Употребление причастий в речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление причастий в речи



  1. Причастия на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами: вместо сын, воспитывающийся отцом --
    нужно сын, воспитываемый отцом. Иногда такая замена необходима потому, что суффикс -ся имеет различные значения, в том числе возвратное и страдательное, которые могут смешиваться; например, вместо груз, отправляющийся на станцию, --
    нужно "... отправляемый...".
  2. Ошибочны формы причастий на -щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы причастия не существует (сделающий, вздумающий и т.п.).
  3. Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом (лежащая книга на столе).
  4. Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже.
  5. От глаголов совершенного вида нельзя образовать причастия настоящего времени, так как они обозначают завершённое действие.
  6. От непереходных глаголов нельзя образовать страдательные причастия, так как они обозначают действие, которое не может перейти на предмет.
  7. Нагромождение причастий создаёт неблагозвучие.
  8. Орфоэпические нормы(произношение причастий).

Запомни ударения в следующих причастиях:

· балОванный, включённый-включЁн, довезЁнный, зАгнутый, зАнятый- занятА, зАпертый-

· запертА, заселЁнный-заселенА, избалОванный, низведЁнный, кормЯщий,
кровоточАщий,

· молЯщий, нажИвший, нАжитый- нажитА, налИвший, налитА, нанЯвшийся, начАвший,

· нАчатый, низведЁнный-низведЁн, включЁнный, ободрённый-ободрЁн-ободренА, обострЁнный,

· определЁнный-определЁн отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, понЯвший, прИнятый,

· приручЁнный, прожИвший, снЯтый- снятА, сОгнутый.

 

Задание на доске:

—Нет, нет и нет! — настойчиво ______________ Борменталь, — извольте заложить.

—Ну, что, ей-богу, — _________ недовольно Шариков.

—Благодарю вас, доктор, — ласково _______ Филипп Филиппович, — а то мне уже надоело делать замечания.

—Все равно не позволю есть, пока не заложите. Зина, примите майонез у Шарикова.

—Как это так “примите”? — ___________Шариков, — я сейчас заложу. Левой рукой он заслонил блюдо от Зины, а правой запихнул салфетку за воротник и стал похож на клиента в парикмахерской.

—И вилкой, пожалуйста, — ____________Борменталь.

Шариков длинно вздохнул и стал ловить куски осетрины в густом соусе.

—Я еще водочки выпью? — ________________ он вопросительно.

—А не будет ли вам? — ________________ Борменталь, — вы последнее время слишком налегаете на водку.

—Вам жалко? — __________________ Шариков и глянул исподлобья.

—Глупости говорите... — ____________ суровый Филипп Филиппович, но Борменталь его перебил.

Домашнее задание:

1. Выполните практические задания:

1. От данных глаголов образуйте форму 1-го лица единственного числа, где это возможно.

Течь, убедить, класть, чудить, отпочковаться, уведомить, выздороветь, ржаветь, вести, махать, пылесосить, опротиветь, стелить, победить, мокнуть, ощутить, ненавидеть, сквозить, очутиться, преградить, опостылеть, полоскать, колыхаться, роптать.

 

2. От следующих глаголов образуйте форму 3-го лица единственного числа. Укажите варианты и стилистические/семантические различия между ними.

Двигать, брызгать, капать, кликать, сыпать, метать, полоскать, кудахтать, мурлыкать, махать, плескать.

 

3. Перепишите, раскрывая скобки: замените инфинитив необходимой глагольной формой. Укажите варианты.

1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) белье. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он все больше и больше (глохнуть) и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении.15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).

 

4. Выберите нужную форму причастий, выбирая из тех, что приведены в скобках. Свой выбор обоснуйте.

1. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову. 2. Раскрылись (набухшие, набухавшие) на деревьях почки. 3. Она сняла с себя насквозь (промокший, промокнувший) плащ и повесила его сушить. 4. Горький – писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 5. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень непростая. 6. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкший, привыкнувший) ко всеобщему вниманию. 7. Он стряхивал с пальто (липшие, липнувшие) снежинки.

 

5. Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

1. Вспомня решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, готовясь к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и приложа ухо к двери. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотрясь внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 10. Заметя, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу…» – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопыря пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.007 с.)