ТОП 10:

Кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов



ФИЛОСОФИЯ

 

Планы семинарских занятий

для подготовки сотрудников УИС

по направлению подготовки 040400 Социальная работа

 

Факультет: психологический

Категория обучающихся: курсанты, слушатели

Курс: 1-й (очная форма обучения)

1-й (заочная форма обучения)

 

Рязань 2012


ББК 87р30

Ф56

Рецензенты:

М.И. Кошелев, доктор философских наук, профессор (Рязанский филиал Московского института экономики, менеджмента и права);

О.А. Тарасов, кандидат исторических наук, доцент (Академия ФСИН России).

 

Везломцев В.Е.

Ф56 Философия :планы семинарских занятий. – Рязань : Академия ФСИН России, 2012. – 47 с.   Планы семинарских занятий составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 24 февраля 2012 г., протокол № 8.

Начальник обеспечивающей кафедры

Кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов

 
 

 


Учебно-методическое издание

Везломцев Виктор Евгеньевич

ФИЛОСОФИЯ

 

Планы семинарских занятий

 

Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 2,9. Тираж 25 экз. Заказ № _____. Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1

 

  ББК 87р30 © Везломцев В.Е., 2012 © Академия ФСИН России, 2012    

Пояснительная записка

Изучение учебной дисциплины «Философия» направлено на приобретение обучающимися элементарных навыков философской культуры мышления, способности ясно и грамотно формулировать и аргументировать свое мировоззрение, основополагающих жизненных ценностей; способности сознательного, критического отношения к мировоззренческим, религиозным, философским компонентам своих собственных и иных взглядов, теорий, идеологий; умения находить общий язык с людьми другого мировоззрения, преодолевая «чуждость» иного духовного мира; навыков чтения, анализа и реферирования философских текстов; способности адаптации к радикальным изменениям в науке, идеологии, социальной и профессиональной среде; умения видеть смысл, значение, место своей профессиональной деятельности в социуме, в жизни, в культуре, в истории; способности видеть единство и связь всех изучаемых дисциплин и поставить все специальные знания на службу высшим гуманистическим ценностям.

Цель курса – формирование у обучающихся теоретического мировоззрения, методологической культуры, духовного мира личности высококвалифицированного сотрудника уголовно-исполнительной системы на основе достижений мировой и русской философской мысли, отечественных интеллектуально-духовных ценностей и традиций.

Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда конкретных задач, а именно:

– формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и способах их исследования, их роли в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;

– овладение базовыми принципами, методами и приемами философского познания;

– ознакомление с основными принципами, закономерностями и тенденциями развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности, и формирование на этой теоретической основе целостной философской картины мира;

– выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;

– введение в круг общетеоретических и прикладных философских проблем, связанных с деятельностью сотрудника уголовно-исполнительной системы;

– развитие у обучающихся навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; способности использовать все вышеперечисленное в профессиональной деятельности.

Процесс обучения в высшем учебном заведении предусматривает семинарские занятия. Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Они должны обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач практических ситуаций и т. п.).

Подготовка курсантов к семинарскому занятию должна фиксироваться в рабочей тетради в виде небольших, но содержательных конспектов. Ряд семинарских занятий проводиться в интерактивной форме, что подразумевает просмотр и обсуждение видеоматериалов, ролевые и деловые игры, кейс-анализ, круглые столы и др. На каждом семинарском занятии предполагаются выступления докладчиков по заданным темам. Докладчики выбираются на предшествующем занятии по желанию, готовятся индивидуально и излагают предложенный материал с последующим обсуждением.

В качестве основной литературы для подготовки к занятиям кафедра рекомендует труды представителей классической, современной западной и русской философии. Кроме этого, слушатели могут использовать интернет-ресурсы, любые монографии, сборники, философские и общественно-политические журналы, такие как «Вопросы философии», «Философские науки», «Полис» и др. Разъяснение философских терминов находится в словарях.

Необходимую консультацию во время самоподготовки курсанты (слушатели) могут получить у дежурного преподавателя (каб. 303, 304, 310, 411) и методиста кафедры (каб. 316).

Контроль успеваемости и качества подготовки курсантов (слушателей) проводится с целью получения необходимой информации о выполнении ими учебного плана, графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, стимулирования самостоятельной работы обучаемых.

Требования к уровню освоения программы. По итогам курса обучающийся должен:

Знать:

основные философские течения и школы.

Уметь:

давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе;

логически обосновывать высказанное положение;

понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем.

Владеть:

общефилософскими методами анализа.

В качестве формы контроля по итогам обучения для очной формы предусмотрена сдача экзамена, для заочной формы обучения – контрольная работа, экзамен.

Учебно-тематический план

очная форма обучения

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
2 семестр
Философия, ее предмет и роль в обществе    
История философии как составная часть философии              
2.1 Философия Древнего Востока          
2.2 Античная философия    
2.3 Философские искания мыслителей средневековья      
2.4 Философия эпохи Возрождения и Нового времени    
2.5 Немецкая классическая философия    
2.6 Философия марксизма          
2.7 Западноевропейская философия в XIX – XX вв.    
2.8 Русская философия      
Проблема бытия и сознания в философии              
3.1 Категория бытия. Материя, её основные типы и формы существования    
3.2 Проблема сознания в философии и психологии. Сознание как социальный феномен.    
Диалектика    
Теория познания и методология    
Общество: основы философского анализа              
6.1 Природа и общество      
6.2 Материальное и идеальное в обществе          
6.3 Основные сферы жизни общества      

 

Проблема человека в философии              
7.1 Человек, его природа и смысл бытия    
7.2 Личность и индивидуальность. Свобода и ответственность личности.      
Философия истории              
8.1 Периодизация исторического процесса. Формации и цивилизации      
8.2 Социальная динамика. Специфика социального познания.          
Глобальные проблемы современности      
Итого за семестр    
Всего по курсу    

 

Заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов   Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
1 семестр
Философия, ее предмет и роль в обществе      
История философии как составная часть философии              
2.1 Философия Древнего Востока          
2.2 Античная философия      
2.3 Философские искания мыслителей средневековья          
2.4 Философия эпохи Возрождения и Нового времени          
2.5 Немецкая классическая философия          
2.6 Философия марксизма          
2.7 Западноевропейская философия в XIX – XX вв.          
2.8 Русская философия          
Проблема бытия и сознания в философии              
3.1 Категория бытия. Материя, её основные типы и формы существования      
3.2 Проблема сознания в философии и психологии. Сознание как социальный феномен.          

 

Диалектика      
Теория познания и методология      
Общество: основы философского анализа              
6.1 Природа и общество          
6.2 Материальное и идеальное в обществе          
6.3 Основные сферы жизни общества      
Проблема человека в философии              
7.1 Человек, его природа и смысл бытия          
7.2 Личность и индивидуальность. Свобода и ответственность личности.          
Философия истории              
8.1 Периодизация исторического процесса. Формации и цивилизации          
8.2 Социальная динамика. Специфика социального познания.          
Глобальные проблемы современности          
Итого за семестр    
Всего по курсу    

 


РАЗДЕЛ I

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

 

План

1. Смысл понятия «философия»: предмет, объект и определение философии.

2. Основной вопрос философии и две его стороны.

3. Структура и функции философии, ее место в духовной жизни общества.

4. Роль философии в современной жизни человека и общества.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса, необходимо уяснить, почему именно наиболее общие свойства действительности рассматриваются мыслителями как предмет философии.

Мировоззрение – одна из важнейших проблем философии. Выясните с помощью учебников А.А. Радугина и А.Г. Спиркина, почему оно носит общественно-исторический характер, раскройте групповые и индивидуальные черты мировоззрения, выявите, какое место в нем занимают чувства и разум, что такое мироощущение и миропонимание. Изучите исторические типы мировоззрения, раскройте сущность мифологического и религиозного миропонимания как истоков философии и самое главное, уясните для себя основные отличия философии от мифологии и религии.

При подготовке второго вопроса обратите внимание на то, что особо в философии стоит проблема основного вопроса философии. Первоначально попытайтесь понять его специфику, а затем, дайте «основному вопросу» современную оценку.

При подготовке третьего и четвертого вопросов необходимо понять, что философия, как любой научный предмет, имеет свою структуру и несет в обществе определенные функции. Необходимо уяснить их особенности и понять, что они не существуют в отдельности друг от друга. Рассмотрите, какие функции несет философия в обществе, а так же определите, какое место занимает философия в системе культуры.


Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем состоит специфика философского знания и как оно соотносится со знанием научным?

2. На примере любого из предметов, которые Вас окружают, покажите специфику философских дисциплин.

3. В чем состоит предназначение и смысл философии?

4. Каковы основные понятия философии?

5. Какие направления включает в себя основной вопрос философии? Какой позиции придерживаетесь Вы при решении основного вопроса философии? Почему?

6. Каким образом любой из предметов, которые Вас окружают, познается на теоретическом и жизненно-практическом уровнях мировоззрения?

7. Как развивается философия и каковы ее исторические типы?

 

Используемая литература:[1-5, 6, 8, 12, 15-17, 24, 25, 28, 29, 34, 36, 39, 44, 46, 47, 54, 62, 64-82].

РАЗДЕЛ 2.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИИ

План

1. Досократовская философия Древней Греции.

2. Классический период древнегреческой философии.

3. Позднеантичный идеал мудреца.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса, необходимо уяснить, что античная философия условно делится на несколько основных этапов своего развития. Первый этап охватывает период с VII по V вв. до н. э. Выясните, что волновало древнейших философов, таких как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Почему они особое внимание уделяют поиску первоосновы мира, его первоэлементов? Одним из интереснейших учений первого этапа древнегреческой философии является атомистическое учение Демокрита. Внимательно исследуйте, в чем заключается особенность атомистической трактовки бытия, рассмотрите, как Демокрит решает проблему бытия, движения и статичности, материальности и идеальности мира.

При подготовке второго вопроса, акцентируйте внимание на том, что второй этап античной философии обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью софистов, Сократа, Платона Первоначально выясните, что из себя представляет софистика, почему софисты сделали упор на проблеме человека, изменив тем самым предмет исследования. Выясните, что несет в себе постулат Протагора «человек есть мера всех вещей». Почему главным оружием человека софисты видят риторику? В чем заключается релятивизм софистов и какая разница между умеренными и крайними релятивистами. Какие особенности ложатся в основу противоречий между методом софистов и методом Сократа? Дайте характеристику диалектике Сократа. Особенно остановите свое внимание на сущности сократовского метода и таких его стержневых понятиях как майевтика и дифиниция. Раскройте сущность учения Платона об идеях. Выявите проблему души и тела в философии Платона. В чем смысл теории «воспоминаний» и какова этическая ответственность искусства с точки зрения философа.

При подготовке третьего вопроса, необходимо уяснить, что третий этап античной философии связывается с именем Аристотеля, явившемся систематизатором всей древнегреческой философии. Докажите, что его взгляды явились вершиной античной философии. Акцентируйте внимание на аристотелевском понятии сущности (субстанции). Что есть форма по учению Аристотеля, и какое значение это понятие имеет в его философской системе. Дайте характеристику учению Аристотеля о душе, разуме и воле.

Позднеантичный идеал мудрецавсегда привлекал внимание исследователей. Это была эпоха ломки древнегреческой полисной системы, а вместе с ней и представлений о сущности мира и предназначении человека. Попытайтесь разобраться в причинах появления таких взглядов в философии античности, как эпикуреизм, кинизм, стоицизм, скептицизм. Что из себя представлял физический и социальный атомизм Эпикура. Раскройте сущность учения скептицизма в позднеантичной философии. Как развивалась философская мысль в Древнем Риме. Что писал Лукреций Кар о материальности мира. Раскройте особенности этики стоиков.

Темы рефератов

1. Греческая мифология как основа зарождения философского знания.

2. «Семь мудрецов» античной философии.

3. Логос Гераклита.

4. Пифагор и пифагорейцы.

5. Проблема бесконечности в философии элеатов.

6. Эмпедокл.

7. Демокрит о душе.

8. Протагор: «человек есть мера всех вещей».

9. Софисты и софистика: философский анализ.

10. Метод «майевтики» и иронии Сократа (на примере диалогов Платона).

11. «Идеальное государство» у Платона.

12. Аристотель о «первой философии».

13. Физика и теория познания стоицизма. Проблема возрождения древней чистоты нравов.

14. Этический идеал эпикурейцев

15. Философские идеи киников.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем заключается своеобразие античной философии, каковы ее фундаментальные проблемы и основные школы?

2. Что объединяет всех досократиков при решении онтологических проблем?

3. Кто такие досократики и в чем состоит особенность их философствования?

4. Чем различаются позиции софистов и Сократа о человеке, его добродетелях и познании?

5. В чем суть учения Платона об эйдосах и душе?

6. Чем определяется учение Платона об «идеальном государстве»?

7. Чем онтологические идеи Аристотеля отличались от идеализма Платона?

8. Охарактеризуйте теорию познания Аристотеля.

9. Какой из проектов государственного устройства более реалистичен: Платона или Аристотеля? Почему?

10.Почему онтологическая проблематика стала менее актуальной в эллинистическо-римский период?

11.Какие новые идеи были выдвинуты в рамках кинизма, эпикуреизма, стоицизма?

12.Что было характерно для неоплатонизма и каково его влияние на дальнейшее развитие философии?

 

Используемая литература:[1-12, 15-17, 24, 28, 37, 42, 44, 64-83].

 


План

1. Формирование средневековой христианской философии.

2. От патристики − к схоластике: содержание двух этапов истории средневековой философии.

3. Проблема соотношения веры и разума как определяющая в средневековой философии (Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский).

4. Проблема природы общих понятий, варианты ее решения в средневековой философии.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса раскройте причины распространения в начале I тысячелетия н.э. в Римской империи новой религии – христианства. Охарактеризовав важнейшие черты средневековой философии – теоцентризм, креационизм, идеи творения и откровения, провиденциализм, несложно определить особенности ее онтологии – теоцентризм, гносеологии – иррационализм, антропологии – дуализм, признающий двойственную природу человека – божественную и земную.

При подготовке второго вопроса определите хронологические рамки и имена представителей этих этапов. Затем раскройте суть основных проблем, которые решали в отмеченные периоды Отцы церкви, и особенности их решения: бытия Бога, обоснования его триединой сущности, отношения веры и разума, божественной предопределенности, спасения души, существования зла в мире и др. В качестве итога сделайте вывод о том, в чем заключается новаторство Августина, в каком смысле его можно считать мыслителем, направившим философию по новому пути.

При подготовке третьего вопроса уясните суть проблемы знания и веры, а именно: что выше – истина науки или истины религии? Обратите внимание на то, что важную роль в становлении категориального аппарата философии и выведении на первый план проблем соотношения веры и разум сыграли учения Боэция, П. Абеляра и Фомы Аквинского.

При подготовке четвертого вопроса уясните суть проблемы универсалий. Обратите внимание на то, что средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Платона об идеях. Далее разберитесь, в чем заключалась особенность полемики между реалистами и номиналистами.

 


Темы рефератов

1. Становление христианства, его отношение к античной традиции.

2. Рациональные доказательства бытия Бога в средневековой философии.

3. Дух, душа, тело человека с точки зрения христианской антропологии.

4. Связь проблемы универсалий средневековой философии с теорией идей Платона.

5. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского.

6. Принцип креационизма и его роль в средневековой философии.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Почему христианство стало универсальным мировоззрением средневековья?

2. Каково отношение христианства к античной культуре и философии?

3. Почему соотношение веры и разума стало главной философской проблемой средневековой мысли?

4. Что означает высказывание Тертуллиана «верую ибо абсурдно»?

Используемая литература:[1-12, 15-18, 24, 25, 27, 34, 36-40, 49, 64-84].

План

1. Мыслители эпохи Возрождения и новая картина мира.

2. Философский эмпиризм (Френсис Бэкон, Джон Локк).

3. Философский рационализм (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза).

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обратите внимание на то, что в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы второй половины XV в. начинают происходить серьезные изменения, повлекшие за собой начало эпохи Возрождения. Обратите внимание на возрожденческий гуманизм и проблему уникальной индивидуальности. Раскройте сущность представлений: человек как творец самого себя; антропоцентризм и проблема личности. Обратите внимание на то, чем эпоха Возрождения в корне отличается от предшествующей ей средневековой эпохе, и в первую очередь на обмирщение, как процесс освобождения от церковной зависимости.

Рассмотрите пантеизм как специфическую черту натурфилософии Возрождения. Изучите философию Николая Кузанского, проблему единства максимума и минимума. Разберитесь, что кроется за этим пониманием субстанции. Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно.

При подготовке второго вопроса, необходимо начать с рассмотрения научной революция и философия XVII в. Акцентируйте внимание на том, что Френсис Бэкон – родоначальник нового подхода к науке, давший философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки. Данный вопрос тесно связан с последующим, поэтому постарайтесь построить свою работу о творчестве Ф. Бэкона на основе сравнения с творчеством Рене Декарта. С помощью философского словаря отработайте такие понятия, как «эмпиризм» и «рационализм», т.к. Бэкон был основателем английского эмпиризма и признавал ведущую роль в познании опыта, эксперимента. Далее изложите учение об «идолах» (всего их четыре). Главным препятствием на пути познания природы Ф. Бекон считал засоренность сознания людей так называемыми «идолами» - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Уясните в чем суть индуктивного метода.

При рассмотрении философской концепции Джона Локка, прежде всего, разберитесь в сути критики Д. Локком учения о врожденных идеях Р. Декарта. В центре внимания при изучении данного вопроса должно быть учение английского мыслителя об опыте как единственном источнике знания. Обратите внимание на убежденность Локка в существовании внешней причины опыта. Выделите деление Локком простых чувственных идей на идеи первичных и вторичных качеств. Как Локк решал проблему объективности вторичных качеств?

При подготовке третьего вопроса изучите рационализм Рене Декарта. Р. Декарта обычно считают основателем современной философии. Его роль можно сравнить с ролью Аристотеля для античной философии, который пытался заново построить философскую систему. Р. Декарт работал над проблемой методологии научного исследования. Он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания. Используя метод сравнительного анализа, покажите отличие декартовской рационалистической методологии от бэконовской. Особо обратите внимание на интеллектуальную интуицию, дедукцию и учение о врожденных идеях. Назовите правила метода, сформулированные Р. Декартом. В заключении дайте свое описание слов Р. Декарта «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»).

Рассмотрите учение Бенедикта Спинозы о природе и субстанции. В центре внимания должно быть учение о познании и методе. Обратите внимание на сформулированный Спинозой основной принцип рационализма.

 

Темы рефератов

1. «Забытые боги»: философия эпохи Возрождения.

2. Идеальное общество в трудах Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

3. Николай Коперник.

4. Мишель де Монтень: философия «Эссе».

5. Пико делла Мирандола.

6. Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости».

7. Галилео Галилей: «И всё-таки она вертится».

8. Философские идеи и принципы Бенедикта Спинозы.

9. Философские взгляды Джона Локка.

10. Томас Гоббс о естественном и гражданском состоянии общества.

11. Готфрид Вильгельм Лейбниц: учение о монадах.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем состоит своеобразие индивидуалистического гуманизма эпохи Возрождения?

2. Чем характеризовалось развитие науки и натурфилософии эпохи Возрождения?

3. В чем суть социально-философских идей Мишеля Монтеня и Никколо Макиавелли?

4. Каковы основные идеи метафизики и этики Бенедикта Спинозы?

5. Какое значение придавал Рене Декарт принципу сомнения?

6. В чем суть учения Дж. Локка о первичных и вторичных качествах?

7. Что такое монадология Готфрида Лейбница и в чем ее научное значение?

8. В чем заключались основные социально-философские идеи периода Нового времени и Просвещения, и каково их значение?

9. В чем заключается социально-философский смысл высказывания Томаса Гоббса «Человек человеку − волк»?

Используемая литература:[1-12, 7, 15-19, 24, 25, 32, 34, 36, 37, 64-83].

План

1. Смысл основных идей философии И. Канта. «Вещь в себе» и «вещь для нас». Антиномии Канта.

2. Субъективный идеализм И. Фихте и натурфилософия Ф. Шеллинга.

3. Философские идеи Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса, раскройте особенности конкретно-исторической ситуации в Германии конца ХVIII в., – породившей столь необычный феномен – классическую немецкую философию. Следует коснуться и ее теоретических источников, главным из которых были рационализм и эмпиризм философии Нового времени, проблема соотношения разумного и неразумного в философии Просвещения и рассудочность романтизма. Приходится считаться с тем обстоятельством, что синтез этого явления в мировой философии весьма сложен, а философская система каждого из классиков имеет свои особенности. Тем не менее, среди основных черт немецкой классической философии можно выделить культ разума, принцип историзма, особое внимание к проблеме разграничения подлинного и неподлинного бытия, идее развития, бытию человека в мире культуры. Первоначально попытайтесь понять суть кантовского переворота в философии: до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию (вспомните учение Ф. Бэкона об идолах). Достоверность и объективность знания по Канту, обуславливаются наличием априорных форм чувственности – пространства, времени, а также априорных форм рассудка. Мы можем познать только то, что сами создали, – считает И. Кант. Отсюда можно перейти к таким кантовским понятиям, как «явление» и «вещь в себе». С помощью философского словаря и учебника разберитесь в них. Уясните суть этики И. Канта.

При подготовке второго вопроса, уясните суть субъективной философии И. Фихте. Рассмотрите его принцип действительного чистого «Я» и деятельность «Я» как начало всего сущего. Изучите натурфилософию Ф. Шеллинга. Рассмотрите его диалектический вариант естественнонаучного объяснения природы.

При подготовке третьего вопроса, уясните, что Гегель создавал свой диалектический метод в рамках системы объективного идеализма. Следует познакомиться с исходным пунктом его философии – идеей тождества бытия и мышления. Мышление, с точки зрения Гегеля, не только субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность первооснова всего существующего, абсолютная идея. Рассмотрите основные этапы развития абсолютной идеи, которым соответствует составные части философской системы Гегеля. Обратите внимание на принцип триады, который проходит через весь анализ категорий. Раскройте основные категории и законы диалектики. Уясните концепцию истории Гегеля.

Далее изучите антропологическую философию Людвига Фейербаха, его трактовку религии как процесса отчуждения сущности человека. Объясните, почему его философия получила название «антропологический материализм» и покажите, что понимает под чувственностью Л. Фейербах. Попытайтесь словами Л. Фейербаха определить, кто такой человек.

Темы рефератов

1. Категорический императив И. Канта.

2. Человек как самоцель (И. Кант).

3. «Докритический» период творчества И. Канта.

4. «Я» и «не-Я» в учении И.Г. Фихте.

5. Ф.В.Й. Шеллинг о природе гениальности в искусстве.

6. Г. Гегель как человек и философ.

7. Рациональное содержание гегелевской диалектики.

8. Людвиг Фейербах о сущности христианства.

9. Философия будущего Л.Фейербаха.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Каково место классической философии в истории человеческой мысли и культуры?

2. Какую эволюции претерпели философские воззрения Иммануила Канта?

3. В чем суть гносеологизации философии Иммануилом Кантом?

4. В чем выражается дуализм кантовской философии?

5. Что такое антиномии чистого разума?

6. Каковы базовые положения этики Иммануила Канта?

7. В чем суть субъективно-идеалистической системы Йогана Фихте?

8. Какие проблемы решались в рамках объективного идеализма Фридриха Шеллинга?

9. Каковы основные принципы гегелевской философии истории?

10. Как решается Гегелем проблема свободы в историческом процессе?

11. Как определял Гегель содержание и предмет философии?

12. В чем состоит антропологизм в философии Л.Фейербаха?

13. Каково отношение Л.Фейербаха к религии?

Используемая литература:[1-8, 10-12, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 26, 32, 33, 37, 56, 61, 64-83].

План

1. Позитивизм О. Конта и его модификации в XX столетии.

2. «Философия жизни» и ее разновидности.

 

3. Эволюция психоаналитической философии.

4. Экзистенциализм: основные проблемы и учения.

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса, уясните то, что основоположником позитивизма – философского направления сложившегося в 40-е годы XIX века – является Огюст Конт. Раскройте сущность позитивизма. Покажите, что классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна была, по мнению О. Конта стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. С точки зрения позитивистов философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних п







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.184 (0.035 с.)