Тематика рефератов, докладов, сообщений, обзоров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика рефератов, докладов, сообщений, обзоров



1. История развития налогообложения в Древней Руси.

2. История развития налогообложения в период татарского нашествия.

3. История развития налогообложения в период царствования Ивана Грозного.

4. История развития налогообложения в период Петра Первого.

5. История развития налогообложения в период Екатерины Второй.

6. История развития налогообложения в период 18-19 века.

7. НЭП: предпосылки введения и причины свертывания.

8. Продразверстка как форма натурального налогообложения: история реализации.

9. Налогообложение в Советском Союзе в период 1930-1940 годы.

10. Налогообложение в Советском Союзе в период Великой отечественной войны.

11. Налогообложение в Советском Союзе в послевоенный период.

12. Налогообложение в Советском Союзе в период 1980-1990 года.

13. Теории налогообложения.

14. Система налогов и сборов в Российской Федерации: конституционные основы.

15. Виды налогов и сборов.

16. Порядок установления, введения и отмены федеральных налогов и сборов.

17. Порядок установления, введения и отмены региональных и местных налогов.

18. Налоговое право в системе российского права.

19. Принципы налогового права РФ: понятие, система.

20. Реализация принципа всеобщности налогообложения в судебной практике.

21. Реализация принципа недискриминационности налогообложения в судебной практике.

22. Реализация принципа экономической обоснованности налогообложения в судебной практике.

23. Реализация принципа единства системы налогов и сборов РФ в судебной практике.

24. Реализация принципа законного установления налогов и сборов в судебной практике.

25. Реализация презумпции невиновности в судебной практике по спорам в сфере налогообложения.

26. Реализация принципа ясности и недвусмысленности налогового законодательства в судебной практике.

27. Налоговое правоотношение: понятие, виды, особенности.

28. Органы, осуществляющие контроль и надзор в области налогов и сборов: правовое регулирование их взаимодействия.

29. Права налогоплательщика: проблемы правового регулирования и судебной практики.

30. Обязанности налогоплательщик: проблемы правового регулирования и судебной практики.

31. Представительство в налоговых правоотношениях: обзор реализации в судебной практике.

32. Права и обязанности налогового агента: проблемы правового регулирования и судебной практики.

33. Налогово-правовой статус банка: соотношение отраслевого регулирования.

34. Органы, обязанные предоставить информацию о налогоплательщике.

35. Особенности налогового надзора за выполнением обязанностей предоставлять информацию о налогоплательщике.

36. Лица, привлекаемые к осуществлению мероприятий налогового контроля.

37. Способы обеспечения налогового обязательства.

38. Арест имущества налогоплательщика (налогового агента).

39. Приостановление операций по счетам налогоплательщика.

40. Изменение срока уплаты налогов и сборов.

41. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени.

42. Налоговый контроль, его стадии.

43. Учет налогоплательщиков: проблемы осуществления.

44. Порядок проведения камеральной налоговой проверки: проблемы правового регулирования и практики реализации.

45. Порядок проведения выездной налоговой проверки: проблемы правового регулирования и практики реализации

46. Правовое регулирование и практика реализации осмотра помещений налогоплательщика.

47. Правовое регулирование и практика реализации доначисления налога расчетным путем.

48. Правовое регулирование и практика реализации опроса свидетеля.

49. Правовое регулирование и практика реализации изъятия документов, предметов.

50. Административный порядок защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения.

51. Судебный порядок защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения.

52. Налоговая ответственность: проблемы судебной практики.

53. Налоговое правонарушение: вопросы квалификации.

54. Обстоятельства, влияющие на размер налоговой ответственности: практика реализации.

55. Ответственность банков за правонарушения, предусмотренные НК РФ: обзор судебной практики.

56. Административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения: обзор судебной практики.

57. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения: обзор судебной практики.

58. Налог на добавленную стоимость: проблемы правового регулирования и судебной практики.

59. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы РФ в отчетном и текущем финансовом году.

60. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы РФ с 2007 по текущий год.

61. НДС за рубежом.

62. История возникновения и развития налогообложения добавленной стоимости.

63. Акцизы: проблемы правового регулирования и судебной практики.

64. Акцизы как источник доходов бюджетной системы РФ.

65. Акцизы как источник доходов бюджетной системы РФ с 2007 по текущий год.

66. Акцизы за рубежом.

67. История возникновения и развития акцизного налогообложения.

68. Налог на доходы физических лиц: проблемы судебной практики при определении объекта налога.

69. Налог на доходы физических лиц: проблемы судебной практики при определении налоговой базы.

70. Налог на доходы физических лиц как источник доходов бюджетной системы РФ в отчетном и текущем финансовом году.

71. Налог на доходы физических лиц как источник доходов бюджетной системы РФ с 2007 г. по текущий год.

72. Налог на доходы физических лиц за рубежом.

73. История возникновения и развития налогообложения доходов физических лиц.

74. Налог на прибыль организаций: проблемы судебной практики.

75. Налог на прибыль организаций как источник доходов бюджетной системы РФ в отчетном и текущем финансовом году.

76. Налог на прибыль организаций за рубежом.

77. История возникновения и развития налогообложения прибыли юридических лиц.

78. Государственная пошлина: основания и порядок возврата.

79. Налоги на пользование природными ресурсами: проблемы правового регулирования и судебной практики.

80. Налоги на пользование природными ресурсами за рубежом.

81. Налоги на пользование природными ресурсами и иные обязательные платежи в сфере использования природных ресурсов: сравнительные аспект.

82. Конституционные основы налогового федерализма, установленные актами Конституционного Суда РФ.

83. Налог на имущество организаций: проблемы правового регулирования и судебной практики.

84. Налогообложение имущества организаций за рубежом.

85. Налог на имущество организаций как источник доходов бюджетной системы.

86. Транспортный налог: проблемы правового регулирования и судебной практики.

87. Транспортный налог как источник доходов бюджетной системы.

88. Налогообложение транспорта за рубежом.

89. Налог на игорный бизнес как источник доходов бюджетной системы.

90. Налог на игорный бизнес: проблемы правового регулирования и судебной практики.

91. Налогообложение игорного бизнеса за рубежом.

92. Налог на имущество физических лиц: проблемы правового регулирования и судебной практики.

93. Налог на имущество физических лиц как источник доходов бюджетной системы.

94. Налогообложение имущества физических лиц за рубежом.

95. Земельный налог: проблемы правового регулирования и судебной практики.

96. Земельный налог как источник доходов бюджетной системы.

97. Налогообложение земли за рубежом.

98. Налог на недвижимость: перспективы налоговой политики.

99. Направления налоговой политики в области регионального и местного налогообложения на предстоящий период.

100. Налогообложение транспорта в субъектах Российской Федерации: сравнительный аспект.

101. Транспортный налог как источник доходов бюджетов субъектов Российской Федерации: сравнительный аспект.

102. Налог на имущество физических лиц как источник доходов бюджетов муниципальных образований: сравнительный аспект.

103. Земельный налог как источник доходов бюджетов муниципальных образований: сравнительный аспект.

104. Налог на имущество организаций как источник доходов бюджетов субъектов Российской Федерации: сравнительный аспект.

105. Обзор судебной практики по вопросам оспаривания правомерности установления и (или) введения региональных налогов.

106. Обзор судебной практики по вопросам оспаривания правомерности установления и (или) введения местных налогов.

107. Правовое регулирование организации администрирования транспортного налога.

108. Правовое регулирование организации администрирования налога на имущество организаций.

109. Правовое регулирование организации администрирования налога на игорный бизнес.

110. Правовое регулирование организации администрирования налога на имущество физических лиц.

111. Правовое регулирование организации администрирования земельного налога.

112. Специальные налоговые режимы: теоретико-экономическая сущность и юридические особенности.

113. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции: обзор статистики применения.

114. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции: обзор судебной практики.

115. Система налогообложения для сельскохозяйственных товара производителей (единый сельскохозяйственный налог: история возникновения и развития.

116. Система налогообложения для сельскохозяйственных товара производителей (единый сельскохозяйственный налог: обзор судебной практики.

117. Упрощенная система налогообложения: история возникновения и развития.

118. Упрощенная система налогообложения: обзор судебной практики.

119. Патентная система налогообложения: история возникновения и развития.

120. Патентная система налогообложения: обзор судебной практики.

121. Особенности налогового контроля за субъектами, применяющими специальные налоговые режимы.

122. Особенности налогового администрирования налогов в рамках специальных налоговых режимов.

123. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: проблемы правового регулирования и судебной практики.

 

 

Комплект заданий для контрольных работ

 

 


IV. Учебно-методические рекомендации

 

1. Методические рекомендации для обучающихся по подготовке к учебным занятиям в интерактивной форме

 

Использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Применение разнообразных приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Преподаватели кафедры финансового, банковского и таможенного права применяют инновационные методы во многих технологиях обучения, направленных на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности, что создаёт условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствует развитию профессиональных качеств будущих специалистов. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.

Следует учитывать, что особую специфику проблемы реализации инновационных методов в процессе обучения приобретают в процессе преподавания юридических дисциплин финансово-правовой направленности, учитывая необходимость соединить теоретический курса с практической составляющей и сформировать у студентов зачастую необходимые навыки юридического анализа экономической ситуации, поиска правовой информации в сфере финансовой деятельности, умения работать со справочно-поисковыми системами, а так же умения составлять различные виды процессуальных документов в финансовой сфере, финансово-правовых и иных договоров и др. документацию.

Эффективными формами учебной работы, способствующими формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов и реализуемыми на настоящий период в учебном процессе кафедры, выступают такие активные формы и методы обучения как: проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д.

Одной из наиболее восстребованных практикой учебного процесса и часто применяемых инновационных форм обучения выступает проблемная лекция. При выборе этого метода обучения в целях активизации познавательной деятельности студентов одним из ключевых моментов выступает создание на лекции проблемной ситуации, познавательного затруднения, когда в рамках какой-либо темы ставится спорный неразрешенный вопрос или выдвигается ряд гипотез. Лектор знакомит слушателей с проблемными, дискуссионными вопросами современной науки, с проблемами правоприменительной практики и сообщает, какие существуют противоположные точки зрения среди учёных и практиков по данному вопросу и тем самым возбуждает интерес к теме. При этом для достижения необходимого эффекта активизации обучения лектор предпринимает усилия, чтобы у студентов возникло желание обсудить проблему самостоятельно.

Преподаватель озвучивает проблемную ситуацию до того, как студенты получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание, чтобы полученная таким образом информация усваиваивалась как личностное открытие, что позволяет создать у студентов иллюзию "открытия" уже известного в науке, помогает лучше запомнить и осознать полученную информацию.

Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами. К ним в налоговом праве относится тема, связанная с налоговой ответственностью.

Для управления мышлением студентов на проблемной диалогической лекции используются заранее составленные преподавателем проблемные и информационные вопросы.
Одной из самых распространённых разновидностей проблемных лекций выступает лекция-дискуссия. поскольку позволяет развить у будущего юриста ряд необходимых жизненных навыков. Во-первых, это коммуникативные умения, с помощью которых происходит социализация и вырабатывается культура общения, сводящаяся к способности терпеливо выслушивать оппонента, уважать противоположную точку зрения и одновременно быть в состоянии формулировать и защищать свое мнение. Кроме того, данная форма инновационного обучения дает возможность студенту продемонстрировать знание предмета и умение подбирать факты для отстаивания своего тезиса. Данная лекция требует тщательно готовится преподавателем в плане подбора теоретического и практического материала непосредственно для занятия, а также для самостоятельного прочтения студентами, о чём их следует уведомить заранее. Особое внимание преподавателем уделяется ознакомлению с правилами ведения научной дикуссии.

Во время лекции преподаватель чётко задаёт направленность обсуждения, Используя ответы и соображения, высказанные студентами, с тем чтобы сделать акцент на правильном положении, плавно меняя в нужную сторону ход дискуссии, при необходимости повторяя, перефразируя ответ, придав ему нужную окраску путем расстановки акцентов. Лектор направляет ход обсуждения проблемы в сторону её прояснения и разрешения. В конце лекции преподаватель подводит итоги дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

Формой лекции-дискуссии, применяемой в рамках изучения дисциплины «Налоговое право» является конференция, которая проводится среди студентов одного потока в конце периода изучения дисциплины. Конференция посвящается заранее озвученной лектором проблеме, им же определяется тематика докладов и сообщений, которые должны быть подготовлены в рамках рассмотрения проблемы. Тематика подобных лекций-конференций определяется лектором самостоятельно, исходя из актуальных проблем теории и практики налогообложения.

К интерактивным формам проведения лекций по дисциплине «Налоговое право» относится также проведение конкурса видео-фильмов, подготовленных студентами одного или нескольких потоков. Видео-ролики готовятся студентами самостоятельно при поддержке и консультировании преподавателей кафедры. Во время конкурсного просмотра осуществляется анализ каждого ролика на предмет его соответствия действующему законодательству и судебной практике.

На практических занятиях наибольшее внимание студентов привлекают такие интерактивные формы обучения как деловые игры, преставляющие собой ролевую имитацию на занятии реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах. Активизация обучения в этом случае достигается за счёт того, что на всех стадиях учебного процесса общение построено в живой манере, аудитория вовлекается в образовательный процесс, и студент становится активным участником. У обучающихся параллельно вырабатываются и практические навыки.

В этом случае преподаватель заранее тщательно продумывает объём и форму подачи материала, поскольку такое обучение требует постоянного контроля над аудиторией. Когда преподаватель обращается к студентам с вопросами или вовлекает их в ролевую игру, учитывая направление, в котором следует вести беседу и контролирует ход обсуждения.

При использовании деловых игр преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. В частности, для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального.

Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: рассмотрение и утверждение проекта бюджета, проведение налоговой проверки и составление акта проверки, прохождение процедуры обжалования незаконных действий финансово-кредитных органов и т.п.

Применение деловых игр также позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Так по результатам занятия преподаватель делает выводы, может предлагать для осмысления информацию о том как студенты работали в команде, кто из членов команды показал лидерские качества, кто выступал генератором идей, а кто чаще предлагал эффективные пути их воплощения.

Преподаватель может выбирать разнообразные инновационные формы обучения в зависимости от преподаваемой дисциплины, формы обучения, уровня знаний студентов. Творческий подход к инновационному обучению в совокупности с тщательной подготовкой к занятию выступает важнейшей составляющей, помогающей развивать самостоятельность мышления студентов, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения, способствует повышению уровня сформированности компетенций в сфере государственной и муниципальной финансовой деятельности финансовой деятельности при подготовке будущих специалистов.

Использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Применение разнообразных приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

 

2. Методические рекомендации для обучающихся по самостоятельной работе

Сами по себе учебные занятия в вузе, как бы они хорошо ни проводились, не могут обеспечить высокого качества подготовки юриста отвечающего тем требованиям, которые предъявляют в настоящее время социальные и экономические реалии. Самостоятельная работа студента должна выражаться в активных формах и методах обучения, в единстве учебно-воспитательной и научно-производственной работы, в сотрудничестве студента с преподавателем

Как построить свои самостоятельные занятия по курсу налоговое право, чтобы они с самого начала обучения в Академии права шли успешно? Всякая учеба требует много времени, труда и терпения, но трудности эти, безусловно, преодолимы, надо лишь, чтобы студент с первых же дней занятий со всей серьезностью отнесся к поставленной задаче.

В процессе обучения бывают, конечно, и неудачи. Иногда студент не сразу может разобраться в сложных вопросах налогового права, но вместо того, чтобы еще раз внимательно прочитать материал, терпеливо посидеть над книгой, постараться вникнуть в существо вопроса, теряется и откладывает книгу в сторону. Еще одна-две такие неудачи, обычно из-за отсутствия терпения и настойчивости, и студент постепенно перестает работать над учебным материалом, не выполняет письменных работ в срок, не сдает экзаменов; отсюда все нежелательные последующие результаты.

Успех учебы студента зависит от того, насколько правильно он организует работу над учебным материалом, насколько успешно сочетает лекции с практической занятиями и самостоятельной работой. В целях более правильной организации самостоятельной работы по курсу налогового права студенту предлагается ряд рекомендаций, которые необходимо внимательно изучить и использовать с первых же дней обучения в Академии. Получив задание и разобравшись в нем, студент обязан принять меры к обеспечению себя необходимыми учебными пособиями: литературой, нормативно-правовыми актами и т.д. Важно к обеспечению себя пособиями приступить своевременно, т.е. немедленно после получения задания или окончания аудиторных занятий. В указанное время студент может посетить научную библиотеку, учебно-методический кабинет кафедры, читальный зал и справиться об их наличии и при возможности получить их. Нельзя откладывать эти меры на канун занятий, ибо к этому времени литература может быть разобрана.

В последние годы в вузах страны получили широкое распространение электронные базы данных, призванные помочь научному и учебному процессу. В Академии права существуют справочно-правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант плюс», «Эталон», которые содержат нормативно-правовые акты РФ. Кроме того, существует программа «Библиотека», представляющая собой электронный каталог (ведется с 1997 г.). Он состоит из двух разделов: книги и журнальные статьи. Поиск необходимой информации осуществляется по автору (коллективу авторов), заглавию, предметной рубрике и ключевым словам.

Среди всех учебных пособий для подготовки к практическим занятиям особое место занимаю конспекты лекций. Их наличие – непреложное условие всякой самостоятельной работы. Они вводят в курс подлежащей изучению темы и часто содержат обстоятельное разрешение самых актуальных практических вопросов. В отличие от всех других учебных пособий конспекты лекций характеризуются новизной материала специально предназначенного для аудиторных занятий. Студент обязан иметь конспекты лекций, если он серьезно намерен приобрести глубокие знания по юридической специальности.

Особое внимание при организации самостоятельной работы следует уделить планированию подготовки. Практика показывает, что для самостоятельной подготовки к одному занятию по налоговому праву требуется несколько часов при самом уплотненном режиме работы, что в принципе и спланировано кафедрой по учебно-тематическому плану. Выделение такого количества свободного от всяких других занятий времени может быть обеспечено путем правильного планирования. Планирование – важный фактор организации самостоятельной работы. Оно, во-первых, позволяет видеть перспективу работы, выявлять, распределять время и использовать его по своему усмотрению. Во-вторых, оно дисциплинирует, подчиняет поведение студента целям учебы. В связи с этим обязательно следует планировать свою самостоятельную работу в пределах недели. В плане предусмотреть все виды самостоятельной работы, поручения деканата, время их выполнения. После того, как составлен план, его следует строго выполнять. Всякие отступления от него по существу будут означать ликвидацию принятого плана и внесение стихийности в работу.

Говоря о планировании, необходимо обратить внимание на следующее:

-- Подготовка к практическому занятию может быть проводится накануне или в течение нескольких дней, предшествующих занятию.

-- Желательно, чтобы подготовка к занятию по налоговому праву намечалась на один день. Это позволяет сосредоточить свое внимание на заданной теме и сохранить в памяти более ясное о ней представление.

-- Нельзя планировать подготовку только на канун занятий, ибо такая подготовка может быть сорвана из-за непредвиденных обстоятельств.

-- Основная часть задания должна быть выполнена за несколько дней до занятия, другая часть в любой день, в который по плану выделено время.

Отметим, что правильно учитывая в течение недели свое время и распределяя его в соответствии с расписанием занятий, студент при строгом соблюдении намеченного плана сможет выделить достаточное количество часов для самостоятельной работы над предметом налоговое право.

Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции, включающая в себя: внимательное прочтение вопросов темы лекции по учебнику, учебно-методическому пособию; критический анализ прочитанного материала; постановку интересующих вопросов. Так приступая к изучению налогового права, студент должен иметь общие представления об объекте, предмете, методах, и структуре данной науки; о ее месте в системе юридических наук и ее соотношении с другими науками; о ее практическом применении юристами; о характере научной и учебной литературы, которую предстоит изучит. Итак, тщательная подготовка к лекции закладывает необходимые основы для глубокого восприятия лекционного материала

Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Многие студенты Академии права весьма активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции

Другой формой самостоятельной работы студента является посещение лекции, внимательное слушание выступления лектора и конспектирование основных теоретических положений лекции В то же время бытует такая точка зрения, что «на лекции можно не ходить; так как есть учебники, всегда можно в них потом прочитать материал» или воспользоваться лекциями прилежного сокурсника. Здесь и таится причина получения неудовлетворительных оценок, так как ничто не может заменить живое слово лектора, его общение с аудиторией. Внимательное слушание лекции, уяснение основного её содержания, краткая, но разборчивая запись лекции – непременное условие успешной самостоятельной работы каждого студента. Поэтому студенты, присутствующие на лекциях по налоговому праву, обязаны не только внимательно слушать преподавателя кафедры, но и конспектировать излагаемый им материал. При этом конспектирование материала представляет собой запись основных теоретических положений, нормативных материалов, излагаемых лектором. Нужно твердо помнить, что конспектирование лекций дает студенту не только возможность пользоваться записями лекций при самостоятельной подготовке к семинарам и зачету по налоговому праву, но и глубже и основательней вникнуть в существо излагаемых в лекции вопросов, лучше усвоить и запомнить теоретический и нормативный материал.

Как уже указывалось, конспектирование представляет собой сжатое и свободное изложение наиболее важных, кардинальных вопросов темы, излагаемой в лекции по налоговому праву Необходимо избегать механического записывания текста лекции без осмысливания его содержания Не говоря уже о том, что такая запись требует не лекции, а диктовки, что недопустимо и невозможно по налоговому праву Главный порок такой системы заключается в том, что при ней основное внимание студента сосредоточивается не на усвоении содержания лекции, а на механическом воспроизведении текста, прочитанного преподавателем, поскольку студент не обращает внимания на смысл и содержание лекции, а следит лишь за тем, чтобы она была дословно записана в тетради, материал, излагаемый лектором, остается для него непонятным, а само впечатление о содержании излагаемой темы - отрывочным, смутным и далеко неполным.

Основная цель лекции, таким образом, остается недостигнутой, к тому же следует иметь в виду и другое: как бы медленно ни читал лекцию лектор и как бы ни старался студент её дословно записать, последнего достигнуть почти невозможно, а так как при такой записи главной целью является – правильно записать лекцию, а не уяснить её смысл, то текст конспекта в ряде случаев искажает смысл и содержание многих разделов лекции по налоговому праву.

Рекомендуется поэтому высказываемое лектором положение по курсу налогового права записывать своими словами Перед записью надо постараться вначале понять смысл сказанного, необходимо стараться отделить главное от второстепенного и, прежде всего, записать главное. Качество записи лекции, конечно, во многом зависит от навыков записывающего и от его общей подготовки, от сообразительности, от умения излагать преподносимое преподавателем своими словами и от многих других факторов чисто индивидуального характера.

Главное для студента, состоит в том, чтобы выработать свой стереотип написания слов, однако при записи надо по возможности стараться избегать различных ненужных сокращений и записывать слова, обычно не сокращаемые, полностью. Если существует необходимость прибегнуть к сокращению, то надо употреблять общепринятые сокращения, так как произвольные сокращения по истечении некоторого времени забываются, и при чтении конспекта бывает, в связи с этим, очень трудно разобрать написанное.

 

3. Методические рекомендации для обучающихся по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

Важной формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические юридические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их.

После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать. Обычно разъяснение по этим вопросам студенты получают в конце предыдущего практического занятия, когда преподаватель объявляет очередную тему занятия и кратко рассказывает, как к нему готовиться.

В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений.

Заключительным этапом в самостоятельной работе студента является повторение материала по конспекту, которое способствует ясному пониманию и глубокому овладению материалом. Но эта работа может быть проделана непосредственно накануне семинарского занятия.

Одна из главных составляющих внеаудиторной подготовки – работа с книгой Она предполагает: внимательное прочтение, критическое осмысление содержания, обоснование собственной позиции по дискуссионным моментам, постановки интересующих вопросов, которые могут стать предметом обсуждения на семинаре.

Педагогический опыт показывает, что высокой квалификации преподавателя, одних его усилий бывает недостаточно для получения студентами глубоких знаний, для этого требуется регулярная самостоятельная работа студентов над рекомендуемой кафедрой финансового, банковского и таможенного права литературой и учебником, живой интерес к газетам и журналам, страстное желание больше знать жизнь и неослабевающее трудолюбие Ведь главное в учебной работе студентов – это регулярные самостоятельные занятия для сознательного усвоения, то есть осмысливания приобретаемых знаний.

Каковы бы ни были индивидуальные склонности студентов, плодотворной работе над книгой непременно должны научиться все без исключения. Правда, этому нельзя научиться за один-два дня, прочитав чьи-нибудь советы и «рецепты»; для этого, безусловно, необходимо много и терпеливо самому работать с книгой, постепенно совершенствуя свои навыки. Без систематической и упорной работы нельзя по-настоящему овладеть культурой плодотворного чтения книги.

В целом, самостоятельная работа над книгой всегда требует, чтобы студенты усваивали содержание материала (главные мысли, ключевые идеи, представления, понятия и категории, закономерности и тд). Усвоенный материал необходимо научиться выражать своими словами.

Для этого, по нашему мнению, можно выделить ряд примерных правил, которые, несомненно, помогут студентам Академии права в их самостоятельной работе с рекомендованной литературой по налоговому праву:

Правило № 1 Ориентировка в литературе помогает и облегчает работу с ней.

Правило № 2 Целеустремленность – одно из решающих условий успешной работы с книгой.

Правило № 3 Для успеха работы с рекомендованной литературой важны плановость и регулярность занятий.

Правило № 4 Книгу нужно читать вдумчиво.

Правило № 5 Самое основное – это анализ, системное обдумывание и усвоение прочитанного с целью практического использования в будущем. Знания должны превращаться в убеждения.

Правило № 6 При чтении рекомендованной литературы надо делать краткую запись усвоенного.

Правило № 7 Самоконтроль и закрепление учебного материала.

Осуществлению внеаудиторной самостоятельной работе способствуют консультации и коллоквиумы (собеседования) Они обеспечивают непосредственную связь между студентом и преподавателем (по ним преподаватель судит о трудностях, возникающих у студентов в ходе учебного процесса, о степени усвоения предмета, о помощи, какую надо указать, чтобы устранить пробелы в знаниях); они используются для осуществления контрольных функций.

Особенность коллоквиумов в отличие от консультаций состоит в том, что они проводятся не более двух-трех раз в семестр с каждой студенческой группы с целью выяснения уровня знаний студентов по заранее определенной теме занятия. В соответствии с кафедральным расписанием учебных консультаций по налоговому праву два основных ее вида: текущие и предэкзаменационные Но есть и другие виды – консультации для подготовки реферата, контрольной работы, научного доклада, которые в свою очередь бывают как групповые, так и индивидуальные.

В течение семестра не реже одного-двух раз в неделю проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, т.е. отработать учебный материал, с другой стороны, задать инте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.311 с.)