодательства. Проверка исполнения законодательства об экологических фондах.

+Надзор за исполнением М/У народных обязательств, принятых в целях решения глобальных экологических проблем.

 

 

Природоохранительные прокуратуры. Начало создания системы природоохранных прокуратур - 1986 год (Связанно с аварией ЧАЭС).

Природоохранительные прокуратуры осуществляют свою деятельность лишь в области охраны окружающей среды.

Создание природоохранительных прокуратур призвано обеспечить:

Самостоятельность и независимость прокуроров по вопросам исполнения природоохранительного законодательства.

Усиление взаимодействия с природоохранными и контролирующими органами в обеспечении исполнения экологического законодательства.

Повышение компетентности и качества прокурорского надзора за счет целенаправленной специализации кадров.

 

+Каспийская бассейновая прокуратура, межрайонные прокуратуры на Байкале, Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатской областях. Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура.

 

Вопрос 29 Экологические функции судов (Общей и специальной компетенции, арбитражных судов)

Суды общей компетенции:

А) Возмещение экологического вреда гражданам

Б) Возмещение экономического вреда имуществу граждан

В) Рассматривание негаторного иска (Иск направлен на устранение помех мешающих собственнику пользоваться его имуществом)

Г) Частные определения

 

Арбитражные суды — рассматривают имущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде.

+Споры, возникающие в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности в связи с производственной деятельностью (Так как взаимосвязь с хозяйственными интересами природопользователя)

А) Договорные - возмещение вреда по договорам (нарушение условий договора).

Б) Внедоговорные — возмещение вреда вне договора (Уничтожение природных объектов)

В) Управленческие споры (Отмена решений вышестоящих органов)

 

Конституционный Суд — проверка законов и других актов соответствию конституции. Право граждан на конституционную жалобу.

 

 

Вопрос 30 Понятие природных объектов

Объект природы — это как вся естественная среда обитания жизнедеятельности человека, так и ее отдельные компоненты.

Имеют естественное происхождение.

Почти все объекты природы обладают свойством необратимости (не восстанавливаются).

 

Вопрос 33 Лицензии на право потребления природных ресурсов

Лицензирование природопользования: это деятельность компетентных государственных органов, связанная с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям, учреждениям, ИП на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Функции лицензирования:
А) Превентивная — предотвращение экологического вреда.
Б) Информационная — собирание/накопление информации о масштабах, видах и пределах экологически значимой деятельности.
В) Регулятивная — установление пределов хозяйственной деятельности и негативного воздействия на природные объекты.
Г) Контрольная — наблюдение за состоянием природного объекта и проверка соблюдения экологического законодательства.

Лицензия является средством обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Лицензия — именной документ.

Виды лицензирования: лицензии на использование отдельных видов природных объектов и лицензии на комплексное природопользование. Долгосрочные и Краткосрочные. Экономического характера (хозяйственное использование ресурсов) и Экологического характера (лицензии на выброс).

 

Вопрос 34 Лимитирование природопользования

Лимиты — это экологически обоснованные предельно допустимые объемы изъятия природных ресурсов и вредных воздействий на окружающую среду, действующие в течение установленного периода времени.

Три вида:

Территориальные — устанавливаются для субъектов Федерации.

Отраслевые — в пределах районов, подведомственных отраслевому министерству или ведомству (в пределах бассейнов рек, лесхозов).

*Лесхоз - предприятие лесного хозяйства, занимающееся учётом, воспроизводством, охраной и защитой лесов.

Индивидуальные — для конкретных природопользователей.

Введение института лимитирования обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью рациональной организации их использования.

+ 2 вида лимитов:

А) Лимиты использования природных ресурсов.

Б) Лимиты вредного воздействия на окружающую среду (лимиты сбросов вредных веществ, лимиты размещения вредных веществ).

 

 

Вопрос 39 Нормирование качества ОС. Виды нормативов, основные требования к ним Нормативы качества ОС устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Виды: А) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества. Б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла. В) нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов. Г) иные нормативы качества окружающей среды. Требования. Необходимо учитывать природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.    

 

 

Вопрос 42Экономическое регулирования в области охраны ОС. ФЦП

Федеральные целевые программы — разрабатываются в целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды, в области экологического развития РФ (+ реализуются на уровне субъектов Федерации).

Порядок разработки — в соответствии с федеральным (субъектным) законодательством. Планирование осуществляется с учетом государственного прогнозирования в сфере: социально-экономического развития, экологического развития. + опирается на научные исследования, направленные на решения задач в области охраны окружающей среды.

ФПЦ:

А) Мировой океан

Б) Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации

В) Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года

Г) Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года

 

Вопрос 44 Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду
Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются ФЗ «Об охране окружающей среды РФ» и иными ФЗ.
Виды негативного воздействия на окружающую среду:
А) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Б) сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
В) загрязнение недр, почв.
Г) размещение отходов производства и потребления.
Д) загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Е иное негативное воздействие.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

 


46. Экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием ОС, оценки и прогноза изменений состояния ОС под воздействием природных и анторопогенных факторов. Гос.ЭМ – мониторинг ОС, осуществляемые ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ в соответствии с их компетенцией. Цели ЭМ. Ст.63 ФЗ.

1) наблюдение за состоянием ОС, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия

2) наблюдение за воздействием антропогенных источников на ОС

3) обеспечение потребностей государства, ЮЛ,ФЛ, в достоверной информации, необходимой для предотвращения и или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния ОС.

Информация, полученная в результате проведения гос.ЭМ-га, может представляться для использования:

1)ОГВ РФ

2)ОГВ субъектов РФ

3)ОМСУ

Сведения, полученные при проведении гос.ЭМ-га, предназначены для разработки:

1)прогнозов соц-о-эконом развития и принятия соответствующих решений

2)федеральных программ в области эколог развития РФ

3)целевых программ в области ООС субъектов

Информация состояния ОС может распространяться 2мя способами:

- бесплатно в виде текстов в письменной форме

-по договорам (специализированная информация)

На современном этапе проводится госЭМ:

1)водных объектов

2)водных биоресурсов

3)качества и безопасности пищевых продуктов,здоровья населения

4)атмосферного воздуха

С этой целью создана ведомственная наблюдательная сеть. Требования зак-ва ЭМ распространяются на ЮЛ,ФЛ, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней сфер.

 

47.Экологический контроль -важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

 

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности - контроль и надзор.

 

В систему экологического контроля входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственный, производственный и общественный контроль.

 

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг) имеет своими задачами:

 

- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;

- обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружающей природной среды;

- прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;

- обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

 

В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделяется на общий - мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой - мониторинг природных объектов.

 

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (ФЗ «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства.

 

Таким образом, экологический контроль состоит из тесно связанных этапов:

 

- Сбор и обработка необходимых исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения могут быть вызваны не только хозяйственной деятельностью. Нерациональное использование природных ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного лечения может нанести серьезный ущерб окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха - качество природной среды.

 

Осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач этого этапа сложились определенные формы и методы экологического контроля. Формы две - предупредительная и карательная. Соответственно применяются различные методы осуществления контроля.

 

Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

 

Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.

 

48. Экологическая ответственность. Понятие, формы, механизм.

ЭО - ответственность государства, общества, человека перед обществом, настоящими и будущими поколениями людей, перед конкретным человеком и природопользователем. Эколого-правовая ответственность - означает обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права. Э.о. выполняет три функции: стимулирующую, компенсирующую и превентивную. Стимулирующая функция проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих к охране экологических интересов; компенсирующая функция направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации; превентивная функция принудительно воздействует на поведение участников экологических отношений путем применения мер наказания и взыскания ущерба. Э.о. имеет две формы - экономическую и юридическую. Экономическая форма базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами, прежде всего материальной заинтересованностью загрязнителя экологии в сокращении отходов. Она вытекает из общего принципа взаимоотношения общества и природы: "загрязнитель платит". Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами. В целом эти формы образуют институт экологической ответственности. Эколого-экономичес-кая ответственность, в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда.

 

49. Классификация экологических правонарушений.


Экологические правонарушения можно классифицировать по несколь­ким основаниям:

- по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделя­ются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законода­тельства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т. д.;

- по характеру причиненного вреда - загрязнение окружающей природ­ной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, унич­тожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточны­ми водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бы­товыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков ме­сторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным поте­рям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сель­скохозяйственных земель и др.);

- по характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида на­ступающей ответственности, - уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;

- по степени общественной опасности - экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административ­ные, гражданские, дисциплинарные правонарушения).



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.229.51 (0.016 с.)