Развитие парламентаризма и многопартийности в России в 90-е годы хх века. Особенности и этапы развития многопартийности. Почему становление государства было настолько сложным. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие парламентаризма и многопартийности в России в 90-е годы хх века. Особенности и этапы развития многопартийности. Почему становление государства было настолько сложным.



Развитие парламентаризма и многопартийности в России в 90-е годы ХХ века. Особенности и этапы развития многопартийности. Почему становление государства было настолько сложным?

Многопартийность — наличие в обществе нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы.

Характеристика многопартийности 90-х гг.:

1. слабая социальная поддержка;

2. крайняя нестабильность партийного состава;

3. российские партии были похожи больше на течениянежели на партии%

4. большая дробность российского политического сектора;

5. аморфность партий%

6. не имели соц. опоры;

7. обуславливались верхушностью;

8. огромная конкуренция между партиями.

Историю современной российской многопартийности можно подразделить на шесть относительно коротких периодов: 1) развитие неформальных общественных организаций (1986-88 гг .); 2) период действия народных фронтов и создания протопартийных структур (1988-89 гг.); 3) "первая волна" партиобразования (1990-91 гг.); 4) "вторая волна" партиобразования после августовских событий 1991 г. (1991-93 гг.); 5) радикальная ломка сложившейся системы протопартий в результате политического кризиса 1993 г. и образования новых политических партий в период деятельности I Государственной Думы (конец 1993 - конец 1995 гг.); 6) период после выборов во II Государственную Думу (с конца 1995 г.). Первые два периода составляют этап своего рода "внутриутробного" развития российской многопартийности, а последующие - этап ее функционирования и развития, отразивший качественные изменения в природе политических партий.

Парламентаризм

Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 90 - х гг. была учреждена "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти.

Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся "полновластный" Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса.

Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ.

По сравнению с предыдущей в действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно. Однако обстоятельства ее принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого принципа: подчеркнутый приоритет президентской власти, ограничение контрольных полномочий парламента, усложненный механизм отрешения от должности Президента и облегченный механизм роспуска Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее фактическая независимость от парламента и др.

Продвижение России по пути создания гражданского общества и правового государства приведет, по - видимому, к совершенствованию ряда институтов и положений ныне действующей Конституции, в частности, к укреплению самостоятельности и ответственности Правительства и расширению полномочий палат Федерального Собрания.

Почему исчезли эти партии:

Многие носили верхушечный характер, т.е. не имели социальной опоры

Конкуренция между партиями

Судьба многих партии была связана с их руководителями

Влияние гос. бюрократии на партийное строительство

 

Основные этапы, особенности российской приватизации и её значение для развития рыночных отношений в российской экономике. Возможно ли было избежать резкой социальной дифференциации в процессе приватизации в условиях перехода от государственного способа хозяйствования к рыночному?

Приватизация – процесс перехода государственной собственности в частные руки.

Этапы приватизации: 1) неофициальный этап. 1990-1991 гг. «номенклатурная приватизация»; 2) 1992-1994 гг. «чековая приватизация»; 3)1995-1996 гг. «денежный этап»; 4) с весны 1997 г. «этап индивидуальных проектов».

Особенности российской приватизации:

- стала невозможной реставрацияпрежней хоз. системы, возникает рынок ценных бумаг;

-имущественное расслоение;

-создание устойчивой системы прав собственности;

-создание института частной собственности;

-создание условий для эффективного развития экономики.

Значение приватизации для развития рыночных отношений в росс.экономике:

Приватизация способствует демонополизации производства. Другая важная цель — это повышение эффективности производства. Простая смена собственника не приведет автоматически к повышению эффективности. К этому может привести долговременный поиск эффективного собственника. Для большинства предприятий нужен не столько "хороший" собственник, сколько умелый менеджер. Приватизация в России резко расширяет сферу действия отношений предпринимательства.

Концепция приватизации разрабатывалась А. Чубайсом.

Достижения и причины просчета экономической политики 1990-х годов. Укажите, в чем состояла противоречивость экономической политики в это время? Перечислите причины, которые привели экономику к этому состоянию.

+ созданы многообразные формы и типы хозяйства;

+ частные банки, биржи, страховые торгово-посреднич., рекламные, информационные, финансовые и др. компании;

+ появились фермерские, арендные, семейные, кооперативные и др. хозяйства;

+ появилась конкуренция. Хотя и с перебоями, но работал механизм спроса и предложения;

+ менялся менталитет хозяйственных кадров, которые постепенно адаптировались к новым условиям. к управлению начали приходить руководители;

+ активно формировался строй предпринимательства;

- разрушены промышленные инфраструктуры;

- резко усилилась структурная деградация хоз. организма;

-промышленное производство характеризовалось топливно-энергетической и сырьевой ориентацией;

-разрушено наукоемкое производство;

-свернуты научные исследования..

противоречивость экономической политики состояла:

1. отсутствие консолидации общества вокруг самих реформ;

2. эгоизм бизнес-элиты;

3. фаворитизм власти;

4.нестабильность исполнительной власти в кадровом отношении;

5. концентрация национальных богатств в руках крупных собственников;

6. недостаточное внимание государства к реальному сектору экономики;

7. рост теневой экономики.

 

Духовное развитие российского общества на протяжении 90-х гг. оцените изменения духовной жизни российского народа, назовите основные характеризующие духовную жизнь на протяжении 90-х гг., ценности, которые являются для вас ориентиром в сегодняшней жизни.

Факторы, которые оказывали влияние на изменение культурного пространства:

1.Исчезновение централизованной системы управления и единой проводимой сверху политики этой сферы;

2. Призвание идеологического многообразия;

3. Сокращение государственного финансирования.

Основные процессы, определяющие духовную жизнь россиян на протяжении 90-х гг.:

1.кризис идентификации, связанный с ним круг различных явлений. (Одним из первых проявлений кризиса идентификации на рубеже 80-90-х годов стал процесс переоценки событий отечественной истории, прежде всего ее советского периода. Когда советское руководство провозгласило курс на проведение широкомасштабных реформ, неотъемлемой частью новой политики стала критическая оценка предшествующего развития, выявление тех периодов и переломных моментов в истории советского общества, когда произошло отступление от «правильного» социализма, его деформация.)

2.изменение системы основных ценностный ориентаций общества. (Характерная черта общественного сознания на рубеже 80– 90-х годов – обостренное внимание к собственной истории. Приметой времени стала нарастающая волна публикаций в периодической печати, посвященных различным проблемам, событиям, лицам недавнего прошлого.)

Особенности политического развития в 2000-2011 гг. Выделите основные этапы, раскройте содержании е выражения «укрепление позиций государства в обществе. Насколько продвинулась реформа судебной системы в последние годы?

Власть всегда пыталась создать три ветви власти. Присутствовала децентрализация, которая выражалась в:

1. наличие в ГД сильной оппозиции ЛДПР=КПРФ;

2.присутствие и влияние в ГД партии власти;

3.проведение независимой от центра политики регионами от центра;

4. организационная слабость, программная неопределенность многочисленных партий

Задачи, которые вытекали из этой обстановки:

1. стабилизация политической системы;

2.демонтирование олигархического режима;

3.воссоздание дееспособного государства;

Основные этапы реформы политической системы:

1). 2000-2004 гг. – этап слома сложившихся правил 90-х гг. и установления новых порядков.

2). 2004-2011 гг. – этап укрепления позиций государства в обществе и развития основ законченных на 1 этапе.

Основные шаги по реформированию политической системы 2000-2004 гг.:

1.Формирование в ГД третьего созыва коалиции большинства;

2.Введение системы федеральных округов.

3.Изменение правил формирования совета Федерации;

4.Ограничение численности политических партий в стране;

5.Формирование правительской партии «Единая Россия».

Основные шаги по реформированию политической системы 2004-2011 гг.:

1.Формирование Общ. Палаты РФ как противовеса конституционному большинству в ГД.

2.Отмена выборности губернаторов.

3. увеличение срока действия президента и ГД.

Основные направления внутренней политики по реализации реформы:

-укрепление власти в центре и на местах;

-борьба с коррупцией и создание эффективной правоохранит. системы;

-отстранение олигархов от цента политической системы;

Судебная система:

(с 2001 г. – на укрепление власти в центре и на местах).

Новый УК. Сроки за убийство,отстранение судей от обязанностей, увеличение количества мировых судей.

Медведев предложил:

-изменить порядок формирования ЦИК и регион. избиркомов(?);

-проводить выборы глав регионов прямым голосованием жителей регионов;

-изменить систему выборов в ГД;

-сократить до 300.000 кол-во подписей для выборов президентов и до 100.000 для парламентских партий;

-децентрализация власти должна способствовать перераспределению властных полномочий и бюджетных регионов и муниципалитетов.

Содержание административной реформы. Укажите конкретные шаги, которые были направлены в ходе ее проведения на «укрепление вертикали власти». На Ваш взгляд, стало ли крепче от принятых мер наше государство? Обоснуйте.

Вертикаль власти – концентрация власти в центре и местный контроль центра за регионами.

Шаги:

-проведение кадровой политики;

-обновление государственной символики(герб,флаг,гимн);

-проведение административной реформы.

Целями административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах являются:

  • повышение качества и доступности государственных услуг;
  • ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  • повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Для достижения этих целей предполагается решение следующих задач:

  • внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;
  • разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;
  • реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий (ГАС "Управление");
  • создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • организация предоставления государственных услуг в электронной форме;
  • оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;
  • повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;
  • модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
  • формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Административные преобразования в период с 1991 года по настоящее время можно условно разбить на три периода:

административные преобразования 1991–1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации;

первый этап административной реформы, проведенный в 2003–2005 годы, преследующий политическую цель укрепления государственной власти в стране и определяемый соответствующим замыслом, выработанным в период 2000–2002 годов (23 июля 2003 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о проведении административной реформы, о необходимости которой он говорил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Первый этап, разработанный группой Дмитрия Козака заключался в разграничении полномочий между различными узлами бюрократической сети);

второй этап административной реформы, начавшийся в 2006 году, политически ориентированный на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы (25 октября 2005 г. правительство Российской Федерации одобрило концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах).

 

Административная реформа включала:

1). 13.05.2000 г. – создание 7 федеральных округов;

2). Август 2000 г. – реформирование Совета Федерации;

3). Сентябрь 2000 г. – создание Гос.Совета;

4). Унификация федерального и регионального законодательства;

5). Май 2003 г. –инвентаризация функций министерств и ведомств;

6). Март 2004 г. – принятие ФЗ «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;

7).июнь 2004 г. – принятие ФЗ «о государственной гражданской службе».

8). Сентябрь 2004 г. – отмена выборов высших должностных лиц региональных администраций;

9).изменение правил формирования законодательных органов;

Да, государство, безусловно, стало крепче, хоть и не намного. В результате реализации мероприятий административной реформы в 2006-2010 годах предполагается рост удовлетворенности граждан качеством государственных услуг, снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, повышение позиции Российской Федерации по основным международным рейтингам эффективности государственного управления.

 

Формирование новой Федерации в России. Назовите основные этапы, тенденции в федеративном устройстве на протяжении 90-х гг. Укажите правовые способы, предпринимаемые федеральными органами по предотвращению процесса суверенизации в РФ. В чем заключалась противоречивость в развитии федеративных отношений в период с 1994-1999 гг.?

Основные этапы:

1) 1990-1993 гг. и 2) 1994-19999 гг.

Субъекты РСФСР 90-х гг.:

- 16 автономных республик;

-5 автономных областей;

-10автономных округов;

-2 города союзного-значения;

-6 краев;

-49 областей.

Две волны преобразований,изменение федеративного устройства:

ПЕРВЫЙ ЭТАП

1) первая 1990-1991. Парад суверенитетов. Последствия: начали формироваться независимые властные структуры.

Парад суверенитетов выразился в;

- стремлении изменить свой статус и название;

- в провозшлашении суверенитета всех областей СССР;

- стала популярна идея политического определения;

=> привело к децентрализации власти. Предпосылки распада.

2) вторая 1991-1993 гг. Последствия ГКЧП. Вызваны августовскими событиями. Последствия: опасность угрозы распада России выразилась:

-десоветизация республик;

-несколько субъектов СССР пожелали получить максимальную автономию от центра;

-имела место волна инициатив по принятию конституции рядом областей.

Попытки правовыми способами снять опасность дальнейшей суверенизации:

1.Федеративный договор:

а) все бывшие автономии, области наименовались субъектами Федерации;

Б) Россию считали конституционной федерацией;

В)механизм отношений с республиками, не желавшими подписывать договор;

Г)правила применения федер. Принципов формирования отношений между центром и субъектами федерации.

=>позволило найти единство с федеративными областями.

Локальные национальные и религиозные конфликты на постсоветской основе, в том числе и РФ, в 90-е годы ХХ в. Назовите критерии, по которым вы классифицируете перечисленные конфликты. Какие причины привели к их возникновению. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ. Ответ аргументируйте.

Локальный национальный конфликт – военное столкновение, не достигающее по своим масштабам размеров войны. Характеризуется кратковременным вооруженным противоборством конфликтующих государств (как правило, в рамках приграничного конфликта). В ряде случаев является формой косвенного противостояния сверхдержав, избегающих между собой прямого вооруженного конфликта из-за страха перед гарантированным взаимным уничтожением и выступающих активными спонсорами противостоящих друг другу государств "третьего мира" (характерно для времен "холодной войны").

Военный (локальный) конфликт может перерасти в войну различной интенсивности или длительную враждебность между государствами без применения вооруженной борьбы.

К числу основных нерешенных и потенциально опасных конфликтов на постсоветском пространстве можно отнести грузино-абхазский, грузино-югоосетинский и азербайджано-армянский. Определенную озабоченность России продолжают вызывать межэтнические столкновения на юге Киргизии, активизация внутритаджикской вооруженной оппозиции, деятельность банд подполья на российском Северном Кавказе. Несмотря на то, что к концу 2010 г. практически все локальные конфликты в регионе оказались в стадии «замороженных», потенциальная угроза новых масштабных вспышек насилия и вооруженных столкновений здесь сохраняется, террористическая активность в отдельных районах не снижается.

Религиозный конфликт — это острое столкновение индивидов или их групп в связи с несовпадением взглядов в вопросах вероучения и религиозной деятельности.

Классификация конфликтов:

· От кол-ва участников(2-ухсторонние, многосторонние)

· От географического распространения(локальные, региональные, глобальные)

· От времени протекания(краткосрочные, длительные)

· От хар-ра использованных средств(вооруженные, невооруженные)

· От причин(территориальные, экономич, этнические, религиозные)

· От возможности урегулирования конфликтов(конфликты с противоположными интересами и конфл в которых есть возможность компромисса)

религиозные:

причины

-недостаточная "цивилизованность" верующих людей

-враждебность между различными течениями одного и того же вероучения.

-Исторический опыт развития наиболее известных религий свидетельствует о том, что между некоторыми из них сложилось своеобразное "поле напряженности" или повышенной конфликтности

-религией часто манипулировали различные силы, а обращение к ней в ходе того или иного конфликта, как правило, влекло за собой его ужесточение

-Объектом (предметом) религиозного конфликта являются, как правило, религиозные нормы

конфликты:

1)противостояние ислама и христианства выражается в карабахском, осетино-ингушском, югославском конфликтах, в ущемлении прав славян в центральноазиатских государствах СНГ

2) Противостояние сербов и хорватов

Данное противостояние более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.

Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами– католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.

Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 г.) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.

Межнациональные конфликты:

Причины: Экономические трудности, культурные различия, разница поведенческих стереотипов, количество приезжих.

Армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха. Подоплека армяно-азербайджанского вооруженного противостояния, начавшегося в 1988 г., сложна и многопланова. Помимо историко-культурного соперничества с элементами межнациональной розни здесь имел место и собственно территориальный спор из-за Нагорного Карабаха. Идеи национального самоопределения, взятые на вооружение с конца 80-х годов интеллигенцией и общественно-политическими объединениями (Комитет «Карабах», Армянское общенациональное движение, Народный фронт Азербайджана и др.) в Армении и Азербайджане также оказали влияние на развитие данной конфликтной ситуации. Немалую роль в разжигании конфликтной ситуации сыграли и маневры тогдашнего союзного центра, намеревавшегося ослабить и расколоть национально-освободительные движения в республиках Закавказья, сохранить их в орбите своего влияния. Наконец, завязавшаяся с 1993 г. интрига вокруг каспийской нефти и путей ее транспортировки превратилась со временем в существенную помеху, препятствующую разрешению конфликта, а также и в важный фактор геополитического соперничества в регионе.

Абхазия

Сложная и достаточно запутанная история отношений грузин и абхазов была усугублена действиями националистических политиков, которые в конце 80-х – начале 90-х годов искусственно раздули этнические разногласия. Двигателями конфликта стали и групповые интересы задолго до военной фазы грузино-абхазского противостояния, а гремят взрывы до сих пор. Считается, что у ИРА – широкие связи с другими сепаратистскими и националистическими группировками, в том числе с баскской ЭТА. За годы деятельности от рук боевиков ИРА погибли около 3000 человек (около 2000 из них – гражданское население).

 

Конфликт Басков в Испании

Речь идет о решении национального конфликта, аналогичного тем, что существуют в Стране басков и Каталонии (северо-восток Испании), путем осуществления демократического права народа на самоопределение

В 1876 году страна басков была присоединена к Испанскому Королевству, и с тех пор, уже более ста лет, гордые и свободолюбивые баски борются за свою независимость. Страна Басков расположена на границе Франции и Испании, но баски не похожи ни на испанцев, ни на французов. Они баски! Язык басков имеет очень мало общего и с испанским и с французским языками, его даже не относят к романской языковой группе. и что особенно удивительно, есть некоторое сходство между языком басков и грузинским. Это характерно и для кухни басков: у нее больше общего с грузинской, чем, к примеру с каталонской. И никто не может дать логичного объяснения этим загадкам в истории басков, по мнению некоторых ученых - самого древнего народа Западной Европы.

 

Желание басков видеть Страну Басков независимым государством вызвано не только свободолюбием этого народа, но и экономическими соображениями. Баскония является одним из самых развитых районов Испании, здесь развито высокотехнологическое производство, и Страна Басков не желает спонсировать менее развитые районы Испании.

 

В 1936 году Республиканское правительство предоставило Стране Басков автономию, которая была упразднена после прихода к власти генерала Ф. Франко. Проводилось заселение Страны Басков выходцами из других областей Испании.

 

В 1969 году радикальная организация "Эускади та аскатасуна" ("Отечество и свобода басков") встала на путь террора. В Мадриде, Барселоне и других городах гремели взрывы, напряженность росла.

 

В 1975 году Страна Басков получает статус автономии, а язык басков получает статус официального, но, несмотря на это террор продолжается, однако влияние "Эускади та аскатасуна" уменьшается, среди басков становится популярна партия Ботасуна.

 

Квебек в Канаде

При рассмотрении проблем Квебека и в "Английской" Канаде и за рубежом принято говорить о квебекском "сепаратизме". Однако в программе правящей в провинции Квебекской партии, пользующейся поддержкой большинства ее населения, речь идет лишь о "суверенитете"

этот регион оставался самым не имущем и Канада даже не пыталась помочь в этом, у людей был только один выбор быть адвокатом или судьей.но после долгих раздумий это ситуация изменилась после того, как Квебек решил занять деньги у США.

Все это означает лишь снятие острой фазы процесса регионализации в Квебеке, но отнюдь не снятие проблемы вообще. Остаётся открытым вопрос — сохранит ли Канада свою целостность в условиях постоянной нестабильности — либо ей грозит отделение Квебека и последующий за этим переход к конфедеративному устройству.

 

Например конфликт с Сербией очень похож на конфликт Басков,тем более что они как известно помогали Сербии принять свой статус независимого государства..+свои идеи по этому поводу.

 

Развитие парламентаризма и многопартийности в России в 90-е годы ХХ века. Особенности и этапы развития многопартийности. Почему становление государства было настолько сложным?

Многопартийность — наличие в обществе нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы.

Характеристика многопартийности 90-х гг.:

1. слабая социальная поддержка;

2. крайняя нестабильность партийного состава;

3. российские партии были похожи больше на течениянежели на партии%

4. большая дробность российского политического сектора;

5. аморфность партий%

6. не имели соц. опоры;

7. обуславливались верхушностью;

8. огромная конкуренция между партиями.

Историю современной российской многопартийности можно подразделить на шесть относительно коротких периодов: 1) развитие неформальных общественных организаций (1986-88 гг .); 2) период действия народных фронтов и создания протопартийных структур (1988-89 гг.); 3) "первая волна" партиобразования (1990-91 гг.); 4) "вторая волна" партиобразования после августовских событий 1991 г. (1991-93 гг.); 5) радикальная ломка сложившейся системы протопартий в результате политического кризиса 1993 г. и образования новых политических партий в период деятельности I Государственной Думы (конец 1993 - конец 1995 гг.); 6) период после выборов во II Государственную Думу (с конца 1995 г.). Первые два периода составляют этап своего рода "внутриутробного" развития российской многопартийности, а последующие - этап ее функционирования и развития, отразивший качественные изменения в природе политических партий.

Парламентаризм

Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 90 - х гг. была учреждена "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти.

Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся "полновластный" Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса.

Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ.

По сравнению с предыдущей в действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно. Однако обстоятельства ее принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого принципа: подчеркнутый приоритет президентской власти, ограничение контрольных полномочий парламента, усложненный механизм отрешения от должности Президента и облегченный механизм роспуска Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее фактическая независимость от парламента и др.

Продвижение России по пути создания гражданского общества и правового государства приведет, по - видимому, к совершенствованию ряда институтов и положений ныне действующей Конституции, в частности, к укреплению самостоятельности и ответственности Правительства и расширению полномочий палат Федерального Собрания.

Почему исчезли эти партии:

Многие носили верхушечный характер, т.е. не имели социальной опоры

Конкуренция между партиями

Судьба многих партии была связана с их руководителями

Влияние гос. бюрократии на партийное строительство

 

Основные этапы, особенности российской приватизации и её значение для развития рыночных отношений в российской экономике. Возможно ли было избежать резкой социальной дифференциации в процессе приватизации в условиях перехода от государственного способа хозяйствования к рыночному?

Приватизация – процесс перехода государственной собственности в частные руки.

Этапы приватизации: 1) неофициальный этап. 1990-1991 гг. «номенклатурная приватизация»; 2) 1992-1994 гг. «чековая приватизация»; 3)1995-1996 гг. «денежный этап»; 4) с весны 1997 г. «этап индивидуальных проектов».

Особенности российской приватизации:

- стала невозможной реставрацияпрежней хоз. системы, возникает рынок ценных бумаг;

-имущественное расслоение;

-создание устойчивой системы прав собственности;

-создание института частной собственности;

-создание условий для эффективного развития экономики.

Значение приватизации для развития рыночных отношений в росс.экономике:

Приватизация способствует демонополизации производства. Другая важная цель — это повышение эффективности производства. Простая смена собственника не приведет автоматически к повышению эффективности. К этому может привести долговременный поиск эффективного собственника. Для большинства предприятий нужен не столько "хороший" собственник, сколько умелый менеджер. Приватизация в России резко расширяет сферу действия отношений предпринимательства.

Концепция приватизации разрабатывалась А. Чубайсом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 3521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.127 с.)