ТОП 10:

Место аудита в системе контроля.



Предпосылки возникновения аудита.

Мощным толчком к развитию бухгалтерского учета стало применение на практике разработанного Лукой Пачоли (1445-1517) принципа двойной записи в бухгалтерском учете, описанного в книге «Трактат о счетах и записях». Он обратил внимание и на необходимость финансового контроля правильности ведения учетных записей. Правильность записей в учетных книгах, сформированных по этому принципу, проверить стало значительно легче и надежнее, что способствовало и становлению контроля. В это же время в Европе учетные книги стали фигурировать в суде при рассмотрении имущественных споров.

 

В Англии первое упоминание об аудите относится к XIII веку. В 1324 году королевским указом были назначены аудиторы в ряде графств, что послужило началом его становления как профессиональной деятельности.

 

Вплоть до середины XIX века аудиторы назначались на должность, и не могло идти и речи об их независимости.

 

Аудит как форма независимого внешнего контроля начал формироваться во второй половине XIX века. Родиной аудита стала наиболее экономически развитая страна того времени - Великобритания. Подъем рыночной экономики, образование акционерных обществ, формирование банковской системы привели к разделению интересов тех, кто непосредственно занимался управлением предприятий и распоряжался денежными средствами и имуществом (управляющие, бухгалтеры, менеджеры), и тех, кто вкладывал свои деньги в их деятельность (акционеры, собственники, инвесторы). Страна столкнулась с аферами в финансовой сфере. Возникла общественная необходимость в защите интересов рядовых вкладчиков от возможного произвола управляющих.

 

Ответом на такую потребность стало принятие в Великобритании начиная с 1844 г. ряда законов о компаниях, согласно которым правления акционерных обществ были обязаны приглашать не реже одного раза в год специалиста для проверки бухгалтерских книг и счетов с последующим составлением отчета перед акционерами. В соответствии с Актом о компаниях от 1848 года аудитор мог работать в проверяемой компании, и не было установлено жестких требований к его квалификации. В 1900 году в акт о компаниях было введено требование независимости, и аудитор уже не мог быть служащим проверяемой компании. Параллельно с развитием законодательства в области экономики стали формироваться и организации профессиональных бухгалтеров. Первое профессиональное объединение бухгалтеров - Институт присяжных бухгалтеров - было создано в 1854 году в Эдинбурге (Шотландия).

 

В США аудиторскую деятельность организовывали лица, прошедшие подготовку в Великобритании. Ими в 1887 году была образована Ассоциация аудиторов Америки, и в 1896 году в штате Нью-Йорк был принят закон, регулирующий порядок проведения аудита. Уже в 1908 году в Ассоциацию аудиторов США входило 340 членов из 25 штатов.

 

В XX веке основными причинами роста потребности в аудиторских услугах стал мировой экономический кризис 1929-1933 годов и появление совместных предприятий.

 

В странах Западной Европы и США аудит стал мощным оружием против мошенничества в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Были введены обязательные требования к информации, содержащейся в годовых отчетах, обязательность публикации этих отчетов и заключений аудиторов. В США был принят закон о проверке правильности ценных бумаг, регулирующий проведение проверок независимыми аудиторами частных корпораций, выпускающих акции и облигации.

Вопрос.

Звание аудитора в России было введено Петром I. Одно из первых упоминаний об аудите содержится в Уставе 1698 г. генерала Адама Вейде, представленном Петру I по его распоряжению об изучении военного дела в ряде стран.

Именным указом Петра I в 1719 г. для ведения делопроизводства по военно-судной части при Канцелярии Военной коллегии было учреждено Аудиторское повытье. В 1763 г. оно было преобразовано в Аудиторскую (Генерал-аудиторскую) экспедицию Канцелярии Военной коллегии. Аудиторское повытье вело делопроизводство военной коллегии по военно-судебной части, регистрировало все судебные дела, возникавшие в войсках в отношении офицеров, и имело право ревизии проведенных судебных дел. Институт аудиторов был введен в армии, при этом аудиторы занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров.

Конец XIX в. — начало XX в. ознаменовались возникновением во многих крупных и средних городах общественных организаций бухгалтеров, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгалтеров, однако аудит как профессия в это время так и не сформировался. Если исходить из того, что возникновение современного западного аудита в первую очередь связано с появлением акционерных обществ, то в Рос-сии в 1836 г. было всего лишь 10 акционерных предприятий, а в начале XX в. — около 2500.

После Октябрьской революции 1917 г. в период государственного регулирования экономики в СССР аудит не существовал. По своей экономической сущности аудит как независимая финансовая проверка входил в противоречие с основополагающими принципами строительства государственной экономики, основанной на централизованном планировании, государственном финансировании и снабжении, тотальном ценовом регулировании. В СССР развивался государственный контроль, предпосылок к развитию аудита не было.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ожесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

Аудиторская деятельность и профессия аудитора появились в современной России сравнительно недавно, с переходом к рыночной экономике. Как и многие другие нововведения, аудит в нашу страну пришел в эпоху перестройки, т.е. после 1985 г., причем раньше, чем начали формироваться налоговые органы. За этот относительно небольшой период (около 20 лет) подходы к аудиторской деятельности, роль аудита в формировании имиджа компаний и повышении их инвестиционных и финансовых показателей существенно изменились.

Объем аудита.

Относится к количеству аудиторских процедур необходимых аудитору для получения доказательной базы.

1) Разумная уверенность. Всего встречается 4 вида уверенности:

· Абсолютная

· Разумная. Т е аудитор в достаточной степени уверен в правдивости финансовой отчетности.

· Умеренная ( применяется при обзорных проверках)

· Низкая ( уверенность отсутствует)

Виды аудита.

Существуют различные виды аудита:

 

Внешний аудит – контроль с привлечением специалистов аудиторской фирмы – для получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны». Поэтому, помимо проведения обязательных аудиторских проверок аудиторские фирмы также оказывают помощь организации в текущих вопросах, связанных с правильностью исчисления налогов и формированием достоверной отчетной информации.

 

Внутренний аудит - является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.

 

Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

• контроль за состоянием активов и недопущение убытков, подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

• подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

• анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

• оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

 

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим или производственным аудитом.

• Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

• Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, т.е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности. Этот вид аудита преследует три цели: оценка эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий;

• Аудит на соответствие требованиям. Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.

• Аудит финансовой отчетности, представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета.

• Специальный аудит - это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использование социальных фондов и др.

• Обязательный и инициативный аудит. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными нормами.

• Первоначальный и согласованный аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системывнутреннего контроля и др.) .

 

С точки зрения развития аудит разделяется на 3 стадии и, соответственно, 3 вида:

 

• подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности) ;

• системно - ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению) ;

• аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском) .

 

С точки зрения направленности аудит подразделяется на:

 

• общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно – правовых форм и видов собственности, организации и учреждения) ;

• банковский аудит; аудит страховых компаний; аудит бирж; аудит внебюджетных фондов; аудит инвестиционных институтов и др.

Виды аудита.

1) Подтверждающий ( подтверждение документации по проверке)

2) Системно-ориентированный аудит

3) Аудит базирующийся на риске

В России аудит на первой стадии, так как подтверждается достоверность финансовой отчетности.

4) Внутренний и внешний аудит.
деление происходит исходя из юридической обособленности. Внешнем аудитом признается любой аудит проводимый сторонней аудиторской фирмой. Отношение внешнего аудита должны быть закреплены в договоре (с обязательным указанием суммы оплаты за услуги). внутренний аудит проводится работниками предприятия зависимыми от руководства по факту трудовых обязательств. Объектом внутреннего аудита могут быть любые финансово-экономические , юридические, хозяйственные и иные вопросы деятельности предприятия. Объектом внутреннего аудита чаще всего выступают: финансовые результаты по конкретным сделкам, ритмичность поставок, соблюдение условий, выполнение договоров. Отдельно направлением внутреннего аудита является аудит качества ГП.

5) Аудит на соответствие, операционный и специальный аудит.
Аудит на соответствие состоит в сопоставлении фактического результата или факта хозяйственной жизни с нормативным, законодательным, договорным или иным установленным параметром.
Операционный аудит. В 2002 и 2003 году налоговые органы провели масштабные проверки по соблюдению рецептуры раскройных листов, технических параметров производства ГП.

Специальный аудит. Это аудит проводимый по требованию руководства в специально определенном направлении.

6) Обязательный и инициативный аудит.
Обязательный проводится в случаях когда ФЗ об аудиторской деятельности прямо требует это. Обязательный аудит как правило проводится по годовой финансовой отчетности, завершается выдачей аудиторского заключения со стороны независимой фирмы.

Инициативный аудит проводится по решению предприятия или по решению учредителей ( проводится за счет прибыли остающейся после уплаты налогов).

7) Экологический налоговый, технологический и иные виды специализированного аудита. Требует специальных знаний в своей области.

8) Согласованный ( повторяющийся) и первоначальный аудит.

Первоначальный проводится впервые аудитором для данного предприятия.

 

Вопрос.

Понятие «качество аудита» можно определить как степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. В связи с усилением требований законодательства Российской Федерации в области контроля качества аудиторской деятельности повышение внимания аудиторских фирм к этому аспекту их деятельности становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности и выживания на рынке аудиторских услуг.

 

Для выполнения аудиторских услуг в соответствии с требованиями аудиторских стандартов в аудиторской организации осуществляется внутренний контроль качества аудита — политика и процедуры, принятые аудиторской организацией для обеспечения разумной уверенности в том, что все аудиторские проверки, выполненные аудиторской фирмой, осуществлялись в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 1 «Цели и основные принципы аудита финансовой отчетности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, и согласно требованиям Федерального правила (стандарта) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405. Принципы и конкретные процедуры контроля качества аудита реализуются как в рамках всей деятельности аудиторской организации, так и в ходе проведения каждой аудиторской проверки, а также могут быть применены при оказании сопутствующих аудиту услуг.

 

Аудиторская организация должна определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы для обеспечения проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии:

 с федеральными законами;

 федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

 внутренними правилами (стандартами), действующими в профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудиторская фирма;

 иными документами.

Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской фирмой, зависят от объема и характера деятельности аудируемого лица, его территориального расположения, организационной структуры, соотношения затрат и выгод. В связи с этим методы и процедуры, а также и объем документации будут меняться. Однако принципы и процедуры внутреннего контроля качества аудита, представленные в Федеральном правиле (стандарте) № 7, являются обязательными для исполнения всеми аудиторскими организациями и включают в себя:

 профессиональные требования — соблюдение работниками аудиторской организации принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;

 профессиональную компетентность — владение работниками аудиторской организации надлежащими навыками и обладание профессионализмом, необходимым для выполнения обязанностей с должной тщательностью;

 поручение заданий — возложение обязанностей по проведению аудита на работников, имеющих специальную подготовку и опыт, которые необходимы в конкретных условиях;

 контрольные полномочия — направление в достаточной мере работы аудиторского персонала, осуществление текущего контроля на всех уровнях для обеспечения разумной уверенности в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;

 консультирование — проведение в случае необходимости консультаций со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;

 работу с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, — постоянная работа как с потенциальными, так и существующими клиентами;

 мониторингэффективности процедур-регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества.

 

До сведения работников аудиторской фирмы необходимо довести принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что они поняты и применяются на практике.

 

Федеральное правило (стандарт) № 7 определяет категории лиц, участвующих в контроле качества:

 руководитель аудиторской проверки — аудитор, несущий ответственность за проведение аудита;

 работники — руководящие сотрудники, другие специалисты, участвующие в аудиторской деятельности аудиторской фирмы, а также в оказании сопутствующих аудиту услуг;

 ассистенты аудитора — сотрудники, участвующие в проведении аудита и не являющиеся аудиторами.

 

Внутренний контроль качества работы осуществляется в отношении каждой аудиторской проверки, в том числе при проведении аудита. Для этого руководитель аудиторской проверки должен:

1. применять такие процедуры контроля, которые соответствуют целям и задачам аудиторской проверки;

2. анализировать профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу;

3. формулировать четкие указания о проведении аудиторами и их ассистентами соответствующих аудиторских процедур.

 

Важным средством доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита являются: программа аудита, смета затрат времени и общий план аудита.

Во время аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:

 контролировать ход аудита в целях определения профессиональной компетенции ассистентов аудитора, понимания ими указаний по проведению аудита, выполнения работы в соответствии с общим планом и программой аудита;

 получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проверки, оценивать их важность и вносить соответствующие изменения в общий план и программу аудита;

 устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.

Контроль качества в отношении конкретной проверки включает в себя:

 анализ общего плана и программы аудита;

 оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, в том числе результатов тестов средств внутреннего контроля и поправок, внесенных в общий план и программу аудита;

 документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, в частности результатов консультаций;

 исследование финансовой отчетности, предлагаемых поправок и аудиторского заключения.

Вопрос.

Внешний контроль качества аудита может быть трех видов:

• предварительный;

• текущий;

• последующий.

Предварительный внешний контроль качества аудита осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляются путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

 

Внешний контроль должен учитывать:

• направленность (специализацию) деятельности аудиторской организации по отраслям экономики с учетом специфики ведения бухгалтерского учета в некоторых областях;

• аудиторские риски, существующие в некоторых отраслях и секторах экономики;

• методологически обоснованные и выверенные способы расчета уровня существенности и необходимого объема выборки, в том числе с учетом специфики конкретных отраслей и секторов экономики, а также особенностей проверяемых организаций.

 

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, помимо саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет также Росфиннадзор. Для целей настоящего Отчета под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации и компании.

 

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

• Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,

• стандартов аудиторской деятельности,

• правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,

• кодекса профессиональной этики аудиторов.

Место аудита в системе контроля.

Контроль — важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта — на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления — на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий.

Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль.

Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена, во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения — управления (отделы) внутреннего аудита.

Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта.

В настоящее время подразделения внутреннего аудита у экономических субъектов по-разному встраиваются в структуру управления экономического субъекта, поэтому условно внутренний аудит можно разделить на внутренний аудит акционеров и внутренний аудит исполнительного руководства. Первый из них часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному руководству и, следовательно, по поручению собственников, акционеров могут осуществлять в том числе и проверку деятельности самого исполнительного руководства.

Некоторые экономические субъекты, по образцу фирм ФРГ, создают у себя подразделения контроллинга и назначают контролеров.

Кратко основные функции этих подразделений и самих контролеров можно охарактеризовать как «управление управлением», т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита — собственность акционеров и инвесторов. Независимость — необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров.

При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

При аудите выражается мнение по поводу достоверности финансовой отчетности, это предпринимательская деятельность, предусматривающая независимость аудитора и добровольность его выбора клиентом, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним. Аудит выступает как услуга, которую оплачивает клиент и которая выполняется с использованием гражданского права, хозяйственных договоров и направлена на улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента. Информация, к которой получает доступ аудитор, является строго конфиденциальной.

Внутренний аудит дает информацию высшему звену управления всей организацией о ее финансово-хозяйственной деятельности, способствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений, и подтверждает достоверность отчетов ее обособленных структурных подразделений.

Существующая система внешнего аудита направлена в первую очередь на защиту интересов владельцев предприятий и организаций, акционеров, участвующих в прибылях акционерного общества и контрагентов.

Кроме того, в обязанности внешних аудиторов не входит инвентаризация, доскональная проверка правильности переоценки основных средств и ряд других вопросов. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости организации проводится только в общем виде и без выдачи рекомендаций в отношении конкретных мер по улучшению финансового состояния организации. Все эти работы могут быть выполнены внешними аудиторами, но по отдельному договору и за отдельную плату.

Помимо этого, объектом внешней аудиторской проверки является бухгалтерский учет и отчетность за локальный период.

Решить указанные проблемы позволяет служба внутреннего аудита.

Во-первых, эта служба может постоянно контролировать правильность бухгалтерского учета, налоговых и других расчетов.

Во-вторых, работники этой службы могут выполнять и ряд других обязанностей (в частности, по контролю правильности оценки имущества, по минимизации затрат на производство, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оптимизации налогообложения, автоматизации учета и составления отчетности и т. д.)

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.02 с.)