Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и признаки государственной власти.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте Власть — отношения между властвующими и подвластными, в которых властвующий подчиняет себе волю подвластного и направляет его поведение. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Власть государственная — обеспеченная государственно-правовыми институтами и средствами способность подчинять волю отдельных лиц и коллективов (классов) руководящей в данном обществе государственной воле. Признаки государственной власти: 1.Власть – это явление социальное, т.е. общественное. 2.Она является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обуславливает в нем присутствие такого феномена как власть. 3.Власть может функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). 4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально- волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. 5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название власте отношений. 6. Власть всегда базируется на силе.
Соотношение государства и права. Государство есть особая форма организации политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы любого общества, обладающая для этого суверенитетом, осуществляющая управление обществом на основе права, с помощью специального аппарата и монополии на применение насилия для достижения поставленных задач. Уже в данной формулировке четко прослеживается взаимосвязь государства и права. Для более полного уяснения сформулируем, что такое право. Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование отношений, возникающих в обществе. Государство и право развиваются в единстве, но между ними существуют определенные различия. В чем проявляется их единство? 1. Государство и право развиваются совместно. 2. Имеют одинаковые проявления по своей сущности. 3. Проявляются как инструменты власти. 4. Выступают оба как средства управления. 5. Призваны обеспечивать как личные, так и общественные интересы. 6. Основываются на общем экономическом базисе. 7. Определяются одними и теми же социальными и духовными факторами, действующими в данном обществе. Теперь обратимся к различиям. 1. Государство —- это особая организация политической вла- сти, а право — это социальный регулятор. 2. Государство выражает силу, а право — волю. 3. Элементами государства являются его структурные орга- ны, а элементами права — его нормы. Таким образом, государство и право различаются как по форме, так и по функциям. Взаимодействие государства и права проявляется в том, что, с одной стороны, государство формирует и изменяет право, отменяет, реализует и охраняет его, а с другой стороны, право воздействует на государство, устанавливает компетенцию и права его органов, упорядочивает его деятельность. Баланс между государством и правом наиболее выдержан в демократических государствах.
БИЛЕТ 3
Государство — это сложная, многофункциональная, внутренне дифференцированная целостность. Поэтому большим разнообразием отличаются не только трактовки понятия "государство", но и подходы к проблеме его происхождения. Обычно выделяют следующие концепции происхождения государства: • теологическая — божественное происхождение государства; • патерналистская — государство как результат объединения семей; • общественного договора — государство как результат договора между правящей элитой и обществом; • классовая (марксистская) — государство как результат разделения общества на классы, правление экономически господствующего класса. Наряду с этим в современной научной литературе существует взгляд о трех эволюционных путях возникновения государства: • военном (силовая концепция — государство есть результат завоевания и выделения элитарной верхушки из среды военных); • аристократическом (выделение управленческой аристократии из среды жрецов, старейшин, верхушки общества); • плутократическом (сосредоточение власти в руках финансовой верхушки и состоятельных лиц). Как свидетельствуют исторические данные, на практике эти пути обычно сочетались, но в целом образование государства всегда связано с выделением элиты — первой ступени в образовании государства. Типологиями государств являются формационная и цивилизационная: Формационный подход к классификации государств был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основным критерием деления государств на типы выступает общественно-экономическая формация, представляющая собой исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждой общественно-экономической формации соответствует конкретный тип производственных отношений и определенный тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Тип государства, согласно Марксу и Энгельсу зависит от принадлежности государственной власти определенному классу собственников, в руках которого находятся средства производства. Переход от одного типа государства к другому совершается через социальную революцию, в процессе которой изменяются сущность и социальное назначение государства. Каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. По прогнозу основоположников марксизма, последним историческим типом государства должно было стать социалистическое государство, которое призвано подготовить переход к обществу без классов и затем отмереть. Формационный подход к типологии государств имеет определенные достоинства: — в нем подчеркиваются тесная связь государства с экономикой и классовой структурой общества; — в основе типологии государства лежит единый критерий — принадлежность государственной власти конкретному экономически господствующему классу; — развитие государства представляется как процесс последовательной смены одного типа государства другим: рабовладельческого — феодальным, феодального — буржуазным, буржуазного — социалистическим. Однако для данного подхода характерны некоторый схематизм, однолинейность в понимании всемирно-исторического процесса, претензия на универсальность. Цивилизационный подход к классификации государств и обществ был предложен западными мыслителями В. Гумбольдтом, О. Шпенглером, А. Тойнби, М. Вебером, С. Хантингтоном и др. Суть его в том, что в качестве критерия типологии государств используется не «общественно-экономическая формация», а «цивилизация». Понятие «цивилизация» рассматривается как социокультурная система, имеющая определенные пространственные и временные границы, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности развитого общества и вместе с тем поддерживающая его необходимую интеграцию. Цивилизационный подход стремится учесть не только материально-экономический фактор, но и географический, мировоззренческий, религиозный, психологический, культурный, нравственный и другие, влияющие на развитие государства. Иначе говоря, согласно цивилизационной теории, тип государства, его социальная природа определяются не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами общественного развития. По мнению английского историка А. Тойнби, вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций: египетская, китайская, западная, православная, арабская и другие, им соответствуют определенные типы государств. Цивилизационный подход не может заменить формационный, поэтому следует использовать и формационный и цивилизационный в определенном сочетании для более глубокого понимания проблемы типологии государства. В зарубежной науке в качестве критериев типологии государства предлагаются следующие. 1. В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества различают полицейское, правовое, социальное государства; 2. В зависимости от политического режима выделяют тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические государства. 3. По отношению государств к религии они подразделяются на светские, клерикальные, теократические, атеистические.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.90 (0.006 с.) |