ТОП 10:

Украинские земли в составе Литвы и Польши



 

В то время как украинские княжества после нашествия кочевников становились все слабее, на Севере, в Прибалтике сформировалось новое государство – Литва, которая не только объединила литовские племена, но и начала захватывать белорусские, а потом и украинские земли. К середине XIV века, подчинило себе большую часть Белоруссии и Украины. Белорусские и украинские земли составляли 9/10 территории этого огромного государства, подавляющее население его также составляли белорусы и украинцы. Литовская экспансия проходила относительно легко и быстро. Литовцы не притесняли местную знать, привлекали её к управлению государством, что делало местных бояр союзниками литовцев. Украинские княжества и их население были более развитыми в политическом и культурном отношениях и литовцы во многом перенимали культурные традиции украинского народа, старались не нарушать их и не навязывать нового. Сами литовские князья считали себя не завоевателями, а «собирателями земель Руси». Первым литовским князем, который начал присоединять белорусские и украинские земли к Литве, был Гедимин. В 1319-1320 гг. он захватил Брестскую землю и город Дорогочин, потом Каменец и другие города. Наивысшего могущества Великое Литовское княжество достигло во времена правления Ольгерда (1345-1377 гг.) и князя Витовта (1392-1430 гг.). Ольгерд расширял владения Великого княжества Литовского за счет юго-западных и западных украинских земель. Именно в период правления Ольгерда украинский (русский) язык стал официальным языком Великого княжества Литовского. Именно с этого времени история украинских земель тесно связана с историей Великого Литовского княжества. С приходом к власти литовских князей положение коренного населения Украины и Белоруссии не изменилось. Продолжали действовать местные законы и обычаи, их сохранение подтверждалось в договорах Великого князя с местными землевладельцами и горожанами. Бояре сохраняли за собой право владеть родовыми землями, в городах продолжали жить украинские торговцы и ремесленники.

Западные украинские земли в тот же период стали объектом польской экспансии. Польский король Казимир Великий (1320-1370) восстановил средневековую польскую монархию и положил начало завоеванию украинских земель. Формальным поводом для захвата Галицких земель стала защита католиков региона. За счет украинских земель более развитая и сильная Польша увеличила свою территорию на 50 процентов. Уже в 1349 году, после чрезвычайно удачной военной компании, Казимир подчинил себе Галицию и часть Волыни. В 1387 году польская королева Ядвига решительно и окончательно присоединила Галицкие земли к владениям Польской короны. В середине XV века эти земли под названием «Русское воеводство» были обычной провинцией Польского королевства.

19. Люблинская уния:

Вначале XVI в. Великое княжество Литовское встало перед угрозой упадка. Следствием этого стало подписание Люблинской унии между Литвой и Польшей. В январе-августе 1569 г. в Люблине был созван сейм, на который вынесен проект полного присоединения литовских земель к Польше. Сейм затянулся на несколько месяцев, но в конце уния была заключена. За ней Литва сохраняла право на собственный герб, печать, законодательство, министров, войско, финансы и администрация; совместными становились король, сейм и сенат, внешняя политика, право землевладения. Итак, за Люблинским трактатом Польша и Литва образовали новое государство - Речь Посполитую.

Негативным следствием Люблинской унии стало полное господство Речи Посполитой на украинских землях, которое продолжалось до конца XVIII века, утверждение неограниченной власти польских магнатов, усиление социального, национального и религиозного гнета украинского населения, потеря возможностей творить самостоятельное государство. Вместе с тем, в современной историографии высказывается мнение и о положительных последствиях Люблинской унии: объединение всех украинских земель запада и востока, украинское общество было возвращено к более цивилизованному Западу, она на время спасала украинские земли от Москвы и Турции. Наконец, Люблинская уния привела к усилению протеста украинского народа против угнетателей, к национально-освободительной борьбе в конце XVI-XVII вв.

 

20. Берестейская церковная уния:

Идея объединения двух христианских церквей, католической и православной, возникла еще в XI в., Сразу после раскола христианства в 1054 г. Однако против такого хода событий выступили католическая Польша и православная Московия, что не позволило объединить христианство. В XVI в. ярым поборником объединения церквей стал орден иезуитов, который активно действовал в Польше и в Украине. На этот раз религиозная идея объединения христиан дополнялась политическими и экономическими интересами. Польша была заинтересована в подчинении украинской православной церкви Рима, поскольку это еще крепче связало бы Украину и Беларусь с Речью Посполитой и ослабило бы влияние на этих землях православной Московии. Поэтому фанатичным приверженцем церковной унии (объединения) выступал польский король Сигизмунд III. С другой стороны, сторонники унии существовали и среди украинского населения Речи Посполитой. Создание единой церкви сулило для украинских получения равных прав с поляками в политической и экономической сферах. Однако ценой этого равноправия отказ от веры предков, а также неизбежна полонизация Украины. В 1590 г. львовский епископ Балабан провел тайное совещание владык в городе Белз, где присутствовали епископы Луцкий, Холмский и Туровский, что одобрили идею церковной унии. Позже к ним присоединились епископы Владимирский и Перемышльский, а также киевский митрополит Рогоза. Владыки соглашались признать авторитет и духовное лидерство римского папы, но при сохранении традиционных православных церковных обрядов. 23 декабря 1595 в торжественной обстановке папа Климент VIII официально принял украинскую православную церковь под свою власть. Когда тайное стало явным и в Украине открыто провозгласили церковную унию, возмущению большинства украинских не было предела. Во главе антиуниатских выступлений появился крупнейший украинский магнат, князь Константин Острожский. Сложившаяся ситуация, заставила польского короля Сигизмунда III пойти на созыв церковного собора в Бресте с целью окончательного решения вопроса об унии. Осенью 1596 до Бреста прибыли многочисленные представители украинской шляхты, мещанства и духовенства. С польской стороны присутствовали некоторые католические епископы, представители польской шляхты и короля. С 8 по 10 февраля оба собора проводили свою работу в Бресте и пришли к кардинально противоположных решений: католический утвердил создание новой униатской церкви (впоследствии ее стали называть греко-католической), а православный осудил унию. Таким образом, в украинской церкви произошел раскол, который породил непримиримую духовно-политическую борьбу в Украине. Польское правительство во главе с королем Сигизмундом III полностью встало на сторону униатов и начало прямое преследование православных в Украине. Новый митрополит киевский Ипатий также вел активную борьбу за осуществление унии. Он преследовал непокорных священнослужителей, отбирал у православных храмы и монастыри, школы и типографии. Подчиняясь власти и надеясь получить новых льгот и привилегий, большая часть украинской шляхты начала переходить в униатство. Однако большинство населения Украины не приняло унии и сохранило свою приверженность к православию.

 

21. Возникновение Украинского казачества, его роль в истории Украины:

Украинское казачество — значительное явление в европейской истории. Главное историческое условие возникновения украинского казачества как общественного сословия и вооружённой силы — подневольное положение Украины, находившейся под властью соседних государств, отсутствие собственной этнической государственности, социальное угнетение, а также национальные и религиозные притеснения, которые претерпевал украинский народ от чужеземных властителей. Первые письменные упоминания об украинских казаках содержат источники конца 15 — начала 16 в. Самое давнее упоминание, которое под 1489 г. уведомляет об украинских казаках в Подолии, помещено в “Хронике” польского историка Мартына Бельского. Причины возникновения украинского казачества: основная причина появления казачества находилась в тех социальных политических условиях, которые сложились в украинских землях в 15-16 ст.

1) ликвидация остатков автономных украинских земель;

2) усиление экспансии католицизма;
3) расширение шляхетского землевладения;
4) закрепощение крестьянства;
5) существование в южных степях кочевников татар;
6) возможность переселения в степи.

Роль казачества:

Роль украинского казачества в истории Украины просто колоссальная. Если бы не запорожские казаки украинский народ в 15-16 веках прекратил бы свое существование был бы частично уничтоженный татарами и турками и частично ассимилированный поляками, литовцами и русскими.

1)на протяжении второй половины ХV - первой половины XVII века именно оно сыграло решающую роль в хозяйственном освоении юга Украины, оно начинает на украинских землях новую общественно-экономическую ветвь - буржуазную, в основе которой свободный труд, частная собственность, товарно-денежные отношения,

2)Казаки занимались военной деятельностью, выступая вооруженной силой на защиту народа от физического уничтожения и рабства в результате татаро-турецкой агрессии. Запорожская Сечь стала щитом на южно-украинских землях. После Брестской унии 1596 года Запорожские казаки взяли на себя роль защитников православия на украинских землях, они стали олицетворять собой весь украинский народ, представлять его на международной арене. Не в силах терпеть возрастающее религиозное, социально-экономическое и национальное насилие со стороны польской шляхты запорожцы с конца 16 века одно за другим поднимают восстания против поляков пока в 1648 году не освобождают большую часть украинских земель.

3)Благодаря казакам первые за несколько столетий образуется украинское государство Гетманщина, которое впоследствии, как вассал вошло в состав Московского государства и в впоследствии уже, как автономия просуществовало до 1764 года.

Таким образом украинское казачество сыграло в истории Украины эпохальную роль без него не только не существовало б независимой Украины, но даже украинский народ прекратил бы свое существование.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.052 с.)