ТОП 10:

Проблема формирования элиты Древней Руси.



В IХ – Х вв. на начальном этапе развития феодальных отношений непосредственные производители были подчинены государственной власти. Основной формой зависимости крестьян были государственные подати: поземельная подать – дань (полюдье), судебные подати (виры, продажи) и т. д.
На втором этапе складывается индивидуальная, крупная земельная собственность, которая в западной Европе получила название сеньориальной, так как принадлежала сеньорам – крупным землевладельцам. Феодальная собственность на землю возникала, оформлялась юридически по-разному в разных русских землях, с разной скоростью в результате усиления имущественного неравенства и в связи с переходом значительной части пахотной земли общинников в частную собственность крупных собственников – феодалов, князей и бояр. Земледельческие общины постепенно переходили под покровительство князя и его дружины. Формировалась система эксплуатации лично-свободного населения военно-служилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани. Другим путем подчинения соседской общины феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в крупных собственников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Феодальные отношения со временем расширялись за счет закабаления лично свободных общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.
В Х в. возникает, а в последующем столетии укрепляется домениальное землевладение киевских князей. Основной формой организации хозяйственной жизни становится феодальная вотчина, т. е. отцовское имение, предаваемое от отца к сыну. В ХI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки служилой знати – бояр. Идет процесс феодализации русского общества, т. к. обладание землей дает существенные экономические преимущества и становится важным политическим фактором.
Князья отдельных земель и другие крупные, средние, мелкие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной. В то же время эти вассалы сами осуществляли управление в своих вотчинах и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела.
Каждая вотчина представляла собой нечто вроде маленького независимого государства со своим самостоятельным хозяйством. Феодальная вотчина была устойчива потому, что вела натуральное хозяйство. Феодальные дворы с их запасами продуктов являлись как бы узлами прочности, устойчивости нового общества. В случае необходимости крестьян привлекали на «барщину», т. е. на общие работы в пользу хозяина.
В ХII – первой половине ХIII в. вотчинное землевладение продолжает расти. В хозяйственной жизни на первое место выходят боярские и княжеские вотчины, а также церковные, феодальные по своей сущности земельные владения. Если в письменных источниках ХI в. о боярских и монастырских вотчинах мало сведений, то в ХII столетии упоминания о крупных землевладениях приобретают регулярный характер. Государственно-феодальная форма собственности продолжала играть ведущую роль. Большинство непосредственных производителей продолжало оставаться лично свободными людьми. Они зависели только от государственной власти, уплачивая дань и иные государственные подати.

Князь, дружина, роль вече

Истоки происхождения всех органов власти Древней Руси: княжеская власть, дружина, вече – лежат в эпохе родоплеменного строя. Исследователи полагают, что эти три института существовали уже в V-VIII вв.

Вече - 0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5"народное собрание в древней и средневековой 0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C"Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм 0%9F%D1%80%D1%8F%D0%BC%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F"прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Касательно возникновения и развития института князя в историографии нет таких споров, как о вече. Фроянов И.Я. пришел к выводу, что статус племенного вождя (из которого впоследствии развился институт княжеской власти) был непостоянным. Он избирался на вече лишь на время ведения военных действий. Другие исследователи считают, что уже племенные князья имеют свою дружину. Вследствие разложения родоплеменных отношений образовывается целый дружинный слой.

По этой же причине происходит усложнение организации союзов, племен – появление союза племен, объединение родственных племен и возникновение союза союзов. Каждой организации племен соответствует свой ранг вождя, причем из политического института вождя племенного союза и выходит княжеская власть.

В период первобытного строя «племенное» вече остается неизменным и решает большинство внутриполитических вопросов. На протяжении второй половины IX-X вв. органы политической власти получили свое развитие. По мнению И.Д. Грекова, вече в данный период перестает существовать, с чем я не могу согласиться.

На протяжении второй половины IX-X вв. обозначенные свойства княжеской власти получили дальнейшее развитие. Прежде всего, это произошло по трем причинам: распад родоплеменного строя, призвание варягов в 862 г. и объединение Киевской и Новгородской земель Олегом в 882г. Создание единого государства потребовало от княжеской власти (вождя союза союзов Древнерусского государства) большей активности и самостоятельности, отчего и функции князя расширились. После захвата Киева Олег провел ряд походов. В результате под его власть подпали практически все племена и племенные союзы, населявшие бассейны рек, составлявших торговый «Путь из варяг в греки» - ядро Древнерусского государства. Тем самым было заложено основание межплеменного союза («союза союзов», или «суперсоюза») восточнославянских, а также ряда финно-угорских племен, населявших лесную и лесостепную зоны Восточной Европы. Признаком перехода к межплеменным объединениям считается «полюдье». Особую роль в формировании территории Древнерусского государства сыграли речные торговые пути. Другим важным фактором, способствующим сплочению населения, входившего в «суперсоюз», была внешняя опасность. Северные земли постоянно жили под страхом очередного набега викингов. Южные земли не менее постоянно беспокоили кочевники, но главное – мощный Хазарский каганат, претендовавший, видимо, на контроль за южной частью «пути из варяг в греки». На востоке земли, колонизированные восточными славянами, граничили с вассальной Хазарии Волжской Булгарией. Кроме того, с помощью кочевников южных степей на земли Древней Руси пыталась оказывать давление и Византия. Управление объединенными землями, насколько можно судить по отрывочным известиям источников, осуществлялось представителями («мужами»), «великими князьями» (возможно, это то же самое), сидевшими в крупных городах «под рукою» киевского князя. Первое упоминание таких представителей относится к 862 г. – пожалование Рюриком земель своих братьев: «По двою же лету [862 г.] Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ, и раздал мужемъ своимъ грады, овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Белоозеро». Внешним показателем признания за киевским князем права на выполнение властных функций являлась регулярная выплата ему полюдья, своеобразного государственного налога, расходовавшегося на содержание «государственного аппарата» - князя и его дружины. Но вопрос о принадлежности таких земель к владениям княжеско-дружинной корпорации в исторической науке остается открытым. Поэтому говорить даже о раннем феодализме на Руси еще в X в., безосновательно. Как и всякое государство, Киевская Русь использовала силу, чтобы добиться подчинения. Основной силовой структурой была княжеская дружина, развившаяся из группы воинов, окружавших племенного вождя времен военной демократии. Постепенно дружина превращается из вооруженного немногочисленного отряда – поддержки князя - в дружинный слой населения, основным контингентом которого после призвания варягов стал варяжский элемент. Но уже при Олеге варяжский элемент теряет свое прежнее значение. Так, в договоре с Византией 911 г. славяне клянутся Перуном и Велесом . Из-за чего можно сделать вывод: либо преобладающим становится славянский элемент, либо варяги настолько ославянились, что перестали считать себя пришлым населением.

Законодательная функция князей зародилась в X в. Ко времени правления Олега относятся первые известия о некоем «Законе Руском». Он упоминается в договоре Руси с греками 911 г. Его принято считать первым, не дошедшим до нас памятником восточнославянского права. Первое свидетельство издания закона (об учреждении повоста, уроков и ловищ) содержит «Повесть временных лет» . Но активная законодательная деятельность древнерусских князей приходится на XI-XII вв., о чем говорит появление Правды Ярослава (около 1015 г.), Правды Ярославичей (1070-е), Уставов Владимира Мономаха и других законодательных актов.

Новым явлением в политической жизни стало разделение территории Древнерусского государства на «сферы влияния» между сыновьями киевского князя. Первым это сделал Святослав Игоревич в 970 г. Очевидно, сыновьям также было передано право сбора дани для великого князя. Окончательно такой тип управления сложился во время правления киевского князя Владимира Святославича. Он оставил за собой киевский престол, а своих старших сыновей посадил в крупнейшие русские города, бывшие к тому же, видимо, когда-то центрами племен. Тем самым он положил конец существованию «союза племенных княжений». На месте прежнего союза возникло единое государство, различные части которого управлялись наместниками киевского князя.

В период X-XII вв. начинается постепенное расслоение древнерусской дружины на «старшую», «среднюю», «младшую» и постепенное оседание бояр – верхушки первой из них – на землю, что привело к формированию нового социального слоя крупных вотчинников.

С расколом дружины на «старшую» и «младшую» все явственнее стали проявляться симптомы ее распада. Они становятся особенно ощутимы с конца XII века. С развитием передачи права сбора полюдья князья начали передавать часть земли за службу феодалам-дружинникам. Первые ясные упоминания о владении князьями землей относятся к рубежу XI-XII вв. Этот процесс, начавшийся в XII в., в третьем десятилетии следующего столетия был прерван монгольским нашествием. Из-за этого «нормальные» феодальные отношения с характерными для них признаками начали складываться на рубеже XIII-XIV вв. и получили полное развитие в XVI в.

В результате складывания на Руси XI-XII вв. городских волостей-государств и сокращения возможностей обогащения знати за счет дани, появляется система кормлений, но передача прав сбора дани не прекратилась. Но также нельзя говорить о зарождении феодальных отношений, поскольку система кормлений не передавала боярину земли, а лишь позволяла получать доход с той или иной волости за исполнение ряда функций.

Постепенно князь при решении различных вопросов перестает ориентироваться на «старшую» дружину и начинает действовать в согласии со «средней» - его сверстниками, которые были, несомненно, ему ближе. Возможно, это связано с желанием ослабить сильное влияние дружины и решать все государственные вопросы самостоятельно.

Ясно, что ни один из политических институтов в период V-XII вв. не остается неизменным – изменились состав дружины, веча, их роль в управлении. Наблюдается постепенное усиление княжеской власти.

Источники повести временных лет:

Источниками 1-й редакции «Повесть временных лет» послужили Киево-Печерский свод конца 11 в., русско-византийские договоры 10 в., «Хронограф по великому изложению» — древнерусское компилятивное сочинение по всемирной истории, византийская хроника Георгия Амартола, житие Василия Нового, соч. Епифания Кипрского, тексты Священного писания, «Сказание о грамоте Словенской», предания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы Яна Вышатича, монахов Киево-Печерского монастыря и др.

Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов и со всемирной историей, как она понималась в то время. После неоконченной статьи 1110 в «Повесть временных лет» содержится запись о написании летописи в 1116 игуменом Сильвестром, который создал новую, 2-ю редакцию «Повесть временных лет».

Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубецкого монастыря, семейного монастыря Владимира Мономаха. Он частью опустил, а частью изменил последние статьи 1-й редакции «Повесть временных лет». При переделках Сильвестр большое внимание уделил Владимиру Мономаху, преувеличив и приукрасив его роль в событиях конца 11 — начала 12 вв., и ввёл ряд дополнений в «Повесть временных лет».

В 1118 «Повесть временных лет» была подвергнута новой переделке. Ее автор священник Василий (он также являлся автором повести об ослеплении Василька Теребовльского). В центре внимания 3-й редакции «Повесть временных лет» остаются события, связанные с домом Мономаха, главным образом с сыном Владимира — Мстиславом.

В целом же «Повесть временных лет» сохранила то значение, какое придал ей Нестор, — первого на Руси историографического труда, в котором история Древнерусского государства была показана на широком фоне событий всемирной истории. Летописцы призывали князей к единству и защите русской земли от внешних врагов. Летопись вобрала в себя родовые предания, повести, сказания и легенды исторического и сказочно-фольклорного характера, жития первых русских святых, произведений современной летописцам литературы. Язык летописи тесно связан с живым русским языком 11-12 вв., отличается лаконичностью и образностью.

 

12. Первые Рюриковичи. Ярослав Мудрый. Социально-экономическая и политическая структура русских земель в период политической раздробленности.

 

Княжение 0);"Олега (879-912 гг.). Олег оказался воинственным и предприимчивым правителем. Киев ему понравился, и он сделал его своим главным городом. Чтобы укрепиться в Киеве, он стал строить города и сажать в них своих дружинников. Олег стал активно подчинять свой власти славянские племена. Так, он включил в состав своих владений земли древлян, северян, радимичей. С покоренных племен Олег с дружиной собирали дань. Но дань нужно было сбывать. Для Олега очень важна была возможность торговли с южной соседкой - Византией. Он задумал большой поход на Византию.
В 907 и 911 гг. он совершил два удачных похода на Константинополь. 2_3_1.html"(См. дополнительный хрестоматийный материал.) Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. По сведениям летописцев, договор был заключен "на двое харатьи". Это позволяет предположить, что русская письменность появилась еще до принятия христианства. До появления "Русской правды" складывалось и законодательство. В договоре с греками упоминалось о "Законе русском", по которому судили жителей Киевской Руси. По договору русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Заключенный договор обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Кроме того, Олег взял с Константинополя громадную дань, которой хватило не только ему и его дружинникам, которые были с ним в походе, но и тем, которые стояли в разных русских городах.
Слава об удачных походах Олега быстро распространялась. Скорее всего, стали говорить об уме, хитрости, смелости Олега. Рассказы превратились в предания. Кончина его также овеяна легендой. Кудесник предсказал Олегу, что умрет он от своего коня. Олег запретил подводить коня к себе. Через много лет вспомнил он о своем околевшем коне и посмеялся над предсказанием кудесника. Он решил посмотреть на кости своего коня. Когда прибыл на место, наступил на череп коня. Оттуда выползла змея, укусила его в ногу. Олег от этого заболел и умер. 2_3_2.html"(См. дополнительный хрестоматийный материал.)
Имя Олега как первого, далекого правителя окружено тайной и оказалось необычайно притягательно для потомков. Народная память одарила его особыми, нечеловеческими способностями. Остался он в истории как "чародей", "вещий".
Княжение 0);"Игоря (912-945 гг.). После Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика Игорь. (См. иллюстративный материал.) Он также совершал военные походы, но они были не столь удачны. В 913 г. набег Игоря на прикаспийских жителей закончился разгромом его дружины. По примеру Олега он задумал поход на Византию. Но византийский император откупился богатыми дарами. В 944 г. был подтвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях. Под старость Игорь сам не ходил за данью к подчиненным народам, а поручил своему дружиннику Свенельду. Свенельд собрал богатую дань в земле древлян. Это вызвало ропот дружины Игоря. Дружинники заявили Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам".
Игорь собрал дань с древлян и уже возвращался назад в Киев, как вдруг решил вернуться с небольшой частью дружины и еще раз собрать с древлян дань. Древляне возмутились и собрались на вече со своим старшиной Малом. Вече решило: "Повадится волк к овцам, то перетаскает всех, если не убить его". Когда Игорь стал силой собирать дань, то древляне перебили всю его дружину. Есть предание, будто бы они, пригнув стволы двух деревьев один к другому, привязали к ним Игоря, потом отпустили их. Киевский князь был разорван на две части.
Правление 0);"Ольги (945-957 гг.). Жена Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Первое посольство древлян она заживо закопала в землю, второе - сожгла. Древляне были перебиты и на поминальном пиру (тризне). Затем, по летописи, Ольга потребовала с древлян дань по три голубя и по три воробья с каждого двора. К ногам птиц была привязана зажженная пакля с серой. Голуби и воробьи возвратились в свои гнезда, и столица древлян Коростень запылал. В пожаре погибло до 5 тыс. чел. 2_3_3.html"(См. дополнительный хрестоматийный материал.)
Тем не менее, Ольга вынуждена была упорядочить сбор дани. Она установила "уроки" - размер дани и 0);""погосты" - места сбора дани.
В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.
Но самым важным деянием Ольги было то, что она первая из киевских правителей приняла христианство. Русские были знакомы с христианством давно. Они ездили в Константинополь, великолепие и пышность христианских храмов и богослужений не могли не произвести впечатление. При Игоре в Киеве уже была христианская церковь святого Ильи Пророка. В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь. Византия была очень заинтересована в том, чтобы Русь приняла ее религию. Ольга была принята императором Константином Багрянородным и императрицей. Константинопольский 0);"патриарх сам совершал над Ольгой обряд крещения. Ее крестным стал Константин Багрянородный. Позже княгиня Ольга была названа Русской Православной Церковью святой.
Правление 0);"Святослава (957-972 гг.). 2_3_4.html"(См. дополнительный хрестоматийный материал.) Сын Игоря и Ольги Святослав вошел в историю как талантливый полководец. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с кочевниками. В повседневной жизни он был неприхотлив: никаких шатров с собой не возил, спал на земле, особых кушаний для него не готовилось. Перед нападением обычно предупреждал: "Иду на вас".
Святослав присоединил к Киеву земли вятичей, мордовские племена, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Святослав разгромил Хазарский каганат. Хазария как государство больше не существовала. Византийский император вовлек его в свои конфликты с Дунайской Болгарией. В 968 г. Святослав разгромил болгар. Болгария настолько понравилась ему, что он задумал перенести на Дунай свою столицу. Но в Киеве ждала престарелая мать княгиня Ольга с внуками. К тому же к самому Киеву подступали печенеги. Святославу пришлось возвращаться в Киев.
В это время ситуация в Византии изменилась. Новый император Иоанн Цимисхий был сам отличным воином. Укрепление Святослава на Дунае представляло опасность для Византии. У Святослава начался конфликт с Иоанном Цимисхием из-за дунайских владений. В одном из сражений он был окружен 100-тысячным византийским войском. Святослав едва спасся от плена.
С остатками своего войска Святослав возвращался назад. В 972 г. у днепровских порогов его подстерегли печенеги. В сражении Святослав погиб. Предание гласит, что печенежский вождь Куря велел из черепа Святослава сделать себе чашу и на пирах пил из нее пиво.
Таким образом, в политике первых киевских князей прослеживаются общие черты. Они настойчиво расширяли свои владения, подчиняя все новые славянские племена, вели постоянную борьбу с кочевниками - хазарами, печенегами, половцами; стремились обеспечить более благоприятные условия для ведения торговли с Византией.
В результате деятельности первых киевских князей государство было укреплено, Русь значительно расширила свои владения и вышла на международную арену.

Правление 0);"Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). Расцвет государства Русь связан с именем еще одного выдающегося правителя Древней Руси -Ярослава Владимировича. В 1015 г. Владимир Святой умер. На киевском престоле оказался сын Владимира - Святополк, но влиятельная дружина Владимира на престоле хотела видеть других сыновей Владимира - Бориса Ростовского и Глеба Муромского. Святополк приказал убить своих братьев - 0);"Бориса и 0);"Глеба. Борис и Глеб были самыми любимыми и необычными детьми Владимира. Рождены они были от матери-христианки и с детства отличались христианским благочестием. Братья знали, что к ним подосланы убийцы, но решили принять смерть. Они как истинные христиане посчитали, что умирают во славу Иисуса Христа. Христос знал о своей судьбе, мог спастись, но смиренно принял ее.
Известие об убийстве Бориса и Глеба всколыхнуло восточнославянское общество. Русская Православная Церковь назвала их своими первыми святыми. С тех пор Борис и Глеб считаются небесными покровителями великокняжеской династии, а Святополк получил прозвище Окаянный.
Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета.
Ярослав проявил себя мудрым государственным деятелем. Под Киевом он нанес сильнейшее поражение печенегам, кочевникам, тогдашним противникам Руси. Поражение это было настолько сильным, что печенеги больше не рисковали нападать на русские земли и исчезали из русской истории. (На смену им пришли новые кочевники - половцы). При Ярославе Мудром в 1043 г. Русь совершила последний поход против Византии. Поход был неудачным, и Русь больше не воевала со своей южной соседкой. Отношения между двумя государствами становились все более дружественными.
При Ярославе Киев стал одним из красивейших городов Европы. 5.html"(См. иллюстративный материал.) В Киеве при Ярославе было около 400 церквей и 8 рынков. Ярослав хотел, чтобы Киев ни в чем не уступал Константинополю. Ведь Византия - большое государство, и Русь - большое государство, Константинополь расположен в красивейшем месте - на берегу Босфорского пролива, и Киев расположен в красивейшем месте - на берегу Днепра. В подражание Константинополю Ярослав обнес Киев высокой каменной стеной, выстроил парадный въезд в Киев - Золотые ворота. 2.html"(См. иллюстративный материал.) В 1037 г. под Киевом, на том самом месте, где он разбил печенегов, Ярослав выстроил Софийский собор - ведь главным храмом Византии был Софийский. 2_3_11.html"(См. дополнительный хрестоматийный материал.) Собор сооружался византийскими мастерами из камня, был украшен невиданными до этого на Руси фресками, византийскими иконами. Киевская София поражала воображение современников. Фрески местами уцелели до наших дней. Они дают нам представление о жизни в ХI в. На них изображены князь в торжественной одежде, всадники, стрелки, оруженосцы, плясуны, музыканты, скоморохи. На фресках Софийского собора в Константинополе был изображен император Юстиниан с семейством, чтобы увековечить память создателя этого собора. На фресках киевской Софии был изображен Ярослав со своим семейством. 2.html"(См. иллюстративный материал.) Софийские соборы при Ярославе были построены также в Полоцке и Новгороде, причем София Новгородская дошла до наших дней в первозданном виде.
С постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. Первыми мастерами на Руси были византийцы, но постепенно русские перенимали у них мастерство. Возникала первая русская живопись - иконопись, так как долгое время ее сюжетами были религиозные - изображения святых, Иисуса Христа, Богородицы. На Руси особенно любимым у иконописцев и народа стал образ Богородицы. По образному выражению, Богородице русский народ посвятил столько икон, "сколько звезд на небе". Со временем на Руси сложился культ Богородицы.
При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской Православной Церкви в русских землях. В 1031 г. в Киеве появился митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Доказательством авторитета Ярослава и его силы является то, что в 1051 г. Ярослав без ведома константинопольского патриарха сам назначил киевского митрополита - русского по происхождению - 0);"Иллариона. Илларион был выдающимся церковным деятелем, талантливым писателем. Его самое известное произведение "Слово о законе и благодати" было посвящено христианским подвигам Владимира - Крестителя Руси. Говоря о правителях Киевской Руси, Илларион писал: "Не в плохой земле они были владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли". 2_3_12.html"(См. дополнительный хрестоматийный материал.)
Ярослав заботился о просвещении народа. При нем появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. В Новгороде по его приказу было устроено высшее училище на 300 мальчиков для детей старост и духовных лиц. В нем учили письму, счету, чтению, основам христианского вероучения; изучали греческий, латынь, занимались регулярными переводами церковной литературы с греческого.
При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание. Из Византии Ярослав выписал певчих. Так на Руси появилось церковное пение. На Руси церковное пение получило дальнейшее развитие и в настоящее время является уникальным явлением русской певческой культуры.
Вместе с принятием христианства из Византии были перенесены все церковные порядки и законы. Свод византийских церковных законов перешел к нам под названием "Кормчей книги". Ярослав задумал устроить и в мирских делах лучший порядок суда и расправы. По словам летописи, по его приказу были записаны судебные обычаи. Появился первый сборник русских законов - 0);""Русская Правда". "Русская Правда" - это юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. В византийских источниках содержится упоминание о законе русском времен первых киевских князей. Ученые предполагают, что в те времена существовал свод юридических норм и правил, но в устной форме. "Русская Правда" - первый сборник русских законов в письменном виде. Ярославу принадлежат первые 17 статей. Они получили название "Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава". Законы Ярослава касались споров между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Кровная месть ограничивалась лишь кругом ближайших родственников. Это позволяет считать, что обычаи первобытного строя существовали уже как пережитки. Затем законы Ярослава были расширены и дополнены его сыновьями.
При Ярославе Русь вышла на международную арену и была принята в семью европейских монархов. Сам Ярослав в 1019 г. вторым браком женился на шведской принцессе Ингигерд и имел от нее семь сыновей и троих дочерей. Дочь Елизавету он выдал замуж за норвежского короля Харальда, Анну - за французского короля Генриха I, Анастасию - за венгерского короля Эндре I. Внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Один его сын женился на дочери польского короля, другой - Всеволод - на дочери византийского императора Константина Мономаха.
Немаловажной заслугой Ярослава стало также и то, что во многом благодаря его усилиям началось бытие (существование) такого уникального явления в мировой культуре, как русская культура.
Эпоха Ярослава Мудрого имеет еще одно непреходящее значение: позже на долю Руси не раз будут выпадать тяжелые испытания, но историческая память народа сохранит образ великой Древней Руси. Образ великого государства всегда в народной памяти будет взывать к воскрешению.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.011 с.)