Продавец и потребитель в договоре розничной купле-продаже: права, обязанности, ответственность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продавец и потребитель в договоре розничной купле-продаже: права, обязанности, ответственность.



В настоящее время в условиях экономической свободы субъектов рыночных отношений конкуренции, разделения труда и специализации производства, постоянно меняющиеся ситуации на самом рынке взаимоотношения между производителями товаров и услуг и между ними и потребителями все чаще становятся предметом оживленных дискуссий.

Проблема защиты экономических интересов сторон в сделке от недобросовестных действий контрагентов или иных лиц встает особо остро в России уже во второй половине XIX века, особенно после отмены крепостного права (1861 год).

Непосредственно это было связано с ростом в нашей стране капиталистических отношений. В то время, вплоть до октябрьских событий 1917 года, основными источниками законоположений, направленных на защиту прав наименее слабой стороны в сделках розничной купли-продажи, являлись: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года (в редакции 1866 и 1885 г.г.); Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года. Принятое в 1903 году Уголовное уложение так и не было полностью введено в действие[14].

События, произошедшие в нашей стране в 1917 году нарушили эволюционное развитие экономических отношений в России. Свобода торговли постепенно вошла в противоречие с новой идеологией. Поэтому многие гражданско-правовые институты, имевшие достаточное распространение в дореволюционной России постепенно переходят в сферу действия уголовного права.

В особенности это коснулось институтов, связанных с предпринимательской деятельностью. Вводится государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички и т.п., запрещается частная торговля продовольственными товарами, воспрещаются все сделки с ценными бумагами. Декрет СНК от 22 июля 1918 г. «О спекуляции» определил, что виновные в сбыте, скупке или хранении с целью сбыта, в виде промысла продуктов питания, монополизированных Республикой, подвергались наказанию на срок не менее 10 лет лишения свободы и конфискации всего имущества. Таким образом, предпринимательская деятельность из законного занятия, признаваемого и регулируемого государством, переходит в сферу уголовно наказуемых деяний и все больше отождествляется со спекуляцией.

И лишь только во второй половине восьмидесятых годов появляются некоторые признаки либерализации экономической политики КПСС и государства. Особое значение имело принятие 26 мая 1988 г. Закона «О кооперации в СССР»[15]. Хотя закон и называл кооператив общественной социалистической организацией, фактически были созданы основы для развития частного предпринимательства.

Вторая половина 1990-1991 г.г. характеризуется принятием важнейших общесоюзных законов и законов РСФСР, коренным образом изменивших экономическую и политическую системы страны. В том числе 25 декабря 1990 г. принимается Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[16].

С 1992 года осуществляется переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Одновременно идет процесс коренного обновления «экономического» законодательства.

В корне иное положение складывается в условиях переходной к рыночной экономике, где абсолютно преобладают естественно формирующиеся договорные, хозяйственные связи[17]. Прежде всего, объявлялся недействующим на территории РФ Закон СССР от 31 октября 1990 г. «Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле». Законом РСФСР от 5 декабря 1991 года была исключена уголовная ответственность за частнопредпринимательскую деятельность[18]. Другим крупнейшим актом, внесшим серьезные изменения в регламентацию ответственности за экономические правонарушения, был Закон РФ от 1 июля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю»[19].

Среди многочисленных законов решающее значение в развитии предпринимательской деятельности имели: Закон РСФСР от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», Закон РСФСР от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой деятельности» и многие другие.

Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция РФ закрепила основные принципы складывающейся новой экономической системы. Согласно Конституции в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, характеризуется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности и предпринимательства (ст.8 и 34 Конституции РФ).

В правовом регулировании интересующего нас института розничной купли-продажи серьезным этапом стало принятие в 1996 г. части второй гражданского кодекса РФ[20].

Статья492 гражданского кодекса РФ дает легальное определение договора розничной купли-продажи, определяя признаки этого договора, позволяющие отграничить его от других разновидностей купли-продажи. К ним относятся особенности, характеризующие продавца как субъекта договорных отношений, и предмет, по поводу которого они возникают.

В договоре розничной купли-продажи продавцом является организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Это может быть не
только обычный магазин, но и организация, которая наряду с оптовой торговлей осуществляет и розничную торговлю.

Специфика товара, являющегося предметом договора розничной купли-продажи, состоит в том, что приобретаемые изделия обычно предназначены для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этим определяются, во-первых, специфическая цель договора - приобретение товара для личного или иного использования, не преследующего получение прибыли, а, во-вторых, круг лиц, которые могут выступать в качестве покупателя - ими могут быть не только граждане, но и юридические лица, в том числе коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, если они приобретают товар, чтобы использовать его в личных целях, а не для извлечения прибыли.

В соответствии с п. 3 статьей 492 ГК РФ указанные отношения в сфере розничной торговли могут регулироваться законами о защите прав потребителей и принятыми в соответствии с ними иными правовыми актами, однако, лишь в той части, в которой они не урегулированы ГК РФ. Эти законы и иные правовые акты не применяются к отношениям юридических лиц-покупателей, приобретающих товары в розницу для личных нужд. В настоящее время действует Закон РФ “О защите прав потребителей”, в новой редакции от 5 декабря 1995 г. и более двадцати федеральных правительственных актов, предусматривающих особенности продажи различных видов товаров и отдельных разновидностей договора розничной купли-продажи.

На основании статьи 9 Закона о введении в действие части второй ГК РФ гражданин-покупатель пользуется правами, предусмотренными ГК РФ, Законом РФ “О защите прав потребителей” и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Положения Закона “О защите прав потребителей” и принятых в соответствии с ним иных правовых актов, в том числе актов Правительства РФ, применяются к отношениям с участием покупателя-гражданина в двух случаях: во-первых, если эти отношения не урегулированы ГК РФ, но урегулированы названными Законом и правовыми актами, и, во-вторых, если они урегулированы ГК РФ, но положения этого Закона и иных актов не противоречат ГК РФ.

На договор розничной купли-продажи распространяются
правила ГК РФ о публичном договоре (ст.426) ио договоре присоединения (ст. 428), так как на практике в большинстве случаев продавец в одностороннем порядке определяет условия договора.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Однако это не означает, что ст.493 ГК РФ предписывает для договора розничной купли-продажи обязательность письменной формы договора, так как ни кассовый чек, ни иной документ, подтверждающий оплату покупателем товара, не соответствуют требованиям к письменной форме договора, предусмотренным статьей160 ГК РФ, а товарный чек не подтверждает оплату товара покупателем. Речь идет о документах, которые подтверждают факт заключения договора. Отсутствие у покупателя этих документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий. Договор розничной купли-продажи, исходят из статьи 493 ГК РФ, может заключаться устно, если он исполняется при самом его совершении. Согласие продать или купить товар в розничной торговле может быть выражено путем молчания или конклюдентных действий (ст. 438 ГК РФ). Так, договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара (п. 2 ст.498 ГК РФ).

В статье494 ГК РФ детализированы общие положения кодекса о публичной оферте (ст.437 ГК РФ) применительно к розничной купле-продаже. В ней определяется, какие действия продавца признаются предложением заключить договор. В зависимости от места, где делается предложение, различаются его содержание и форма. Так, предложение в рекламе, каталогах и других описаниях товара может быть сделано в любом месте их размещения или распространения, но должно содержать все существенные условия договора. В месте же продажи товара предложением заключить договор признаются выставление товаров на прилавках, в витринах, торговых залах и т.п., демонстрация их образцов, предоставление о них сведений путем описаний, каталогов, фотоснимков и т. п. независимо от того, указаны ли при этом существенные условия договора. Исключение составляют товары, в отношении которых продавец явно определил, что они не предназначены к продаже, например, служащие художественным оформлением прилавка, витрины и т. п.

Право покупателя на информацию о товаре, предусмотренное статьей495 ГК РФ, не является новым для нашего законодательства. Оно впервые было закреплено в 1992 г. Законом РФ “О защите прав потребителей”. Однако гражданский кодекс установил и ряд новых положений. Во-первых, не предоставление покупателю информации о товаре рассматривается как необоснованное уклонение продавца от заключения договора, влекущее последствия, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ. Во-вторых, продавец отвечает за недостатки, возникшие в товаре после его передачи покупателю, если эти недостатки возникли вследствие не предоставления ему продавцом необходимой информации о товаре. Так, например, при отсутствии у покупателя сведений о правилах эксплуатации прибора, что привело к выходу его из строя, покупатель вправе предъявить требования, предусмотренные статьей503 ГК РФ.

В целях обеспечения защиты прав покупателя особые правила установлены в отношении информации, которая должна ему предоставляться при продаже товаров через автоматы.Помимо информации о товарах покупателю в этом случае должны быть сообщены сведения о продавце товара - его наименовании (фирменном наименовании), месте нахождения, режиме работы, а также о правилах пользования автоматом, позволяющие покупателю получить товар (п. 1 ст.498 ГК РФ).

Определенные особенности имеет продажа товаров по образцам. В условиях розничной продажи образец это не только эталон, определяющий требования к качеству товара (см. п. 3 ст.469 ГК РФ), но, как правило, и конкретное изделие, выставленное в месте продажи, но не предназначенное для передачи покупателям. При продаже товара по образцу момент заключения договора не совпадает с моментом его исполнения и, как правило, передача товара осуществляется не в месте продажи, как это происходит обычно при продаже в розницу. Аналогичная ситуация складывается и при выборе покупателем товара по каталогу или описанию. Поэтому в целях защиты интересов покупателя ст. 497 ГК РФ устанавливает особые правила в отношении момента исполнения договора розничной купли-продажи по образцам: им считается момент доставки товара в место, указанное в договоре, а если оно в договоре не определено, - в место жительства покупателя-гражданина (место нахождения юридического лица).

Помимо этого, в исключение из общих положений об основаниях расторжения договора (ст.450 ГК РФ) покупателю предоставлено право отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке до передачи ему товара продавцом, возместив ему необходимые расходы по выполнению договора.

Последствия неоплаты товара. В правилах ГК РФ о розничной купле-продаже (ст.500) установлены два исключения из общих положений о купле-продаже, касающиеся последствий не внесения покупателем предоплаты за товар (ст.487) и неоплаты покупателем товаров, проданных в кредит (п. 4 ст.488).

В случае неисполнения покупателем предусмотренной договором обязанности по предварительной оплате товаров не применяются правила пункта 2 статьи487 ГК РФ, покупатель считается отказавшимся от договора.

При продаже товаров в кредит на сумму, не внесенную покупателем в установленный договором срок, проценты, предусмотренные статьей395 ГК РФ, уплате не подлежат.

В статье503 ГК РФ права покупателя в случае приобретения им товаров ненадлежащего качества значительно расширены по сравнению с правами, закрепленными в общих положениях о купле-продаже (ст. 475 ГК РФ). Независимо от характера нарушений требований, предъявляемых к качеству, существенны они или нет - покупатель по договору розничной купли-продажи по общему правилу может по своему усмотрению потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества либо, вернув по требованию продавца товар ненадлежащего качества, возврата уплаченной за него денежной суммы и возмещения иных убытков. Возврат товара продавцу осуществляется за его счет.

Исключение из этих правил сделано для товара технически сложного (например, автомашины) или дорогостоящего (например, украшений из драгоценных металлов и камней). Право требовать замены таких товаров покупатель имеет в случаях существенного нарушения требований к качеству. Под таким нарушением в соответствии с пунктом 2 статьи475 ГК РФ понимается, в частности, продажа товара с неустранимыми недостатками, с недостатками, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения. Если нарушение требований, предъявляемых к качеству технически сложного или дорогостоящего товара, не является существенным, то покупатель вправе по своему выбору либо потребовать безвозмездного устранения недостатков, или соразмерного уменьшения цены, или возмещения своих расходов на устранение недостатков, либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

В пункте 2 статьи503 ГК РФ сделано исключение из общего правила о последствиях продажи товара ненадлежащего качества также для товаров, свойства которых не позволяют устранить обнаруженные в них покупателем недостатки. К таким товарам относятся, в частности, продовольственные товары, лекарственные препараты, изделия бытовой химии. При обнаружении в них недостатков покупатель вправе по своему выбору потребовать замены товара или соразмерного уменьшения покупной цены, либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Помимо этого статья503 ГК РФ воспроизводит сложившееся на
практике положение, в соответствии с которым, при возврате покупателю уплаченной за товар суммы не учитывается, что стоимость товара понизилась из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида и т. п.

Статья504 ГК РФ определяет порядок расчета убытков, вызванных изменением цены на товар, при замене и возврате товара, а также соразмерного уменьшения его покупной цены, конкретизируя пункт 3 статьи393 ГК РФ применительно к договору розничной купли-продажи и, устанавливая специальное правило на случай отказа продавца добровольно удовлетворить требования покупателя.

При определении размера убытков в случае предъявления покупателем требований о замене недоброкачественного товара на аналогичный доброкачественный товар, но иной модели, фасона, сорта и т. п., а также требований об уменьшении его покупной цены и при возврате товара продавцу в расчет принимается цена на аналогичный товар, существующая в момент предъявления требования, а если оно добровольно удовлетворено не было, то на момент вынесения судом решения о его удовлетворении. При замене товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору, разница между договорной ценой и ценой на момент замены продавцу не возмещается.

Возмещение продавцом разницы в ценах не освобождает его от возмещения покупателю иных убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В исключение из общего правила, предусмотренного пунктом 2 статьи396 ГК РФ, в случае неисполнения продавцом договора розничной купли-продажи возмещение им убытков и уплаты неустойки не освобождают его от исполнения обязательства в натуре (ст.505 ГК РФ).

Федеральным законом от 21.12.2004 г. №171-ФЗ в п. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителя» введен новый абзац: «Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг)». Это касается, например, распространенного в гарантийных талонах продавцов и изготовителей условия о недопустимости нарушения заводских пломб на изделии, о наличии самого гарантийного талона и кассового или товарного чека при обращении потребителя с претензией, об отсутствии механических повреждений, о недопустимости постороннего вмешательства и т.д.

Можно привести такой имевший место на практике случай, когда покупатель приобрел запасную часть к легковому автомобилю, а она в процессе работы отказала. Он обратился к знакомому, который разобрал эту деталь с целью ее отремонтировать. Видимо, разбирал он ее много раз или чем придется, поскольку в магазин покупатель принес ее уже изрядно потерявшей свой вид. Тем не менее, специалисты магазина сумели определить, что в товаре имеется заводской дефект, а значит, магазин вынужден был ее принять. Покупателю была возвращена уплаченная за товар денежная сумма.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что на сегодняшний день розничная купля-продажа - самый распространенный вид договора купли-продажи. Он является финальной правовой формой, опосредующей процессы обращения материальных благ, перед тем как они будут потреблены.

Столь значительная роль договора розничной купли-продажи обусловливает самое пристальное внимание, уделяемое ему законодателем. Среди приоритетных направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001-2010 годы[21] одним из таких направлений указано совершенствование законодательства о защите прав потребителей. Среди указанных в этом акте основных путей, по которым должна вестись такая работа, отметим обеспечение правового баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов - изготовителей, продавцов, исполнителей.

Существующий дисбаланс интересов хозяйствующих субъектов и потребителей признается не только некоторыми юристами, но и в официальных документах: «…в некоторых сферах необходимо постепенно перейти от жесткого детального закрепления правил поведения на потребительском рынке к установлению наиболее общих правил поведения, а в отдельных случаях - введению запретительных норм, направленных на защиту прав потребителей. Такой метод правового регулирования в основном применяется в международной практике. При этом необходимо сохранить усиленную защиту прав потребителей в тех сферах, где изготовители, продавцы, исполнители, как правило, являются субъектами естественной монополии, а также в иных сферах, где конкуренция на рынке слабо развита».

В документе также говорится и о разрешении в законодательстве новых проблем, возникающих в практике защиты прав потребителей. «Появление новых форм реализации потребителям товаров (прямые и дистанционные продажи, продажи с подарком, продажи с одновременным обещанием различных призов, с обещанием предоставления в дальнейшем скидок при покупке товаров, проведение распродаж и т.п.) вызвало необходимость законодательного регулирования ряда проблем. Такие формы реализации товаров в европейских странах повлекли развитие специального законодательства, регулирующего прямые и дистанционные продажи, что способствует защите прав потребителей и препятствует недобросовестной конкуренции. В России условия указанных продаж, распространяемые продавцами, как правило, через рекламу, с предложением о заключении договоров купли-продажи товаров, очень запутаны, излагаются двусмысленно, часто являются просто обманом. В связи с этим необходима система законодательных мер, направленных на защиту прав потребителей».

Таким образом, несмотря на достаточную правовую защищенность потребителя товаров, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.017 с.)