Порядок принятия федеральных законов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок принятия федеральных законов



Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.

После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с даты опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

 

БИЛЕТ 11

 

21. Система права. Отрасли, подотрасли, институты и нормы права. Общая
характеристика основных отраслей права.

Отрасль права - обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующая однородные общественные отношения (например, нормы права, регулирующие земельные отношения - отрасль земельного права). Отрасли права делятся на отдельные взаимосвязанные элементы – институты права.

Институт права - обособленная группа юридических норм, регулирующая общественные отношения конкретного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт гражданства - в конституционном праве)

Основные отрасли права:

1. Конституционное право - отрасль права, закрепляющая основы общественного игосударственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

2. Административное право - регулирует отношения, складывадющиеся в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право - представляет совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное право - представляет совокупность норм, регулирующих общ. отношения в сфере использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.

5. Гражданское право - регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регулируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы.

6. Трудовое право- регулируют общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.

7. Семейное право - регулируют брачно-семейные отношения. Нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей, детей.

8. Гражданско- процессуальное право - регулируют общественные отношения возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых, семейных споров.

9. Уголовное право - комплекс норм, устанавливающих какое общественно-опасное деяние - преступление и какое наказание применяется. Нормы определяют понятие преступления, устанавливают виды преступлений, виды и размеры наказаний.

 

22. Конституционно-правовые основы системы государственной власти и местного
самоуправления в РФ.

Конституцией Российской Федерации названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка. Федеральные и региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Гарантиями местного самоуправления являются право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации создала необходимую конституционно-правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания.

В развитие конституционных норм разработан и принят основополагающий нормативный правовой акт, регламентирующий осуществление местного самоуправления в Российской Федерации, - Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ряд федеральных законов, регламентирующих вопросы проведения муниципальных выборов и местных референдумов, финансово-бюджетной деятельности местного самоуправления, организации муниципальной службы, деятельности муниципальных образований как субъектов гражданско-правовых отношений. Российской Федерацией ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления, в том числе и правовые акты международного характера. В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления . В связи с тем, что статья 15 Конституции устанавливает приоритет международных норм над национальным законодательством, правовые нормы Европейской Хартии стали составной частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, назрела необходимость приведения в соответствие с ней правовых норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 года.

Местное самоуправление относится к числу важнейших элементов государственного устройства России, предусматриваемого Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году. Основной закон России содержит ряд концептуальных положений, принципиально отличающих настоящее государственное устройство России от ранее существовавшего в части вопросов осуществления местного самоуправления. В первую очередь к указанным положениям относятся конституционные нормы, устанавливающие:

1) гарантированность местного самоуправления со стороны государства (статьи 12, 133);

2) самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (статьи 12, 130, 131, 132);

3) организационную обособленность местного самоуправления от системы органов государственной власти (статья 12);

4) осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (статья 131);

5) возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при условии передачи необходимых для реализации передаваемых полномочий материальных и финансовых средств (статья 132).

Особого внимания заслуживает также статья 15 Конституции, установившая обязательность соблюдения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и законов.

Согласно части 2 статьи 3 Конституции России “народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления”. Статьи 3, 32, 131 Конституции предусматривают осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через представителей. Эти нормы позволяют утверждать, что местное самоуправление является одной из форм осуществления народовластия. Специфика этой формы раскрывается в части 1 статьи 130 Конституции, согласно которой местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Квалифицирующим признаком вопросов местного значения, указанным в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 1), является непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования[1]

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации, являясь основным законом общества и государства установила систему норм о местном самоуправлении, на которой должны базироваться все остальные нормативные правовые акты.

 

БИЛЕТ 12


23. Правовые нормы, их элементы и логическая структура. Виды правовых норм.

Норма права является моделью поведения, определяет границы возможного и должного поведения в конкретных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы субъектов права.

Норма права — это общеобязательное, социально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.

Юридическая норма —исходный элемент правовой системы.

Правовые нормы обладают всеми качествами социальных норм, но в то же время имеют свои особые признаки, которые обусловлены неразрывной связью норм позитивного права с государством.

Правовая норма включает следующие структурные элементы: гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза — часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации (время, место, субъективный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов.

Диспозиция — это часть правовой нормы, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром. В гражданском праве, в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний.

Санкция — это часть нормы, в которой указаны правовые последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения (премия задобросовестное выполнение служебных обязанностей).

Каждый из этих элементов имеет в структуре правовой нор-мы свое место и играет особую роль — без гипотезы норма бесмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Различают логическую и фактическую структуру нормы права. Обязательными элементами логической структуры являются гипотеза, диспозиция, санкция. Логическое содержание нормы можно выразить формулой: «Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия(санкция)».

Фактическая структура — одни ученые считают ее состоящей из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции.

Существует несколько видов гипотез. Гипотезы могут быть классифицированы по разным основаниям.

1. По характеру содержания различают общие и конкретные гипотезы.

Общая — определяет условия действия норм общими родовыми признаками.

Конкретная — устанавливает частные специальные условия действия нормы.

Например, нормы Уголовно-процессуального кодекса, в них попунктно перечислены обстоятельства, при которых может быть возбуждено уголовное дело, либо наоборот прекращено.

2. По степени определенности общая гипотеза подразделяется на абсолютно определенную, абсолютно неопределенную, относительную.

Абсолютно определенная гипотеза указывает факты, которые обусловливают действие норм.

Абсолютно неопределенная гипотеза не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предосталяет право органам власти в необходимых случаях применять правовую норму.

Относительно определенная гипотеза содержит указание на ограничительные условия действия нормы.

3. В зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы могут подразделяться на односторонние и двусторонние.

Односторонняя гипотеза в качестве основания применения правовой нормы предусматривает только правомерное или неправомерное поведение.

Двусторонние гипотезы содержат указания как на правомерное, так и на неправомерное поведение, приводящее в действие правовую норму.

Диспозиции норм весьма разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

1. По способу описания диспозиции классифицируются на простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Простая диспозиция содержит указания на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны.

Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения.

Отсылочная диспозиция не содержит признаков деяния, а содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта.

Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт или указывает на незаконность действий, отсылая право применителя к соответствующему закону.

2. По юридической направленности выделяют представительно-обязывающие, обязывающие, управомочивающие, рекомендательные, ограничительные и закрепительные диспозиции.

Представительно-обязывающие диспозиции содержат двусторонние правила поведения, например работодатель и работник. Обязывающие диспозиции указывают вид и меру поведения обязанного лица.

Управомачивающие диспозиции содержат указание на вид и меру возможного поведения.

Рекомендательные диспозиции указывают на желательность либо нецелесообразность определенного поведения.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками. Например, нормы трудового законодательства ограничивают продолжительность труда несовершеннолетних.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности государственных органов.

Санкции правовых норм классифицируются по двум основаниям.

1. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения и меры восстановления субъективных прав.

Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания и возможность признания деяний недействительными.

2. По степени определенности и вариантности различают следующие виды санкций: абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные.

Абсолютно определенная санкция содержит указание на точно зафиксированное последствие, например, смертная казнь.

Относительно определенная санкция содержит указание на верхний и нижний пределы наказания. Например, в случае лишения свободы — от 2 до 5 лет.

Альтернативная санкция содержит указание на несколько видов возможных наказаний, так как имеется право выбора. Например, за ряд прступлений могут быть применены лишение свободы или исправительные работы.

Кумулятивная санкция предусматривает сумму нескольких видов наказаний. Например, лишение свободы — с лишением избирательного права.

Комбинированная санкция — это комбинация относительно определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

Виды норм права проводится по различным основаниям.

1. По предмету правового регулирования различаются государственно-правовые (конституционные), административные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уголовно-правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования нормы права делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений и отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?»

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей. Отвечают на вопрос «как?»

3. По методу регулирования различают императивные, диспозитивные, рекомендательные, поощрительные нормы. Императивные нормы содержат категорические предписания, которые могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они характерны прежде всего для норм публично-правового регулирования, т. е. для конституционного, административного, финансового права. Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность договориться о правах и обязанностях. Диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, которое предусматривает равноправие субъектов, их автономность и возможность соглашения сторон. Таким нормам присуща формула «если иное не установлено договором».Рекомендательные нормы предлагают наиболее приемлемый, желательный для государства и общества вариант поведения. Рекомендательные нормы получили распространение в международном праве, когда международное сообщество принимает акты, устанавливающие стандарты, рекомендованные для соблюдения всеми странами.

Поощрительные нормы устанавливают меры поощрения и стимулируют социально полезное поведение.

4. По способу воздействия на субъектов права правовые нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности совершать определенные положительные действия, например, платить налоги, защищать отечество.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые определены законом как правонарушения. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение таких действий подразумевается. В других отраслях права запрет выражается словами: «запрещается», «не вправе», «не допускается» и т. п. Управомочивающие нормы представляют субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов. На возможность совершения определенных действий указывают слова: «вправе», «имеет право», «может».

5. По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранные.

Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов.

Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания. Эти нормы применяются за нарушение регулятивных норм и содержатся в УК РФ и т. д. Они призваны востанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты.

6. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы.

Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, соцального и материального положения, образования, вероисповедания, проживания и т. д. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц, (пенсионеры, военнослужащие, студенты и т. д.),

7. По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и задачи. В УК РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уголовного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений правовых понятий. В УК РФ такими нормами являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступлением другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

8. В зависимости от сферы действия выделяют общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; региональные, действующие на территории субъектов РФ; локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

9. По времени действия различают постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе в связи, например, со стихийным бедствием и содержащиеся в указе Президента о введении чрезвычайного положения.

10. В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

11. В зависимости от субъектов правотворчества нормы права подразделяются на нормы, принятые государственными органами и негосударственными институтами, например входе референдума, или органами местного самоуправления.

 

Объекты гражданского права.

Объекты гражданских правоотношений – это блага, по поводу которых действуют субъекты гражданских правоотношений. К ним относятся: имущество (вещи и имущественные права); работы и услуги; информация; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага (ст. 128 Гражданского кодекса). Объекты гражданских прав различаются по степени своей оборотоспособности. Объекты, которые могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому, являются объектами, свободными в обороте. Объекты, которые могут принадлежать лишь определенным лицам либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, являются объектами, ограниченными в обороте. Объекты, переход которых от одних лиц к другим прямо запрещен законом, являются объектами, изъятыми из оборота.

Термин «имущество» – весьма расплывчатый, и в разных ситуациях в состав имущества могут включаться различные элементы. Понятие имущества многозначно, однако исходя из его юридической сущности имущество можно определить как совокупность вещей, а также имущественных прав (на вещи либо на получение вещей, работ, услуг, информации и т. д.) и обязанностей (по передаче вещей, выполнению работ, оказанию услуг, предоставлению информации и т. д.).

Вещи – это предметы материального мира. Вещи имеют физический характер, в подавляющем большинстве случаев они осязаемы, и их наличие или отсутствие всегда можно определить при помощи естественнонаучных методов. По большей части вещи являются результатом труда (хотя некоторые из них имеют исключительно природное происхождение, например земля, лес, водный объект) и имеют экономическую ценность. Существуют различные основания классификации вещей.

Недвижимые и движимые вещи. Недвижимыми вещами (недвижимостью) являются земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и прочие объекты, неразрывно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К недвижимости также относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Они не являются недвижимостью фактически, но юридически приравнены к ней из-за своей высокой стоимости и невозможности перемещения в не предназначенной для этого среде. Права на недвижимые вещи возникают у субъектов только с момента государственной регистрации этих прав.

Все вещи, не отнесенные законом к недвижимости, являются движимым имуществом (включая деньги и ценные бумаги).

Индивидуально определенные и родовые вещи. Индивидуально определенные вещи отличаются конкретными характеристиками, по которым можно их идентифицировать (земельный участок с кадастровым номером, морское судно и т. п.). Родовые вещи определяются родовыми признаками; индивидуальная определенность данных вещей (даже если она присутствует) для субъектов правоотношений значения не имеет (пять тонн бензина, килограмм муки, три автомобиля «Москвич»). Индивидуально определенные вещи юридически незаменимы, при их уничтожении невозможно произвести возмещение в натуре. Родовые вещи юридически заменимы, и их можно компенсировать в натуральной форме.

Неделимые и делимые вещи. Неделимые вещи – это вещи, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения; физически они могут быть разделены, однако использовать их по назначению после этого будет невозможно, так как качество вещи изменится (животное, техническая аппаратура). Делимые вещи можно разделять без ущерба для их назначения, их качество не изменяется (выплавленный металл, земельный участок).

Сложные и простые вещи. Сложные вещи есть совокупность простых вещей, используемых по общему назначению. Эта совокупность в гражданском обороте признается одной сложной вещью (имущество крестьянского хозяйства, предприятие как имущественный комплекс, библиотека, коллекция монет).

Главные вещи и принадлежности. Принадлежность служит главной вещи, связана с ней общим назначением и следует ее судьбе (замок и ключ, картина и рама).

Одушевленные и неодушевленные вещи. Одушевленными вещами являются животные, на которые распространяются общие положения о правовом статусе вещей, однако при этом следует руководствоваться правилами, запрещающими жестокое обращение с животными.

Плоды, продукция и доходы. Плоды – это отделимый результат естественного приращения вещей (урожай, приплод животных). Продукция – это искусственное приращение вещей в результате их использования (изготовление новых вещей, количественное и качественное приумножение существовавших вещей). Доходы – это экономическое приращение вещей в результате их использования (дивиденды, проценты).

Деньги – особый вид вещей, являющихся всеобщим эквивалентом и средством платежа. Законное платежное средство – это рубль, который является обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. В зависимости от формы выражения деньги могут быть наличными и безналичными, причем безналичные деньги, строго говоря, уже не являются вещами, поскольку утратили свою материальную форму и их можно приравнять к имущественным правам (правам требования).

Ценная бумага – это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы (реквизитов) имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Закон преду-сматривает наличие бездокументарных ценных бумаг, не имеющих материального выражения, которые (по аналогии с безналичными деньгами) также можно причислить к имущественным правам.

Имущественные права – это права на предметы материального мира, а также те права требования к иным субъектам гражданских правоотношений, которые могут быть выражены в материальной (вещной) форме.

Помимо имущества, объектами гражданских правоотношений являются работы и услуги, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, информация и нематериальные блага.

Работы и услуги – это действия, производимые субъектами гражданских правоотношений и имеющие полезный результат.

Права на результаты интеллектуальной деятельности – права на результаты творческой деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения, полезные модели и промышленные образцы) и приравненные к ним объекты (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования места происхождения товаров).

Информация – это сведения, имеющие действительную или потенциальную ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицам. Информация нематериальна и непотребляема. В силу этих свойств она может устареть лишь морально. Разновидностями охраняемой информации являются служебная и коммерческая тайны.

Нематериальные блага принадлежат лицам от рождения или в силу закона, они неотчуждаемы и не могут быть никому переданы. К нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага. Их общим свойством являются нематериальный характер и отсутствие прямой связи с имущественными отношениями. Вследствие этого гражданское право не регулирует оборот данных объектов (поскольку он отсутствует), а лишь осуществляет их защиту от нарушений.

 

БИЛЕТ 13


25. Характеристика нормативного правового акта как источника права.
Классификация и действие нормативных правовых актов в пространстве, во
времени и по кругу лиц.

Под нормативными правовыми актами (НПА) понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.

НПА существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

1. НПА исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (т.е. уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения НПА негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.

2. Основное содержание НПА составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно – властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.

3. НПА имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т.п.), обладают установленными символами и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией.

4. НПА принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.

5. Реализация НПА обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

 

Таким образом, НПА можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Все НПА существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

 Нормативные акты государственных органов;

 НПА общественных объединений;

 Совместные акты государственных и негосударственных организаций;

 НПА, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действий НПА делятся на:

 Федеральные;

 Акты субъектов Федерации;

 Акты органов местного самоуправления;

 Локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).

В зависимости от срока действия различают:

 Акты неопределённо длительного действия;

 Временные акты.

 

В зависимости от юридической силы НПА делят на:

 Законы;

 Подзаконные акты.

Более подробно остановимся на последней классификации НПА.

В настоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части:

• Конституцию,

• федеральные конституционные законы,

• федеральные законы, иные акты палат Федерального Собрания,

• указы Президента,

• постановления Правительства,

• акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.

Действие НПА во - времени

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются и не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА.

От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования, для всех НПА, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента и Правительства, которые не носят нормативный характер, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера. Таким образом, обязательными условиями вступления НПА в силу являются:

1) обязательное официальное опубликование всех НПА (ст. 1 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 № 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.96 № 763);

2) обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763). Причем государственной регистрации подлежат НПА, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими (п. 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.07.99 № 217).

Действие НПА в пространстве

 

Действия нормативных актов в пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального принципов.

Под территориальным принципом понимают действие НПА в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Государственной территорией является часть земной поверхности в пределах государственных границ, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ограниченной территорией, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В России, которая является федеративным государством (п.1. ст.1 Конституции РФ), как и в иных федеративных государствах, регулирование общественных отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.031 с.)