Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Е. Мрачковский, Е. А. Кипервар↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А. Е. Мрачковский, Е. А. Кипервар
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Учебное пособие
Омск Издательство ОмГТУ
УДК 338(075) ББК 65(9)2я73 М 88
Рецензенты: З.В. Глухова, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой «Общая экономика и право» СИБАДИ; В.В. Дрофа, канд. экон. наук, доцент, директор по экономике и финансам ОАО «Омское моторостроительное конструкторское бюро»
Мрачковский, А.Е. М 88 Национальная экономика: учеб. пособие / А.Е. Мрачковский,
Рассматриваются основные вопросы функционирования национальной экономики. Раскрываются вопросы методологии исследования национальной экономики как многоуровневой хозяйственной системы страны с её взаимосвязями. Характеризуются типы национальных хозяйственных систем, макромодели экономического роста и развития национальной экономики, механизмы рыночной сбалансированности в национальной хозяйственной системе. Для студентов дневной формы обучения направления 080100 «Экономика», изучающих дисциплину «Национальная экономика».
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета. УДК 338(075) ББК 65(9)2я73
© Омский государственный Оглавление
Введение............................................................................................................ 5 1. Типы национальных экономик................................................................... 6 1.1.Классификация национальных экономик........................................... 6 1.2. Модели развития национальных экономик......................................... 8 1.3. Национальная экономика как система взаимодействующих экономических механизмов.......................................................................... 11 1.4. Принципы оценки уровня развития национальной экономики Понятие и оценка национального богатства страны.................................. 12 2. Структурный анализ национальной экономики..................................... 15 2.1.Понятие структуры национальной экономики и экономической деятельности................................................................................................... 15 2.2.Структурный анализ национальной экономики............................... 18 2.3. Структурный анализ простых экономических единиц.................... 20 3. Типы экономического роста и развития национальной экономики.... 22 3.1. Понятие экономического роста и его типы....................................... 22 3.2. Способы измерения экономического роста. Факторы роста........... 24 4. Пропорции в экономике............................................................................ 25 4.1. Система и виды макроэкономических пропорций. Типы пропорций воспроизводства в экономике......................................... 25 4.2. Система таблиц «затраты-выпуск» В. Леонтьева............................. 30 5. Государственное регулирование национальной экономики................. 32 5.1. Экономическая роль государства: исторический аспект................. 32 5.2. Сущность государственного регулирования, его цели, задачи и функции........................................................................................................ 35 5.3. Инструментарий и методы государственного регулирования........ 37 5.4. Монополии в национальной экономике. Антимонопольное регулирование................................................................................................. 39 6. Макроэкономическое планирование как инструмент государственного регулирования экономики............................................. 42 6.1. Содержание и функции макроэкономического планирования в современных условиях................................................................................ 42 6.2. Индикативное планирование: сущность и методический инструментарий.............................................................................................. 46 6.3. Государственное стратегическое планирование в условиях России. Принципы реализации государственного стратегического плана............................... 53 7. Общее понятие экономической безопасности страны........................... 59 7.1. Понятие национальной безопасности. Составляющие и критерии экономической безопасности.......................................................................................... 59 7.2. Внутриэкономическая и внешнеэкономическая безопасность России.............................................................................................................. 62 7.3. Способы обеспечения экономической безопасности, применяемые на различных этапах истории России.......................................................... 65 Заключение..................................................................................................... 71 Библиографический список.......................................................................... 73
ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Национальная экономика» является одной из важнейших в цикле общепрофессиональных дисциплин подготовки бакалавров экономики. Национальная экономика – научная дисциплина, комплексно изучающая многоуровневую хозяйственную систему страны, экономическую деятельность, структурированную в отраслевом и региональном пространстве страны, регулируемую институциональной системой, отвечающей существующему в этой стране экономическому, государственному и общественному порядкам. Целью изучения дисциплины является формирование прочных знаний и целостного представления о национальной хозяйственной системе, содержании организационной, методической и регулирующей деятельности органов государственной власти, а также коммерческих структур в области национальной экономики. В учебном пособии последовательно рассматриваются ключевые вопросы, составляющие основное содержание дисциплины «национальная экономика» Прежде всего, уделено внимание классификации типов национальных хозяйственных систем. Национальная экономика рассматривается как многоуровневая хозяйственная система страны. Раскрываются многогранные взаимосвязи в национальной экономике, составляющие социальной сферы. Рассматриваются основные показатели инвестиционного процесса, принципы прогнозирования национальной экономики, стратегическое планирование. Особое внимание уделено механизмам рыночной сбалансированности национальной хозяйственной системы, балансу межотраслевых связей В. Леонтьева и пропорциям в национальной экономике. Рассмотрены макромодели экономического роста и развития национальной экономики. Дана характеристика целей и задач государственного регулирования экономики, роли антимонопольного регулирования. Обращается внимание на стратегические программы комплексного развития национальной экономики, закономерности интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему, основные показатели внешних экономических связей и пропорций, экономическую безопасность национальной экономики. Рассматривается влияние глобализации на функционирование и развитие экономик отдельных стран, и формирование их хозяйственных систем. В результате изучения дисциплины студент должен знать основные понятия и категории, характеризующие национальную хозяйственную систему; пропорции и основные макроэкономические показатели национальной экономики в сравнении с государствами мирового сообщества; состояние, тенденции и закономерности развития экономики, её отраслей, сфер. Формат учебного пособия не предполагает детальное рассмотрение всех вопросов, обозначенных в стандарте дисциплины. Внимание студентов направляется, прежде всего, на рассмотрение наиболее важных ключевых понятий, являющихся базовыми в дисциплине «национальная экономика». ТИПЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК Модель развивающихся стран В них проживает около 78 % населения мира, но их доля в производстве мирового продукта составляет всего около 37 %, они относятся к доиндустриальному типу развития в основном с добывающим сектором хозяйства. Основными экономическими признаками развивающихся стран являются следующие: · преобладание сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности; · отсталая техническая база; · многоукладность экономики; · низкий профессионализм населения; · слабость и недостаточность отечественных капиталов; · низкие доходы населения, малый объём сбережений и малая ёмкость внутреннего рынка; · низкий уровень инвестиций как следствие дефицита накоплений; · неразвитая рыночная инфраструктура и высокий уровень безработицы; · высокий рост населения, который поглощает рост экономики. На мировом рынке развивающиеся страны выступают в основном как экспортёры нескольких позиций сырья, что не обеспечивает на мировом рынке высоких доходов. В большинстве этих стран наблюдается зависимость экономического роста от притока иностранных активов, исключая нефтедобывающие страны. Имеются различные концепции экономического прорыва, которые использовались в политике развивающихся стран. Долгие годы эти страны развивались за счёт привлечения финансовых источников извне, т.е. иностранных займов. Затем появилась концепция «новый экономический порядок», которая призывает перераспределять доходы на мировом рынке в пользу беднейших стран. Однако реальное улучшение положения возможно лишь на основе развития внутреннего рынка, повышения удельного веса продукции с более высокой добавленной стоимостью. Популярна концепция экономического прорыва за счёт использования иностранного предпринимательского капитала на своём рынке (страны НИС). Догоняющая модель развития При этой модели механизм развития направлен на прорыв в обеспечение конкурентоспособности национальных товаров, что предполагает прорыв в технологии. Она направлена не на коррекцию действующей рыночной коньюктуры, а на решение долгосрочных стратегий структурной и промышленной модернизации реального сектора экономики (Китай, Япония в послевоенный период). Проблемы, которые решают страны, имеющие цели ускоренной модернизации: · получение недостающих технологий (источники: покупка лицензий; приобретение оборудования; привлечение прямых иностранных инвестиций); · необходимость вложений в человеческий капитал и национальную науку для освоения нового технологического уклада; · мобилизация ограниченных ресурсов страны на решение задач технологического прорыва, что предполагает активную роль государства, выполняющего эти мобилизационные функции. В России также используется многое из модели догоняющего развития (подчинение развития долгосрочной стратегии; проведение структурной политики государства; вложение в развитие национальных кадров и науку). Национальной экономики Вопросы для самоконтроля 1. Назовите критерии классификации типов национальных экономик. 2. Перечислите модели развития национальных экономик. 3. Охарактеризуйте специфические черты моделей наиболее развитыхстран с постиндустриальной экономикой. 4. Назовите характерные черты, присущие модели развивающихся стран. 5. Укажите особенности развития стран с переходной экономикой. 6. Назовите показатели, по которым можно оценить национальное богатство страны. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте понятие структуры экономической деятельности. 2. Назовите принципы структурного экономического анализа. 3. Охарактеризуйте сущность анализа простых экономических единиц. 4. Укажите, что позволяют выявить результаты структурного анализа.
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Факторы роста · наличие природных ресурсов в количественном и качественном аспектах; · количество трудовых ресурсов и их качественная характеристика; · объём основных производственных фондов (капитала) и их технологическое состояние (изношенность, производительность); · технология (ёе новизна, внедряемость, окупаемость); · степень полноты и эффективности использования природных, производственных и трудовых ресурсов; · эффективное и рациональное распределение растущего объёма ресурсов и растущего объёма реальной продукции. Экономический рост выступает всегда как результат действия экономических и неэкономических факторов. Важнейшими показателями для экономического роста является повышение производительности труда и реального объёма производства. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение экономического роста. 2. Назовите и охарактеризуйте типы экономического роста. 3. Перечислите способы измерения экономического роста. 4. Назовите проблемы экономического роста, решаемые различными странами в современный период. 5. Охарактеризуйте факторы экономического роста.
ПРОПОРЦИИ В ЭКОНОМИКЕ 4.1. Система и виды макроэкономических пропорций. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите типы пропорций воспроизводства в экономике. 2. Охарактеризуйте пропорции между первичными факторами развития российской экономики. 3. Охарактеризуйте стоимостные пропорции воспроизводства. 4. Перечислите пропорции производства и использования продукции. 5. Раскройте сущность системы таблиц «затраты-выпуск» В. Леонтьева. НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Его цели, задачи и функции Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны – практическую и научную. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите цели, задачи и функции государственного регулирования. 2. Охарактеризуйте методы государственного регулирования. 3. Охарактеризуйте инструментарий государственного регулирования. 4. Антимонопольное регулирование: сущность, цели, методы, значение. 5. Раскройте сущность монополии. Назовите виды монополий и причины их возникновения. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В современных условиях Макроэкономическое планированиепредставляет собой научную категорию, связанную с интегративным способом производства. В результате процессов интеграции и централизации, характерных для современной мировой экономики, воспроизводство становится в той или иной мере обобществленным не только по форме организации и регулирования, но и по конечным результатам. Вследствие этого к настоящему времени наметился переход к принципиально новому, интегративному воспроизводству совокупного конечного продукта. Оно и составляет специфический объект макроэкономического (государственного) планирования. К числу основных предпосылок, обусловивших необходимость государственного планирования, можно отнести: 1. Значительное возрастание роли государства, связанное с необходимостью осуществления контроля за рядом ключевых параметров национальной экономики (бюджет, денежная масса, учетная ставка процента и т. п.). Государство выступает как субъект управления, который заинтересован в установлении и поддержании макроэкономической сбалансированности. Безусловно, такое управление не представляется возможным без знания проблем и перспектив развития национальной экономики, ее места и роли в мировом хозяйстве и без обобщающей эти представления стратегии. В этой связи макроэкономическое планирование может и должно рассматриваться как основа государственного регулирования экономики. 2. Макроэкономическое планирование является необходимым в тех сферах национальной экономики, в которых рыночные отношения либо вообще невозможны, либо неизбежно ограничены (например оборона, фундаментальная наука, образование и т. п.). В этих сферах распределение ресурсов в значительной мере должно регулироваться внерыночными методами, включая государственное планирование. 3. Важной функцией государственного планирования становится преодоление недостатков рыночного саморегулирования (например инфляции, безработицы, бюджетного дефицита и т.п.). 4. Возрастание роли государственного, или макроэкономического, планирования в определенной мере объясняется резко возросшей интеграцией национальной экономики. Последнее приводит к тому, что диспропорции и проблемные ситуации, возникающие в одном элементе национальной экономики, достаточно быстро и легко распространяются на многие другие ее элементы. В такой ситуации действие рыночных механизмов приводит к значительным потерям, в связи с чем настоятельно необходимым становится государственное (макроэкономическое) планирование. 5. В современных условиях государственное (макроэкономическое) планирование следует рассматривать в качестве важнейшего механизма, координирующего меры государственного регулирования экономики. 6. Возрастание роли государственного планирования связывается с необходимостью решения таких глобальных проблем, как долгосрочное развитие национальной экономики, угроза истощения природных ресурсов, создание системы экологической безопасности и т. п. В качестве предпосылок, которые обусловливают возможность макроэкономического планирования, можно назвать: 1. Осуществление государственного контроля над значительной долей ресурсов общества, включая косвенное влияние на характер использования ресурсов в частном секторе экономики. 2. Накопленный мировой опыт государственного регулирования национальной экономики. 3. Доступный уровень развития экономической теории, государственного регулирования, международной статистики и экономической информации. 4. Постоянно возрастающая консолидация различных общественных групп, которая приводит к появлению дополнительных возможностей влияния на национальную экономику и обеспечению согласованности частных действий и решений. В современной мировой экономике четко обозначился процесс перехода к межотраслевой интеграции собственности и становления макроэкономического (ассоциированного) собственника,который и может выступать в качестве субъекта макроэкономического (государственного ) планирования.Кроме того, к настоящему времени в большинстве промышленно развитых стран мира достаточно заметной стала сфера макроэкономического (государственного) планирования–мощный сектор государственных и смешанных корпораций. В этой связи к числуосновных функций макроэкономического планирования можно отнести следующие: • обоснование и разработка государственной экономической политики и мер государственного регулирования экономики; • обеспечение и поддержание необходимого качества и темпов экономического роста; • обеспечение координации решений всех экономических агентов (локальных решений) с позиций национальной экономики как единого целого; • установление и поддержание циклического равновесия в национальной экономике; • обеспечение и поддержание конкурентоспособности национальной экономики – макроэкономической конкурентоспособности; • обеспечение устойчивого развития национальной экономики. Необходимо подчеркнуть, что обеспечение равновесного роста национальной экономики, который достигается в ущерб ее конкурентоспособности, не может являться целью современной экономической стратегии развитых стран. Основной целевой функцией становится обеспечение долговременной конкурентоспособности национальной экономики, которая обусловливает прочность и устойчивость позиций страны в общемировой системе разделения и кооперации труда. Такое изменение ориентиров экономической политики потребовало и соответствующего изменения теоретических и методических основ макроэкономического планирования. Объектом макроэкономическогопланированиястановится расширенное воспроизводство в единстве всех его фаз или интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства как неразрывное единство движения товарной и денежной массы. Субъектом макроэкономическогопланированияявляется ассоциированный макроэкономический собственник. В качестве основной сферы макроэкономического планированияследует рассматривать государственно-корпоративный сектор национальной экономики. Стратегической целью макроэкономического планированиястановится обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты. В соответствии с данным подходом следует осуществить корректировку стратегии и политики проведения экономической политики государства, включая систему государственного регулирования экономики. Вместе с тем необходимо отметить, что мировой опыт свидетельствует о том, что макроэкономическое планирование может иметь весьма различный уровень развития – от достаточно законченных и целостных систем и моделей до наличия лишь отдельных элементов планирования. Конкретные модели и алгоритмы макроэкономического планирования выбираются в зависимости от характера и уровня развития экономики страны. На современном этапе общественного развития России основное содержание государственного планирования направлено на стратегический выбор основных направлений социально-экономического развития страны. В этой связи особую актуальность приобретает проблема обоснования целей и приоритетов развития национальной экономики. Как подчеркивалось ранее, в качестве главной стратегической перспективы развития экономики и общества в целом следует рассматривать неуклонный рост благосостояния населения страны, что можно считать важнейшей объективной тенденцией современного общественного развития. В соответствии с этим система государственного планирования должна ориентироваться на ускоренное достижение названной выше стратегической цели. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях. Исходя из сказанного выше, в настоящее время перестройка системы планирования осуществляется посредством смещения центра тяжести с микроуровня на макроуровень экономики, с ориентацией на определение общих тенденций развития национальной экономики и формирование стратегии экономического роста, обеспечение тесной увязки общегосударственной и региональной стратегии, долговременной и текущей макроэкономической политики. Мировая практика социально-экономического реформирования дает основание сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики, включая государственное планирование, становится неотъемлемым структурным элементом системы управления, тем более на этапе становления интенсивного типа экономики, основными признаками которого могут являться: • всеобщая информационная обеспеченность; • высокая наукоемкость; • международная интеграция; • формирование единого экономического пространства; • социальная ориентация экономики. Перспективные исследования изменений в экономике должны учитываться при выборе концепции и моделей макроэкономического планирования. Это особенно актуально для нашей страны, поскольку в условиях реформирования экономики значительная часть экономистов стали отрицать не только науку планирования, но и его практику как структурный элемент системы управления и регулирования. Вместе с тем даже ряд зарубежных экономистов проделали путь от полного отрицания науки планирования, способной обеспечить обоснованное принятие политических решений и концепций развития экономики и требующей взаимодействия значительного числа научных дисциплин, до принятия и использования на практике отдельных форм и элементов планирования не только на микроуровне, но и на макроуровне национальной экономики в условиях социально ориентированного рыночного хозяйства. При этом большинством специалистов признается возможность использования государственных прогнозов и программ, «зонтичных концепций», сценариев развития национальной экономики и т. п. Подобная трансформация взглядов зарубежных экономистов в отношении роли и значения планирования в системе управления экономикой в определенной мере обусловливается следующими основными факторами: 1) значительно возросшей сложностью современных социально-экономических систем и усилением динамичности их развития; 2) необходимостью обеспечения координации деятельности всех элементов национальной экономики сложной социально-экономической системы в целях достижения согласованности целей и интересов, существующих в обществе. В связи со сказанным важным для нашей страны становится изучение опыта зарубежных стран в сфере планирования с учетом оценки возможности его адаптации к российским условиям.
6.2. Индикативное планирование: сущность В различных странах Необходимо отметить, что наибольшая эффективность индикативного планирования была достигнута во Франции в 50-е – 60-е годы, а затем она стала постепенно снижаться. Начиная с середины 80-х годов, фактические показатели развития национальной экономики стали отставать от запланированных. Однако, несмотря на данное обстоятельство, зарубежные экономисты считают, что по критерию достигнутых страной позиций в Европе и мире французская модель индикативного планирования заслуживает положительной оценки. Франция входит в группу ведущих индустриальных держав, которые занимают лидирующие позиции по производству ВВП и уровню промышленно-технологического развития. Однако активная роль государства в экономике Франции создает ей определенные трудности в системе европейской интеграции. С одной стороны, органы ЕС воспринимают и используют отдельные элементы французской модели индикативного планирования, а с другой – оказывают определенное давление на правительство Франции, требуя ограничить степень государственного вмешательства в экономику. Опыт индикативного планирования критически осмысливался и творчески развивался в целом ряде стран. В послевоенный период индикативное планирование прошло через разные формы развития, в общем и целом соответствующие различным этапам государственного регулирования смешанной экономики. Исторически первой формой индикативного планирования стала конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения госбюджетных расходов в ВВП. В условиях структурной перестройки экономик и их ускоренного развития становилась все более настоятельной необходимость согласования бюджетов с показателями народнохозяйственных прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений. Это привело к разработке средне-, а в конечном счете и долгосрочных прогнозов. По мере совершенствования и усложнения прогнозная деятельность стала отделяться от бюджетирования и методически, и организационно: если на первом этапе национальные экономические планы (прогнозы) составлялись в министерствах финансов, то с начала 60-х годов создаются специальные плановые органы. В ЕЭС планирование быстро вышло на наднациональный уровень, органы Союза начали составлять кратко- и среднесрочные программы хозяйственного развития региона, на основе которых готовились рекомендации для национальных экономик. Подключение к выполнению индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием налоговых льгот, льготных кредитов и иных мер господдержки в рамках селективной структурной политики породило соответственно структурную форму индикативного планирования. Значительных успехов в ее использовании добилась Япония: первый план комплексного развития территории страны (на 1960–1970 гг.) появился уже в 1962 г. В нем, как и в принятом в 1969 г. втором таком плане (на 1969–1985 гг.), была заложена концепция создания «полюсов роста» в районах, удаленных от главных промышленных агломераций. В основу третьего плана (1983–1996 гг.) кладется концепция «интегрированного» населения, а в 1987 г. утверждается «Программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии». По мере развития смешанной экономики и глобализации рынков индикативное планирование трансформируется встратегическую форму. Переход от одной формы индикативного планирования к другой предполагает повышение степени его зрелости, меры отлаженности взаимодействия всех соответствующих институтов регулирования. Эволюция форм индикативного планирования («конъюнктурная» – «структурная» – «стратегическая») в капиталистических странах заняла десятилетия. В России же пока в лучшем случае речь можно вести об элементах конъюнктурной формы, что соответствует общей либеральной ориентированности государственной социально-экономической политики в последние годы. Термин «индикативное планирование» не используется в законодательстве, регламентирующем прогнозирование, бюджетирование, программирование и контрактацию (госзакупки на контрактной основе). Эти инструменты госрегулирования хотя и существенно связаны с индикативным планированием, не тождественны ему ни по отдельности, ни в своей совокупности. Они могут функционировать и вне системы индикативного планирования, но реализующие их процедуры более эффективны в случае реализации индикативного плана. Обобщая все сказанное выше, можно выделить ряд подходов к индикативному планированию, которые учитывают опыт его реализации в разных странах. 1. Индикативное планирование – это макропланирование при самостоятельности предприятий. Так в Китае макроэкономическое планирование основано на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего. Поскольку деятельность госпредприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности, можно считать, что планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер. С современных позиций индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), которые характеризуют состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. Индикативное планирование означает, что государство в интересах всей нации, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает проекты экономического развития всего народного хозяйства; устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым мотивируется заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и субъектов Федерации в реализации целей, важных для общества в целом. 2. Индикативное планирование – ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством. Общегосударственное экономическое планирование в Японии носит индикативный характер. Разрабатываемые в стране общегосударственные планы социально-экономического развития не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах. Иначе говоря, основная функция индикативного планирования – информационно-ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная. 3. Сторонники этого подхода, опираясь на опыт многих стран, особо подчеркивают, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваясь под планы самого мощного «игрока» в рыночной системе – государства, даже если это для них необязательно. Соответственно государственный план переходного периода предполагается трактовать как систему показателей, реализующих централизованное управление и косвенное регулирование различных секторов экономики, прежде всего государственного. Он включает в себя как ориентирующие показатели (контрольные цифры), имеющие лишь информационное значение для предприятий, отраслей и республик, так и директивные показатели – государственный заказ, лимиты, экономические регуляторы (включая цены, налоги, процентные ставки). 4. Индикативное планирование – механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения такое планирование выполняет координационную роль, то есть предполагает согласование деятельности «центра», отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. Разделяющие эту позицию авторы исходят, прежде всего, из французской практики, где и был максимально развит институт индикативного планирования, в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявиться схема экономического роста, включающая те проекты, которые по линии правительственных организаций являются взаимно совместимыми. Основной является именно координирующая функция индикативного планирования. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах существуют и в системе централизованно-директивного планирования. Именно равноправное взаимодействие государственных институтов и хозяйствующих единиц конституирует индикативное планирование. Индикативные планы содержат лишь общие контуры относительно желательного развития экономики в целом, а также решение о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах государственных предприятий. Главной задачей индикативного плана является координация использования главным образом государственных ресурсов, не претендующая на прямое определение решений хозяйствующих субъектов частного сектора экономики. Вместе с тем основные параметры развития национальной экономики и основные параметры деятельности государственных органов управления и госпредприятий, содержащиеся в индикативном плане, призваны способствовать формированию экономической среды, влияющей на действия предприятий частного сектора экономики. В современных условиях индикативное планирование предполагает согласование следующих процессов: 1) макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и программах, разрабатываемых и осуществляемых государством; 2) территориального (регионального) планирования,которое воплощается в прогнозах, бюджетных планах и программах, разрабатываемых региональными и местными органами управления; 3) мезопланирования(планирования развития отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов и т.п.),осуществляемого главным образом метакорпорациями (межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы); 4) микропланирования, реализуемого в планах предприятий. В зарубежных странах на современном этапе индикативное планирование представляет собой определенный институт, который относится как к сфере государственно-правовых отношений хозяйствующих субъектов, так и к сфере гражданско-правовых отношений. Вместе с тем индикативное планирование в целом представляет собой не только институт государственного регулирования рыночного хозяйства, но и институт экон
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.128.17 (0.016 с.) |