Причины возникновения и виды монополий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения и виды монополий



Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции.

Есть несколько причин существования монополий. Первая – «естественная монополия». Если производство любого объёма продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то компания является монополией. И причина здесь в экономии от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость. Вторая причина – одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьём. Третья причина – государственное ограничение. Монополии существуют потому, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию, – в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов могут создавать возможности для ускорения технического прогресса. Но эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Монополии могут задержать развитие, если это угрожает их прибыли.

Однако развитие рынка – это развитие свободной конкуренции.
Ф. Котлер определил рынок как «сферу потенциальных обменов в условиях свободной конкуренции», а К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю как «институт или механизм, сводящий вместе предъявителей спроса (покупателей) и поставщиков (продавцов) отдельных товаров и услуг». Но развитие свободной конкуренции исторически неразрывно связано с формированием и ростом монополий, его перерастанием в монополистический капитализм, что доказала марксистская школа: при свободной конкуренции в области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привёл к усилению их диктата и господства, поэтому необходим государственный контроль.

Государственное регулирование частного бизнеса можно разделить на экономическое и общественное регулирование. Роль экономического регулирования заключается главным образом в контроле над ценами. Будучи теоретически предназначенным для защиты потребителей и определенных компаний (обычно маленьких) от более мощных компаний, оно зачастую оправдывается тем, что на рынке нет совершенно свободной конкуренции и поэтому она не может обеспечить такую защиту. Во многих случаях экономические регулирующие правила разрабатывались для защиты компаний от того, что они сами называли деструктивной конкуренцией между ними. С другой стороны, общественное регулирование преследует цели, не являющиеся чисто экономическими, – например, безопасность труда и чистота окружающей среды. Также общественное регулирование призвано тормозить или запрещать вредное для общества поведение компаний и поощрять поведение, считаемое желательным для общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите цели, задачи и функции государственного регулирования.

2. Охарактеризуйте методы государственного регулирования.

3. Охарактеризуйте инструментарий государственного регулирования.

4. Антимонопольное регулирование: сущность, цели, методы, значение.

5. Раскройте сущность монополии. Назовите виды монополий и причины их возникновения.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

6.1. Содержание и функции макроэкономического планирования

В современных условиях

Макроэкономическое планированиепредставляет собой научную категорию, связанную с интегративным способом производства. В результате процессов интеграции и централизации, характерных для современной мировой экономики, воспроизводство становится в той или иной мере обобществленным не только по форме организации и регулирования, но и по конечным результатам. Вследствие этого к настоящему времени наметился переход к принципиально новому, интегративному воспроизводству совокупного конечного продукта. Оно и составляет специфический объект макроэкономического (государственного) планирования.

К числу основных предпосылок, обусловивших необходимость государственного планирования, можно отнести:

1. Значительное возрастание роли государства, связанное с необходимостью осуществления контроля за рядом ключевых параметров национальной экономики (бюджет, денежная масса, учетная ставка процента и т. п.). Государство выступает как субъект управления, который заинтересован в установлении и поддержании макроэкономической сбалансированности. Безусловно, такое управление не представляется возможным без знания проблем и перспектив развития национальной экономики, ее места и роли в мировом хозяйстве и без обобщающей эти представления стратегии. В этой связи макроэкономическое планирование может и должно рассматриваться как основа государственного регулирования экономики.

2. Макроэкономическое планирование является необходимым в тех сферах национальной экономики, в которых рыночные отношения либо вообще невозможны, либо неизбежно ограничены (например оборона, фундаментальная наука, образование и т. п.). В этих сферах распределение ресурсов в значительной мере должно регулироваться внерыночными методами, включая государственное планирование.

3. Важной функцией государственного планирования становится преодоление недостатков рыночного саморегулирования (например инфляции, безработицы, бюджетного дефицита и т.п.).

4. Возрастание роли государственного, или макроэкономического, планирования в определенной мере объясняется резко возросшей интеграцией национальной экономики. Последнее приводит к тому, что диспропорции и проблемные ситуации, возникающие в одном элементе национальной экономики, достаточно быстро и легко распространяются на многие другие ее элементы. В такой ситуации действие рыночных механизмов приводит к значительным потерям, в связи с чем настоятельно необходимым становится государственное (макроэкономическое) планирование.

5. В современных условиях государственное (макроэкономическое) планирование следует рассматривать в качестве важнейшего механизма, координирующего меры государственного регулирования экономики.

6. Возрастание роли государственного планирования связывается с необходимостью решения таких глобальных проблем, как долгосрочное развитие национальной экономики, угроза истощения природных ресурсов, создание системы экологической безопасности и т. п.

В качестве предпосылок, которые обусловливают возможность макроэкономического планирования, можно назвать:

1. Осуществление государственного контроля над значительной долей ресурсов общества, включая косвенное влияние на характер использования ресурсов в частном секторе экономики.

2. Накопленный мировой опыт государственного регулирования национальной экономики.

3. Доступный уровень развития экономической теории, государственного регулирования, международной статистики и экономической информации.

4. Постоянно возрастающая консолидация различных общественных групп, которая приводит к появлению дополнительных возможностей влияния на национальную экономику и обеспечению согласованности частных действий и решений.

В современной мировой экономике четко обозначился процесс перехода к межотраслевой интеграции собственности и становления макроэкономического (ассоциированного) собственника,который и может выступать в качестве субъекта макроэкономического (государственного ) планирования.Кроме того, к настоящему времени в большинстве промышленно развитых стран мира достаточно заметной стала сфера макроэкономического (государственного) планирования–мощный сектор государственных и смешанных корпораций.

В этой связи к числуосновных функций макроэкономического планирования можно отнести следующие:

• обоснование и разработка государственной экономической политики и мер государственного регулирования экономики;

• обеспечение и поддержание необходимого качества и темпов экономического роста;

• обеспечение координации решений всех экономических агентов (локальных решений) с позиций национальной экономики как единого целого;

• установление и поддержание циклического равновесия в национальной экономике;

• обеспечение и поддержание конкурентоспособности национальной экономики – макроэкономической конкурентоспособности;

• обеспечение устойчивого развития национальной экономики.

Необходимо подчеркнуть, что обеспечение равновесного роста национальной экономики, который достигается в ущерб ее конкурентоспособности, не может являться целью современной экономической стратегии развитых стран. Основной целевой функцией становится обеспечение долговременной конкурентоспособности национальной экономики, которая обусловливает прочность и устойчивость позиций страны в общемировой системе разделения и кооперации труда. Такое изменение ориентиров экономической политики потребовало и соответствующего изменения теоретических и методических основ макроэкономического планирования.

Объектом макроэкономическогопланированиястановится расширенное воспроизводство в единстве всех его фаз или интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства как неразрывное единство движения товарной и денежной массы.

Субъектом макроэкономическогопланированияявляется ассоциированный макроэкономический собственник. В качестве основной сферы макроэкономического планированияследует рассматривать государственно-корпоративный сектор национальной экономики.

Стратегической целью макроэкономического планированиястановится обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты.

В соответствии с данным подходом следует осуществить корректировку стратегии и политики проведения экономической политики государства, включая систему государственного регулирования экономики.

Вместе с тем необходимо отметить, что мировой опыт свидетельствует о том, что макроэкономическое планирование может иметь весьма различный уровень развития – от достаточно законченных и целостных систем и моделей до наличия лишь отдельных элементов планирования. Конкретные модели и алгоритмы макроэкономического планирования выбираются в зависимости от характера и уровня развития экономики страны.

На современном этапе общественного развития России основное содержание государственного планирования направлено на стратегический выбор основных направлений социально-экономического развития страны. В этой связи особую актуальность приобретает проблема обоснования целей и приоритетов развития национальной экономики. Как подчеркивалось ранее, в качестве главной стратегической перспективы развития экономики и общества в целом следует рассматривать неуклонный рост благосостояния населения страны, что можно считать важнейшей объективной тенденцией современного общественного развития. В соответствии с этим система государственного планирования должна ориентироваться на ускоренное достижение названной выше стратегической цели. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях.

Исходя из сказанного выше, в настоящее время перестройка системы планирования осуществляется посредством смещения центра тяжести с микроуровня на макроуровень экономики, с ориентацией на определение общих тенденций развития национальной экономики и формирование стратегии экономического роста, обеспечение тесной увязки общегосударственной и региональной стратегии, долговременной и текущей макроэкономической политики.

Мировая практика социально-экономического реформирования дает основание сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики, включая государственное планирование, становится неотъемлемым структурным элементом системы управления, тем более на этапе становления интенсивного типа экономики, основными признаками которого могут являться:

• всеобщая информационная обеспеченность;

• высокая наукоемкость;

• международная интеграция;

• формирование единого экономического пространства;

• социальная ориентация экономики.

Перспективные исследования изменений в экономике должны учитываться при выборе концепции и моделей макроэкономического планирования. Это особенно актуально для нашей страны, поскольку в условиях реформирования экономики значительная часть экономистов стали отрицать не только науку планирования, но и его практику как структурный элемент системы управления и регулирования. Вместе с тем даже ряд зарубежных экономистов проделали путь от полного отрицания науки планирования, способной обеспечить обоснованное принятие политических решений и концепций развития экономики и требующей взаимодействия значительного числа научных дисциплин, до принятия и использования на практике отдельных форм и элементов планирования не только на микроуровне, но и на макроуровне национальной экономики в условиях социально ориентированного рыночного хозяйства. При этом большинством специалистов признается возможность использования государственных прогнозов и программ, «зонтичных концепций», сценариев развития национальной экономики и т. п.

Подобная трансформация взглядов зарубежных экономистов в отношении роли и значения планирования в системе управления экономикой в определенной мере обусловливается следующими основными факторами:

1) значительно возросшей сложностью современных социально-экономических систем и усилением динамичности их развития;

2) необходимостью обеспечения координации деятельности всех элементов национальной экономики сложной социально-экономической системы в целях достижения согласованности целей и интересов, существующих в обществе.

В связи со сказанным важным для нашей страны становится изучение опыта зарубежных стран в сфере планирования с учетом оценки возможности его адаптации к российским условиям.

 

6.2. Индикативное планирование: сущность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.016 с.)