Тема 2.5. Немецкая классическая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.5. Немецкая классическая философия



Цель занятия − разобраться в особенностях трансцендентально-критической концепции в немецкой философии XIX в.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Смысл основных идей философии И. Канта. «Вещь в себе» и «вещь для нас». Антиномии Канта.

2. Субъективный идеализм И. Фихте и натурфилософия Ф. Шеллинга.

3. Философские идеи Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса, раскройте особенности конкретно-исторической ситуации в Германии конца ХVIII в., – породившей столь необычный феномен – классическую немецкую философию. Следует коснуться и ее теоретических источников, главным из которых были рационализм и эмпиризм философии Нового времени, проблема соотношения разумного и неразумного в философии Просвещения и рассудочность романтизма. Приходится считаться с тем обстоятельством, что синтез этого явления в мировой философии весьма сложен, а философская система каждого из классиков имеет свои особенности. Тем не менее, среди основных черт немецкой классической философии можно выделить культ разума, принцип историзма, особое внимание к проблеме разграничения подлинного и неподлинного бытия, идее развития, бытию человека в мире культуры. Первоначально попытайтесь понять суть кантовского переворота в философии: до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию (вспомните учение Ф. Бэкона об идолах). Достоверность и объективность знания по Канту, обуславливаются наличием априорных форм чувственности – пространства, времени, а также априорных форм рассудка. Мы можем познать только то, что сами создали, – считает И. Кант. Отсюда можно перейти к таким кантовским понятиям, как «явление» и «вещь в себе». С помощью философского словаря и учебника разберитесь в них. Уясните суть этики И. Канта.

При подготовке второго вопроса, уясните суть субъективной философии И. Фихте. Рассмотрите его принцип действительного чистого «Я» и деятельность «Я» как начало всего сущего. Изучите натурфилософию Ф. Шеллинга. Рассмотрите его диалектический вариант естественнонаучного объяснения природы.

При подготовке третьего вопроса, уясните, что Гегель создавал свой диалектический метод в рамках системы объективного идеализма. Следует познакомиться с исходным пунктом его философии – идеей тождества бытия и мышления. Мышление, с точки зрения Гегеля, не только субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность первооснова всего существующего, абсолютная идея. Рассмотрите основные этапы развития абсолютной идеи, которым соответствует составные части философской системы Гегеля. Обратите внимание на принцип триады, который проходит через весь анализ категорий. Раскройте основные категории и законы диалектики. Уясните концепцию истории Гегеля.

Далее изучите антропологическую философию Людвига Фейербаха, его трактовку религии как процесса отчуждения сущности человека. Объясните, почему его философия получила название «антропологический материализм» и покажите, что понимает под чувственностью Л. Фейербах. Попытайтесь словами Л. Фейербаха определить, кто такой человек.

Темы рефератов

1. Категорический императив И. Канта.

2. Человек как самоцель (И. Кант).

3. «Докритический» период творчества И. Канта.

4. «Я» и «не-Я» в учении И.Г. Фихте.

5. Ф.В.Й. Шеллинг о природе гениальности в искусстве.

6. Г. Гегель как человек и философ.

7. Рациональное содержание гегелевской диалектики.

8. Людвиг Фейербах о сущности христианства.

9. Философия будущего Л.Фейербаха.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Каково место классической философии в истории человеческой мысли и культуры?

2. Какую эволюции претерпели философские воззрения Иммануила Канта?

3. В чем суть гносеологизации философии Иммануилом Кантом?

4. В чем выражается дуализм кантовской философии?

5. Что такое антиномии чистого разума?

6. Каковы базовые положения этики Иммануила Канта?

7. В чем суть субъективно-идеалистической системы Йогана Фихте?

8. Какие проблемы решались в рамках объективного идеализма Фридриха Шеллинга?

9. Каковы основные принципы гегелевской философии истории?

10. Как решается Гегелем проблема свободы в историческом процессе?

11. Как определял Гегель содержание и предмет философии?

12. В чем состоит антропологизм в философии Л.Фейербаха?

13. Каково отношение Л.Фейербаха к религии?

Используемая литература: [ 1-8, 10-12, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 26, 32, 33, 37, 56, 61, 64-83].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.007 с.)