ТОП 10:

Рождение истории в Древней Греции. Логографы и первые историки.



В греческой историографии также произошли перемены, отразившие на себе общее изменение идей. До V в. историю у греков заменяли большею частью мифологические предания, которые, однако, рано стали возбуждать недоумение своими противоречиями и невероятностями.

Событиями персидских войн были вызваны первые попытки уже настоящей истории.

Во второй половине VI в. (перед началом персидских войн) появились логографы -авторы первых сочинений древнегреческой исторической прозы. Различают два поколения логографов: старшее (VI — первая половина V вв. до н. э., напр. Харон, Скилак) и младшее (2-я половина V в. до н. э., напр. Фекедид). Опираясь на мифы, предания, логографы пытались восстановить легендарную историю греческих полисов, «варварских» стран, генеалогию аристократических родов. (По преданиям лучшие логографы жили в Ионии, прославился среди них в большей степени город Милет) Некоторые сочинения логографов основанны на личных впечатлениях от путешествий, содержат ценные этнографические и географические сведения.

С конца V в. логографами стали называть — составители речей для выступления тяжущихся сторон в 0%A1%D1%83%D0%B4"суде. Готовили речи, сообразуясь с индивидуальностью «заказчика». Эти люди, ознакомившись с существом дела, составляли за плату выступления своих клиентов, которые те заучивали наизусть и произносили в суде. Бывали случаи, когда логограф составлял одновременно речь и для 0%98%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%86"истца и для 0%9E%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA"ответчика — то есть в одной речи опровергал то, что утверждал в другой.

Геродот - "Отец истории" - был родом из Галикарнаса, одной из дорийских колоний Малой Азии, и родился незадолго до нашествия Ксеркса на Грецию. Объехал множество стран, посетив не только большинство греческой территории, и в Египте, и в Финикии, и на берегах Понта, и даже в отдаленном Вавилоне, что и дало ему возможность описать в качестве очевидца современный ему Восток. Кроме того, он читал и изучал сочинения логографов и пользовался рассказами современников описываемых событий. Одно время (около 430 г.) Геродот жил в Афинах, где приобрел права гражданства и где, по преданию, публично читал отрывки из своего труда во время Панафиней. В своем общем взгляде на исторические события. Геродот стоял вполне на точке зрения вмешательства богов в дела людей, а потому был далек от мысли объяснять связь между событиями чисто естественным образом. Геродота одушевляли сознание превосходства греческой свободы над рабством варваров и любовь к политическому равенству, но он разделял еще старые суеверия своего народа – веру в вещие сны, в предзнаменования, в предсказания оракулов и т. п.

Вторым великим историком был афинянин Фукидид. Предметом своего исторического труда Фукидид - Пелопонесская война (Спарта и Афины). Он сам участвовал в этой войне и даже был стратегом, но после одного несчастного похода должен был оставить родной город и жить в изгнании, пока окончание войны не позволило ему вернуться в Афины. Предвидя важность этой борьбы, Фукидид с самого же её начала стал записывать совершавшиеся события, тщательно проверяя рассказы о том, чего не мог видеть собственными глазами, но ему не удалось довести свой исторически труд до конца. Фукидид уже сознательно остерегался всякого баснословия, находя, что хотя оно и занимательно, но фактическая истина в истории дороже всего. С другой стороны, он не прибегал и к мысли о сверхъестественном вмешательстве богов для объяснения совершавшихся событий, стараясь выводить события из сознательной деятельности людей в зависимости от их характеров и тех положений, в какие сами они были поставлены. Геродот обращался больше, как поэт, к чувству своих читателей, Фукидид, подобно философу, действовал преимущественно на их ум. Мысли и настроения исторических лиц он старается объяснить, влагая в их уста мастерские речи, на которых сказалось влияние современного ему ораторского искусства.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.186.19 (0.003 с.)