Духовная атмосфера эпохи Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная атмосфера эпохи Просвещения



В начале 17 в. в Европе зародилось Просвещение - идейное течение, связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма и утверждением ценностей либерализма и демократии. Эпоха Просвещения объединила все прогрессивные идеи, взгляды, представи­телей «третьего сословия», которое формиро­валось именно в этот период истории.

Основные черты эпохи Просвещения:

Идея переустройства мира на разумных началах

Эта идея была унаследована из предшествующих эпох и стала одной из самых главных идей Просвещения.

Антиклерикализм (борьба с Церковью и религиозными предрассудками во имя разума и свободомыслия) – главная характеристика духовной атмосферы эпохи Просвещения.

Новы знания противоречили христ. Вероучению, и свою главную задачу просветители видели в борьбе с религиозными предрассдками.

Уверенность в силе человеческого разума, вера в его безграничные возможности.

Ориентация науки на достижение экономического и социального благосостояния.

В фил-ии этого периода беспощадно критикуется метафизика. Мыслители обраща­ются не просто к разуму, а к научному разу­му, который базируется на опыте и полнос­тью исключает и религиозные предрассудки, и метафизические гипотезы.

Свою основную задачу просетители видели в соединении научного и социального прогресса, в создании рациональной программы преобразования общества, затрагивающей все сферы его жизни.

Если в эпоху Возрождения и Нового времени фил-ы постоянно обращались к трансцендентному существу, его всемогуществу для разрешения коренных проблем фил-ии и, в частности, познания, то многие просветители призывают к самостоятельности мышления, постоянно аппелируют к суверенности и независимости разума. Как глубоко подметил И.Кант: "...Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков девиз Просвещения".

Выделяют английское (Дж. Локк, Д. Юм, А. Смит), французское (Д. Дидро, П. Гольбах, К. А. Гельвецкий, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер), немецкое (И. Г. Гредер, И. В. Гёте, Г. Э. Лессинг, В. Гумбольдт), американское (Т. Пейн, Т. Джефферсон), русское (А. Н. Радищев, П. С. Новиков, Я. П. Козельский) Просвещения.

Особенно сильно заявило о себе во фр. П. Наиб. яркая фигура - Вольтер. Все творчество Вольтера проникнуто антицерк. настроениями.

Ж.-Ж. Руссо - один из наиб. влият. идеологов Пр-я.1-ый, кто указал на противореч. хар-р обществ. прогресса.

Монтескье предложил нов. взгляд на сущность общества. Гл. идея - идея сопряжения законов и естеств. среды. Пытался объяснить принципы развития общества естеств. образом.

Духовная жизнь общества во все большей степени начинает опираться на достижения естествознания, передовой фил-ии, общечеловеческого опыта. Если в эпоху Возрождения и Нового времени фил-ы постоянно обращались к трансцендентному существу, его всемогуществу для разрешения коренных проблем фил-ии и, в частности, познания, то многие просветители призывают к самостоятельности мышления, постоянно аппелируют к суверенности и независимости разума.

 

!!!ТАБЛИЦА!!!!!!

10. Общественно-правовые идеалы социальной фил-ии Просвещения (идея естественных прав чела, концепции общественного договора)

В качестве основных социально-фил-ских концепций Просвещения выступали теории естественного права, общественного договора и гражданского состояния (общества).

Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Основанием такого утверждения была рационально-механическая интерпретация природы, рассматриваемой как царство порядка, закона и «естественной справедливости», при этом чел как элемент природы изначально обладают разумом, способностью к целесообразному действию (труду) и правом на результаты труда.

Теория общественного договора развивала идеи Т. Гоббса и, в особенности, Дж. Локка, в соответствии с которыми государство – это результат добровольного соглашения людей, заключённого для защиты их естественных, данных от рождения прав. Французское Просвещение начинает рассматривать договор уже не как единовременный акт образования государства, но как принцип функционирования общества в целом, основой которого выступают договорные отношения индивидов, заключаемые в соответствии с законом и правом. Согласно Руссо, сувереном законодательной власти выступает весь народ, общая воля которого должна быть воплощена в политике государства. В случае их несовпадения первый (несправедливый) договор должен быть расторгнут и заключён новый, основанный на последовательном утверждении неотчуждаемых естественных прав чела. Понятие гражданского состояния в учениях Гоббса и Локка понималось как преодоление естественного и связывалось с образованием государства. Для французского Просвещения государство выступает как институт подчинённый интересам общества и производный от них. Государство с помощью закона призвано лишь гарантировать соблюдения частных договорных соглашений, складывающихся независимо от него и направленные на удовлетворение отдельных человеческих интересов. В конце 18 в. идея гражданского состояния трансформируется просветителями в качестве более высокого по сравнению с государством социального состояния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.005 с.)