Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение потенциалов ионизации атомаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Неупругие столкновения электронов с атомами могут привести к ионизации атома, т.е. К расщеплению его на положительный ион и электрон. Потенциал U, при котором энергия электронов становится достаточной для ионизации атома, называется первым потенциалом ионизации. В общем случае так называют энергию освобождения первого электрона из нейтрального атома, если она выражена в эВ. Энергия, необходимая для удаления второго электрона, называется вторым потенциалом ионизации и т.д. Процесс ионизации атомов может быть исследован с помощью схемы, приведенной на рис.8. Необходимо лишь понизить давление паров ртути, чтобы избежать потерь энергии на одно- и многократные возбуждения атомов. Кроме того, тормозящее поле Uз следует поддерживать все время несколько большим, чем ускоряющее U. Тогда до анода не дойдет ни один электрон; его смогут достигнуть только положительные ионы. Если, как и ранее, измерять зависимость величины тока I от ускоряющего напряжения U, то вначале ток практически отсутствует. Возникновение его при 10.4 В означает, что вблизи сетки С начался процесс ударной ионизации атомов ртути. Следовательно, по величине ускоряющего потенциала U, при котором наблюдается рост тока, можно определить первый потенциал ионизации атома. Для наблюдения более высоких степеней ионизации атома Франк и Герц изменили описанную методику путем добавления еще одной сетки С1 (рис. 8). Эта сетка располагалась вблизи катода К на расстоянии, малом по сравнению со средней длиной свободного пробега электрона. В этом случае электроны ускорялись на пути КС1, затем попадали в свободное от поля пространство R между сетками С1 и С2, и там испытывали столкновения с атомами. Если такие столкновения сопровождались ионизацией, то в дополнение к первичным электронам в пространстве R возникали положительные ионы и отщепленные от атомов электроны. Все элек троны вылавливались сеткой С2, а ионы диффундировали сквозь отверстия сетки и переносились полем Uз; к аноду А. Измерялась, как и ранее, зависимость величины тока от ускоряющего напряжения. Общий вид такой зависимости показан на рис. 9. Отчетливо видно, что рост тока с напряжением носит ступенчатый характер, первая из наблюдаемых ступенек связана, очевидно, с появлением однозарядных ионов. Минимальная энергия е ускоренных электронов соответствует первому потенциалу ионизации атома. Если энергия электронов превышает еU, то образующийся в результате ионизации свободный электрон обладает кинетической энергией, равной e(U-U1). Можно полагать, что при условии U-U1=U1 такой электрон будет в состоянии ионизировать атом. Тогда мы вправе ожидать при U = 2U1 увеличения ионного тока, т.е. начала второй ступеньки на кривой рис. 9. Однако, как выяснилось, вероятность ионизации атома электронным ударом растет вместе с энергией электронов. Так, например, вероятность ионизации атома ртути при U = 60 В почти в 10 раз больше, чем при U = 10.5 В. Поэтому начало второй ступеньки на кривой рис. 9 при U=U0 обусловлено не повторной ионизацией атома, а образованием двухзарядных ионов. По тем жесоображениям начало третьей ступеньки следует связать с появлением трехзарядных ионов и т.д. Следовательно, при достаточно большом ускоряющем напряжении в пространстве между сетками должны одновременно присутствовать ионы с различными зарядами. Этот вывод нашел подтверждение в масспектроскопических исследованиях. Таким образом, описанный опыт доказывает, что для появления ионов заданного заряда необходимо, чтобы энергия электронов превышала некоторое значение - потенциал ионизации. В предлагаемой работе необходимо определить потенциал возбуждения и первые три потенциала ионизации атома ксенона. С этой целью используются две измерительные установки, собранные по схеме рис. 6 и рис. 8. Величина анодного тока измеряется микроамперметром M-9I, ускоряющее напряжение регулируется потенциометром и измеряется катодным вольтметром ВКЗ-7. На основании измерений строят графики I(U), из которых находят искомые потенциалы. Литература 1. Белый М.У., Охрименко Б.А. Атомная физика.- Киев:Вища школа, - I984. -C. 55-58. 2. Шпольский Э.В. Атомная физика. Том 1.-M.:Наука, I984,-С. 91-97. Контрольные вопросы 1. Сформулируйте основные положения теории Бора. 2. Рассмотрите качественно обмен энергией между электроном и атомом в процессе упругого и неупругого соударения. 3. Объясните роль задерживающего поля в схеме опытов Франка и Герца. 4. В чем заключается причина периодического повторения максимумов тока на кривой рис. 7? 5. Можно ли определить потенциал возбуждения атома без измерений анодного тока? 6. Рассмотрите обмен энергией между электроном и атомом, если неупругие столкновения сопровождаются: а) возбуждением, б) ионизацией атома. 7. Сравните схемы опытов для изучения возбуждения и ионизации атомов. 8. Объясните ступенчатый характер роста тока на кривой рис.9. 9. Как по измеренным потенциалам возбуждения и ионизации атома построить энергетическую схему уровней? 10.Укажите известные Вам способы возбуждения и ионизации атома. Лабораторная работа № 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.122.20 (0.01 с.) |