Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Черты развития российского федерализма в 2000-2011гг. Что представляет собой российский федерализм сегодня и каковы его особенности?

Поиск

2000-2011 гг. - период (также называемый в юридической литературе новейшим) характеризуется продолжением процесса легитимации федеративных отношений и проведением федеральными властями централистской политики в отношении властных полномочий и правотворчества субъектов РФ.

Первоочередными целями развития России в начале XXI века были выдвинуты создание эффективного, стабильного демократического государства; возвращение России статуса сильной державы, которая обладает авторитетом власти государства внутри страны и способной повлиять на политику других государств. Одним из действенных способов для достижения поставленных целей стоит отметить разумную организацию федеративного устройства России.

Совершенствование федеративных отношений выражается в повышении роли федерального закона и соответствующем снижении влияния двустороннего договора на регулирование системы разграничения власти по вертикали, который нарушает принцип равноправия субъектов Российской Федерации.

Стоит отметить, что отличительной чертой централизованного государства является высокая роль исполнительной власти в управлении государством и его составными частями. В этой связи особенность децентрализованных по своей природе федеративных государств – развитый порядок координации законотворческого процесса посредством парламентских структур. Российское законодательство на современном этапе свидетельствует о преобладании противоположной тенденции – об усилении механизма координации процесса законотворчества по линии исполнительной власти.

Исполняя свои конституционные полномочия, Президент РФ В.В. Путин Указом от 13 мая 2000 года «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе» преобразовал институт полномочных представителей Президента РФ, формируемый до этого в нескольких субъектах РФ, в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, территории которых равны территории семи военных округов. (Представители Президента РФ приобрели права координации и контроля над соблюдением Конституции РФ и федерального законодательства на местах). Другим Указом «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», изданным в 2000 году, Президент РФ предусмотрел создание федерального банка нормативно-правовых актов субъектов РФ, обязав Министерство юстиции вести федеральный регистр.

Другое направление развития федеративных отношений на современном этапе – введение института публично-правовой ответственности за нарушение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также в активизации федеральной властью правовой политики перераспределения прав между Федерацией и её субъектами в пользу первой.

Налицо прогресс в «создании юридических предпосылок интеграции федерального и регионального законодательства, укреплении единства государственной власти в Российской Федерации»; с другой стороны, заметен дальнейший процесс централизации государственной власти и сужения прав субъектов РФ. В неразрывной связи с происходящими законодательными изменениями для современных исследователей естественным является вопрос о том, насколько в новых правовых условиях реализуется и обеспечивается баланс единства и плюрализма в системе разделения власти России как федеративного государства. Ответ на него зависит от того, насколько сильными и действенными станут совместные усилия Федерации и ее субъектов. Бесспорно, конечной целью научного поиска должен стать ответ на вопрос, сохранит ли Россия федеративную форму государственного устройства.

Несмотря на процессы движения России по пути укрепления и совершенствования федеративного устройства, в научных и общественно-политических кругах всё чаще выдвигается позиция, отстаивающая унитарную Россию. В унитарной форме государственного устройства оппоненты федерализма видят гарантию стабильного и сильного государства. При этом высказываются мысли о том, что с реализацией президентских инициатив по укреплению государственности, Россия уже сейчас фактически естественным путём преобразуется в унитарное государство.

Унитарная Россия вряд ли имеет благополучное будущее. Это наглядно подтверждает то, что во всем мире на всех уровнях организации различных видов публичной власти растет популярность федеративной формы государственного устройства как способа регулирования отношений, по своей природе обеспечивающего гибкость и в то же время целостность объекта управления. Таким образом, разговоры об унитаризации России не только противоестественны требованиям эффективности власти, но и недемократичны по своей сути. Преимущество федерализма в том, что он способен предлагать различный уровень децентрализации власти в зависимости от социально-политической, исторической и иной ситуации в стране. Суть федерализма – достижение гармонии между централизацией, децентрализацией и самоуправлением; достижение «компромисса между единством и разнообразием или, иначе говоря, – обеспечить единство в разнообразии».

Централизация правового регулирования неизбежна, но нельзя не указать на то, что централизм не должен переходить в унитаризм. То есть укрепление централизованной модели федерализма не должно достигать той грани, когда собственно федерализм уничтожается и образуется унитарное государство.

Одной из тревожных тенденций, направленных на нивелирование элементов федеративной государственности, является попытка создания весьма централизованной системы разграничения предметов ведения, полномочий и финансовых средств. Её смысл заключен в наделении центра дополнительными правами и укреплении его финансовой основы, с одной стороны, и расширении обязанностей без подкрепления соответствующими организационными и финансовыми ресурсами субъектов РФ – с другой. Подобное перераспределение противоречит самой сути федерализма, его принципам разграничения предметов ведения, и субсидиарности.

Следующей негативной тенденцией, создающей угрозу уничтожения федеративной системы разделения власти, является игнорирование федеральными органами государственной власти конституционных принципов федеративного устройства и конституционной системы разграничения предметов ведения и полномочий. С одной стороны, федеральное законодательство определяет, что по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и законы субъектов РФ. С другой стороны, реально принимаемые федеральные законы всё больше и больше напоминают инструкции для субъектов РФ. Эти инструкции часто не учитывают особенности субъектов Российской Федерации. Наглядным примером является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», изданный 12 июня 2002 г., регламентировавший порядок выборов в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Данный Федеральный закон навязывает всем субъектам РФ смешанный принцип избрания в законодательные (представительные) органы государственной власти, когда не менее половины депутатских мандатов должны распределяться по партийным спискам (п. 16 ст. 35). Сложно представить, как эту норму можно воплотить в реальность, если в большинстве субъектов РФ в современный период отсутствуют развитые партийные системы, а кое-где о партиях вообще знают разве что из газет и телевизионных программ. Однако законодатель не спешит с отменой данной нормы, несмотря на негативное в целом отношение представителей субъектов РФ к ней и их неоднократные выступления по этому поводу.

Таким образом, перераспределение прав между Федерацией и её субъектами, полномочий и финансовых средств между их органами государственной власти должно осуществляться на основе федеративного характера связей. В связи с этим расширение элементов децентрализации государственной власти, самоуправления, кооперации и субсидиарности должно получить развитие как другая общая тенденция по мере совершенствования самой модели федеративного устройства и средств и способов ее обеспечения. Совместная реализация публичной власти и сотрудничество на принципах федерализма – залог успеха российской государственности.

 

Ещё один важнейший аспект формирующихся тенденций развития федеративной государственности – учет современных вызовов цивилизации, коснувшихся и России. В современных условиях человечество сталкивается с новыми вызовами не только в международных отношениях, политике и мировой экономике, но и в реализации федеративной идеи. Среди таких вызовов можно отметить: угроза терроризма, влияющего на безопасность и жизнь людей; опасность экологической катастрофы; рост миграции, вызывающей социально-экономическую напряженность и провоцирующей конфликты культур. Необходимо искать дополнительные формы сотрудничества, совершенствовать и модернизировать соответствующие координационные структуры.

 

Локальные национальные и религиозные конфликты на постсоветской основе, в том числе и РФ, в 90-е годы ХХ в. Назовите критерии, по которым вы классифицируете перечисленные конфликты. Какие причины привели к их возникновению. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ. Ответ аргументируйте.

Локальный национальный конфликт – военное столкновение, не достигающее по своим масштабам размеров войны. Характеризуется кратковременным вооруженным противоборством конфликтующих государств (как правило, в рамках приграничного конфликта). В ряде случаев является формой косвенного противостояния сверхдержав, избегающих между собой прямого вооруженного конфликта из-за страха перед гарантированным взаимным уничтожением и выступающих активными спонсорами противостоящих друг другу государств "третьего мира" (характерно для времен "холодной войны").

Военный (локальный) конфликт может перерасти в войну различной интенсивности или длительную враждебность между государствами без применения вооруженной борьбы.

К числу основных нерешенных и потенциально опасных конфликтов на постсоветском пространстве можно отнести грузино-абхазский, грузино-югоосетинский и азербайджано-армянский. Определенную озабоченность России продолжают вызывать межэтнические столкновения на юге Киргизии, активизация внутритаджикской вооруженной оппозиции, деятельность банд подполья на российском Северном Кавказе. Несмотря на то, что к концу 2010 г. практически все локальные конфликты в регионе оказались в стадии «замороженных», потенциальная угроза новых масштабных вспышек насилия и вооруженных столкновений здесь сохраняется, террористическая активность в отдельных районах не снижается.

Религиозный конфликт — это острое столкновение индивидов или их групп в связи с несовпадением взглядов в вопросах вероучения и религиозной деятельности.

Классификация конфликтов:

· От кол-ва участников(2-ухсторонние, многосторонние)

· От географического распространения(локальные, региональные, глобальные)

· От времени протекания(краткосрочные, длительные)

· От хар-ра использованных средств(вооруженные, невооруженные)

· От причин(территориальные, экономич, этнические, религиозные)

· От возможности урегулирования конфликтов(конфликты с противоположными интересами и конфл в которых есть возможность компромисса)

религиозные:

причины

-недостаточная "цивилизованность" верующих людей

-враждебность между различными течениями одного и того же вероучения.

-Исторический опыт развития наиболее известных религий свидетельствует о том, что между некоторыми из них сложилось своеобразное "поле напряженности" или повышенной конфликтности

-религией часто манипулировали различные силы, а обращение к ней в ходе того или иного конфликта, как правило, влекло за собой его ужесточение

-Объектом (предметом) религиозного конфликта являются, как правило, религиозные нормы

конфликты:

1)противостояние ислама и христианства выражается в карабахском, осетино-ингушском, югославском конфликтах, в ущемлении прав славян в центральноазиатских государствах СНГ

2) Противостояние сербов и хорватов

Данное противостояние более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.

Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами– католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.

Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 г.) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.

Межнациональные конфликты:

Причины: Экономические трудности, культурные различия, разница поведенческих стереотипов, количество приезжих.

Армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха. Подоплека армяно-азербайджанского вооруженного противостояния, начавшегося в 1988 г., сложна и многопланова. Помимо историко-культурного соперничества с элементами межнациональной розни здесь имел место и собственно территориальный спор из-за Нагорного Карабаха. Идеи национального самоопределения, взятые на вооружение с конца 80-х годов интеллигенцией и общественно-политическими объединениями (Комитет «Карабах», Армянское общенациональное движение, Народный фронт Азербайджана и др.) в Армении и Азербайджане также оказали влияние на развитие данной конфликтной ситуации. Немалую роль в разжигании конфликтной ситуации сыграли и маневры тогдашнего союзного центра, намеревавшегося ослабить и расколоть национально-освободительные движения в республиках Закавказья, сохранить их в орбите своего влияния. Наконец, завязавшаяся с 1993 г. интрига вокруг каспийской нефти и путей ее транспортировки превратилась со временем в существенную помеху, препятствующую разрешению конфликта, а также и в важный фактор геополитического соперничества в регионе.

Абхазия

Сложная и достаточно запутанная история отношений грузин и абхазов была усугублена действиями националистических политиков, которые в конце 80-х – начале 90-х годов искусственно раздули этнические разногласия. Двигателями конфликта стали и групповые интересы задолго до военной фазы грузино-абхазского противостояния, а гремят взрывы до сих пор. Считается, что у ИРА – широкие связи с другими сепаратистскими и националистическими группировками, в том числе с баскской ЭТА. За годы деятельности от рук боевиков ИРА погибли около 3000 человек (около 2000 из них – гражданское население).

 

Конфликт Басков в Испании

Речь идет о решении национального конфликта, аналогичного тем, что существуют в Стране басков и Каталонии (северо-восток Испании), путем осуществления демократического права народа на самоопределение

В 1876 году страна басков была присоединена к Испанскому Королевству, и с тех пор, уже более ста лет, гордые и свободолюбивые баски борются за свою независимость. Страна Басков расположена на границе Франции и Испании, но баски не похожи ни на испанцев, ни на французов. Они баски! Язык басков имеет очень мало общего и с испанским и с французским языками, его даже не относят к романской языковой группе. и что особенно удивительно, есть некоторое сходство между языком басков и грузинским. Это характерно и для кухни басков: у нее больше общего с грузинской, чем, к примеру с каталонской. И никто не может дать логичного объяснения этим загадкам в истории басков, по мнению некоторых ученых - самого древнего народа Западной Европы.

 

Желание басков видеть Страну Басков независимым государством вызвано не только свободолюбием этого народа, но и экономическими соображениями. Баскония является одним из самых развитых районов Испании, здесь развито высокотехнологическое производство, и Страна Басков не желает спонсировать менее развитые районы Испании.

 

В 1936 году Республиканское правительство предоставило Стране Басков автономию, которая была упразднена после прихода к власти генерала Ф. Франко. Проводилось заселение Страны Басков выходцами из других областей Испании.

 

В 1969 году радикальная организация "Эускади та аскатасуна" ("Отечество и свобода басков") встала на путь террора. В Мадриде, Барселоне и других городах гремели взрывы, напряженность росла.

 

В 1975 году Страна Басков получает статус автономии, а язык басков получает статус официального, но, несмотря на это террор продолжается, однако влияние "Эускади та аскатасуна" уменьшается, среди басков становится популярна партия Ботасуна.

 

Квебек в Канаде

При рассмотрении проблем Квебека и в "Английской" Канаде и за рубежом принято говорить о квебекском "сепаратизме". Однако в программе правящей в провинции Квебекской партии, пользующейся поддержкой большинства ее населения, речь идет лишь о "суверенитете"

этот регион оставался самым не имущем и Канада даже не пыталась помочь в этом, у людей был только один выбор быть адвокатом или судьей.но после долгих раздумий это ситуация изменилась после того, как Квебек решил занять деньги у США.

Все это означает лишь снятие острой фазы процесса регионализации в Квебеке, но отнюдь не снятие проблемы вообще. Остаётся открытым вопрос — сохранит ли Канада свою целостность в условиях постоянной нестабильности — либо ей грозит отделение Квебека и последующий за этим переход к конфедеративному устройству.

 

Например конфликт с Сербией очень похож на конфликт Басков,тем более что они как известно помогали Сербии принять свой статус независимого государства..+свои идеи по этому поводу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.200 (0.014 с.)