Содержательно коллектив может быть охарактеризован в различных аспектах.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательно коллектив может быть охарактеризован в различных аспектах.



Экономический аспект. В трудовой жизнедеятельности коллектива дети знакомятся с тем, что трудящиеся являются хозяевами всех видов общественной собственности. Через трудовой коллектив каждый, человек включается в экономические отношения, становится их активным участником.

Политический аспект. Через коллектив дети вовлекаются в школьное самоуправление, в борьбу за мир, в проведение политических кампаний, какими являются выборы в органы власти, перепись населения, всенародный референдум, подготовка праздников и фестивалей. Благодаря коллективу школьники приобщаются к общественно-политической жизни народа.

Социальный аспект. Детский коллектив проявляет постоянную заботу о жизни, всестороннем развитии и бытовых условиях каждого ребенка. Этим закладываются в детях такие черты характера и качества, как стремление к социальной справедливости, согласию, гражданственность, гуманизм, инициативность и ответственность. Каждому школьному коллективу необходимо ощущать себя звеном в социальном развитии общества. Коллектив интересуется условиями жизни своих членов в семье, их нуждами, отношениями и делами. Детский коллектив создает школьникам условия для развития способностей и дарований. Дети привыкают видеть в коллективе источник получения социальных благ, работать для него, развивают в себе понимание важности сочетания интересов — коллективных и личных.

Нравственный аспект. В процессе коллективного труда, организационных зависимостей, дружественных отношений школьники осознают общественную мораль как ответственность друг перед другом, перед самим собой, коллективом и обществом.

Общественно-ценностный аспект. Коллектив — идейное, ценностно ориентированное единство людей, для которых организационная структура является средством достижения общих целей. Духовное единство выражается сегодня в общем стремлении к обновлению общественной жизни. загрузка...

Культурно-эстетический аспект. Сфера духовной жизни коллектива — одна из важнейших. Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению впечатлений, образов, знаний, к содержательному обмену духовными ценностями, к повышению эстетического уровня повседневных отношений, к эстетической организации всей жизни и деятельности.

Психологический аспект. Детский воспитательный коллектив является организованной социальной средой, формирующей коллективистическую направленность личности. Целеустремленность коллектива рождает здоровый нравственный климат, мажорный тон отношений. Каждый ребенок, добровольно участвующий в общих стремлениях и делах, испытывает потребность в коллективном общении, психологическую совместимость с другими детьми в деловом и дружеском общении. Детей стимулирует то, что в коллективе интересно жить и трудиться, радостно чувствовать свою защищенность и доброжелательность товарищей, получать помощь, поддержку инициативы и творческих начинаний.

Организационный аспект. Организация как средство подчинения, лишенная духовно-нравственного содержания, всегда вырождается в бюрократию и формализм. Но духовно-нравственная жизнь Людей, ее цели и стремления вне организации остаются нереализованными. Дети интуитивно стремятся к организации. В их педагогически неорганизованной среде стихийно возникают свои лидеры и Иерархия отношений, ставящие большинство, ребят в трудное подчиненное положение. Вот почему педагогическая организация, наполненная глубоким идейным смыслом, ставящая детей в деловые отношения руководства и подчинения, взаимной требовательности и взаимопомощи, обогащающая свободное общение, является ведущей воспитательной силой.

Индивидуально-личностный аспект. Психическое развитие, становление духовного мира ребенка требуют периодического уединения, обособления. Ему необходимо побыть одному для того, чтобы оглянуться вокруг, заглянуть в себя, осмыслить свои отношения с окружающим миром. Временное обоснование способствует самоосознанию, формированию внутреннего нравственного мира личности. Духовные богатства — всегда результат творчества, большой внутренней духовной работы по анализу и оценке впечатлений жизни и искусства. Уединение — одно из важнейших условий творчества. Поэтому в воспитательном коллективе дети должны иметь возможность временного обособления.

Педагогический аспект. Воспитательное воздействие и взаимодействие в коллективе организуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Коллектив как педагогическая организация является средством введения детей в жизнь общества. Педагогически организованный коллектив создает возможности для формирования общественно ценной сущности личности и яркой индивидуальности.

Структура коллектива

На базе школы функционируют несколько типов ученических коллективов: школьные классы, пионерские отряды и комсомольские группы, коллективы клубного типа, производственные бригады. Таким образом, в общую структуру ученического коллектива входит несколько подструктур: учебная (система классов и классных параллелей), клубная (кружки, секции, объединяющие их клубы, руководимые избираемыми советами), трудовая (звенья, ученические бригады и другие трудовые объединения школьников, возглавляемых советами).
Все типы коллективов связаны общностью целей, единством принципов, обеспечивающих включение учащихся в активную позицию в любом виде деятельности.

 

 

Стадии развития коллектива

Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Коллектив является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко.

В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений ("негнущееся", категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по наличию инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности в группе.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.005 с.)