Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парфенон. Метопа «Борьба грека с кентавром». Мрамор. 3-я четверть V в. до н. э.

Поиск

Лондон, Британский музей


В то время как в одной из самых прославленных святынь первой по­ловины V в. до н. э.— храме Зевса в Олимпии имелось лишь двенад­цать рельефных метоп, афиняне украсили Парфенон девяносто дву­мя, располагавшимися со всех его четырех сторон.

Голова кентавра. Деталь метопы Парфено­на. Мрамор. 3-я четверть V в.до н.э.

На открывавшемся входившим на Акрополь афинянам западном торце храма находились плиты со сценами борьбы грекоэ с амазонка­ми — местный аттический сюжет. На северной продольной стороне рельефы повествовали о войне гре­ков с троянцами, южные метопы рассказывали о победе лапифов над кентаврами, а восточная сторона со стороны входа в храм посвящалась битве богов и гигантов.

После трагического взрыва Парфенона1 сохранились лишь метопы южной стороны, различие в исполнении убеждает в работе над ними раз­ных мастеров. Каждая плита в четких границах квадрата заключает сце­ну яростной борьбы не на жизнь, а на смерть. Различные ситуации, разно­образные положения тел создавали богатство впечатлений, но везде ком­позиция строго уравновешена, всюду спокойное обрамление определяет гармоническое единство борющихся сил.

Нередко в метопах южной стороны кентавры торжествуют над побеж­денными греками, в полный голос звучит трагическая тема (возникнув на фризе сокровищницы сифносцев, она найдет свое дальнейшее патетиче­ское выражение в Пергамском алтаре Зевса эпохи эллинизма — III— I вв. до н. э.). В метопе, где показан закрывающийся щитом и загнанный в угол обреченный эллин, ждущий смертельного конца, и в иных плитах представлена драматическая коллизия, гибель человека. В другой груп­пе метоп греки одерживают победу над чудовищами, в одной из них эл­лин наступил ногой на круп кентавра и собирается нанести ему решитель­ный удар. В метопах этих двух групп заметен перевес сил одной или другой стороны. В третьей группе южных метоп борьба в разгаре, и невоз­можно предугадать победителя. Так, в одном рельефе скульптор упо­добляет борющихся как бы двум высоким волнам, столкнувшимся в цен­тре плиты.

Новшеством зодчих дорического Парфенона явилось введение в его скульптурное убранство фриза, проходившего вдоль всех сторон здания

1 Парфенон, превращенный в средние века в христианский храм, простоял почти не­вредимым до войны турок с венецианцами. Турки устроили в храме Афины пороховой склад, и венецианский снаряд, попавший в 1687 г. в здание, разрушил его. Рухнувшую колоннаду впоследствии восстановили, но нанесенный храму урон оказался непопра­вимым.


и свойственного обычно постройкам ионического ордера. Фриз, размещав­шийся вверху внешней поверхности стены целлы, мог быть виден из-за колоннады греками, которые проходили вдоль храма. На фризе изобража­лась процессия горожан в день Великих Панафиней, праздновавшихся раз в четыре года в честь богини Афины. В торжественном шествии к Акрополю, а затем к Парфенону участвовали все свободные граждане. Знатные девушки несли роскошные одежды — пеплос, который они ткали четыре года, чтобы возложить на статую богини. В процессии можно было видеть скакавших на лошадях юношей-эфебов', величественных борода­тых старцев, жрецов, ведущих животных и несущих кувшины с вином и маслом для торжественного жертвоприношения на алтаре.

На плитах фриза движение начинается с юго-западного угла и на­правляется двумя потоками — по южной и западной сторонам храма, пе­реходя затем на северную. К восточной стороне храма персонажи на фри­зе шли, таким образом, с двух сторон. В центре восточного фриза изобра­жены восседавшие на креслах олимпийские божества, к которым и под­ходили слева и справа высеченные в мраморе рельефов участники этого значительного события Афин времени расцвета.

На западном фризе представлены седлающие коней и начинающие движение молодые участники празднества — эфебы; некоторые из них еще стоят рядом с лошадьми, другие уже горделиво гарцуют. На северной и южной сторонах шествуют закутанные в одежды жрецы, ведущие ба­ранов и быков, там же показаны влекомые лошадьми колесницы, пешие пожилые участники процессии. Среди граждан города выделяются вели­чественные сильные и могучие мужи, стройные и изящные афинянки.

Характерно, что в этом пластическом воплощении величия человече­ского духа не оказывается места детям. По представлениям классических греков, совершенным мог быть только человек в возрасте расцвета всех физических и духовных сил — акме, поэтому младенцы и глубокие стар­цы в классическом искусстве почти не изображались. Лишь на восточной части фриза, там, где Афине преподносился пеплос, дети участвуют в тор­жестве в качестве прислужников.

Обобщенность композиций фриза выступала в том, что ни один из пред­ставленных персонажей не имел портретных черт. Афинские граждане составляли здесь цельное и в то же время многоликое общество. Однако возвышенная идея совершенства и силы афинян воплотилась не только сюжетно (в торжественной процессии), но прежде всего скульптурно в ве­личественных и гармоничных образах отдельных граждан, сдержанных в движениях, исполненных высокого чувства собственного достоинства.

В совершенстве пластики фриза Парфенона нередко видят заслугу ге­ниального скульптора высокой классики Фидия, который вместе с Икти-ном и Калликратом участвовал в создании Парфенона и его скульптурно­го убранства. Ни в метопах, ни даже в изваяниях, украшавших фронтоны, нет такого воплощения гармонии, какое присуще рельефам фриза.

' Эфебы — в Афинах и Спарте свободнорожденные юноши от 18 до 20 лет, которые в специальном заведении — эфебии — готовились к военной и гражданской службе. Окон­чившие эфебию становились полноправными гражданами.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.135 (0.009 с.)