ТОП 10:

Культура белорусских земель в составе Речи Посполитой во второй половине XVI - XVIII вв.



Развитие культуры Белоруссии во второй половине XVII — XVIII в. происходило в чрезвычайно сложных условиях. Находясь в составе Речи Посполитой, Белоруссия вместе с ней переживала затяжной кризис.

Подъем времен Ренессанса и Реформации сменился упадком. Активизировались силы контрреформации во главе с орденом иезуитов. Научные знания объявлялись грешными и несовместимыми с христианством. Книгоиздательская деятельность связана с Сымоном Будным, последователем Ф.Скорины, в 1562г. В Несвиже он издал первую белорусскоязычную книгу «Катехизис», Василий Тяпинский издал «Еванелие», была написана «Грамматика» Мелентием Смотрицким, она на протяжении 17-18в. Служила учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. Николай Гусовский написал «Песню о зубре», знаменитую поэму о времени правления Витовта. Была открыта Виленская иезуитская академия, первым ректором её стал Петр Скарга. Иезуитская система образования преледовала приобщение молодежи к католичеству, но при этом обеспечивала высокий уровень знаний по гуманитарным наукам. Была заложена идея правового гос-ва в Статутах ВКЛ Однако Статуты были составлены в интересах феодалов и защищали их права. Многие замки XIV-XVI вв. имеют черты готической архитектуры: своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов, высокие окна и двери стрельчатого очертания.Наиболее яркими примерами готической архитектуры в Беларуси являются: Костел Св. Иоанна Крестителя в д.Камаи (Поставский район), памятник, сочетающий приемы и формы оборонительного зодчества, архитектуры готики и ренессанса (1603-06), (Витебская область), Свято-Михайловская церковь в д.Сынковичи (Зельвенский район), памятник оборонительного зодчества с чертами готики (XV - начало XVI), (Гродненская область) В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.). Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 -1760 гг., построен на фундаменте разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие. Со второй половины XVIII в. на смену барокко пришел классицизм, окончательно утвердившийся в конце XVIII в. В постройках отмечается упрощенность линий, объемов, деталей, появляются простые и спокойные формы, не лишенные изысканности, свойственной архитектуре барокко. Выдающимися памятниками классицизма в Беларуси являются дворцы в Гомеле, Жировичах, Снове; соборы: Иосифа в Могилеве, Петра и Павла в Гомеле. Широкое распространение с начала XVI века получил школьный театр. Он функционировал во многих городах и местечках при католических и православных духовных учебных заведениях. Так в Минской губернии возник театр при иезуитском коллегиуме. Он был польского происхождения и стал средством борьбы католицизма против православья и лютеранства. Сюжеты для театра заимствовались из Библии и Евангелия, а спектакли ставились исключительно на религиозные темы. Они проходили на торжественных школьных актах или по случаю политических праздников. Также распространение получила батлейка(кукольный театр). Для живописи начиная с XVII в. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIII в. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича). Иконопись в это время также переживает значительные изменения. Православные, чтобы отмежеваться то униатства обращаются к старовизантийскому письму. В портрете XVII века важную роль играла не только написанная особа, но и обстановка вокруг, которая иногда имела символический или аллегорический смысл. Портреты писали как местные, так и иностранные живописцы, которых было достаточно в Речи Посполитой. Вывод Развитие культуры ВКЛ в 16-17 в. Происходило в довольно сложных условиях (несильное введение униатства, кризис Речи Посполитой), однако направления культуры значительно прогрессировали. Издавались книги, строились замки, сильное развитие получил крепостной театр и портретный жанр. И всё это не в последней мере благодаря меценатству. Таким образом, XIV - XVI вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.

21) Этапы и содержание политики российского правительства на территории Беларуси в конце XVIII- первой половине XIX вв.

На присоединенных землях русское правительство ликвидировало бесконтрольную власть и самостоятельность крупных феодалов. Они были лишены права иметь свои войска и крепости. Ослаблены были и позиции католической церкви. Осуществлялись также Меры по упорядочению жизни еврейского населения. Согласно указу Екатерины II от 23 июня 1794 года вводилась черта еврейской оседлости, по которой евреи не имели права селиться в российских губерниях, жить в сельской местности и заниматься сельским хозяйством. Все белорусские губернии были включены в черту еврейской оседлости. Поэтому началось принудительное выселение евреев из деревень и помещичьих имений в города и местечки. В них евреям разрешалось заниматься торговлей, ремеслом, записываться в мещанство и купечество с условием оплаты государственного налога в двойном размере по сравнению с христианским населением. В Беларуси, как и в других присоединенных регионах, царское правительство сохранило и право аренды государственных имений. Практически не изменилось и положение крестьян. Как и в РП, они должны были выполнять феодальные повинности и платить государственные налоги. Правда царизм временно освобождал население присоединенных территорий от уплаты государственных налогов или уменьшал их размеры. Социальная политика царизма имела цель притянуть на свою сторону местных помещиков, дать им возможность для развития хозяйств. Отмена указом сената в декабре 1773 года пошлинных сборов на вывоз сельскохозяйственных и лесных товаров за границу и в Россию содействовала оживлению сельского хозяйства, росту его товарности, развитию промышленности и торговли. За 1796-1810 годы количество мануфактур в Беларуси возросло в 2 раза и достигло численности 68 предприятий. Развитие промышленности и торговли содействовало улучшению путей сообщения. В широких масштабах началось строительство каналов, мостов, Дорог. В 1797 году началось строительство Березинского канала, а в 1799 году возобновились работы По завершению строительства Огинского канала. Успехи в развитии экономики, политические перемены способствовали оживлению культурной жизни. Росло Количество школ, библиотек, возрастал интерес местного населения к достижениям русской культуры, науки, общественной и политической жизни страны. В Беларусь в большом количестве начали поступать «Труды вольного экономического общества», журналы Новиков и другие издания. В распространении литературы на русском языке большую роль начали играть типографии. Они были открыты в Минске, Могилеве, Гродно. Кроме официальных документов, в них печатались литературные произведения и учебники. Особенно Широкое распространение в это время получили труды Ломоносова, Карамзина, Козельского, Руссо, Вольтера, Монтескье и др. Представители интеллигенции Беларуси интересовались достижениями русского искусства. Как видно из вышесказанного, присоединение Беларуси к России имело в целом прогрессивное значение. Началось быстрое развитие экономики, торговли, культуры, уменьшилось религиозное и национальное угнетение. Этому содействовала и политика царского правительства, стремившегося закрепить свое влияние на присоединенных землях.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.004 с.)