Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парфенон. Метопа «Борьба грека с кентавром». Мрамор. 3-я четверть V в. до н. э.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лондон, Британский музей В то время как в одной из самых прославленных святынь первой половины V в. до н. э.— храме Зевса в Олимпии имелось лишь двенадцать рельефных метоп, афиняне украсили Парфенон девяносто двумя, располагавшимися со всех его четырех сторон.
На открывавшемся входившим на Акрополь афинянам западном торце храма находились плиты со сценами борьбы грекоэ с амазонками — местный аттический сюжет. На северной продольной стороне рельефы повествовали о войне греков с троянцами, южные метопы рассказывали о победе лапифов над кентаврами, а восточная сторона со стороны входа в храм посвящалась битве богов и гигантов. После трагического взрыва Парфенона1 сохранились лишь метопы южной стороны, различие в исполнении убеждает в работе над ними разных мастеров. Каждая плита в четких границах квадрата заключает сцену яростной борьбы не на жизнь, а на смерть. Различные ситуации, разнообразные положения тел создавали богатство впечатлений, но везде композиция строго уравновешена, всюду спокойное обрамление определяет гармоническое единство борющихся сил. Нередко в метопах южной стороны кентавры торжествуют над побежденными греками, в полный голос звучит трагическая тема (возникнув на фризе сокровищницы сифносцев, она найдет свое дальнейшее патетическое выражение в Пергамском алтаре Зевса эпохи эллинизма — III— I вв. до н. э.). В метопе, где показан закрывающийся щитом и загнанный в угол обреченный эллин, ждущий смертельного конца, и в иных плитах представлена драматическая коллизия, гибель человека. В другой группе метоп греки одерживают победу над чудовищами, в одной из них эллин наступил ногой на круп кентавра и собирается нанести ему решительный удар. В метопах этих двух групп заметен перевес сил одной или другой стороны. В третьей группе южных метоп борьба в разгаре, и невозможно предугадать победителя. Так, в одном рельефе скульптор уподобляет борющихся как бы двум высоким волнам, столкнувшимся в центре плиты. Новшеством зодчих дорического Парфенона явилось введение в его скульптурное убранство фриза, проходившего вдоль всех сторон здания 1 Парфенон, превращенный в средние века в христианский храм, простоял почти невредимым до войны турок с венецианцами. Турки устроили в храме Афины пороховой склад, и венецианский снаряд, попавший в 1687 г. в здание, разрушил его. Рухнувшую колоннаду впоследствии восстановили, но нанесенный храму урон оказался непоправимым. и свойственного обычно постройкам ионического ордера. Фриз, размещавшийся вверху внешней поверхности стены целлы, мог быть виден из-за колоннады греками, которые проходили вдоль храма. На фризе изображалась процессия горожан в день Великих Панафиней, праздновавшихся раз в четыре года в честь богини Афины. В торжественном шествии к Акрополю, а затем к Парфенону участвовали все свободные граждане. Знатные девушки несли роскошные одежды — пеплос, который они ткали четыре года, чтобы возложить на статую богини. В процессии можно было видеть скакавших на лошадях юношей-эфебов', величественных бородатых старцев, жрецов, ведущих животных и несущих кувшины с вином и маслом для торжественного жертвоприношения на алтаре. На плитах фриза движение начинается с юго-западного угла и направляется двумя потоками — по южной и западной сторонам храма, переходя затем на северную. К восточной стороне храма персонажи на фризе шли, таким образом, с двух сторон. В центре восточного фриза изображены восседавшие на креслах олимпийские божества, к которым и подходили слева и справа высеченные в мраморе рельефов участники этого значительного события Афин времени расцвета. На западном фризе представлены седлающие коней и начинающие движение молодые участники празднества — эфебы; некоторые из них еще стоят рядом с лошадьми, другие уже горделиво гарцуют. На северной и южной сторонах шествуют закутанные в одежды жрецы, ведущие баранов и быков, там же показаны влекомые лошадьми колесницы, пешие пожилые участники процессии. Среди граждан города выделяются величественные сильные и могучие мужи, стройные и изящные афинянки. Характерно, что в этом пластическом воплощении величия человеческого духа не оказывается места детям. По представлениям классических греков, совершенным мог быть только человек в возрасте расцвета всех физических и духовных сил — акме, поэтому младенцы и глубокие старцы в классическом искусстве почти не изображались. Лишь на восточной части фриза, там, где Афине преподносился пеплос, дети участвуют в торжестве в качестве прислужников. Обобщенность композиций фриза выступала в том, что ни один из представленных персонажей не имел портретных черт. Афинские граждане составляли здесь цельное и в то же время многоликое общество. Однако возвышенная идея совершенства и силы афинян воплотилась не только сюжетно (в торжественной процессии), но прежде всего скульптурно в величественных и гармоничных образах отдельных граждан, сдержанных в движениях, исполненных высокого чувства собственного достоинства. В совершенстве пластики фриза Парфенона нередко видят заслугу гениального скульптора высокой классики Фидия, который вместе с Икти-ном и Калликратом участвовал в создании Парфенона и его скульптурного убранства. Ни в метопах, ни даже в изваяниях, украшавших фронтоны, нет такого воплощения гармонии, какое присуще рельефам фриза. ' Эфебы — в Афинах и Спарте свободнорожденные юноши от 18 до 20 лет, которые в специальном заведении — эфебии — готовились к военной и гражданской службе. Окончившие эфебию становились полноправными гражданами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.135 (0.009 с.) |