ТОП 10:

Особенности развития белорусского этноса. Формирование белорусской национальной идеи и ее отображение в общественно-политическом движении второй половины XIX - начала XX в.в.



Территория и население Беларуси. Нация - это сообщество людей, что сложилось исторически, для которых характерно постоянное проживание на одной территории, общность хозяйственной жизни, один литературный язык, и национальное самосознание.

Нации формируются в буржуазную эпоху. В отличие от российской и западноевропейских - белорусская нация формировалась в условиях отсутствия собственной государственности.

Общность территории. Согласно административно-территориальному делению Российской империи белорусские земли входили в состав Виленской, Витебской, Гродненской, Могилевской и Минской губерний.

Население Беларуси, согласно всероссийской переписи 1897 г., население насчитывала 6,7 млн. человек. По национальному составу они делились следующим образом: 65,6 % население Беларуси являлись белорусами, 14,6 % - евреями, 6 % - русскими, 5,2 % - поляками, 4,6 % - украинцами. Введение границы еврейской оседлости обусловила искусственную перенаселенность евреями городов и местечек Беларуси, количественный перевес их средь городского пролетариата, ремесленников и торгово-промышленной буржуазии. Правительственная политика переселения в Беларусь русских помещиков и чиновников во второй половине ХЕХ ст. привела к увеличению тут количества русских. Более всего поляков проживала в Гродненской и Виленской губерниях.

Характерной особенностью белорусского этноса являлось то, что более чем 90 % белорусов жило в сельской местности и занималось сельским хозяйством.

По конфессиональному составу среди населения белорусских губерний в 1897 г. преобладали православные, которых насчитывалась около 2/3.

В социальную структуру белорусского общества входили буржуазия, дворянство, интеллигенция, рабочие и крестьяне. Буржуазия, которая во всем мире, как правила, выступала лидерам национальных движений, отличалась в Беларуси своей слабостью. Буржуазия в белорусских губерниях по этнической принадлежности являлась еврейской, русской, польской и только частично белоруской. Основные капиталы края находились в руках польских и русских помещиков еврейских купцов и промышленников. Местная национальная буржуазия не осознавала своего единства и безразлично или даже вражески относилась к белорусскому национальному движению.

В состав интеллигенции в Беларуси входили деятели культуры, ученые, работники образования, медицины и технической сферы, а также чиновники, служащие, военные, духовенство. В национальном составе интеллигенции края преобладали русские и белорусы, в меньшей степени были представлены поляки.

Собственно белорусская национальная интеллигенция из большими трудностями формировалась в 1880 — 1890-я гг. из среды преимущественно католической шляхты, крестьян, мещан. Она была немногочисленной и недостаточно организованной.

Рабочий класс в Беларуси формировался из числа безземельного обедневшего крестьянства, еврейской городской бедноты, ремесленников. В начала XX cr. количество постоянных наемных рабочих составляло более чем 400 тыс. человек. Найти работу на промышленных предприятиях Беларуси было очень сложно. Потому белорусы искали лучшей доли за границами своей стороны: в России, на Американском континенте. В 1897 г. в Минске Могилеве, Гродно, Гомеле, Витебске проживала 41 тыс. беларусов, в то время как в Петербурге их количество доходило к 66,5 тыс. человек, Одессе - 16,9 тыс., Москве -15,9 тыс. человек.

В белорусском обществе количественное большинство принадлежало крестьянству, которое состояло преимущественно из представителей коренного этноса. Миллионы крестьян еле сводили концы с концами, около 9 % их не имели своей земли.

Общность хозяйственной жизни. Общность хозяйственной жизни является одной из признаков формирования нации. Увеличение количества фабрично-заводских предприятий в промышленности, переориентация помещичьих хозяйств на продажу своей продукции, развитие торговли и железнодорожное строительство способствовали созданию на территории Беларуси единственного экономического региона. Расширение торгово-экономичных связей между разными частями Беларуси содействовало объединению представителей коренного этноса в Нацию Выезд Белорусов за границы родины на работу или учебу позволял им знакомиться с бытом и культурой других народов, помогал осознавать свои этнические особенности.

Развитие белорусского литературного языка. Вначале XIX в. происходило возрождение белорусского литературного языка. На момент первой всеобщей переписи Российской империи существование белорусского языка признавалась российской официальной властью. Значительная часть населения Беларуси в переписи назвала белорусский язык своим родным.

В возрождении Белорусского языка ключевую роль сыграл поэт Франтишек Богушевич. Он первым из белорусских деятелей культуры отметил самостоятельность белорусского языка и равенство его со всеми другими языками. Ф. Богушевич призывал к возрождению белорусского языка как основы нации: "...язык наш есть такой же человеческий и панский, как и французский, либо немецкий, либо другая какой-нибудь. ...Наш язык для нас святой, ведь он нам от Бога дан, как и другим добрым людям... Оно хорошо, а даже и нужно знать соседский язык, но прежде всего надо знать свой..." При печатании белорусских изданий использовалась преимущественно латиница. Так издавались произведения В. Дунина-Марцинкевича, Ф. Богушевича, газета "Мужицкая правда". В конце XIX в. латиницу постепенно начала вытеснять кириллица.

В начала XX в. появились легальные белорусско-язычные издания, среди них — газета "Наше нива". Авторы, которые печатались в этой газете, - Янка Купала, Якуб Колас, Алоиза Пашкевич (Тетка) - внесли значительный уклад в формирование белорусского литературного языка.

Национальное самосознание. Национальное самосознание — эта совокупность идей, представлений убеждений верований в которых народ (этнос) осмысливает себя как национальное сообщество и осознает исторические корни своего происхождения.

О формировании национального самосознания свидетельствовали отношения жителей Беларуси к языку. Согласно переписи 1897 г. белорусский язык признали родным 60 % учителей 40 % чиновников 29 % почтово-телеграфных служащих, 20 % работников медицинских учреждений.

Внешней формой проявления национального самосознания является название народа. Название Беларусь появилась на карте Российской империи в конце 18 ст. правда касалось оно только восточной половины Беларуси. Центральную и Западную Беларусь нередко называли Литвой, а ее населения Литвинами. Однако в конце XIX - начале XX в. термин "Беларусь" и название "белорусы" закрепились за всей этнической территорией белорусов. Часть населения Беларуси называло себя "здешние". В некоторых местностях существовали региональные названия, которые относились к значительным территориям: "полешуки" - для всего Полесья, "пинчуки", "брещане" - для его отдельных частей. Тем не менее, перепись 1897 г. засвидетельствовала, что большинство жителей Беларуси уже усвоила название "белорусы" и держалась его.

Таким образом, вторая половина XIX - начало XX в. стали решающим этапом процесса формирования белоруской нации. Ее становление происходило в составе Российской империи, правительство которой был заинтересовано в территориальном единстве государства и ослаблении в ей национальных движений.

Оформление белоруской национальной идеи. Нация - это сообщество людей, объединенных не только территорией проживания, литературным языком и культурой, но и обшей идеей. Вместе с постепенным формированием белоруской нации зарождалась белорусская национальная идея - представления, в которых представители интеллигенции выражали понимание белорусов как самостоятельного и самобытного сообщества людей и их жизненно важные интересы. В границах национальной идеи формулировались цели и задачи белорусского народа на разных этапах исторического развития. Сутью национальной идеи являлось образование белоруской государственности.

Белорусская национальная идея выросла из литвинской идеи о возрождении Великого княжества Литовского, которая оформилась в первой половине XIX в. Около ее истоков стояли профессора Виленского университета Михаил Бобровский и Игнатий Данилович. Революционер-демократ Константин Калиновский высказал мысль о создании демократичного государства. Он считал, что белорусские и литовские земли во времена существования ВКЛ имели свою самостоятельную государственность, и мечтал о ее возрождении.

Теоретическое обоснование существования самостоятельного белорусского этноса впервые разработали белорусские народники в Петербурге. В журнале "Гомон" они убеждали, что у белорусского народа есть свои интересы, что Беларусь как страна имеет свои признаки: язык, тип мышления, культуру. Белорусские студенты-гомоновцы выступали против взглядов на белорусский народ "как на какой-то материал для всевозможных экспериментов" и рассматривали его "как живую народность, способную самостоятельно распоряжаться собой". Таким образом, заявлялось о законных правах белорусского народа на самостоятельное и равноправное положение в "общей славянской семье". Гомоновцы мечтали про автономию своего края в составе социалистической федеративной России.

В 1905 г. гомоновскую идею об автономии Беларуси в составе демократической и федеративной России поддержали сторонники БСГ. Каждый народ, который входил в состав России, согласно программе БСГ, должен иметь свой парламент, выбирать себе чиновников, говорить и писать на своем языке.

Значительную роль в формировании белорусской идеи и пробуждения национальной сознания белорусов отыграла газета "Наша нива". Газета выступала против официальной царской политики, направленной на раскол белорусского народа согласно вероисповеданию на "русских" и "поляков". А. Иван Луцкевич отмечал что, "пока костел и церковь не сделаются в Беларуси белорусскими, народ наш всегда будет делиться на две части". Редакторам "Нашей Нивы" из 1914 г. был Я. Купала.

Роль "Нашей Нивы" в развитии культуры Беларуси и объединения национальной интеллигенции. В 1906 - 1915 гг. в Вильно выходило легальная белорусская еженедельная газета "Наша Нива". Ее изданием управляли лидеры Белорусской социалистической громады братья Иван и Антон Луцкевич и. До 1912 г. газета печаталась кириллицей и латиницей, позже — только кириллицей. "Наша нива" ориентировалось преимущественно на крестьянство и сельскую интеллигенцию, мелких служащих и рабочих.

Свою первоочередную и главную задачу "Наше Нива" видела в борьбе за признание факта существования белорусского народа, за его равноправность с другими народами. Много внимания газета уделяла теоретическому обоснованию права белорусского народа на сохранение и развитие своего языка и национальной культуры.

Для многих тысяч белорусов "Наша Нива" стало первой газетой, прочитанной ими. Постепенно росла популярность издания, усиливались его связи с народом. Газета имела сотни корреспондентов во всех уголках Беларуси. Так, за 1910 г. она опубликовала 666 корреспонденций из 321 населенного пункта Беларуси и из 14 - за границами края. Газета доходила даже к белорусам, которые переехали в Америку. "Наша Нива" превратилось в собирательницу литературных талантов. В ее среде выросли классики белоруской литературы Янка Купала и Якуб Колас, с ней сотрудничали Максим Богданович, Александр Гарун, Змитрок Бядуля.

Газета была целой эпохой в белорусском возрождении начала XX в. и дала этому периоду истории Беларуси свое название - "нашенивский". Публикации "Нашей Нивы" побуждали местную интеллигенцию искать ответ на вопрос: так кто же такие белорусы? В этих поисках потихоньку вызревала белорусская национальная идея.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.005 с.)