ТОП 10:

V. Положение о контрольных работах



В соответствии с учебным планом студент-заочник обязан написать одну контрольную работу по курсу «История». Контрольная работа выполняется на основе изучения исторической литературы и источников.

Объем контрольной работы –20 листов формата А4, набранных 14 шрифтом через 1,5 интервала (допускается рукописное исполнение, при этом объем сохраняется). В работе обязательно выделяются абзацы, присутствуют сноски, указывающие страницу конкретного источника.

На титульном листе указывается название темы, фамилия, имя, отчество студента, номер группы. За титульным листом следует план работы, затем основной текст и перечень литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием (указанием Ф.И.О. автора, названия работы, издательства, места и года издания, количества страниц). Страницы работы должны быть пронумерованы.

 

Студент-заочник должен выбрать одну из двух форм(вариантов) контрольной работы:

1) реферативная работа, подготовленная на основе 4-5 источников и дополненная разделом приложений;

2) аналитическая работа на базе проблемной статьи из исторического журнала.

 

1 вариант

В первом случае собственно контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы.

Во введении необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать цель и задачи исследования, дать историографический обзор привлеченной литературы. Основная часть может состоять из 2-3 глав, разделенных на параграфы, в которых раскрывается содержание темы. В заключении излагаются общие выводы по теме.

Важнейшей дополнительной частью контрольной работы является раздел приложений, куда в обязательном порядке помещается набор терминов и дат, а также анализ исторических документов или исторический портрет.

Темы контрольных работ объединены в блоки по периодам (см. п.VI). Студент, раскрыв тему из определенного блока (например, «Золотая Орда» из периода «Древняя Русь»), должен пояснить значение исторических терминов и дат, относящихся к IX-XIII вв. Для этого ему предстоит самостоятельно поработать с учебной и научной литературой. (см. п.VII ).

Кроме того, необходимо изучить несколько документов (не менее трех) по избранному периоду и включить их анализ в раздел приложений, ответив на вопросы:

-когда был написан документ, кто его автор?

-с какими событиями общественно-политической (или внешнеполитической) жизни связан?

-какие идеи, предложения содержит документ?

-к каким результатам привело его появление? Историческое значение и оценка.

Документы можно найти в любой хрестоматии по истории России, напр.: Хрестоматия по истории России: учебное пособие./ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева Т.А.Сивохина – Любое издание.

Допускается вместо работы с источниками подготовить исторический портрет какого-либо политического (религиозного) деятеля соответствующей эпохи (см п. VI)- согласно предлагаемому плану:

- условия, повлиявшие на выбор цели, формирование идеалов и характер личности, для чего кратко сообщаются сведения о жизненном пути;

-свойства личности и степень их соответствия историческим задачам, которые она решала;

-жизненные принципы и мотивы поведения;

-способы действия и средства для достижения цели;

- результаты деятельности.

 

2 вариант

Другой формой контрольной работы является анализ статьи из профессионального исторического журнала («Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Клио», «Родина» за 1992-2011 гг.). В этом случае в основу работы должен быть положен материал статьи, а ее содержание определяется концепцией автора и дополнительной литературой, которую он использует. При работе со статьей необходимо обратить внимание на постановку проблемы автором, аргументацию его позиции, полемику с научными оппонентами и т.д. Материалы к конспекту содержатся в разделе «Дополнительная литература» (см. п. IX).

Эта форма работы рекомендуется наиболее подготовленным студентам, имеющим доступ к специальной литературе. Студент выполняет одно из предложенных контрольных заданий (см. п. VII) либо самостоятельно выбирает другие профессиональные научные источники (в том числе из п. IX) и работает с ними.

Объем работы – 15 страниц.

 

VI. Темы контрольных работ (для варианта 1).

Древняя Русь (IX-XIII вв.).

1. Киевская Русь в работах И.Я. Фроянова.

2. Ранняя история Новгорода в трудах В.Л. Янина.

3. Выбор моделей развития Древней Руси в эпоху раздробленности.

4. Татары и Русь: исторический опыт взаимоотношений.

Термины: варяги, полюдье, норманнская теория; погосты, уроки; смерды, рядовичи, закупы, вотчина, тиуны; улус, баскаки, иго.

Даты: 882, 988, 1054, 1223, 1242.

Личности (на выбор): Олег, Ольга, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Чингисхан, Илларион, Сергий Радонежский и др.

 

Московская Русь (XIV-XVII вв.).

5. Причины возвышения Москвы в исторической литературе.

6. Правление Ивана IV: оценки в исторической литературе (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Р.Г. Скрынников и др) .

7. Культура и быт русского народа и царей в XVI-XVII вв. (по А.Е. Забелину и Н.И.Костомарову).

8. Крестьянские войны в истории России: современные оценки.

9. Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев.

Термины: местничество, пожилое, поместье, соха, опричнина, Смута, заповедные лета, Земский собор, семибоярщина, «гости», мануфактура, обмирщение.

Даты: 1380, 1497, 1584, 1613, 1649.

Личности (на выбор): Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Лжедмитрий I, Алексей Михайлович, Аввакум, Борис Годунов и др.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.189.171 (0.007 с.)