Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московская Русь в XIV-XVII вв.

Поиск

Общая характеристика курса.

История изучает процессы, события и явления, происходившие на территории России в период с IX по начало XXI вв. Это одна из базовых гуманитарных дисциплин и один из важнейших предметов учебного плана образовательных учреждений России, поскольку наиболее полно аккумулирует и системно передает социальный опыт человечества. Одновременно история формирует личностную ориентацию и гражданскую позицию у молодежи.

В концепции модернизации российского образования обращается внимание на востребованность в современном обществе высокообразованных, предприимчивых специалистов, имеющих четкие нравственные ориентиры, способных к сотрудничеству, умеющих принимать самостоятельные решения, отличающихся мобильностью, конструктивностью и ответственностью за дальнейшее развитие страны. В воспитание этих качеств вносит значительный вклад отечественная история.

Целью изучения курса «Истории» является ознакомление с фактическим материалом по истории страны, основными тенденциями и закономерностями развития общества, методологией исторических исследований.

Задачи курса:

1) воспитание гражданственности и патриотизма

2) усвоение сущности исторического процесса

3) развитие аналитических и творческих способностей студента.

Курс истории изучается на заочном отделении в течение одного семестра. Тематически он делится на несколько блоков, охватывающих историю Киевской Руси, Московского государства, Российской империи, Советского государства и современной России.

Учебным планом на изучение дисциплины отводится от 6 до 16 часов, при этом самостоятельная работа студента составляет от 102 до 112 часов.

 

II. Краткое содержание курса.

Сущность и функции исторического знания. Методы исторической науки. Исторические источники и методологические подходы. Историография истории России.

Древняя Русь в VI-XIII вв.

Проблема этногенеза восточных славян, их место и роль в истории средневековой Европы. Становление Древнерусского государства. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития Киевской Руси. Выбор исторических путей развития в кон. XI- нач. XIII вв. Борьба с внешней опасностью в XIIIв.

Московская Русь в XIV-XVII вв.

Формирование Русского централизованного государства: традиции и особенности социально-политического развития. Оформление сословно-представительной монархии в эпоху Ивана IV Грозного и ее трансформация в деспотизм. Кризис российской государственности в конце XVI- нач. XVII вв. Смутное время и альтернативность путей развития страны. Разновекторность экономических процессов в XVII веке.

Эволюция политического строя в XVII в., складывание абсолютизма и его характерные черты. Проблемы внешней политики в XVII в. Культура Московской Руси.

Российская империя в XVIII в.

Характерные черты эпохи Просвещения. Модернизационные процессы в Европе и России. Основные направления «европеизации» России при Петре I и ее результаты. Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.). Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Правление Павла I.

Внешняя политика России в XVIII в. Культура России в XVIII в.

Россия в XIX- начале ХХ вв.

Переход России от традиционного общества к индустриальному. Промышленный переворот как стержень экономической модернизации в XIX в. Попытки изменения самодержавного характера власти и решения крестьянского вопроса. Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на политическую жизнь. «Великие реформы» 1860-1870 гг. Внутренняя политика Александра III. Культура России XIX в., ее противоречия и вклад в мировую культуру.

Россия на рубеже XIX-ХХ вв. Результаты индустриальной модернизации. Особенности политического развития и начало российского парламентаризма. Классификация, программы и тактика политических сил в начале ХХ в. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.). Февральская революция и альтернативы развития общества в 1917 г. Причины победы большевизма в России.

III. Темы лекций

1. Древняя Русь в IX-XIII вв.

2. Образование и развитие Московского централизованного государства (XIV-XVII вв.)

3. Российская империя в XVIII в.

4. Эволюция Российского государства в XIX-начале ХХ вв.

 

Древняя Русь (IX-XIII вв.).

1. Киевская Русь в работах И.Я. Фроянова.

2. Ранняя история Новгорода в трудах В.Л. Янина.

3. Выбор моделей развития Древней Руси в эпоху раздробленности.

4. Татары и Русь: исторический опыт взаимоотношений.

Термины: варяги, полюдье, норманнская теория; погосты, уроки; смерды, рядовичи, закупы, вотчина, тиуны; улус, баскаки, иго.

Даты: 882, 988, 1054, 1223, 1242.

Личности (на выбор): Олег, Ольга, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Чингисхан, Илларион, Сергий Радонежский и др.

 

Московская Русь (XIV-XVII вв.).

5. Причины возвышения Москвы в исторической литературе.

6. Правление Ивана IV: оценки в исторической литературе (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Р.Г. Скрынников и др).

7. Культура и быт русского народа и царей в XVI-XVII вв. (по А.Е. Забелину и Н.И.Костомарову).

8. Крестьянские войны в истории России: современные оценки.

9. Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев.

Термины: местничество, пожилое, поместье, соха, опричнина, Смута, заповедные лета, Земский собор, семибоярщина, «гости», мануфактура, обмирщение.

Даты: 1380, 1497, 1584, 1613, 1649.

Личности (на выбор): Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Лжедмитрий I, Алексей Михайлович, Аввакум, Борис Годунов и др.

 

Общая характеристика курса.

История изучает процессы, события и явления, происходившие на территории России в период с IX по начало XXI вв. Это одна из базовых гуманитарных дисциплин и один из важнейших предметов учебного плана образовательных учреждений России, поскольку наиболее полно аккумулирует и системно передает социальный опыт человечества. Одновременно история формирует личностную ориентацию и гражданскую позицию у молодежи.

В концепции модернизации российского образования обращается внимание на востребованность в современном обществе высокообразованных, предприимчивых специалистов, имеющих четкие нравственные ориентиры, способных к сотрудничеству, умеющих принимать самостоятельные решения, отличающихся мобильностью, конструктивностью и ответственностью за дальнейшее развитие страны. В воспитание этих качеств вносит значительный вклад отечественная история.

Целью изучения курса «Истории» является ознакомление с фактическим материалом по истории страны, основными тенденциями и закономерностями развития общества, методологией исторических исследований.

Задачи курса:

1) воспитание гражданственности и патриотизма

2) усвоение сущности исторического процесса

3) развитие аналитических и творческих способностей студента.

Курс истории изучается на заочном отделении в течение одного семестра. Тематически он делится на несколько блоков, охватывающих историю Киевской Руси, Московского государства, Российской империи, Советского государства и современной России.

Учебным планом на изучение дисциплины отводится от 6 до 16 часов, при этом самостоятельная работа студента составляет от 102 до 112 часов.

 

II. Краткое содержание курса.

Сущность и функции исторического знания. Методы исторической науки. Исторические источники и методологические подходы. Историография истории России.

Древняя Русь в VI-XIII вв.

Проблема этногенеза восточных славян, их место и роль в истории средневековой Европы. Становление Древнерусского государства. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития Киевской Руси. Выбор исторических путей развития в кон. XI- нач. XIII вв. Борьба с внешней опасностью в XIIIв.

Московская Русь в XIV-XVII вв.

Формирование Русского централизованного государства: традиции и особенности социально-политического развития. Оформление сословно-представительной монархии в эпоху Ивана IV Грозного и ее трансформация в деспотизм. Кризис российской государственности в конце XVI- нач. XVII вв. Смутное время и альтернативность путей развития страны. Разновекторность экономических процессов в XVII веке.

Эволюция политического строя в XVII в., складывание абсолютизма и его характерные черты. Проблемы внешней политики в XVII в. Культура Московской Руси.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.147 (0.008 с.)