Истоки и идейные основы средневековой фил-ии. Ее статус и функции в средневековой культуре. Проблема веры и разума. Реализм, номинализм, концептуализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки и идейные основы средневековой фил-ии. Ее статус и функции в средневековой культуре. Проблема веры и разума. Реализм, номинализм, концептуализм.



Этапы Патристика( центр дискуссии-соотношение христианства с античным наследием; проблема-взаимоотношение разума и христианского вероучения, проблемы веры и знания, религии и науки; веры и разума; А.Августин труды посвящ бытии и времени, душа чела не имеет ничего общего с материей, душа сотворена Богом, она бессмертна, чел связан со временем. Проблема общества и истории- 2вида общности Град земной и божий ) и Схоластика( Попытка рационального обоснования и систематизации христианского вероучения. Основные проблемы: докаюзательство бытия Бога, соотношение веры и разума, проблема свободы воли, провиденциализм (истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога). Проблема универсалий. Интерес к сочинениям Аристотеля. Фома Аквинский( разграничил фил-ию-истина разума и теологию-истина откровения, но между ними нет противоречий; проявл двойственность религиозной психологии, доказывает сущ Бога,как первопричина, перводвигатель,совершенное бытие ), Эриугена, Альберт Великий, Бонавентура, Роджер Бэкон.). Основные функции: Защита религии от нападок язычников (2-3 вв.), а позже еретиков. Прояснение божественного откровения, толкование Священного Писания.

Проблема веры и разума. 1. Знание и вера – антиподы. Вера не нуждается в знании, т.к. она – откровение. Тертуллиан. Принципиальная непознаваемость Бога средствами разума. Верую, ибо абсурдно. 2. Знание и вера должны объединиться и обеспечить реализацию богословия. Единство веры и знания в раннем средневековье. 2.1. «Верую, чтобы понимать» позиция Климента Александрийского, Аврелия Августина. Вера стимулирует и продвигает понимание. «Не имея веры, не можешь понять». Вера – отправной пункт фил-ии, разум только растолковывает откровения веры.2.2. «Понимаю, чтобы веровать » – позиция Пьера Абеляра, Фомы Аквинского. Разум доводит чела до своих границ, а далее – вера. Абеляр говорил, что понимают с помощью веры и разума, а принимают с помощью Божественной благодати. 3. Знание и вера могут сосуществовать, т.к. у них разные источники. Начиная с 13 в. идет тенденция размежевания разума и веры. Знание замыкается на разум, вера – на откровение. Поэтому фил-ские и теологические истины не исключают друг друга. Теория двойственной истины Альберт Великий различия фил-ии и теологиии. 1) Ф. отталкивается от непосредственно очевидного, веру же сопровождает свет, открывающий другие горизонты; 2) Ф. – путь разума, вера – дальше и выше разума; 3) Ф. идет от сотворенного, вера – от Бога, явленного в откровении; 4) Разум не вникает, что есть Бог, но вера в некоторых границах знает это; 5) Ф. – теория, вера – интуитивно-эмоциональна, это любовь к Богу. У Оккама (14 в.) между верой и разумом уже лежит пропасть. Истины Откровения принципиально избегают света разума, а фил-ия – не служанка теологии.

Проблема универсалий(общих понятий). Проблема универсалий была связана с определением статуса понятия. Общие понятия по-прежнему играли решающую роль в рациональном познании. Но существуют ли они объективно? Варианты решения в Средние века: А. Реализм. универсалий сущ реально и до вещей, унив-й сущ независимо от вещей,т.к. все вещи сотворены Богом. Б. Номинализм. Универсалии не обладают объективной реальностью, реально лишь индивидуальное, единичное. Универсалии всего лишь имена, слова. Универсалий нет ни в вещах, ни вне вещей.Универсалии – реакция интеллекта на множество сходных предметов. Общее существует вне и после вещи. В. Концептуализм. Универсалии существуютв разуме как общие понятия, но формируются на основании изучения вещи. Общее вне и внутри конкретных вещей. Пьер Абеляр.

 

6. Основные течения ф-ии Возрождения, ее гуманистическая направленность и вклад в духовную к-ру чел-ества. Переход от религиозной Фил-ии к рационализму. Основная черта Фил-ии Возрождения - антропоцентризм. Поклонение Богу и изуч природы имели ценность только в связи с проблемой чел-а. Чел- понимался как свободная, деятельная, творческая, бесконечно могущественная индивидуальность. Люди того времени открывали в себе вселенную, были увлечены самосозиданием и самовыражением. Однако с утратой средневекового теоцентризма ренессансный чел- утратил центр самого себя, и эта невозможность собрать в единое целое все чел-еской существо осознается как проблема.

Основные этапы (направления) Фил-ии Возрождения – гуманизм, неоплатонизм, натурФил-ия. Гуманизм. В Италии Петрарка, Салютати, Бруни, Браччолини, Валла, Альберти. «Гуманизм-учение о правах свободного индивидуума, и логических, и моральных и эстетических с энтузиазмом в области научных филологических исследований,особенность гуманизма – любовь к слову, которое воспринималось как совершенное средство самовыражения и диалога, как предмет эстетического любования. Важной чертой явл вера в чел разум и отрицание монополизма теологии в вопросах познания истины. Идеальный чел- гуманистов – свободная деятельная творческая личность, опирающаяся только на свои силы, гармонично сочетающая природное и духовное начало. Гуманисты отстаивали право чел-а на счастье в земном мире и поэтому многие из них считали наслаждение (духовное и плотское) одной из важных ценностей чел-еского существования (Бруни, Валла).наивысшее наслаждение – христианская любовь к Богу. конечным смыслом жизни явл самосовершенствование. педагогическим проблема – воспитание и образование должны формировать свободную и всесторонне развитую личность, уважающую религию, но не отрекающуюся от мирских радостей. Неоплатонизм- попытка созданияцелостной Фил--й системы противостоящей церковной схоластике, предложили новую пантеическую картину мира; идея—возвышение чела в силу его причастности ко всему земному и небесному.Тенденция к пантеизму. Кузанский, Фичино, Мирандола. суть- «творец и творение суть одно и то же». НатурФил-ия. Бруно, Коперник, Телезио. Основная идея – рассмотрение природы исходя из ее собственных начал. Телезио основную цель видел в наблюдении и изучении природы, исключал божественное начало из природы и Фил-ии. Бог только Творец Бруно – мысли о всеобщей изменчивости, самодвижении природы, о совпадении противоположностей, утверждал о непрерывном движении, отвергает деление мира, провозглашает бесконечность вселенной. Макиавелли - Политический реализм, тесно связанный с крайне низкой и пессимистической оценкой чел-а (чел- склонен к тому, чтобы стать плохим). В политике нужно действовать по принципу «как есть», а не «как должно быть». «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности». Томас Мор. «Утопия». Отсутствие частной собственности, социальное равенство, работа по 6 часов в день, миролюбие, здоровый образ жизни, веротерпимость. Гроций. Фундамент отношений между людьми – разум и природа, совпадающие между собой. К сфере естественного права принадлежит чел-еская жизнь, достоинство и собственность. Но естественное право дано Богом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.005 с.)