ТОП 10:

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе



 

Цель занятиявыяснить объект и предмет философии, ее место в системе наук, структуры и функций, которые она несет в обществе, а также раскрыть истоки философии, выяснить суть основного мировоззренческого вопроса.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Смысл понятия «философия»: предмет, объект и определение философии.

2. Основной вопрос философии и две его стороны.

3. Структура и функции философии, ее место в духовной жизни общества.

4. Роль философии в современной жизни человека и общества.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса, необходимо уяснить, почему именно наиболее общие свойства действительности рассматриваются мыслителями как предмет философии.

Мировоззрение – одна из важнейших проблем философии. Выясните с помощью учебников А.А. Радугина и А.Г. Спиркина, почему оно носит общественно-исторический характер, раскройте групповые и индивидуальные черты мировоззрения, выявите, какое место в нем занимают чувства и разум, что такое мироощущение и миропонимание. Изучите исторические типы мировоззрения, раскройте сущность мифологического и религиозного миропонимания как истоков философии и самое главное, уясните для себя основные отличия философии от мифологии и религии.

При подготовке второго вопроса обратите внимание на то, что особо в философии стоит проблема основного вопроса философии. Первоначально попытайтесь понять его специфику, а затем, дайте «основному вопросу» современную оценку.

При подготовке третьего и четвертого вопросов необходимо понять, что философия, как любой научный предмет, имеет свою структуру и несет в обществе определенные функции. Необходимо уяснить их особенности и понять, что они не существуют в отдельности друг от друга. Рассмотрите, какие функции несет философия в обществе, а так же определите, какое место занимает философия в системе культуры.


Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем состоит специфика философского знания и как оно соотносится со знанием научным?

2. На примере любого из предметов, которые Вас окружают, покажите специфику философских дисциплин.

3. В чем состоит предназначение и смысл философии?

4. Каковы основные понятия философии?

5. Какие направления включает в себя основной вопрос философии? Какой позиции придерживаетесь Вы при решении основного вопроса философии? Почему?

6. Каким образом любой из предметов, которые Вас окружают, познается на теоретическом и жизненно-практическом уровнях мировоззрения?

7. Как развивается философия и каковы ее исторические типы?

 

Используемая литература:[1-5, 6, 8, 12, 15-17, 24, 25, 28, 29, 34, 36, 39, 44, 46, 47, 54, 62, 64-82].

РАЗДЕЛ 2.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.2. Античная философия

 

Цели занятия – выяснить, что древнегреческие философские школы ставили в основу изучения и почему, выявить процесс перехода в философском познании Древней Греции от природы к человеку, разобраться в сущности сократовского, платоновского и аристотелевского учений, выявить особенности позднеантичной философии.

Семинарское занятие – 2 часа

 

План

1. Досократовская философия Древней Греции.

2. Классический период древнегреческой философии.

3. Позднеантичный идеал мудреца.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса, необходимо уяснить, что античная философия условно делится на несколько основных этапов своего развития. Первый этап охватывает период с VII по V вв. до н. э. Выясните, что волновало древнейших философов, таких как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Почему они особое внимание уделяют поиску первоосновы мира, его первоэлементов? Одним из интереснейших учений первого этапа древнегреческой философии является атомистическое учение Демокрита. Внимательно исследуйте, в чем заключается особенность атомистической трактовки бытия, рассмотрите, как Демокрит решает проблему бытия, движения и статичности, материальности и идеальности мира.

При подготовке второго вопроса, акцентируйте внимание на том, что второй этап античной философии обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью софистов, Сократа, Платона Первоначально выясните, что из себя представляет софистика, почему софисты сделали упор на проблеме человека, изменив тем самым предмет исследования. Выясните, что несет в себе постулат Протагора «человек есть мера всех вещей». Почему главным оружием человека софисты видят риторику? В чем заключается релятивизм софистов и какая разница между умеренными и крайними релятивистами. Какие особенности ложатся в основу противоречий между методом софистов и методом Сократа? Дайте характеристику диалектике Сократа. Особенно остановите свое внимание на сущности сократовского метода и таких его стержневых понятиях как майевтика и дифиниция. Раскройте сущность учения Платона об идеях. Выявите проблему души и тела в философии Платона. В чем смысл теории «воспоминаний» и какова этическая ответственность искусства с точки зрения философа.

При подготовке третьего вопроса, необходимо уяснить, что третий этап античной философии связывается с именем Аристотеля, явившемся систематизатором всей древнегреческой философии. Докажите, что его взгляды явились вершиной античной философии. Акцентируйте внимание на аристотелевском понятии сущности (субстанции). Что есть форма по учению Аристотеля, и какое значение это понятие имеет в его философской системе. Дайте характеристику учению Аристотеля о душе, разуме и воле.

Позднеантичный идеал мудрецавсегда привлекал внимание исследователей. Это была эпоха ломки древнегреческой полисной системы, а вместе с ней и представлений о сущности мира и предназначении человека. Попытайтесь разобраться в причинах появления таких взглядов в философии античности, как эпикуреизм, кинизм, стоицизм, скептицизм. Что из себя представлял физический и социальный атомизм Эпикура. Раскройте сущность учения скептицизма в позднеантичной философии. Как развивалась философская мысль в Древнем Риме. Что писал Лукреций Кар о материальности мира. Раскройте особенности этики стоиков.

Темы рефератов

1. Греческая мифология как основа зарождения философского знания.

2. «Семь мудрецов» античной философии.

3. Логос Гераклита.

4. Пифагор и пифагорейцы.

5. Проблема бесконечности в философии элеатов.

6. Эмпедокл.

7. Демокрит о душе.

8. Протагор: «человек есть мера всех вещей».

9. Софисты и софистика: философский анализ.

10. Метод «майевтики» и иронии Сократа (на примере диалогов Платона).

11. «Идеальное государство» у Платона.

12. Аристотель о «первой философии».

13. Физика и теория познания стоицизма. Проблема возрождения древней чистоты нравов.

14. Этический идеал эпикурейцев

15. Философские идеи киников.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем заключается своеобразие античной философии, каковы ее фундаментальные проблемы и основные школы?

2. Что объединяет всех досократиков при решении онтологических проблем?

3. Кто такие досократики и в чем состоит особенность их философствования?

4. Чем различаются позиции софистов и Сократа о человеке, его добродетелях и познании?

5. В чем суть учения Платона об эйдосах и душе?

6. Чем определяется учение Платона об «идеальном государстве»?

7. Чем онтологические идеи Аристотеля отличались от идеализма Платона?

8. Охарактеризуйте теорию познания Аристотеля.

9. Какой из проектов государственного устройства более реалистичен: Платона или Аристотеля? Почему?

10.Почему онтологическая проблематика стала менее актуальной в эллинистическо-римский период?

11.Какие новые идеи были выдвинуты в рамках кинизма, эпикуреизма, стоицизма?

12.Что было характерно для неоплатонизма и каково его влияние на дальнейшее развитие философии?

 

Используемая литература:[1-12, 15-17, 24, 28, 37, 42, 44, 64-83].

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.008 с.)