Языческие верования старажытных предков белорусов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языческие верования старажытных предков белорусов



Бесспорно Перун, Ярило, Белее присутствуют в белорусской мифологии, как и в мифологии соседей: русских, поляков, украинцев, но есть и свои, отдельные персонажи. Например: Зюзя, Зазовка, Баламутень... Для наших предков огонь являл собой мужскую силу, он мог быть небесным, земным, живым, подземным. Вода, это женская основа, так же нескольких видов. Именно огонь и вода послужили для создания Земли. Первоначально мир был светом и мертвой водой. Но, разгневавшись, Перун стал метать в камень стрелы и от одной из них высеклись три искры. Упав в воду, они взбаламутили ее, так что свет стал серый, на небе показались тучи, и спустя время из воды появилась земля, на которой зародилась жизнь - сначала растения, затем животные и потом человек, его ствол в среднем мире, а своей кроной он упирается в Небо. Где растет Дуб - там и центр мира. Находится он далеко, за полем, рекой, лесом, где синее море, а посреди моря остров с камнем на котором и растет Дуб. Это и есть центр мира. По его ветвям герои попадают на Небо, а дупло есть вход в Подземный мир. Здесь в центре мира обитает Князь змей, со своей женой, детьми и слугами. Он добрый, но слуги его злые и часто вредят людям и их животным. А еще дальше за морем - Вырай, место душ умерших людей. Это страна/где всегда тепло и сеет, прекрасные сады и животные. При жизни люди не могут попасть туда, только птицы спешат сюда на зимовку, а летом возвращаются домой.Жизнь белоруса проходит на родной земле - за ее пределами чужой мир: непонятный, враждебный, труднодоступный. Путь в чужие края опасен, только дикие люди живут там. Природа для белорусов разнообразна, она не едина. Всегда есть пространства, с особыми специфическими свойствами, где жили боги и духи, это их владения. Чаще это горы, рощи, криницы, камни, иногда животные, растения. Главное божество у диких зверей - Тур. Земля белорусов состоит из трех основных видов природного пространства: леса, болота, воды.

6)Зарождение государственности у восточных славян. Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества- первые раннефеодальные государственные образования на территории Беларуси.

В 9-13 вв на нашей территории сложились условия для зарождения гос-венности:-внутренние (разделение труда возникновение городов, имущественное расслоение, существование классов,необх. поддержания порядка внутри страны),-внешние(необх защиты терр от внешнего врага). При решении вопроса о времени происхождения государственности у восточных славян надо выделить время революционного переворота в общественных отношениях, который произошел вслед за переворотом в производственных отношениях. Таким переворотом в производственных отношениях было использование железных орудий труда.. Начало производства и использования железных орудий труда на территории Беларуси датируется VII-V вв. до нашей эры. К этому времени можно отнести и устойчивое разделение общества на классы.На рубеже нашей эры шел процесс становления рабовладельческого строя. Однако этот строй на территории Беларуси не получил своего классического развития. КIX в. нашей эры на территории Беларуси появляются укрепленные поселения - «пасел*|ща гарадоу - замкау». Таким образом, становление государственности у восточных славян проходило в течение длительного периода времени {с VII-V вв. до нашей эры до УП1-1Х вв. нашей эры) под влиянием экономических, политических и социальных внутренних причин, хотя и внешние причины сыграли свою роль. Поведение населения в этот период регулировалось обычным правом и правилами, предписанными языческой религией. Первым гос. образованием является Полоцкое княжество.Полоцкая земля находилась на терр сев Белорусии в землях кривичей, включала в себя современную Вит обл., север Минской. На сев-зап владения полоцких князей доходили до Рижского залива.Удобное расположение на водных путях способствовало культ, и экономич.развитию княжества. Впервые столица княжества-город Полоцк упоминается в 862г в «Повести временных лет».В это время Киев и Новгород соперничали друг с другом за объединение восг-слав земель.В этом соперничестве Полоцку отводилась важная роль.В конце 10 в в Полоцке правил князь Рагвалод.Сын Рагнеды и Владимира-Изяслав унаследовал престол.Его сын Брячеслав Изяславович продолжил расширение терр княжества.Следующий князь-Всеслав Чародей.При его правлении княжество достигло пика развития.После смерти Чародея Полоцкое княжество было поделено между 6-ю его сыновьями(раздробленность).В XII в появляются Мин,Вит,Друцкое княжества и др,В 1119 г Мономах захватил Минск,пленил князя Глеба,где он умер.В 1129г киевский князь Мстислав захватил за непослушание 3-х князей Всеславичей и вывез в Византию,где они служили в визант войске.В 1132г они вернулись. Ссылка способствовала налаживанию связей с Византией. В 12в-ослабление князя, усиление вече.Феод раздробленность ослабила княжество.На границе 13-14в Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ.Т.о.Полоцк на протяжении неск веков был столицей крупного княжества. Турово-Пинское княжество образовалось в границах расселения дрыговичей в бассейне реки Припять.Столица- Туров.Местная династия исчезла во времена князя Владимира.В 988г. Владимир выделил Туров сыну Святополку,кот начал борьбу за его независимость.Он женился на дочке польского короля Балислава Храброго,вместе с ней в Туров привозит католического епископа чем вызывает гнев отца.Предпосылки по которым Туровское княжество могло существовать самостоятельно:1)расположение на торговом пути из Киева в Польшу 2)через Туров проход, одно из ответвлений пути из варяг в греки 3)очень урожайные пахотные землИ.После смерти князя Владимира Святополк становится киевским князем но Туров оставляет за собой.После междуусобной войны Ярослав Мудрый захватил престол и отдает Туров своему сыну-Изяславу.Позднее тот становится Киевским князем но Туров оставляет себе. По действующему праву получения наследства туровские князья наследовали киевский престол. В 1113- 1125г город с землей перешел к роду князей Мономаховичей.Они держали княжество в качестве дополнения к своим основным владениям.Из летописи известно что в середине 12 в на Туровском престоле уже находился князь Юрий Ярославович.Благодаря ему Туров вышел из подчинения Киева и в нем обосновалась самостоятельная княжеская династия.Во второй половине 12в Туровская земля делится на удельные княжества (Туровское,Пинское,Клецкое,Слуцкое и др.) в каждом из кот правили сыновья Юрия Ярославовича.В конце 13-начале14 веков Туровская земля была включена в состав ВКЛ. В это время на территори Белорусии существовали Гродненская,Брестская,Новогрудская и др. земли(княжества).В своем развитии они не достигли таких высот но сыграли значительную роль.Киевская Русь - одно из самых больших государств средневековой Европы - Киевская Русь сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Историческим ядром Киевской Руси было Среднее Поднепровье. В Киевской Руси очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества. Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение восточных славян Русью (Киевской Русью), а народ, составивший это объединение, — русами. В связи с тем что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались н а этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические вязи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации. Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения Руси в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически консолидировалась в составе Древнерусского государства. На международной арене Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы —

Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др. Военная сила Киевской Руси стала тем щитом, о который разбивались многочисленные орды кочевых племен Степи, продвигавшиеся к границам Византии и нападавшие на страны Центральной Европы. Согласно признанию византийского историка Никиты Хониата (конец XII — начало XIII в.), именно древнерусский народ спас Византию от нашествия половцев. Блестящая история и культура Киевской Руси издавна привлекали внимание исследователей. Существование Киевской Руси охватывает период с IX в. по 30-е года XII в. Политическая форма этого государства — раннефеодальная монархия, территориальные границы — от : Балтики до Черного (Русского) моря и от Закарпатья до Волги. Восточные славяне, как и некоторые другие европейские народы, в своем развитии миновали рабовладельческую стадию. Первоначальной формой классового общества у них являлся феодализм, становление и развитие которого неразрывно связаны с формированием Древнерусского государства. В качестве пережиточных форм на этапе раннего феодализма (IX — начало XII в.) сохранялись и некоторые элементы первобытнообщинного строя (семейная община), однако они были подчинены интересам развития феодального общества. Рабство на Руси существовало в рамках феодальной формации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.004 с.)