ТОП 10:

Тема 2.3. Философские искания мыслителей средневековья



Цель занятиявыявить основные особенности формирования средневековой философии, становления и развития основных идей и принципов в христианской философской системе.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Формирование средневековой христианской философии.

2. От патристики − к схоластике: содержание двух этапов истории средневековой философии.

3. Проблема соотношения веры и разума как определяющая в средневековой философии (Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский).

4. Проблема природы общих понятий, варианты ее решения в средневековой философии.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса раскройте причины распространения в начале I тысячелетия н.э. в Римской империи новой религии – христианства. Охарактеризовав важнейшие черты средневековой философии – теоцентризм, креационизм, идеи творения и откровения, провиденциализм, несложно определить особенности ее онтологии – теоцентризм, гносеологии – иррационализм, антропологии – дуализм, признающий двойственную природу человека – божественную и земную.

При подготовке второго вопроса определите хронологические рамки и имена представителей этих этапов. Затем раскройте суть основных проблем, которые решали в отмеченные периоды Отцы церкви, и особенности их решения: бытия Бога, обоснования его триединой сущности, отношения веры и разума, божественной предопределенности, спасения души, существования зла в мире и др. В качестве итога сделайте вывод о том, в чем заключается новаторство Августина, в каком смысле его можно считать мыслителем, направившим философию по новому пути.

При подготовке третьего вопроса уясните суть проблемы знания и веры, а именно: что выше – истина науки или истины религии? Обратите внимание на то, что важную роль в становлении категориального аппарата философии и выведении на первый план проблем соотношения веры и разум сыграли учения Боэция, П. Абеляра и Фомы Аквинского.

При подготовке четвертого вопроса уясните суть проблемы универсалий. Обратите внимание на то, что средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Платона об идеях. Далее разберитесь, в чем заключалась особенность полемики между реалистами и номиналистами.

 


Темы рефератов

1. Становление христианства, его отношение к античной традиции.

2. Рациональные доказательства бытия Бога в средневековой философии.

3. Дух, душа, тело человека с точки зрения христианской антропологии.

4. Связь проблемы универсалий средневековой философии с теорией идей Платона.

5. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского.

6. Принцип креационизма и его роль в средневековой философии.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Почему христианство стало универсальным мировоззрением средневековья?

2. Каково отношение христианства к античной культуре и философии?

3. Почему соотношение веры и разума стало главной философской проблемой средневековой мысли?

4. Что означает высказывание Тертуллиана «верую ибо абсурдно»?

Используемая литература:[1-12, 15-18, 24, 25, 27, 34, 36-40, 49, 64-84].

Тема 2.4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

Цель занятия − разобраться в становлении и развитии гуманистических традиций возрожденческой философии, а также концепций, изменивших представления о мире и месте человека в нем; осмысление проблемы познания природы, вставшей перед философами Нового времени, изучение основных направлений философского мышления (эмпирического и рационального).

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Мыслители эпохи Возрождения и новая картина мира.

2. Философский эмпиризм (Френсис Бэкон, Джон Локк).

3. Философский рационализм (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза).

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обратите внимание на то, что в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы второй половины XV в. начинают происходить серьезные изменения, повлекшие за собой начало эпохи Возрождения. Обратите внимание на возрожденческий гуманизм и проблему уникальной индивидуальности. Раскройте сущность представлений: человек как творец самого себя; антропоцентризм и проблема личности. Обратите внимание на то, чем эпоха Возрождения в корне отличается от предшествующей ей средневековой эпохе, и в первую очередь на обмирщение, как процесс освобождения от церковной зависимости.

Рассмотрите пантеизм как специфическую черту натурфилософии Возрождения. Изучите философию Николая Кузанского, проблему единства максимума и минимума. Разберитесь, что кроется за этим пониманием субстанции. Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно.

При подготовке второго вопроса, необходимо начать с рассмотрения научной революция и философия XVII в. Акцентируйте внимание на том, что Френсис Бэкон – родоначальник нового подхода к науке, давший философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки. Данный вопрос тесно связан с последующим, поэтому постарайтесь построить свою работу о творчестве Ф. Бэкона на основе сравнения с творчеством Рене Декарта. С помощью философского словаря отработайте такие понятия, как «эмпиризм» и «рационализм», т.к. Бэкон был основателем английского эмпиризма и признавал ведущую роль в познании опыта, эксперимента. Далее изложите учение об «идолах» (всего их четыре). Главным препятствием на пути познания природы Ф. Бекон считал засоренность сознания людей так называемыми «идолами» - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Уясните в чем суть индуктивного метода.

При рассмотрении философской концепции Джона Локка, прежде всего, разберитесь в сути критики Д. Локком учения о врожденных идеях Р. Декарта. В центре внимания при изучении данного вопроса должно быть учение английского мыслителя об опыте как единственном источнике знания. Обратите внимание на убежденность Локка в существовании внешней причины опыта. Выделите деление Локком простых чувственных идей на идеи первичных и вторичных качеств. Как Локк решал проблему объективности вторичных качеств?

При подготовке третьего вопроса изучите рационализм Рене Декарта. Р. Декарта обычно считают основателем современной философии. Его роль можно сравнить с ролью Аристотеля для античной философии, который пытался заново построить философскую систему. Р. Декарт работал над проблемой методологии научного исследования. Он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания. Используя метод сравнительного анализа, покажите отличие декартовской рационалистической методологии от бэконовской. Особо обратите внимание на интеллектуальную интуицию, дедукцию и учение о врожденных идеях. Назовите правила метода, сформулированные Р. Декартом. В заключении дайте свое описание слов Р. Декарта «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»).

Рассмотрите учение Бенедикта Спинозы о природе и субстанции. В центре внимания должно быть учение о познании и методе. Обратите внимание на сформулированный Спинозой основной принцип рационализма.

 

Темы рефератов

1. «Забытые боги»: философия эпохи Возрождения.

2. Идеальное общество в трудах Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

3. Николай Коперник.

4. Мишель де Монтень: философия «Эссе».

5. Пико делла Мирандола.

6. Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости».

7. Галилео Галилей: «И всё-таки она вертится».

8. Философские идеи и принципы Бенедикта Спинозы.

9. Философские взгляды Джона Локка.

10. Томас Гоббс о естественном и гражданском состоянии общества.

11. Готфрид Вильгельм Лейбниц: учение о монадах.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем состоит своеобразие индивидуалистического гуманизма эпохи Возрождения?

2. Чем характеризовалось развитие науки и натурфилософии эпохи Возрождения?

3. В чем суть социально-философских идей Мишеля Монтеня и Никколо Макиавелли?

4. Каковы основные идеи метафизики и этики Бенедикта Спинозы?

5. Какое значение придавал Рене Декарт принципу сомнения?

6. В чем суть учения Дж. Локка о первичных и вторичных качествах?

7. Что такое монадология Готфрида Лейбница и в чем ее научное значение?

8. В чем заключались основные социально-философские идеи периода Нового времени и Просвещения, и каково их значение?

9. В чем заключается социально-философский смысл высказывания Томаса Гоббса «Человек человеку − волк»?

Используемая литература:[1-12, 7, 15-19, 24, 25, 32, 34, 36, 37, 64-83].







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.008 с.)