ТОП 10:

Личность и индивидуальность. Свобода и ответственность личности



 

Цель занятия − рассмотреть проблемы личности в философии, ее свободы и ответственности перед обществом.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Человек, индивид, индивидуальность.

2. Понятие личности. Этическая концепция И. Канта.

3. Свобода и ответственность личности.

4. Теория социальной роли личности.

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса, уясните, что выдвижение проблемы личности является отражением возрастающего значения человеческого измерения в социальных процессах современной эпохи. Разберитесь в понятиях: человек как родовое понятие; индивид как конкретный человек; индивидуальность и единичность. Рассмотрите многообразие способностей как признак индивидуального своеобразия.

При подготовке второго вопроса, особое внимание обратите на понятие «личность». Рассмотрите личность как инициатор последовательного ряда жизненных событий и личность в связи с категориями «воля» и «дисциплина». Уясните сущность понятия «самозаконность». Проанализируйте три социальных типа личности: отношения личной зависимости, личность и отношения вещной зависимости, свободная индивидуальность. Изучите этическую концепцию И. Канта.

При подготовке третьего вопроса, уясните понятия свобода и ответственность личности. Рассмотрите: необходимость и свободу; экономическую и политическую свободу личности; духовную и гносеологическую свободу личности. Покажите относительный характер свободы и ответственности личности.

При подготовке четвертого вопроса, выделите и поясните социальные роли личности: личность как труженик, личность как собственник и потребитель, личность как гражданин и семьянин.

 

Темы рефератов

1. Гармония и дисгармония личности.

2. Личность и власть.

3. Теория личности в западноевропейской философии.

4. Теория личности в русской философии.

5. Роль личности в истории.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем вы находите отличие индивида от индивидуальности?

2. Что такое «категорический императив»?

3. Что может удержать личность от деградации с точки зрения этики Иммануила Канта?

4. Назовите социальные роли личности

5. Почему свобода личности связана с её ответственностью перед обществом?

 

Используемая литература:[1, 3, 6, 9, 10, 14, 16, 19, 32, 33, 40, 41, 64-83].

 


РАЗДЕЛ 8.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Периодизация исторического процесса. Формации и цивилизации

Цель занятия − рассмотреть существующие теории цивилизации, а также изучить концепцию общественно-экономической формации

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Понятие цивилизации.

2. Теории локальных цивилизаций.

3. Теория общественно-экономической формации.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса, уясните, в чем состоит проблема периодизация исторического процесса. Поймите, что, рассматривая историю в целом как единый процесс, делая акцент на динамике исторического процесса, философия истории занимает определенную позицию в отношении этапов исторического развития. Необходимость выделения стадий исторического процесса обусловлена задачей определения направления исторического развития и сопоставления различных исторических эпох. Каковы критерии выделения периодов исторического развития? Далее разберитесь с понятием «цивилизации». Выделите основные принципы цивилизационного подхода к истории общества и наиболее существенные черты цивилизации. Рассмотрите философию истории А. Тойнби и концепцию цивилизации П.А. Сорокина. Проанализируйте традиционное и индустриальное общество как два исторически сформировавшихся типа цивилизации. Охарактеризуйте становление информационно-технического общества.

При подготовке второго вопроса, необходимо уяснить, что идея локальных цивилизаций возникла в противовес теории единой мировой истории, которая абсолютизировала развитие европейской цивилизации и недооценивала специфику эволюции других регионов мира. Раскрытие второго вопроса постройте на изучении концепций Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Гумилева.

При подготовке третьего вопроса, начните с понятия общественно-экономической формации. Рассмотрите теорию общественно-экономической формации К. Маркса и Ф. Энгельса. Проанализируйте современные взгляды на общественно-экономическую формацию.


Темы рефератов

1. Цивилизация и культура.

2. Концепция цивилизации Питирима Сорокина: философский анализ.

3. Проблемы диалога цивилизаций.

4. Концепция цивилизации А. Тойнби.

5. Концепция цивилизации О. Шпенглера.

6. Концепция цивилизации Н.Я. Данилевского.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Каковы современные взгляды на теорию общественно-экономической формации?

2. Назовите первоначальное значение понятия «цивилизация».

3. Какая разница между цивилизацией и культурой в концепции О. Шпенглера?

4. Назовите два основных условия, наличие которых, с точки зрения А. Тойнби, необходимы для развития цивилизации?

5. Что значит «осевое время» в концепции К. Ясперса?

Используемая литература:[1, 3, 6, 9, 10-12, 14, 16, 19, 32, 35, 39, 40, 64-83].

 

РАЗДЕЛ 9.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Цель занятия − рассмотреть основные глобальные проблемы современности







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.004 с.)