Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины возникновения и виды монополийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Есть несколько причин существования монополий. Первая – «естественная монополия». Если производство любого объёма продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то компания является монополией. И причина здесь в экономии от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость. Вторая причина – одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьём. Третья причина – государственное ограничение. Монополии существуют потому, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию, – в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов могут создавать возможности для ускорения технического прогресса. Но эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Монополии могут задержать развитие, если это угрожает их прибыли. Однако развитие рынка – это развитие свободной конкуренции. Государственное регулирование частного бизнеса можно разделить на экономическое и общественное регулирование. Роль экономического регулирования заключается главным образом в контроле над ценами. Будучи теоретически предназначенным для защиты потребителей и определенных компаний (обычно маленьких) от более мощных компаний, оно зачастую оправдывается тем, что на рынке нет совершенно свободной конкуренции и поэтому она не может обеспечить такую защиту. Во многих случаях экономические регулирующие правила разрабатывались для защиты компаний от того, что они сами называли деструктивной конкуренцией между ними. С другой стороны, общественное регулирование преследует цели, не являющиеся чисто экономическими, – например, безопасность труда и чистота окружающей среды. Также общественное регулирование призвано тормозить или запрещать вредное для общества поведение компаний и поощрять поведение, считаемое желательным для общества. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите цели, задачи и функции государственного регулирования. 2. Охарактеризуйте методы государственного регулирования. 3. Охарактеризуйте инструментарий государственного регулирования. 4. Антимонопольное регулирование: сущность, цели, методы, значение. 5. Раскройте сущность монополии. Назовите виды монополий и причины их возникновения. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 6.1. Содержание и функции макроэкономического планирования В современных условиях Макроэкономическое планированиепредставляет собой научную категорию, связанную с интегративным способом производства. В результате процессов интеграции и централизации, характерных для современной мировой экономики, воспроизводство становится в той или иной мере обобществленным не только по форме организации и регулирования, но и по конечным результатам. Вследствие этого к настоящему времени наметился переход к принципиально новому, интегративному воспроизводству совокупного конечного продукта. Оно и составляет специфический объект макроэкономического (государственного) планирования. К числу основных предпосылок, обусловивших необходимость государственного планирования, можно отнести: 1. Значительное возрастание роли государства, связанное с необходимостью осуществления контроля за рядом ключевых параметров национальной экономики (бюджет, денежная масса, учетная ставка процента и т. п.). Государство выступает как субъект управления, который заинтересован в установлении и поддержании макроэкономической сбалансированности. Безусловно, такое управление не представляется возможным без знания проблем и перспектив развития национальной экономики, ее места и роли в мировом хозяйстве и без обобщающей эти представления стратегии. В этой связи макроэкономическое планирование может и должно рассматриваться как основа государственного регулирования экономики. 2. Макроэкономическое планирование является необходимым в тех сферах национальной экономики, в которых рыночные отношения либо вообще невозможны, либо неизбежно ограничены (например оборона, фундаментальная наука, образование и т. п.). В этих сферах распределение ресурсов в значительной мере должно регулироваться внерыночными методами, включая государственное планирование. 3. Важной функцией государственного планирования становится преодоление недостатков рыночного саморегулирования (например инфляции, безработицы, бюджетного дефицита и т.п.). 4. Возрастание роли государственного, или макроэкономического, планирования в определенной мере объясняется резко возросшей интеграцией национальной экономики. Последнее приводит к тому, что диспропорции и проблемные ситуации, возникающие в одном элементе национальной экономики, достаточно быстро и легко распространяются на многие другие ее элементы. В такой ситуации действие рыночных механизмов приводит к значительным потерям, в связи с чем настоятельно необходимым становится государственное (макроэкономическое) планирование. 5. В современных условиях государственное (макроэкономическое) планирование следует рассматривать в качестве важнейшего механизма, координирующего меры государственного регулирования экономики. 6. Возрастание роли государственного планирования связывается с необходимостью решения таких глобальных проблем, как долгосрочное развитие национальной экономики, угроза истощения природных ресурсов, создание системы экологической безопасности и т. п. В качестве предпосылок, которые обусловливают возможность макроэкономического планирования, можно назвать: 1. Осуществление государственного контроля над значительной долей ресурсов общества, включая косвенное влияние на характер использования ресурсов в частном секторе экономики. 2. Накопленный мировой опыт государственного регулирования национальной экономики. 3. Доступный уровень развития экономической теории, государственного регулирования, международной статистики и экономической информации. 4. Постоянно возрастающая консолидация различных общественных групп, которая приводит к появлению дополнительных возможностей влияния на национальную экономику и обеспечению согласованности частных действий и решений. В современной мировой экономике четко обозначился процесс перехода к межотраслевой интеграции собственности и становления макроэкономического (ассоциированного) собственника,который и может выступать в качестве субъекта макроэкономического (государственного ) планирования.Кроме того, к настоящему времени в большинстве промышленно развитых стран мира достаточно заметной стала сфера макроэкономического (государственного) планирования–мощный сектор государственных и смешанных корпораций. В этой связи к числуосновных функций макроэкономического планирования можно отнести следующие: • обоснование и разработка государственной экономической политики и мер государственного регулирования экономики; • обеспечение и поддержание необходимого качества и темпов экономического роста; • обеспечение координации решений всех экономических агентов (локальных решений) с позиций национальной экономики как единого целого; • установление и поддержание циклического равновесия в национальной экономике; • обеспечение и поддержание конкурентоспособности национальной экономики – макроэкономической конкурентоспособности; • обеспечение устойчивого развития национальной экономики. Необходимо подчеркнуть, что обеспечение равновесного роста национальной экономики, который достигается в ущерб ее конкурентоспособности, не может являться целью современной экономической стратегии развитых стран. Основной целевой функцией становится обеспечение долговременной конкурентоспособности национальной экономики, которая обусловливает прочность и устойчивость позиций страны в общемировой системе разделения и кооперации труда. Такое изменение ориентиров экономической политики потребовало и соответствующего изменения теоретических и методических основ макроэкономического планирования. Объектом макроэкономическогопланированиястановится расширенное воспроизводство в единстве всех его фаз или интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства как неразрывное единство движения товарной и денежной массы. Субъектом макроэкономическогопланированияявляется ассоциированный макроэкономический собственник. В качестве основной сферы макроэкономического планированияследует рассматривать государственно-корпоративный сектор национальной экономики. Стратегической целью макроэкономического планированиястановится обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты. В соответствии с данным подходом следует осуществить корректировку стратегии и политики проведения экономической политики государства, включая систему государственного регулирования экономики. Вместе с тем необходимо отметить, что мировой опыт свидетельствует о том, что макроэкономическое планирование может иметь весьма различный уровень развития – от достаточно законченных и целостных систем и моделей до наличия лишь отдельных элементов планирования. Конкретные модели и алгоритмы макроэкономического планирования выбираются в зависимости от характера и уровня развития экономики страны. На современном этапе общественного развития России основное содержание государственного планирования направлено на стратегический выбор основных направлений социально-экономического развития страны. В этой связи особую актуальность приобретает проблема обоснования целей и приоритетов развития национальной экономики. Как подчеркивалось ранее, в качестве главной стратегической перспективы развития экономики и общества в целом следует рассматривать неуклонный рост благосостояния населения страны, что можно считать важнейшей объективной тенденцией современного общественного развития. В соответствии с этим система государственного планирования должна ориентироваться на ускоренное достижение названной выше стратегической цели. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях. Исходя из сказанного выше, в настоящее время перестройка системы планирования осуществляется посредством смещения центра тяжести с микроуровня на макроуровень экономики, с ориентацией на определение общих тенденций развития национальной экономики и формирование стратегии экономического роста, обеспечение тесной увязки общегосударственной и региональной стратегии, долговременной и текущей макроэкономической политики. Мировая практика социально-экономического реформирования дает основание сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики, включая государственное планирование, становится неотъемлемым структурным элементом системы управления, тем более на этапе становления интенсивного типа экономики, основными признаками которого могут являться: • всеобщая информационная обеспеченность; • высокая наукоемкость; • международная интеграция; • формирование единого экономического пространства; • социальная ориентация экономики. Перспективные исследования изменений в экономике должны учитываться при выборе концепции и моделей макроэкономического планирования. Это особенно актуально для нашей страны, поскольку в условиях реформирования экономики значительная часть экономистов стали отрицать не только науку планирования, но и его практику как структурный элемент системы управления и регулирования. Вместе с тем даже ряд зарубежных экономистов проделали путь от полного отрицания науки планирования, способной обеспечить обоснованное принятие политических решений и концепций развития экономики и требующей взаимодействия значительного числа научных дисциплин, до принятия и использования на практике отдельных форм и элементов планирования не только на микроуровне, но и на макроуровне национальной экономики в условиях социально ориентированного рыночного хозяйства. При этом большинством специалистов признается возможность использования государственных прогнозов и программ, «зонтичных концепций», сценариев развития национальной экономики и т. п. Подобная трансформация взглядов зарубежных экономистов в отношении роли и значения планирования в системе управления экономикой в определенной мере обусловливается следующими основными факторами: 1) значительно возросшей сложностью современных социально-экономических систем и усилением динамичности их развития; 2) необходимостью обеспечения координации деятельности всех элементов национальной экономики сложной социально-экономической системы в целях достижения согласованности целей и интересов, существующих в обществе. В связи со сказанным важным для нашей страны становится изучение опыта зарубежных стран в сфере планирования с учетом оценки возможности его адаптации к российским условиям.
6.2. Индикативное планирование: сущность
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.009 с.) |