Быт и обычаи восточных славян 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Быт и обычаи восточных славян



В ряде источников восточные славяне выступают под названием антов. Восточные славяне вели оседлый образ жизни, что способствовало развитию у них пашенного земледелия. Продолжали играть заметную роль в их хозяйственной жизни скотоводство, охота, рыболовство. Развитие землевладельческого производства у восточных славян достигло достаточно высокого уровня. У них преобладало пашенное земледелие с применением рала с железным наконечником. Урожай собирали серпами. Для заготовки сена применялись косы-горбуши. Зерно перемывали с помощью каменных жерновов. Выращивали славяне в этот период пшеницу, ячмень, просо, гречиху. Славянам были присущи три основных отрасли ремесленного производства: добывание и обработка железа, гончарное производство и ювелирное дело. Обработка дерева, строительство, ткачество, сапожничесгво, портняжничество и т.п. сохраняли домашний характер. Торговля имела денежный характер: серебряные римские монеты встречаются на славянских землях в большом количестве. В древности у восточных славян все поколения семьи жили обычно под одной крышей. Где-то неподалеку находилось семейное кладбище, так что в жизни большой семьи принимали участие и давно умершие предки (культ предков). С предками были связаны многочисленные праздники, некоторые из них сохранились до наших дней (Радуница, родительский день). Предки – хранители своих потомков, предостерегали их, являлись им в образе птиц. Так же в роду не бывало брошенных стариков или всеми позабытых детей. Взаимопомощь – неписанное правило для всех членов рода. Общество, в котором безраздельно господствует Род, называют традиционным. Никакого «индивидуализма» традиционное общество не признает, т.к. главная древнейшая традиция нацелена была на выживание рода. В родовом обществе каждый новорожденный должен был еще «доказать» свое право быть членом данного рода. Для этого над ним совершались определенные ритуалы. Взрослые, желающие вступить в тот или иной род, подвергались также многочисленным серьезным испытаниям. Воины селились отдельно от всего племени, в особых домах, посторонние в эти воинские дома не допускались. Этот обычай логически объясняется представлениями древних людей о том, что человек, совершивший убийство даже в бою, сражаясь за свое племя, – «нечистый», он имеет большую уязвимость для злых сил. Поэтому воины не допускались какое-то время после боя к общей жизни племени, жили и питались отдельно, совершая очистительные обряды. Так же не следует забывать о тесной связи славян с духами и богами, которых они отождествляли с природными явлениями силами.

 

6. Теории образования Киевской Руси:

Норманнская теория: Это направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями славянского государства. Теория была выдвинута в 18 веке немецким историком Вайером. В 1749 году Миллер сформировал основные положения:

- Приход славян с Дуная на Днепр можно датировать не ранее времён правления Юстиниана.

- Варяги есть ни кто иные, как скандинавы.

- Понятия «варяги» и «Русь» - тождественны.

Антинорманнизм: Против норманнской теории первым выступил Ломоносов. Его самого и его сторонников начали называть антинорманнистами. Антинорманнисты считали, что термин «Русь» доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам

Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы обеих теорий, отмечая, что возникшие предпосылки образования государства у славян были реализованы с участием норманнского князя Рюрика и его дружины.

7. Деятельность первых украинских князей:

Олег: Олег княжил 33 года: с 879 по 912 годы. Он, являясь воеводой или родственником Рюрика, начал править как регент при его малолетнем сыне Игоре. Три года Олег оставался в Новгороде. Затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен, двинулся на юг. Сначала он занял Смоленск и Любеч. Первым делом Олега в Киеве было построение городов. После были установлены отношения между старыми областями и племенами, главная форма, в которой выражались отношения этих племен к князю. Далее Олег, по преданию, начинает подчинять себе другие племена славянские, жившие к востоку и западу от Днепра. В 907 году Олег предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря. Во главе громадного объединенного войска почти всех славянских племен Олег совершил удачный поход на Царьград (Константинополь). Олег добился первого равноправного международного договора молодого Русского государства с мощной и влиятельной Византийской империей. В Киев Олег возвратился с золотом, дорогими

Игорь – первый русский князь, о котором сообщают иноземные писатели. В 941 и 944 годы состоялись не очень удачные походы на Византию. В 941 году Игорь предпринял поход на Грецию. С флотом в несколько сотен ладей Игорь пристал к берегам Вифинии, опустошил по тогдашнему обыкновению значительные территории и подступил к Константинополю. Суда использовали против флотилии Игоря «греческий огонь» и подожгли множество русских ладей. Игорь смог уйти только с 10 судами. В 944 году Игорь возобновил нападение на Грецию, но греческие послы перехватили его до перехода через Дунай. Был восстановлен мир с греками, а в 945 году обе стороны заключили мирный договор «на все лета». Серьезной проблемой оставалось сохранение контроля над племенами, которые были подчинены Олегом. Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией в начале X в. стало «полюдье». В 913–914 годах Игорь подавил бунт древлян и увеличил дань, взимаемую с их земель. Неудачная борьба с Византией побудила князя обратить свои взор на древлян. Дважды дружина Игоря наведывалась с полюдьем в Искоростень. Но и этого показалось мало. Игорь в третий раз отправился в древлянскую землю, чтобы найти здесь свою погибель.

Ольга.

В 945 году (945–964) приняла бразды правления страной в свои руки. Начало правления Ольги омрачено варварскими актами мести древлянам за гибель мужа..Несмотря на преклонный возраст, княгиня за время своего правления объехала всю державу и повсюду оставила следы своей хозяйственной деятельности. Уже в первые годы она завоевала расположение народа прекращением внешних военных походов. Отряды наемников-варягов, которые всегда находили себе работу при Игоре, Ольга регулярно отправляла в помощь Византии, экономя тем самым на их содержании. Незаурядные ум и энергия позволили ей создать первую на Руси эффективно работающую систему управления княжеством. Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» – размеры дани и «погосты» – места сбора дани. Устроенные Ольгой погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору великокняжеской власти на местах. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ – на западе, с Польшей. Княгиня положила начало каменному строительству. Первые каменные здания Киева – городской дворец и загородный терем Ольги. С целью налаживания торговых и дипломатических отношений киевская княгиня неоднократно посещала Византию. Киевская княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась.

Святослав: Святослав самостоятельно начал княжить в 964 году, но почти все время находился в военных походах. Обычные мирные дела его мало интересовали, а тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях. С 964 года Святослав начинает жестокую борьбу против Хазарского каганата, представлявшего для Киева постоянную угрозу. Вначале Святослав освобождает от власти хазар земли вятичей и подчиняет последних Киеву. Затем одерживает победы над волжскими булгарами, северо-кавказскими племенами ясов, касогов, кабардинцев, черкесов и адыгейцев. Победы Святослава настолько ослабили Хазарский каганат, что он уже не смог возродить свою былую мощь и вскоре распался. У Керченского пролива Святослав основал Тмутаракань. Тмутаранское княжество вошло в состав Древней Руси, а Черное море стали называть Русским морем. В 967–968 годах в союзе с Византией Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. Успех похода Святослава был огромным. В 969 году Святослав вернулся в Киев. В 971 году византийский император, нарушив перемирие, осадил город Переяславец. После долгой осады и примеров отчаянной храбрости русских воинов, Святослав заключил с Ионном Цимисхием мирный договор и повел свое поредевшее войско к Киеву. Весной 972 года, у днепровских порогов (на острове Хортица), Святослав попал в засаду и погиб вместе с дружиной в неравном бою.

Владимир Великий

При князе Владимире Святославиче официальной религией Киевского государства в 988 стало христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей. В городах развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности «Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие и архитектуры Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименный собор в Новгороде. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии. После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица.

9. Значение и принятие на Руси христианства:

988г. – князь Владимир Великий велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили. Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

Значение:

- Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.

- Изменился быт людей.

- Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.

- Освоение Византийского культурного наследия.

- Развитие культуры, создание памятников письменности,

- Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть, ибо удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, было нельзя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.50 (0.012 с.)