ТОП 10:

вопрос Правила независимости аудиторов в РФ.



Правила устанавливают требования к аудиторам при выполнении проверок. Проверяющие должны уметь выявить угрозу, быть независимыми от аудируемого лица и руководствоваться только своим профессиональным суждением.

 

Согласно Правилам, аудитор не может осуществлять аудит, если у него есть финансовые, деловые, рабочие или другого рода отношения с его клиентом (включая неаудиторские услуги по отношению к клиенту).

 

Для определения факта независимости аудита должна существовать возможность привлечения компетентной и информированной третьей стороны, которая может определить отношения между аудитором и его клиентом.

 

Ответственностью аудитора является гарантирование исполнений всех требований независимого аудита.

 

В Правилах указано, что аудитор не должен принимать от аудируемой организации подарки, знаки гостеприимства или услуги существенной стоимости, а также получать от нее товары по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен. В обязанности аудитора должна входить проверка рисков получения незначительных финансовых доходов, полученных исходя из неформальных договоренностей от аудируемой организации или ее филиалов.

 

Аудитор не должен допускать возникновения ситуации, при которой общий размер гонорара, получаемого от аудируемой организации, составляет значительную долю в общем размере доходов, получаемых аудиторами, когда зависимость от такого клиента и боязнь потерять такого клиента могут создать угрозу возникновения личной заинтересованности.

 

Когда аудитор, аудиторская фирма, ее филиал или ее аудиторский партнер, менеджер или работник участвуют в подготовке аудируемой организацией ее бухгалтерской и финансовой отчетности, существует опасность проведения независимого аудита. Аудитор должен воздерживаться от оказания услуг клиентам аудиторской проверки по подготовке финансовой отчетности.

 

Кроме того, Правила содержат сводный перечень ситуаций, наносящих ущерб независимости аудиторов, а также рекомендации по сохранению независимости.

Вопрос.

Понятие «качество аудита» можно определить как степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. В связи с усилением требований законодательства Российской Федерации в области контроля качества аудиторской деятельности повышение внимания аудиторских фирм к этому аспекту их деятельности становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности и выживания на рынке аудиторских услуг.

 

Для выполнения аудиторских услуг в соответствии с требованиями аудиторских стандартов в аудиторской организации осуществляется внутренний контроль качества аудита — политика и процедуры, принятые аудиторской организацией для обеспечения разумной уверенности в том, что все аудиторские проверки, выполненные аудиторской фирмой, осуществлялись в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 1 «Цели и основные принципы аудита финансовой отчетности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, и согласно требованиям Федерального правила (стандарта) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405. Принципы и конкретные процедуры контроля качества аудита реализуются как в рамках всей деятельности аудиторской организации, так и в ходе проведения каждой аудиторской проверки, а также могут быть применены при оказании сопутствующих аудиту услуг.

 

Аудиторская организация должна определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы для обеспечения проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии:

 с федеральными законами;

 федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

 внутренними правилами (стандартами), действующими в профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудиторская фирма;

 иными документами.

Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской фирмой, зависят от объема и характера деятельности аудируемого лица, его территориального расположения, организационной структуры, соотношения затрат и выгод. В связи с этим методы и процедуры, а также и объем документации будут меняться. Однако принципы и процедуры внутреннего контроля качества аудита, представленные в Федеральном правиле (стандарте) № 7, являются обязательными для исполнения всеми аудиторскими организациями и включают в себя:

 профессиональные требования — соблюдение работниками аудиторской организации принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;

 профессиональную компетентность — владение работниками аудиторской организации надлежащими навыками и обладание профессионализмом, необходимым для выполнения обязанностей с должной тщательностью;

 поручение заданий — возложение обязанностей по проведению аудита на работников, имеющих специальную подготовку и опыт, которые необходимы в конкретных условиях;

 контрольные полномочия — направление в достаточной мере работы аудиторского персонала, осуществление текущего контроля на всех уровнях для обеспечения разумной уверенности в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;

 консультирование — проведение в случае необходимости консультаций со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;

 работу с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, — постоянная работа как с потенциальными, так и существующими клиентами;

 мониторингэффективности процедур-регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества.

 

До сведения работников аудиторской фирмы необходимо довести принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что они поняты и применяются на практике.

 

Федеральное правило (стандарт) № 7 определяет категории лиц, участвующих в контроле качества:

 руководитель аудиторской проверки — аудитор, несущий ответственность за проведение аудита;

 работники — руководящие сотрудники, другие специалисты, участвующие в аудиторской деятельности аудиторской фирмы, а также в оказании сопутствующих аудиту услуг;

 ассистенты аудитора — сотрудники, участвующие в проведении аудита и не являющиеся аудиторами.

 

Внутренний контроль качества работы осуществляется в отношении каждой аудиторской проверки, в том числе при проведении аудита. Для этого руководитель аудиторской проверки должен:

1. применять такие процедуры контроля, которые соответствуют целям и задачам аудиторской проверки;

2. анализировать профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу;

3. формулировать четкие указания о проведении аудиторами и их ассистентами соответствующих аудиторских процедур.

 

Важным средством доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита являются: программа аудита, смета затрат времени и общий план аудита.

Во время аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:

 контролировать ход аудита в целях определения профессиональной компетенции ассистентов аудитора, понимания ими указаний по проведению аудита, выполнения работы в соответствии с общим планом и программой аудита;

 получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проверки, оценивать их важность и вносить соответствующие изменения в общий план и программу аудита;

 устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.

Контроль качества в отношении конкретной проверки включает в себя:

 анализ общего плана и программы аудита;

 оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, в том числе результатов тестов средств внутреннего контроля и поправок, внесенных в общий план и программу аудита;

 документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, в частности результатов консультаций;

 исследование финансовой отчетности, предлагаемых поправок и аудиторского заключения.

Вопрос.

Внешний контроль качества аудита может быть трех видов:

• предварительный;

• текущий;

• последующий.

Предварительный внешний контроль качества аудита осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляются путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

 

Внешний контроль должен учитывать:

• направленность (специализацию) деятельности аудиторской организации по отраслям экономики с учетом специфики ведения бухгалтерского учета в некоторых областях;

• аудиторские риски, существующие в некоторых отраслях и секторах экономики;

• методологически обоснованные и выверенные способы расчета уровня существенности и необходимого объема выборки, в том числе с учетом специфики конкретных отраслей и секторов экономики, а также особенностей проверяемых организаций.

 

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, помимо саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет также Росфиннадзор. Для целей настоящего Отчета под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации и компании.

 

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

• Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,

• стандартов аудиторской деятельности,

• правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,

• кодекса профессиональной этики аудиторов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.006 с.)