Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восточный фронтон храма Афины на эгине. Лучник. Мрамор. Начало V В. До И. Э.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мюнхен, Глиптотека скульптуры, свойственное лучшим произведениям позднеархаического искусства. Статуи восточного фронтона храма Афины Афайи более совершенны по исполнению. Различие может быть объяснено тем, что фронтон этот вскоре после изготовления был разрушен (персами ли, молнией ли — сказать трудно) и затем обновлен, а изваяния заменены новыми. Найденные во время раскопок фрагменты статуй восточного фронтона (двух его различных периодов: древнейшего, 500 г. до н. э., и более позднего, около 480 г. до н. э., после разрушения первой композиции) дают возможность сравнить эти изваяния и увидеть изменения, что произошли в греческом искусстве примерно за двадцать лет. К произведениям раннего восточного фронтона относится голова в шлеме, возможно, Афины. Фигура богини была представлена, очевидно, фронтально, но ее покровительство ахейцам определялось не поворотом головы, а наивной архаической манерой в трактовке деталей. Так, в сторону ахейцев вправо слегка смещен пробор в ее прическе, также вправо сдвинут наносник поднятого шлема. Мастер как бы намекал на благоволение богини грекам. Пластика этого образа созвучна статуям западного фронтона, исполненного тогда же. Легкая припухлость щек, архаическая улыбка, миндалевидные глаза, орнаментальное расположение волос над лбом свидетельствуют о следовании еще традициям старого искусства. Голова Афины со второго, более позднего, восточного фронтона изваяна иначе. Свойственный архаике несколько удивленный, наивный взгляд сменяется спокойным, уверенным. Исчезает типичная для архаических лиц улыбка, обнаруживается и новое отношение к объемам: нижняя часть лица тяжелеет, сглаживается резкая граница у скул, плавным становится овал лица, сочными красиво сложенные губы, овальными, не такими узкими и изогнутыми, как ранее, глаза. Смягчается и присущая архаике декоративность, проявлявшаяся в орнаментальной трактовке волос. Заметна разительная перемена и в характере образов: меньше стало восторженности, но больше спокойствия и уверенности. На смену условности, архаической символике пришли конкретность чувств человека, классическая определенность. Новшества, привнесенные классикой, отчасти восполнили утрату былой поэтичности памятников и выразили суть совершившегося в искусстве перелома. Эгинские изваяния позволяют почувствовать как бы водораздел между архаическим и классическим восприятием действительности. В скульптурных формах одного храма оказался, таким образом, запечатленным процесс перехода от архаики к классике. Изменения появляются и в композиции (второй восто'чный фронтон отличается от западного). Схема ^стается как будто прежней: также самое высокое место в центре занимает Афина и также постепенно склоняются фигуры борющихся воинов к углам, где полулежат погибающие герои. Нерушима и симметрия, свойственная более ранним фронтонам, и впечатление манекенности фигурок, расставленных любящим порядок мастером по обе стороны от Афины. Но внимательный зритель может заметить и существенные изменения, которые вряд ли объясняются личным вкусом скульптора: в более поздней композиции на две фигуры меньше. Мастер архаического фронтона стремился, в частности, к тому, чтобы построить из фигур замысловатую арабеску. Заметная издали, она привлекала внимание прежде всего своей декоративностью, красивым узором. Задача скульптора нового времени иная — показать жизненность воинов, их реальность. Нечто подобное происходило тогда же и чуть ранее в вазописи, в частности в композициях мастера Андокида. В чер-нофигурной технике у него больше персонажей, чем в сменяющей ее краснофигурной. Усиление активности и реальности действующих лиц, иная роль фона, а также новое взаимоотношение фигур и пространства были общими и в вазописи, и во фронтонной скульптуре. И действительно, достаточно взглянуть на довольно убедительную реконструкцию восточного фронтона, чтобы почувствовать разницу в темпе, ритме боя по сравнению с западным фронтоном. Афина уже не предстоит торжественно в центре, а в волнении устремляется на помощь ахейцам. Скульптор языком пластики передает напряжение боя: Трои сыны потеснили сперва быстроглазых ахейцев. Бросив тело, те побежали. Но гордым троянцам Не удалось умертвить никого, хоть и очень хотелось. Труп же они увлекли. Но вдали от него находились Очень недолго ахейцы. Тотчас повернул их обратно - Сын Теламонов Аякс — и своими делами и видом После Пелида бесстрашного всех превышавший данайцев, Ринулся он из передних рядов; по отваге подобный Дикому вепрю, который в горах, обернувшись при бегстве, Быстрых собак и ловцов рассыпает легко по ущельям....Требовал около тела стоять и сражаться вплотную. Так наставлял их Аякс великан. Между тем орошалась Алою кровью земля, и один на другого валились Трупы троянских бойцов и сверхмощных союзников Трои. Гомер. Илиада Скульптор позднего восточного фронтона стремится представить воинов в сложных движениях. Порой он делает это подчеркнуто резко, словно нарочито (некоторые воины почти опрокинуты на спины). Один из сражающихся протягивает вперед руки, чтобы спасти раненого товарища. В его движении много живого порыва, разрывающего изысканную ткань архаического искусства. По-новому трактуются и лица воинов, хотя еще сохраняются прически архаического типа, обрамляющие лоб однообразными завитками. В битве ахейцев и троянцев принимает участие Геракл — ...Герой дерзновеннейший, львиное сердце, Некогда прибыл сюда за конями от Лаомедонта Только с шестью кораблями, с значительно меньшим отрядом,— И разгромил Илион... Западный фронтон храма Афины на Эгине. Угловая фигура воина. Мрамор. Начало V в. до н. э. Мюнхен, Глиптотека На его голову наброшена львиная морда от шкуры убитого им хищника. В постановке фигуры Геракла нет красивой замысловатости архаической статуи. Это и не эффектная поза, как будет позднее в изваяниях, подобных Аполлону Бельведерскому. Необходимое для боя положение тела оказывается естественным и потому самым красивым. Большое внимание уделяет скульптор моделировке мускулатуры Геракла. Сквозь шероховатую поверхность грубого камня проступают очертания напряженных мышц его рук и ног. Через позы воинов раскрываются различные ситуации. Мгновенность остановки смелого Геракла позволяет почувствовать концентрацию в его руках смертоносной силы. Отличен от свободных жестов молодого героя грузный бег пожилого грека — могучего гоплита со щитом и копьем, спешащего на помощь поверженному соратнику. Скульптор хорошо представлял себе обстановку баталий, близко знал жизнь воинов. Посланец персов рассказывал о великом сражении: ...Густо мертвецы лежат На отмелях и скалах. Побежали все, Кто уцелел из ополченья варваров! Как острогою рыбаки косяк тунцов На стрежне бьют, топтали и топили нас И погребали мертвых под обломками. Победный гул мешался с воплем ужаса Над солью моря. Тут сошла ночная чернь. Всей бездны горя мне до дна не вычерпать, Хотя бы десять суток слезный длил рассказ. Знай твердо, никогда еще за день один Не умирало столько сыновей земли. Эсхил. Персы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.006 с.) |