ТОП 10:

Тема 2.7. Западноевропейская философия в конце XIX - XX вв.



Цель занятия – уяснить сущность современных западноевропейских философских направлений, раскрыть их основные вопросы и задачи, которые были поставлены их теоретическими вдохновителями.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Позитивизм О. Конта и его модификации в XX столетии.

2. «Философия жизни» и ее разновидности.

 

3. Эволюция психоаналитической философии.

4. Экзистенциализм: основные проблемы и учения.

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса, уясните то, что основоположником позитивизма – философского направления сложившегося в 40-е годы XIX века – является Огюст Конт. Раскройте сущность позитивизма. Покажите, что классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна была, по мнению О. Конта стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. С точки зрения позитивистов философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Покажите роль и значение позитивизма в историко-философском процессе, а также его роль в становлении социологии – новой науки об обществе. Обратите внимание на то, что позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма ХХ века, продемонстрировавших противоречивость и ограниченность его исходных установок. Неопозитивизм сложился в 20-е годы ХХ века. Покажите, как неопозитивисты понимали задачи философии. Какова роль Б. Рассела и Л. Витгенштейна в становлении неопозитивизма? Раскройте основное содержание деятельности участников «Венского кружка». Обратите особое внимание на принцип верификации и трудности, которые возникли в связи с его использованием. Покажите, что в логическом позитивизме философия превращается в деятельность по анализу языка науки, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Слабость и противоречивость исходных установок неопозитивизма стремились преодолеть различные постпозитивистские концепции.

При подготовке второго вопроса, обратите внимание на то, что в философии жизни, жизнь определяется в космологическом плане. В основе всего – жизненный порыв, как непрерывный поток качественных изменений, творений, творчества. Интуиция есть общая основа философии и науки. Философия идет от интуиции к понятиям, тем самым она выявляет их подлинное значение.

При подготовке третьего вопроса, вы должны уяснить суть концепции бессознательного психического Зигмунда Фрейда. Рассмотрите схему Фрейда: сознание – предсознательное – бессознательное, «Оно» - «Я» - «сверх-Я» как стороны новой структурной модели психики, разъясните термины «либидо», «сублимация», «Эдипов комплекс», «эго». Покажите механизмы психического взаимодействия индивида и коллектива, индивида и общественных институтов. Далее проанализируйте влияние З. Фрейда на психологию и философию ХХ века, назовите основных его последователей.

При подготовке четвертого вопроса, начните с уяснения того, что экзистенциализм во многом «вышел» из «философии жизни», в особенности из учения Ф. Ницше, в работах которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Корни экзистенциализма следует искать в философии датского религиозного мыслителя С. Кьеркегора и немецкого философа А. Шопенгауэра. Выясните, как понимались в экзистенциализме цели и задачи философии? Постарайтесь проанализировать две важнейшие категории экзистенциализма – существование и сущность, показать их соотношение и роль в судьбе человека. Обратите внимание на решение проблемы смысла и подлинности человеческого существования.

Темы рефератов

1. Позитивизм и возникновение философии науки.

2. Сущность закона «трех стадий» в философии Огюста Конта.

3. Герберт Спенсер и английский позитивизм.

4. Эмпириокритицизм.

5. Карл Поппер о ключевых проблемах науки XX века

6. . Критерий очевидности в теории познания Эдмунда Гуссерля.

7. Артур Шопенгауэр – основатель современного европейского иррационализма.

8. Фридрих Ницше: «воля к жизни – воля к власти».

9. Экзистенциализм о значении «пограничных ситуаций».

10. Сущность религиозного экзистенциализма.

11. Сущность герменевтики.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Есть ли что-то общее в решении философских проблем представителями разных этапов развития позитивизма?

2. Как позитивизм рассматривает соотношение науки и философии?

3. В чем суть концепции научной революции Томаса Куна?

4. Каковы достоинства и недостатки введенного Карлом Поппером принципа фальсификации?

5. Каковы основные тенденции в развитии западной религиозной философии XX века?

6. Как трактовали «жизнь» представители «философии жизни»?

7. Чем определяется основной круг проблем в экзистенциализме?

8. Почему экзистенциалисты считают свободу «тяжким бременем»?

9. Почему Ф. Ницше считал искусство более глубоким и надежным способом познания жизни?

10. Что такое философская герменевтика и каковы ее основные идеи?

11. В чем сущность психоаналитического подхода в понимании человеческого сознания?

 

Используемая литература:[1-8, 10-12, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 26, 32, 33, 37, 56, 61, 64-83].

 

Тема 2.6. Русская философия

 

Цель занятия − изучить особенности русской философии, раскрыть ее теоретические основы и постулаты.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.01 с.)