Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный и общественный строй великого княжества Литовского русского и жемайтского. Статуты вкл.

Поиск

Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское было феодальной монархией, где феодалам было обеспечено право владения зависимым населением - крестьянами. Население княжества делилась на две большие группы - феодалов-помещиков и феодально-зависимое население. Население делилось на сословия - дворянство, мещан, духовенства и крестьян.Феодалы (шляхта) - это наиболее привилегированная часть населения, ее мощь опиралась на исключительное право владения землей. Это сословие не было однородным. Большими богатствами владели бывшие удельные князья (Рюриковичи, Рогволодовичи, Альгердавичы) и некоторые бояре, что возвысились при предыдущих великих князьях. Эти феодалы создали прослойку магнатов - наиболее влиятельных лиц в княжестве, что

занимали главные государственные должности в княжестве. Остальные феодалы - потомки бояр - в течение XVI в. стали называться шляхтой. Консолидации этого сословия способствовала возвышение роли сейма в государственном управлении, в заседаниях которого принимали участие избранные из шляхты каждого повета и воеводства.Сословие крестьян к середине XVI в. так же было неоднородным. Лично свабодные заможные крестьяне, исполнявших военную службу (назывались боярами, боярами Пугни, боярами панцирные или боярами слугами) по статусу были наиболее приближены к мелкой шляхты; Но вместе с ними существовали многочисленные категории феодально-зависимого крестьянства. Правовое положение крестьян г это полная политическая бесправность, ограниченная гражданская правоспособность, повышенная уголовная ответственность. По сути, крестьяне существовали для обеспечения потребностей феодалов и государства. Мещане - жители городов, делились на три группы согласно имущественному положению. Верхи составляли зажиточные купцы и цэхмайстры, они часто владели земельной собственностью, что приближало городской набилитэт к знати. Среднюю группу составлял и.мел кие торговцы и ремесленники. Часто они владели недвижимостью в городе и могли участвовать в работе органов городского самоуправления. Ниже группа - чэлядники, ученики, "черные люди" не имели никаких прав.Правовое положение мещан зависело оттого, в каком городе они проживали. Значительными правами пользовались жители Вильнюса, Полоцка, Бреста, Минска и других крупных государственных городов с правом на самоуправление и дарственными льготными грамотами. Меньшими правами обладали жители местечек и городов, что не имели права на самоуправление. Жители частновладельческих городов являлись феодально зависимым населением.Духовенство не смогло образовать единую корпоративную общину. К тому было несколько условий. Источниками пополнения сословия были - феодальное среду, мещанство, зажиточное лично свободное крестьянство. До того, на территории княжества действовали представители нескольких религий - католицизма, православия, униатство (с 1596 г.), протестантских церквей, было еврейское и магаметанскае духовенства. Часто духовенства признавала власть внешних церковных учреждений, наносила ущерб государственным интересам княжества.Столица государства - это главный город, где располагались органы государственного управления, резиденция главы государства - великого князя. Здесь собирались общегосударственные вальные сеймы. С1323 г. столицей Великого княжества Литовского Гедимин выбрал Вильнюс (кривичское поселение Кривой город) на реке Вилии. С течением времени Вильнюс стала одним из крупнейших город в Восточной Европе. По некоторым сведениям, нсельництва Вильнюса в XVI в. было преимущественно белорусским, православным.Герб государства - "Погоня" - летописи упоминают под 1270 - 1290-е гг., Чаще всего связывают с личностью Витовта. Сначала это был личный герб великого князя, позже он стал гербом государства. Устав 1566 юридически закрепил "Погоню" как государственный герб ВКЛ. Воеводствах и уезд должны были иметь печать с "Пагоней". Государственный герб имел следующий вид - на щите барочной формы пурпурного цвета в середине размещался белый всадник с мечом и щитом.В течение XIV - XVII ев. белорусский, а точнее, старобелорусский язык выполняла функции государственного языка ВКЛ. На ней были изданы главные законы княжества - Судебник 1468 г., все три Статуты ВКЛ, велась Метрика Великого княжества Литовского. На белорусском языке велось делопроизводство в городских магистратов, земских и замковых судах, она использовалась при проведении ревизий и инвентаризаций не только на территории Беларуси, но и на собственно литовской территории. После заключения Люблинской унии условия для дальнейшего развития белорусского языка как языка государственного, значительно ухудшились. Делопроизводство постепенно переводилось на польский язык. Специальной Сейма постановлением 1696 белорусский язык был запрещен для применения в делопроизводстве на территории Речи Посполитой.

Статут ВКЛ издавался три раза: в 1529,1566 и 1588 годах; и был написан на старо белорусском языке на котором говорило население Великого Княжества Литовского в XIV-XVI веках. Кодекс был составлен в Великом княжестве Литовском в XVI веке и продолжал сохранять свою силу в бывших областях этого государства в качестве сборника их гражданских законов почти до половины XIX века. Упоминания о «Статуте Великого Княжества Литовского» или о «Статуте земском» встречаются в источниках ещё в

последней четверти XV и первой XVI века, но тогда под этими терминами разумелся не какой-либо кодекс, а вся совокупность земских «устав и ухвал», равно как земских и областных «привилеев», издававшихся литовским господарем с его радой. Необходимость кодификации законов, вытекавшая как из пестроты права, источниками которого служили старые обычаи и новые жалованные грамоты, или «привилеи», великих князей, так и из стремлений усилившейся шляхты высвободиться из-под тяжести великокняжеской власти, повела к изданию в 1529 г. на виленском сейме кодекса законов под именем Статута Великого Княжества Литовского. Большинство исследователей держится того мнения, что этот первый, или «старый», Статут никогда не был напечатан и действовал только в писанной форме. Профессор Ф. И. Леонтович приводил, однако, свидетельство одного акта 1552 г. о «друкованом», или печатном, Статуте. Статут 1529 г. не был особенно благоприятен для шляхты и заключал в себе немало устарелых и весьма суровых постановлений. Поэтому уже на берестейском сейме 1544 г. литовские чины просили короля Сигизмунда I об исправлении Статута, но пересмотр и новое издание последнего осуществились лишь при Сигизмунде Августе на сеймах 1564,1565 и 1566 годов. Окончательно утверждена новая редакция, известная под названием второго Статута, привилеем 1 марта 1566 г. Вскоре поднялся вопрос о новом исправлении Статута. Исправленный на поветовых сеймиках и утвержденный на головном съезде литовских чинов в Волковыске (1504), он был просмотрен на варшавском элекционном сейме 1587 г. и окончательно утвержден на коронационном сейме 1588 г. В том же году этот «третий Статут» был издан на старо русском языке подканцлером Львом Сапегою в Вильне. Это издание и было оригиналом закона; многочисленные польские переводы, начавшиеся с 1616 г., такого значения не имели и носили частный характер.

11) Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе Великого княжества Литовского во второй половине Xlll-первой половине XVI вв. Аграрная реформа Сигизмунда II Августа (валочная помера).

Социально-экономической основой развития белорусских земель в средневековую эпоху являлось сельское хозяйство. Верховным собственником земли был великий князь. За военную и гражданскую службу князь наделял людей землей во временное или Постоянное пользование. Этих людей называли боярами, а с XV в. - шляхтой. Крестьяне собственной земли не имели. Они работали и жили на земле магнатов или шляхтичей. Формой общественной организации являлись соседская сельская община, которая входила в состав более широкой организации - волости. В зависимости от количества земли, которой они пользовались, и характера повинностей, крестьяне делились на тяглых, огородников, бобылей/ коморников, кутников и др. От степени личной зависимости от феодалов выделялась челядь невольная (крестьяне, которые не имели своего хозяйства, жили в имениях феодалов), челядь придворная (прислуга), «похожие» люди (крестьяне с правом перехода из одного имения в другое) и «непохожие» люди (крестьяне, которые были лишены такого права), данники (платили натуральную дань), дольники (отдавали часть собранного урожая), люди тяговые (отрабатывали барщину), осадные (платили оброк), огородники (работали у феодала, не имели своей земли).

В середине XV в. помещики стали переходить к фольварочной системе хозяйства. Крестьяне за пользование землей должны были отрабатывать определенное количество дней на помещичьей земле своим инвентарем (барщина) или платить деньгами (чинш).

1447г - Привилей Казимира - феодалы получают право на суд над крестьянами

1529г. - Статут ВКП - вводится 10-тилетний срок поиска беглых крестьян

1557г. - Устава на волоки - крестьяне закреплялись за определенным земельным наделом, провозгласил её Сигизмунд Август, волока: 19,5 десятины, или в современном исчислении 21,3 га

1566г. - Второй Статут - подтверждён 10-тилетний срок поиска беглых крестьян

1588г. - Третий Статут - 20-тилетний срок поиска беглых крестьян. Крестьяне потеряли право перехода от одного феодала к другому. В XIV - первой половине XVI в. производительные силы феодализма обусловили интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, что сопровождалось ростом городов и поселков городского типа ■>• местечек. Наиболее крупными городами (свыше 8 тыс. человек) были Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк, Гродно, Брест. С конца XIV в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). До второй половине XVI в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси. Главным органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из рады (выборного органа) и лавы (суда). Во главе рады стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы рады были ратуши. Основную массу населения городов составляли ремесленники, купцы, которых называли горожанами. Большинство населения городов занималось ремеслом. В целях защиты своих экономических интересов ремесленники объединялись в союзы по профессиям, которые назывались цехами. Члены его делились на мастеров, товарищей, или челядников, и учеников. Цеха были организацией мастеров. Чтобы добиться этого звания, необходимо было в течение нескольких лет пройти школу ученика и подмастерья. В эти годы быстро развивалась торговля как внутренняя, так и внешняя. Купцы вели торговлю с Ригой и другими западноевропейскими городами. В городах проводились ярмарки по продаже товаров.

Вывод Усиливалась экономическая зависимость крестьян от феодалов. Центрами культурной жизни, развития ремесла и торговли становились города.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.008 с.)