Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гоу впо «орловский юридический институт»

Поиск

ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

А.В. ГРИШИН

 

 

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО

РОССИИ

Курс лекций в 2 частях

Часть 2

 

Орёл

ОрЮИ МВД России

 


УДК 349:338.2

ББК 7 ГК 613/7

Г 86

Рецензенты:

Ихсанов Р.В. - к.ю.н., доцент кафедры гражданского права (Санкт-Петербургский университет МВД России);

Егорова С.Г. – к.ю.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

 

 

Гришин, А.В.

Г 86 Коммерческое право России: Курс лекций. В 2 ч. Ч.2. / А.В. Гришин - Орел.: Орловский юридический институт МВД России, 2007. - 110 с.

Курс лекций написан на основе действующего гражданского законодательства и положений Конституции России. Помимо норм, непосредственно относящихся к гражданскому праву, используются новые законы, подзаконные акты Российской Федерации, имеющие другую отраслевую принадлежность. Курс лекций составлен в соответствии с программой учебного курса "Коммерческое право" на факультетах по подготовке следователей и по подготовке специалистов на договорной основе ОрЮИ МВД РФ. В нем изложены основные теоретические положения коммерчес­кого права России, концепция законодательного регулирова­ния торгово-предпринимательской деятельности, формирования товарно­го рынка в стране, непосредственного осуществления торгово-хозяйственных связей, учтены последние положения законодательства и арбитражной и судебной практики по рассматриваемым вопросам.

Для студентов, преподавателей высших учебных заведений не только юридического, но и другого гуманитарного профиля, а также для научных, практических работников, интересующихся гражданским правом и практикой его применения.

 

УДК 349:338.2

ББК 7 ГК 613/7

© Гришин А.В., 2007 г.

© Орловский юридический институт МВД России, 2007 г.


Полное содержание

Предисловие

Часть 1

Лекция № 1. Понятие, предмет и система коммерческого права

Лекция № 2. Торговое законодательство, его состав и структура

Лекция № 3. Структура и инфраструктура товарного рынка

Лекция № 4. Правовое регулирование конкурентных отношений.

Лекция № 5. Субъекты торговой деятельности

Лекция № 6. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации

Лекция № 7. Классификация до говоров торгового права

Лекция № 8. Структура договорных связей

Лекция № 9. Заключение торговых договоров

Лекция № 10. Определение в договоре условий о количестве, ассортименте и качестве товара

Лекция № 11. Установление цен на товары и способы расчетов.

Лекция № 12. Посреднические договоры в торговом обороте

Часть 2

Лекция № 13. Договоры, обслуживающие торговлю

Лекция № 14. Правовое регулирование доставки и перевозки грузов

Лекция № 15. Хранение (ответственное хранение) товаров

Лекция № 16. Страхование товара и коммерческих рисков

Лекция № 17. Ответственность за нарушение торговых договоров

Лекция № 18. Приемка товаров по количеству и качеству

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................. 5

Лекция № 13 ДОГОВОРЫ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ТОРГОВЛЮ.................................... 7

§1. Договоры на выполнение маркетинговых работ....................................................... 7

§2. Оказание рекламных услуг....................................................................................... 10

§3. Информация. Оказание информационных услуг.................................................... 16

Лекция № 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСТАВКИ И ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 20

§1. Особенности перевозки на различных видах транспорта..................................... 20

§2. Организационные договоры на перевозку грузов.................................................. 35

Лекция № 15 ХРАНЕНИЕ (ОТВЕТСТВЕННОЕ ХРАНЕНИЕ) ТОВАРОВ................... 39

§1. Общие положения о хранении товаров.................................................................... 39

§2. Виды договоров хранения.......................................................................................... 46

Лекция № 16 СТРАХОВАНИЕ ТОВАРОВ И КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ................ 60

§1. Общие положения о страховании товаров.............................................................. 60

§2. Страхование рисков.................................................................................................... 62

Лекция № 17...................................................................................................................... 75

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ........................ 75

§1. Понятие ответственности в предпринимательской деятельности и торговом обороте. 75

§2. Применение мер ответственности за нарушение торговых договоров................ 82

Лекция № 18 ПРИЕМКА ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ...................... 91

§1. Продавец и потребитель в договоре розничной купле-продаже: права, обязанности, ответственность............................................................................................................................ 91

§2. Осуществление приемки товаров по количеству и качеству.............................. 102

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях динамичного развития рыночных отношений законодательство должно гибко следовать за новыми методами экономического развития, формируя тем самым основу эффективности любой деятельности. При этом одним из приоритетных направлений по словам Президента РФ В.В. Путина остается поддержка российского бизнеса. На это было указано и в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 27 апреля 2007 года, и в выступлении на расширенной Коллегии МВД России 9 февраля 2007 года. В связи с этим, в современных условиях повышается значение правильного применения торгового законодательства Российской Федерации, и как следствие, изменяются требования к качеству подготовки юристов в образовательных учреждениях МВД России, изучающих механизм правового регулирования указанного круга общественных отношений.

Торговое законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечении восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Система российского права представляет собой целостное образование, включающее в той или иной степени связанные между собой отдельные отрас­ли права. С признанием в последний период разделения права на публичное и частное отрасли права дифференцируются, прежде всего, по их при­надлежности к первому или второму. Будучи отнесенным к гражданскому пра­ву, коммерческое право одновременно входит в сферу частного права.

В курсе лекций на основе анализа выводов и положений, содержащихся в монографиях и статьях современных правоведов, а также изучения предшествующего опыта и новаций современной социально - экономической ситуации дается собственное видение основных положений коммерческого права.

Основная цель названной дисциплины состоит в формировании у будущих юристов представления о частноправовом характере отношений, регулируемых коммерческим правом.

Достижению данной цели служит реализация следующих задач: рассмотрение основных теоретических концепций науки коммерческого права; ознакомление выпускников с содержанием коммерческого права как подотрасли гражданского права; привитие выпускникам умений правильного применения торгового законодательства в служебной деятельности.

Преподавание в высших учебных заведениях коммерческого права непосредственно связано с расширением правового регулирования торговых отношений, целесообразностью использования практики применения положений коммерческого законодательства. Для этого, помимо гражданского законодательства, особое внимание курсантов и студентов обращается на знание ведомственных нормативных документов. В частности, это решение коллегии МВД РФ от 9.02.2007 года, Директива №3 дсп МВД от 17 октября 2006 года «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2007 году», регламентирующие основные направления деятельности по борьбе с коррупцией, подрыву экономической базы терроризма.

Курс лекций “Коммерческое право” имеет теоретическую и практическую направленность. Рекомендуется для учащихся вузов МВД РФ и студентов юридических вузов, работников правоохранительных органов.


Оказание рекламных услуг.

Переход к рыночной экономике сопряжен с необходи­мостью рекламирования товаров и услуг. В принятом законе РФ "О рекламе" реклама определена как любая форма распространения рекламодателем (юридическое или физичес­кое лицо) информации независимо от используемых им технических и иных средств, в том числе их обнародование путем опубликования, передачи в эфир, публичного показа и т.д. в отношении третьих лиц о рекламодателе, его товарах, их свойствах и характеристиках, условиях производства, при­обретения и использования, иных обстоятельствах, служащих формированию или поддержанию интереса к рекламодателю и его товарам, направленных на повышение конкурентоспо­собности их на рынке.

Законом урегулированы различные правоотношения, воз­никающие в рекламном процессе между рекламодателем, являющимся источником рекламной информации, рекламо-производителем — лицом, осуществляющим приведение рек­ламной информации к готовой для распространения форме (рекламные агентства) и рекламораспространителем — лицом, осуществляющим размещение (или распространение) рекламной информации путем предоставления или использо­вания имущества, в том числе технических средств радиове­щания и телевидения.

Рекламодатель определяет объект рекламы и ее виды, формулирует цель и задачи рекламы, готовит проект договора с рекламным агентством, утверждает эскизы, тексты реклам­ных материалов и оплачивает выполненные работы.

Рекламное агентство создает рекламную продукцию и размещает ее в средствах массовой информации с учетом вида рекламы. Как правило, объектом рекламы является конкретный товар, ввод которого на рынок осуществля­ется путем создания и поддержания положительного об­раза (имиджа) предприятия-рекламодателя и рекламы полезных потребительских свойств товара. При этом закон запрещает подчеркивать в рекламе исключитель­ность товара в ущерб аналогичным товарам, выпускае­мым другими предприятиями.

При заключении договора на оказание рекламных услуг стороны самостоятельно определяют следующие условия:

предмет договора, в котором дается описание объекта рекла­мы, вид (способ) рекламы, время проведения рекламного мероприятия, указываются обязанности рекламодателя и рек­ламиста (это могут быть рекламопроизводители и рекламорас-пространители, с которыми отдельно составляются догово­ры), порядок оплаты работы рекламиста, срок действия договора и ответственность сторон.

Права и обязанности сторон будут существенно отличать­ся при заключении договорных отношений в сфере различ­ных видов рекламы. Для продвижения на рынок товаров, являющихся объектом рекламы, широко используются товар­ная реклама (рекламируются сами товары, их полезные свойства) и корпоративная реклама, способствующая по­вышению деловой репутации и росту известности предприя­тия-рекламодателя. При этом стороны могут договориться об использовании одного или нескольких видов рекламы, кото­рые, по их мнению, дадут наибольший эффект. Стороны включают условия, касающиеся содержания и оформления рекламы. В частности, предусматривается, что текст и товарный знак должны быть видны на определенном рассто­янии, оговариваются цвета красок и их яркость. Стороны согласовывают условия об обслуживании щита или рекламы на наземном транспорте. Речь идет о замене рекламы в случае ее повреждения и сроках периодической замены, например, рекламной аппликации в салонах автобусов или трамваев.

Реклама в прессе имеет свои особенности, которые также должны учитываться в условиях договора. Особое внимание обращается на заголовки текстов, в которых должна быть отражена новизна рекламируемого товара. В виде иллюстра­ции желательно помещать цветную фотографию с кратким текстом, на который тогда чаще обращается внимание. Для достижения целей рекламы, а именно получения заказов от потребителей, в текст рекламы включаются условия, касаю­щиеся цены, скидок и купонов. Что касается размещения рекламы в том или ином издании, то здесь также должны быть определены конкретные условия: поместить текст на передней стороне обложки издания или тыльной, на четных или нечетных страницах и т.д.

Реклама на радио характерна тем, что договор заключа­ется непосредственно с радиостанцией. В договоре предус­матриваются содержание рекламы, порядок помещения на­звания товара (в начале или в конце ролика), необходимость повторения отдельных сведений, например, обещания о предоставлении скидки за покупку товара; о времени транс­ляции и другие условия.

Реклама на телевидении имеет свои особенности, касаю­щиеся содержания и размещения информации о рекламируе­мом товаре и создания имиджа фирмы, его производящей. Стороны договариваются о времени рекламы, после каких передач она будет показана и по каким каналам. С учетом особенностей рекламируемого товара, например, продуктов питания, в договор может быть внесено условие о показе пищи, готовой к употреблению.

Почтовая реклама также имеет значительные особеннос­ти, которые следует учитывать в условиях договора. Это, прежде всего правильный выбор целевой аудитории в отно­шении товаров, которые не пользуются массовым спросом, рассчитаны на определенный уровень доходов потребителей, их вкусы и привязанности к тем или иным вещам. Реклама может содержаться на самом конверте в виде предложения, которое заинтересует потребителя наличием скидки на товар в виде купона, находящегося внутри конверта. Указание о том, что выпуск и поставка товаров ограничены, поможет потребителю быстрее принять решение о покупке товара.

Телефонная реклама предполагает непосредственное об­щение лица от имени рекламодателя и в его интересах. Результат рекламы товаров (услуг) по телефону во многом зависит от подготовленности лица, ведущего такие разгово­ры. Поэтому одним из условий, включаемых в договор, может быть наличие специальной подготовки лица, ведущего разговоры от имени рекламодателя о свойствах и качестве предлагаемого товара. Это лицо должно располагать инфор­мацией о хозяйственно-финансовой деятельности предпри­ятия-рекламодателя, которую он может использовать для ответов на вопросы потенциальных потребителей.

Предусматриваемые договором основные обязанности рекламиста и рекламодателя состоят в следующем.

Рекламист принимает на себя обязанности подготовить программу по рекламе продукции с указанием количества и качества рекламируемых изделий; изготовить необходимые эс­кизы, макеты, слайды, фильмы, видеокассеты, значки; разра­ботать текст рекламы; представить на утверждение рекламодате­лю образцы подлежащей тиражированию рекламной продук­ции; разместить рекламу, т.е. опубликовать текст объявления, развесить плакаты, разослать проспекты рекламы и т.д.

Обязанности рекламодателя сводятся к утверждению про­граммы работ по рекламе и образцов рекламной продукции, подлежащей тиражированию, предоставлению рекламисту необходимой информации для изготовления рекламы и опла­те работы рекламиста. Результат рекламы не влияет на оплату работы рекламиста, которая рассматривается в целом как услуга. Изготовление макетов, щитов для рекламы, фильмов и т.п. приводит к конкретному овеществленному результату. Эти работы могут оформляться отдельным дого­вором подряда, например, на установку наружной рекламы, и отношения сторон будут регулироваться главой 37 ГК РФ.

В договоре стороны устанавливают твердую цену за оказание услуг по рекламе. Кроме того, они могут предус­мотреть условие об участии рекламиста в прибылях от реали­зации рекламируемой продукции, оговорив при этом размер месячной базовой прибыли, превышение которого благодаря усилиям рекламиста увеличивает сумму прибыли. Рекламист получает определенный сторонами процент от разницы между возросшей и базовой суммами прибыли в период действия договора.

В договоре на оказание рекламных услуг стороны в соответствии с главой 25 ГК РФ могут установить ответствен­ность за нарушение обязательств, связанных с неисполнени­ем или ненадлежащим исполнением своих обязанностей. Речь может идти, например, об ответственности рекламного агентства за несогласование оригинала-макета с рекламодате­лем, что повлекло погрешности в тексте рекламы, вследствие чего эффективность ее, по мнению рекламодателя, резко снизилась.

Стороны также могут предусмотреть ответственность рек­ламного агентства в случаях обнаружения, например, грам­матических ошибок в тексте рекламного объявления, в виде обязанности повторной публикации либо трансляции (показа по телевидению) текста рекламы без дополнительной опла­ты.

Ответственность рекламного агентства за неправильное, несвоевременное размещение рекламы на щитах, на транс­порте может быть предусмотрена в виде продления договора на срок, в течение которого реклама не была размещена либо размещалась с нарушениями.

В договор может быть внесено условие, защищающее интересы рекламного агентства и освобождающее его от ответственности, когда оно приняло все меры для надлежа­щего исполнения обязательства, проявив при этом достаточ­ную осмотрительность и заботливость, однако не смогло его исполнить, например, из-за закрытия издательства либо радиостанции, где предполагалось разместить рекламу.

Стороны не могут установить ответственность рекламного агентства за эффективность проведения рекламы, поскольку оказание рекламных услуг не имеет овеществленного выраже­ния и не гарантирует заказчику, что рекламируемый товар будет пользоваться высоким спросом покупателей. Специа­листы по рекламе обоснованно утверждают, что большая часть денег на рекламу расходуется впустую. Вместе с тем для рекламодателей рекламные услуги являются полезной мерой для повышения имиджа фирмы и спроса на товары, которые она выпускает.

В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы.

Обычно между рекламодателем и рекламистом (рекламопро-изводителем, рекламораспространителем) заключается агент­ский договор, если речь идет о проведении рекламной компании, или договор подряда, когда требуется изготовле­ние макетов, щитов, роликов и т.д., и конечным результатом работы по подряду является конкретная вещь, либо договор услуг по проведению рекламной акции.

 

Общие положения о хранении товаров.

Договор хранения - это договор, по которому одна сторона обязуется хранить вещь, переданную в ее владение с этой целью другой стороной и возвратить эту вещь в сохранности.

Юридические признаки.

1. Правовая сущность – оказание фактических услуг особого рода – по обеспечению сохранности имущества.

2. Субъектный состав. Сторонами этого договора являются хранитель и поклажедатель. Поклажедатель – это сторона, отдающая имущество на хранение. Таковым может быть любой субъект гражданского права, как собственник, так и иной титульный владелец. Хранитель – сторона, осуществляющая хранение. Хранителями могут быть и граждане, и юридические лица (с учетом их правоспособности), как предприниматели, так и иные лица. Для некоторых видов хранения требуется получение лицензии.

По отдельным видам договора хранения сторонами могут выступать лишь определенные субъекты:

- в складском хранении сторонами является предприниматели;

3. Объект.

Юридическим объектом являются действия по сохранению имущества от любой опасности, грозящей повреждением или утратой имущества как социального характера (похищение, уничтожение людьми), так и природного, естественного характера (порча, повреждения от моли, сырости, стихийных явлений).

Материальный объект договора хранения – имущество (вещь). Как правило, движимое, и лишь в одном виде договора хранения (при секвестре) – не только движимое, но и недвижимость. Объектом хранения большей частью являются индивидуально- определенные вещи, но при иррегулярном хранении, то есть хранении со смещением – это вещи, определяемые родовыми признаками.

Виды материальных объектов договора хранения зависят от его разновидностей. При хранении в банке – это ценные бумаги, изделия из ценных металлов и драгоценных камней и другие ценности, документы. При ломбардном хранении – вещи бытового назначения, при хранении в гардеробе – верхняя одежда.

Материальным объектом по общему правилу не должны быть вещи с опасными свойствами. Однако, объектом хранения, в отдельных случаях, могут быть и вещи с опасными свойствами (ст. 894 ГК), о чем поклажедатель должен предупредить хранителя.

4. Договор хранения может быть возмездным и безвозмездным (см. ст.ст. 886 п.1, 891 п. 3, 896 п. 5, 902 ГК). По некоторым видам он предусмотрен только как возмездный (например, складское хранение, хранение в ломбарде).

5. Договор хранения, как правило, реальный. Но при иррегулярном хранении он является консенсуальным.

6. По договору хранения вещь с целью обеспечения сохранности, передается во владение хранителю.

7. Это двусторонне – обязывающий договор.

8. Форма договора хранения. Устная форма допускается по договорам между гражданами, если стоимость вещи, передаваемой на хранение, не превышает 10 МРОТ. Кроме того, в устной форме может быть заключен договор хранения при чрезвычайных обстоятельствах (болезнь, пожар, угроза нападения и т.п.).

Письменная форма необходима в договорах хранения с участием юридических лиц; между гражданами, если стоимость вещи превышает 10 МРОТ; консенсуальный договор хранения всегда должен заключаться в письменной форме.

Письменная форма договора хранения может выражаться в виде одного общего документа, а также в виде квитанции, жетона.

В случае несоблюдения письменной формы не предусмотрена недействительность сделки, но это лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания.

Права и обязанности сторон по договору хранения.

Обязанности хранителя.

1. Обязанность принять имущество на хранение – в консенсуальном договоре хранения. В договоре может быть установлен определенный срок (дата) принятия либо определенный период.

2. Главная обязанность хранителя: хранить и обеспечить сохранность имущества. Хранение должно осуществляться в течение срока, обусловленного в договоре, либо без указания срока. Досрочное прекращение договора по инициативе хранителя не допускается за исключением случаев существенных нарушений со стороны поклажедателя, а также, если вещи, сданные на хранение, стали опасными для окружающих либо для имущества хранителя и третьих лиц.

Хранитель должен обеспечить сохранность имущества от любой опасности: как от социальной, так и от опасности, связанной с природными явлениями. Обеспечение сохранности реализуется в совершении хранителем определенных действий – в принятии необходимых мер и создании условий. Необходимыми являются меры, предусмотренные договором хранения.

При возникновении особых обстоятельств эти меры могут быть изменены, для чего необходимо получить указания поклажедателя.

При реальной опасности хранитель вправе сам изменить способ, место или условия хранения.

При чрезвычайных обстоятельствах допускается даже продажа вещи хранителем.

Если в договоре не оговорены конкретные условия и способы хранения, то хранение должно осуществляться в соответствии с обычаями делового оборота и существом обязательства, свойствами вещей.

Хранитель обязан лично осуществлять хранение имущества, передача вещи для хранения другому лицу без согласия поклажедателя допускается только при чрезвычайных обстоятельствах.

Меры по сохранности имущества, которые обязан принять хранитель, зависят от того, является ли договор хранения возмездным или безвозмездным:

- при безвозмездном – хранитель должен проявить заботливость не менее, чем о своем имуществе (п. 3 ст. 891 ГК).

- при возмездном – хранитель, кроме того, должен принять специальные меры предусмотренные договором, соответствующие обычаям делового оборота, свойствам вещей и др.

- Однако, любой хранитель (и возмездный, и безвозмездный) должен принимать меры, обязательность которых предусмотрена в нормативных актах: противопожарные, санитарные и др.

3. Обязанностью хранителя является также необходимость воздерживаться от пользования вещью поклажедателя. Пользование вещью хранителем допускается лишь с согласия последнего и в случаях, если это необходимо для сохранности вещей (ст. 892 ГК).

4. Обязанность возвратить поклажедателю или указанному им лицу вещь, переданную на хранение, а при иррегулярном хранении то же количество аналогичных вещей.

Вещь должна быть возвращена в установленный срок или хранится до востребования ее поклажедателем.

Вещь должна быть возвращена в том же состоянии (с учетом естественного ухудшения). Кроме того, должны быть возвращены плоды и доходы от вещи, если иное не установлено договором (ст. 900 ГК).

Обязанности поклажедателя.

1. Предупредить хранителя о свойствах и особенностях вещей, особо – при сдаче легковоспламеняющихся, взрывоопасных и других свойствах опасных по своей природе вещей.

2. Выплатить вознаграждение за хранение (если договор возмездный). Оплата должна быть произведена в срок, т.е. в соответствии с общим правилом диспозитивной нормы ст. 896 ГК – по окончании хранения. Договором может быть предусмотрено иное: например, оплата по периодам.

При досрочном прекращении хранения должна быть уплачена соразмерная часть вознаграждения, но если досрочное прекращение обусловлено опасными свойствами вещи, о которых поклажедатель умолчал, то он обязан заплатить весь объем вознаграждения.

В тех случаях, когда договор хранения прекращен досрочно по инициативе хранителя, поклажедатель не обязан платить вознаграждение.

3. Поклажедатель обязан возместить хранителю расходы, произведенные на организацию и обеспечение хранения вещи. Этот вопрос решается по разному в зависимости от того, возмездный или безвозмездный договор и в зависимости от характера расходов: являются ли они обычными или чрезвычайными.

В возмездном договоре хранения обычные расходы включаются в вознаграждение (плату за хранение), а чрезвычайные возмещаются поклажедателем, если он согласен на них.

В безвозмездном договоре хранения вопрос о расходах должен быть обозначен в договоре и они должны быть возмещены поклажедателем хранителю.

4. Получить вещь от хранителя по истечении срока хранения.

Меры защиты.

При уклонении от принятия на хранение вещи (при консенсуальном договоре хранения) поклажедатель вправе требовать реального исполнения.

При досрочном прекращении по обстоятельствам за которые отвечает хранитель – он не вправе требовать вознаграждение за оставшийся срок. И должен возвратить ранее полученную оплату за хранение.

Ответственность хранителя.

1. За непринятие вещи от поклажедателя (при консенсуальном хранении) он возмещает последнему убытки: реальный ущерб и упущенную выгоду, если в договоре не установлена ограниченная ответственность. Кроме того, с него взыскивается неустойка, если она предусмотрена договором.

2. За утрату, недостачу или повреждение вещи, переданной на хранение, ответственность хранителя наступает по правилам ст.ст. 901, 902 ГК и зависит от того, является ли хранитель непрофессиональным или профессиональным, возмездным или безвозмездным.

Профессиональный хранитель отвечает за утрату, недостачу и повреждение вещи независимо от его вины: он освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен непреодолимой силой; если утрата, повреждение произошли из-за свойств имущества, о которых хранитель не знал; и если за вред, причиненный в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя.

Однако, если вред причинен в период просрочки поклажедателя в получении вещи, хранитель отвечает только при наличии его вины в форме умысла или грубой неосторожности.

Размер ответственности хранителя за утрату, недостачу, или повреждение вещей в соответствии со ст. 902 ГК зависит от возмездности или безвозмездности договора хранения.

В возмездном договоре хранения ответственность больше – т.е. в полном объеме: взыскиваются реальный ущерб и упущенная выгода (ст. 393 ГК), если договором не установлено иное.

При безвозмездном хранении хранитель несет ограниченную ответственность – он не возмещает упущенную выгоду. Его ответственность ограничена возмещением стоимости утраченных или недостающих вещей, а при повреждении вещи – в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.

3. За досрочное необоснованное прекращение договора – хранитель обязан возместить поклажедателю убытки на общих основаниях (ст. 393 ГК).

4. За незаконное пользование имуществом, переданном на хранение и другие нарушения – возмещение убытков (ст. 393 ГК).

Меры защиты и меры ответственности, применяемые к поклажедателю.

Меры защиты.

1. В случае, если вещи стали опасными для окружающих или для другого имущества, несмотря на соблюдение условий хранения, – досрочное прекращение договора и право на соразмерную часть вознаграждения.

2. Досрочное прекращение возможно и в случае непредупреждения об особых объективно опасных свойствах вещей (взрывоопасных, легковоспламеняющихся и др.); при этом у хранителя сохраняется право на вознаграждение.

3. Кроме того, хранитель может сам обезвредить или уничтожить вещь, об опасных свойствах которой не был предупрежден поклажедателем.

4. При просрочке в оплате (более чем за половину периода, за который должна быть внесена плата) – хранитель вправе досрочно прекратить договор.

5. В случае уклонения от получения поклажедателем вещи обратно по истечении срока договора – хранитель вправе, после письменного предупреждения поклажедателя, продать эту вещь по цене, сложившейся в месте хранения. Вырученная от продажи сумма передается поклажедателю с вычетом сумм прчитающихся хранителю и расходов на продажу (п. 2 ст. 899 ГК).

Ответственность поклажедателя.

При не предоставлении вещей на хранение в установленный срок (по консенсуальному договору хранения) взыскиваются понесенные хранителем убытки в связи с несостоявшимся договором хранения, и неустойка, если таковая предусмотрена договором.

За уклонение от оплаты или просрочку в оплате взыскиваются понесенные хранителем убытки. Кроме того, может быть взыскана неустойка либо особый процент по ст. 395 ГК “за неправомерное пользование чужими денежными средствами”.

В случае причинения вреда хранителю опасными свойствами сданной на хранение вещи взыскиваются убытки, если хранитель принимая вещь на хранение не знал и не должен был знать об этих свойствах.

Виды договоров хранения.

Договоры хранения подразделяются на виды по различным критериям.

а) Профессиональное хранение и непрофессиональное – в зависимости от субъекта.

Профессиональное хранение отличается тем, что хранителем является специалист, лицо, для которого хранение является основной целью или одной из целей деятельности. Для профессионального хранителя во многих случаях требуется лицензия (см. Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”). Профессиональный хранитель обязан возместить убытки за необеспечение сохранности имущества независимо от его вины.

б) Регулярное и иррегулярное хранение – в зависимости от объекта.

Регулярное хранение применяется к вещам не потребляемым, индивидуально-определенным с обязанностью возврата тех же самых вещей, которые были переданы на хранение, является реальным договором. Это главный, типичный вид договоры хранения.

Иррегулярное хранение – хранение со смещением вещей. Объектом этого хранения являются вещи, определяемые родовыми признаками (числом, весом, мерой), потребляемые, возврату подлежат не те же самые вещи, а определенное (то же) количество вещей аналогичного вида и качества; такой договор является консенсуальным договором хранения, применяется в складском хранении.

в) Обычное и чрезвычайное хранение – в зависимости от обстоятельств.

Договор хранения при чрезвычайных обстоятельствах возникает в случае внезапных и особых обстоятельств. Таких, например, как пожар, стихийные бедствия, военные действия, болезнь, угроза нападения и т.п., когда требуется принятие немедленных мер по спасению и сохранению имущества. Особенность этого договора в допущении устной формы и возможности привлечения свидетелей для доказательства факта заключения договора.

г) Общий договор хранения и специальные виды.

К специальным видам договоров хранения относятся:

- договор складского хранения;

- договор хранения ценностей в банке;

- секвестр.

Действия по хранению товаров в одних случаях выступают как самостоятельное обязательство, а в других — играют роль дополнительного условия в ином обязательстве.

В качестве самостоятельного обязательства хранение при­знается тогда, когда оно составляет главную или одну из главных целей, ради которой стороны и вступили в правоотношение, например, при заключении договоров хранения, консигнации. Дополнительная обязанность хранения возни­кает в том случае, когда хранение осуществляется как вспо­могательная функция, сопутствующая исполнению основного обязательства. В этом случае взаимоотношения сторон по хранению регулируются нормами, относящимися к основно­му договору.

Поскольку не все положения о хранении применимы в коммерческом обороте, необходимо различать правоотноше­ния, складывающиеся с участием граждан, и правоотноше­ния между субъектами предпринимательской деятельности, выделив из последних только те, которые применимы к субъектам торгового оборота.

Широкое распространение в торговых отношениях имеют договоры хранения на товарных складах. ГК РФ выделяет хранение на товарном складе как особый вид хранения, имеющий наряду с общими чертами, присущими для всех видов хранения, свои особенности. Эти особенности прояв­ляются в субъектном составе, порядке оформления договора, содержании взаимоотношений между сторонами.

Нормы ГК РФ о хранении на товарном складе регулируют отношения только с такими организациями-хранителями, которые на основании выданной им лицензии осуществляют самостоятельную профессиональную деятельность по хране­нию товаров и оказывают связанные с этим услуги (напри­мер, таможенные склады и склады временного хранения, склады транспортных и оптовых торговых организаций), и не распространяются на склады структурных подразделений, производственных, строительных и иных предприятий. Дея­тельность по хранению отдельных видов товаров подлежит лицензированию, например, лекарственных средств и изде­лий медицинского назначения, взрывчатых материалов про­мышленного назначения (ст. 17 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Среди товарных складов выделяют склады общего пользо­вания, когда коммерческая организация обязана принимать товары на хранение от любого товаровладельца, и склады, принимающие товар от определенных лиц. Товарный склад признается складом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана принимать т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.015 с.)