Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие сельского хозяйства и промышленности на территории беларуси во Второй половине XIX ст.

Поиск

Сельское хозяйство.

Помещичье хозяйство. После реформы 1861 г. часть помещиков продолжала вести свое хозяйство по-старому. В первые пореформенные десятилетия наибольшее распространение в Могилевской и Витебской губерниях получили отработки. Отработки, это когда малоземельные крестьяне были вынуждены работать на пана за аренду помещичьих полей, пастбищ, сенокосов и за натуральные или денежные ссуды. Отработки (в основе своей дореформенная барщина) осуществлялись примитивными методами земледелия и традиционными орудиями труда - деревянной сохой и бороной, серпом и косой. Крестьяне, которые находились на отработках, не были заинтересованы в доброкачественном труде, что обрекало помещичье хозяйство на упадок. Необходимо отметить, что такие помещики скоро разорялись и вынуждены были продавать свои поместья сельской буржуазии, новой общественной прослойке, что зародилась после реформы 1861 г. На 1913 год 2/3 помещиков заложили свои поместья в банках, а заложенное в банке поместье чаще всего не выкупалось своим хозяином.

Приблизительно 1/3 помещиков сумела перейти к капиталистической системе хозяйствования. Эта система преобладала в Виленской, Гродненской и Минской губерниях. Она заключалась в найме помещиками в свои хозяйства постоянных или временных работников, которые обрабатывали землю инвентарем владельца. Такие хозяйства постепенно приобретали торговый, предпринимательский характер. Тут вводили многопольные севообороты, разводили породистых животных, использовали минеральные удобрения и улучшенные орудия труда (железные плуги, бороны), а позже - разные сельскохозяйственные машины. Похожими нововведениями пользовались на своих землях и зажиточные предприимчивые крестьяне. По применению машин в сельском хозяйстве Беларусь стояла на первом месте в Российской империи.

Крестьянское хозяйство. Подавляющее большинство крестьян вело хозяйство на наделах, полученных после реформы. Малоземелье и безземелье было настоящим бедствием для большинства крестьянства. Малоземельными считались крестьяне, у которых было до 5 десятин земли на двор (десятина это 1,09 га). Такой надел земли не обеспечивал прожиточный минимум крестьянской семьи и малоземельные крестьяне арендовали пашенную землю у помещика, за что как и раньше несли отработочные повинности или платили деньгами. Таких крестьян в Беларуси было 60%.

Середняком считался тот, кто имел от 5 до 15 десятин земли. Середняк уже мог вести более менее самостоятельное хозяйство, но таких хозяйств в Беларуси было около 30%

Крестьяне, которые имели наделы свыше 15 десятин земли, считались зажиточными и могли выращивать продукцию на продажу и расширять свое хозяйство. Правда, таких крестьянских хозяйств было 10 % от общего количества.

В среднем на все повинности подати поборы шло в разные годы от 60 до 90% общей продукции полученной с крестьянского надела.

Специализация сельского хозяйства. В 1860 - 1870-я гг. сельское хозяйство Беларуси специализировалась на производстве зерна: ржи, овса, ячменя. Однако в 1880-я гг. его производство как рыночной культуры стало в Беларуси невыгодной потому, что Рынки Западной Европы заполнило более дешевое и качественное зерно из Америки, что вызывало резкое (вдвое и более) падение цен на него. Это сделало продукцию белорусских производителей неконкурентоспособной на европейском рынке.

Сельское хозяйство Беларуси переориентировалось на молочно-мясное животноводство, которая в тех условиях могла обеспечить высокие прибыли. В 1883 - 1900 гг. поголовье крупного рогатого скота увеличилась вдвое. Появились высокопроизводительные породы коров (голландская, тирольская, симентальская) и фермы по их разведению. Молоко переделывали на масло и сыр на маслодельных и сыроварных заводах. Беларусь вместе с прибалтийскими губерниями стала районам, который специализировался на производстве молочных продуктов.

Вторым важным видом капиталистического предпринимательства стало винокурение. Основным сырьем для изготовления спирта было сначала зерно, потом - картофель. Потому его посевы выросли более чем втрое. В начала XX в. на Беларусь приходилась почти 17 % всей площади, занятой картофелем в европейской части Российской империи.

Реформа 1861 г. определила медленный "прусский" путь развития капитализма в сельском хозяйстве. На этом пути сельское хозяйство Беларуси медленно перерастало в капиталистическое при сохранении длительное время главного феодального пережитка - помещичьего землевладения.

Промышленность.

Становление фабричного производства. Освобождение из-под крепостничества помещичьего крестьянства создало рынок свободной рабочей силы. За счет безземельных и малоземельных крестьян, которые оставляли деревню, а также обедневших ремесленников пополнялся рабочий класс. Деньги за землю, полученные помещиками в итоге выкупной операции, стали основой капитала, использованного для создания и расширения предпринимательства. Строительство железных дорог обусловили скорый рост рынка сбыта промышленной продукции. Таким образом, свободные рабочие руки, наличие капитала и рынка создавали условия для постепенного становления капитализма. Капитализм представлял собой общественный строй, основанный на частной собственности, товарно-денежных отношениях, использования вольнонаемной рабочей силы. В пореформенные годы объем промышленного производства возрос в 37 раз, а количество рабочих - в 9.

При всем этом в Беларуси преобладали мелкие и средние фабрики и заводы с количеством рабочих к 50 человек. Крупных предприятий, где работала 500 рабочих и больше, было очень мало. В 1900 г. их насчитывалась всего 9.

Другой особенностью промышленности Беларуси была ее привязанность к сельской местности. В 1900 г. 2/3 фабрик и заводов находились в местечках и поместьях. Но наиболее крупные фабрики и заводы размещались в городах.

Промышленность Беларуси специализировалась на обработке продукции местного сельского хозяйства, лесного и минерального сырья. Наиболее развитыми были отрасли, связанные из переработкой продуктов земледелия (мукомольная, льняная, винокуренная), животноводства (кожевенная, шерстяная, суконная), лесного хозяйства (спичечная, бумажная), а так же производство строительных материалов (стекла, кирпича). Именно они приносили предпринимателям высокие прибыли, потому что были обеспечены дешевым сырьем и не требовали больших капиталов.

Ведущая роль среди отраслей производства принадлежала винокурению. Беларусь была одним из главных районов винокурения Российской империи. В 1890 г. в пяти западных губерниях действовали 18 % винокуренных заводов страны.

Скорыми темпами развивалась деревообрабатывающая промышленность. В начала XX ст. белорусские предприятия давали 24 % общероссийского производства дубовых шпал, почти 24 % - фанеры, примерно 49 % - спичек.

Бумажно-картонная промышленность Беларуси размещалась главным образом в Могилевской и Витебской губерниях. Самой крупной в отрасли была Добрушская бумажная фабрика - одна из самых передовых в России по технической оснащенности.

Крупнейшим из стеклозаводов был завод "Неман" в Лидском уезде, который начал выпуск продукции в 1875 г. В начала XX в. предприятия Беларуси давали 55 % оконного стекла, что изготавливалось в России.

Наиболее значительным предприятиям в текстильной отрасли, льняной промышленности была льнопрядильная фабрика "Двина" в Витебске, построенная в 1900 г.

Рост городов. Изменения в составе городского населения. В середине XIX в. в Беларуси насчитывалась 42 города, а доля горожан составляла 10 % от всего населения Беларуси. Общее количество горожан в течение второй половины XIX ст. выросла в 2,2 раза и составила в 1897 г. 655 тыс. человек. Она увеличивалась за счет шляхты, обезземеленного крестьянства и выселенных из сельских поселений евреев. По темпам роста городского населения Беларусь отставала от центральных губерний Европейской России.

Города Беларуси были преимущественно небольшими. В конце XIX в. только два из них Минск и Витебск имели от 50 до 100 тыс., а семь городов - от 20 к 50 тыс. жителей. В 1913 г. количество населения Минска стало 116 тыс., а Витебска f 103 тыс. человек.

Во второй половине XIX - начале XX в. в облики белорусских городов произошли заметные изменения. В значительные промышленные центры превратились Минск, Гомель, Пинск, Витебск, Гродно, Брест, Бобруйск, Борисов. Они вдвое, а то и больше увеличили свои территории. Тут были построены фабрики и заводы, на окраинах появились рабочие поселки.

Характерными для белорусских губерний были местечки - населенные пункты, которые занимали промежуточное положение между городом и деревней. В конце XIX в. их насчитывалась в Беларуси около 320, и в них проживало 680 тыс. человек. Преобладали мелкие местечки - до 2 тыс. жителей, но около 100 местечек имели население от 2 до 5 тыс. человек.

Рост городов сопровождался сменой их социальной структуры. К концу XIX ст. средь горожан выделялись буржуазия и наемные рабочие. В состав городской буржуазии входили промышленники, зажиточные ремесленники, купцы, финансисты.

Своеобразным был национальный состав городского населения, в котором согласно переписи 1897 г. преобладали евреи. Белорусов среди городских жителей было только 14,5 %. Удельный вес еврейского населения местечек доходил до 60 - 80 %. Евреи преобладали среди рабочих мелко­капиталистической и ремесленного производства, торговли и бытового обслуживания. Торгово- промышленная буржуазия в крае в основном была предоставлена также еврейскими купцами и промышленниками. В крупной промышленности и на железной дороге были заняты преимущественно белорусы.

Строительство железных дорог. Развитие хозяйства в Беларуси непосредственно зависело от уровня развития путей сообщения. Однако речные и шоссейные пути сообщения не удовлетворяли нужд капиталистического рынка. Ему В наибольшей степени соответствовал в то время железнодорожный транспорт в то время железнодорожный транспорт. Первая железная дорога - участок Петербургско- Варшавской магистрали - прошла через Беларусь в 1862 г. С постройкой в 1860-я гг. Рига-Орловской, в 1870-я гг. Московско-Брестской и Либаво-Роменской, в 1880-я гг. Полесской и в 1902 г. Петербургско- Одесской железных дорог их длина на территории Беларуси составила 3000 км. Железнодорожная сеть на территории Беларуси была одной из самых густых в Российской империи.

Развитие торговли. Значительные сдвиги в последней трети XIX - начала XX ст. произошли в торговле. Постепенно теряли свою роль ярмарки, которые проводились периодически. На смену им приходила постоянная торговля через магазины. На её долю в конце XIX в. припадала 95 % всего внутреннего торгового оборота городов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.253.84 (0.013 с.)