Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс обоснования и разработкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
государственного стратегического плана Главной задачей прогнозно-аналитической стадии (стадии стратегического анализа) развития национальной экономикиявляется определение допустимого набора вариантов социально-экономического развития страны на основе анализа протекания исследуемого процесса в прошлом и прогнозирования его возможного протекания в будущем. На данном этапе разработки государственного стратегического плана реализуется на практике принцип вариантности планирования, формируются требования к развитию национальной экономики, которые позволят реализовать возможные социально-экономические цели. Важнейшим требованием, которое должно соблюдаться на прогнозно-аналитической стадии, является поиск возможных вариантов развития экономики страны. Стратегический анализ развития национальной экономикицелесообразно проводить в два этапа: – ретроспективный анализ и оценка текущего состояния национальной экономики. – разработка прогнозов развития национальной экономики. На первом этапепроведения стратегического анализа целесообразно использовать соответствующую информацию статистических органов, материалы отраслевых, общественных и других подобных учреждений и организаций. Главная цель этого этапа стратегического анализа заключается в оценке эффективности стратегии развития страны в прошлом периоде. 1) проведение комплексного анализа и оценки места и роли страны в мировой экономике и в системе международного разделения труда, а также оценка конкурентоспособности национальной экономики; 2) анализ и оценка степени фактического использования основных условий и факторов, которые можно отнести к числу преимуществ, которыми располагает страна; 3) выявление и оценка позитивных и негативных тенденций в развитии как национальной экономики в целом, так и ее отдельных элементов; 4) анализ и оценка структурных изменений в национальной экономике и соблюдение принципа пропорциональности ее развития; 5) анализ и оценка влияния институциональных и организационных изменений в национальной экономике как на эффективность ее функционирования и развития в целом, так и на важнейшие параметры социального развития; 6) анализ, выявление и оценка условий и факторов, сдерживающих развитие национальной экономики. Второй этаппроведения стратегического анализа развития национальной экономики связан с разработкой системы государственных прогнозов, а также с формированием концепции социально-экономического развития страны. На основе концепции социально-экономического развития страны формируется собственно стратегия социально-экономического развития, то есть государственный стратегический план. Это документ, в котором отражается представление о будущем состоянии и тенденциях развития национальной экономики, а также дается характеристика системы мер, обеспечивающих на практике реализацию выбранной стратегии социально-экономического развития страны. Необходимо отметить, что в условиях современной российской действительности государственное стратегическое планирование должно сочетаться с административными методами государственного регулирования экономики. Последнее относится главным образом к предприятиям государственного сектора экономики, а также предприятиям частного сектора экономики, которые вовлекаются в орбиту разработки и реализации государственных целевых программ. В переходной экономике России с учетом неполноты и недостоверности существующей информации государственный стратегический план должен разрабатываться на трехлетний период на основе прогнозирования основных направлений развития науки и техники на 10-летний период и производства на 5-летний период. Данные прогнозные разработки могут включать прогнозный баланс по базовым товарам (нефть, газ, металл Процесс разработки государственного стратегического плана предусматривает возможность осуществления постоянной его корректировки по мере необходимости. В этих условиях бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, научно-техническая и т. п. политика государства должна соответствовать логике государственного стратегического плана. Содержание конкретного механизма реализации государственного стратегического плана состоит в обеспечении целенаправленного воздействия организационных структур представительной и исполнительной власти на субъекты хозяйствования всех форм собственности для достижения намеченных целей стратегического плана. Последний может предусматривать разработку специального инструментария его реализации в виде государственных целевых программ, контрактной системы и экономических стимулов. Контрактная система может включать государственные задания и заказы, объем которых ограничивается возможностями государственного бюджета. В процессе обоснования и разработки государственного стратегического плана решается ряд достаточно сложных проблем методологического и методического характера, основными из которых являются: 1) выявление и установление рационального соотношения между финансированием развития национальной экономики из различных источников, включая государственные централизованные и целевые капитальные вложения (в том числе средства из бюджетов регионов), собственные средства предприятий государственного и частного секторов национальной экономики; 2) выявление и достижение рационального соотношения между необходимостью развития национальной экономики и решением социальных, экологических и научно-технических задач в условиях ограниченности всех видов ресурсов; 3) обеспечение сопряжения между государственным стратегическим планированием и стратегическим планированием на региональном уровне национальной экономики. Переход к стратегической форме индикативного планирования, которая опирается на обоснованные государственные прогнозы развития экономики, позволит решить ряд перспективных задач социально-экономи-ческого развития нашей страны. 1. В рамках государственного стратегического плана осуществляется выработка четкой и обоснованной системы стратегических приоритетов среднесрочного и долгосрочного развития национальной экономики. Представляется целесообразным, чтобы долгосрочные приоритеты структурно-инвестиционной политики формировались государством совместно с отечественными производителями при ориентации не только на текущие, но и на перспективные конкурентные преимущества национальной экономики. Следовательно, государственный стратегический план по своей сути является планом консолидированных действий государства и частного капитала. 2. Разработка государственного стратегического плана требует значительного повышения обоснованности государственных прогнозов развития экономики, которые должны опираться на конкретные производственные и инвестиционные цели отечественных производителей. 3. Осуществление мер государственного регулирования экономики, адекватных целям государственной экономической политики, которые направлены на привлечение капитала для реализации проектов структурно-инвестиционной перестройки производства, создание благоприятных условий для инновационно-технологического обновления отечественных предприятий, восстановление и повышение конкурентоспособности отраслей традиционной специализации экономики. 4. Усиление активной роли государства в обеспечении и поддержании благоприятного инвестиционного климата, аккумулирование финансовых ресурсов, необходимых для реконструкции отечественной промышленности.
Принципы реализации государственного стратегического плана Разработка механизмов реализации государственного стратегического плана в условиях переходной экономики России опирается на инструменты государственного регулирования экономики, разработанные и апробированные мировой и отечественной практикой. Важнейшие из этих инструментов: 1. Разработка и последовательная реализация планов развития государственного сектора экономики, включая инвестиционные программы крупных корпораций с контрольным пакетом акций в руках государства. 2. Разработка и осуществление инвестиционных соглашений, предусматривающих взаимные обязательства государства и ведущих инвесторов по реализации крупных инвестиционных проектов и задач структурно-технологической перестройки отечественной экономики. В качестве обязательств государства по поддержке инвестиционного проекта могут использоваться, например: привлечение внешних инвестиций под государственные гарантии; инвестиционное финансирование проекта на долевой основе; меры по созданию благоприятного таможенного, налогового или амортизационного режима для инвестиционного проекта и т. п. 3. Разработка и реализация инновационных и инвестиционных государственных целевых программ. С учетом опыта промышленно развитых стран возможно, чтобы государство передало часть своих инвестиционных функций крупным производственно-финансовым структурам в целях повышения эффективности инвестирования и вовлечения в сферу производства дополнительных ресурсов накоплений. 4. Проведение согласованной ценовой политики на рынках, жесткое регулирование тарифов естественных монополий в целях сдерживания инфляции, повышение конкурентоспособности отечественного производства в период его технологической и научно-технической трансформации. 5. Обеспечение взаимной заинтересованности сторон в выполнении государственного стратегического плана и инвестиционных программ, формирование государством наиболее благоприятного режима экономической и инвестиционной деятельности. Последнее может быть обеспечено посредством снижения налогового бремени на деятельность инвесторов, которые финансируют государственные целевые программы и инвестиционные проекты, использования долевого государственно-коммерческого инвестирования программ и проектов, проведения в отношении инвесторов благоприятной амортизационной политики, реализации мер протекционистской политики и создания благоприятного режима конкуренции с аналогичной продукцией иностранного производства. Важную роль в обеспечении выполнения государственного стратегического плана может сыграть бюджет развития, который аккумулирует государственные ресурсы инвестиционного назначения. Разработка такого бюджета позволит решить две важные задачи: во-первых, сократить, а затем ликвидировать недофинансирование инвестиционной части федерального бюджета; во-вторых, обеспечить значительное увеличение масштабов вовлечения в хозяйственный оборот капиталов частных инвесторов для осуществления инвестиционных проектов. Положительный опыт разработки и использования такого рода бюджета накоплен в Японии, где, начиная с 1953 года, в дополнение к государственному бюджету разрабатывается специальная программа инвестиций и займов, которая является мощным инструментом обеспечения экономического роста и инвестирования производственного сектора национальной экономики. Кредиты (займы), предоставляемые в рамках этой программы, выступают в качестве своеобразного ориентира для государственной поддержки приоритетов с позиций развития национальной экономики, частных фирм и корпораций. Необходимо отметить, что в нашей стране идея разработки специального инвестиционного бюджета, или бюджета развития, получила признание. Первоочередным становится изменение механизма формирования и осуществления бюджетного процесса, в результате чего государственный бюджет должен превратиться в реальный инструмент для предотвращения спада в экономике и последующего обеспечения экономического роста. Для этого необходимо предусмотреть ряд изменений в бюджетном процессе. Во-первых,государственный стратегический план на среднесрочную перспективу должен формироваться одновременно со среднесрочным бюджетом развития на соответствующий период, а не только на год, как это делается в настоящее время. Разработка среднесрочного бюджета развития дает возможность решить три достаточно важные задачи: – обеспечения реальной преемственности годового переходящего финансирования, что в настоящее время практически отсутствует; – нацеливания годового бюджета на решение долгосрочных и среднесрочных задач развития национальной экономики; – отказа от порочной практики первоочередного решения текущих задач экономического развития в ущерб стратегическим. Во-вторых, представляется целесообразным провести четкое разделение бюджета развития (инвестиционного) и годового бюджета страны. В-третьих, необходимо предусмотреть законодательное закрепление среднесрочного проектирования и годовых показателей бюджета развития. В-четвертых, применить на практике разработку бюджета развития на принципах скользящего годового планирования для обеспечения преемственности среднесрочных и годовых проектировок, согласованности его со среднесрочным и годовым бюджетами страны. В-пятых,сформировать целостную систему бюджетов развития, включающую федеральный и региональные бюджеты развития. В-шестых, предусмотреть существенное расширение доходной части бюджета развития (например за счет: доходов от государственных инвестиционных займов; инвестиционных кредитов международных фондов и организаций; доходов, получаемых от деятельности страховых и лизинговых фондов, создаваемых с участием государства, и т. п.). Ведущим инструментом восстановления отечественной экономики, включаемым в систему индикативного планирования в его стратегической форме, становится осуществление государственных целевых программ. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте содержание макроэкономического планирования в современных условиях. 2. Назовите и охарактеризуйте функции макроэкономического планирования. 3. Охарактеризуйте сущность индикативного планирования и его методический инструментарий. 4. Государственное стратегическое планирование в условиях России. 5. Перечислите принципы реализации государственного стратегического плана.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.32 (0.01 с.) |