Социальные и экономические функции первых государств



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные и экономические функции первых государств



Первые государства возникают к 4 - 3-му тыс. до н.э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу независимо друг от друга в форме городов-государств.

Города-государства возникли из поселков (селений), в которых жили свободные общинники-земледельцы, они представляли уже не родовую (семейную), а соседскую общину. Такой город выделяется в хозяйственный и религиозный центр и постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр - город.

Этому способствует плодородная местность, где он расположен (высокие урожаи - высокая плотность населения) и удобное географическое положение (транспортный фактор - на берегу большой реки или удобной бухты).

В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления, занимаю­щийся организацией производства, учетом, сбором налогов и выдачами из общественных фондов и т.п.

В нем формируется три центра управления: городская община, дворец и храм.

Город стал выполнять функции государственного управления по отношению к населению сельских окрестностей и прилегающих посе­лений. Он стал также религиозным и торговым центром. Внутренний и межгосударственный продуктообмен развивается в товарообмен.

Первоначально каждая «большая семья» внутри города обеспе­чивала себя продуктами полностью, но с развитием разделения труда, профессиональной и классовой дифференциации общества развивается продуктообмен, взимание дани и налогов. Со временем развиваются функции защиты от военных нападений и организации военных походов, создания и распределения общественных запасов, социальные институты для разрешения споров (судебная система), поддержания традиций и обычаев (мораль), светских и религиозных правил (право), развиваются ремесла и торговля и т.п.

Жрецы и храмы выполняли разнообразные практические (хозяйственные и религиозные) функции. Жрецы разрабатывали календари на основе наблюдений за солнцем, луной и звездами и определяли порядок проведения полевых работ. Они же в храмах создавали запасы продовольствия для общественных нужд, создавали ремесленные мастерские и руководили их работой. Все это сопровождалось религиозным оформлением, а решения жрецов освящались покровительством богов.

В качестве одной из важных функций города-государства являлась функция информационного обслуживания общества. Существовала потребность в совместном использовании земельных угодий, воды, ирригационных сооружений, а также в строительстве каналов, мостов, крепостей, гаваней и маяков, потребность создавать, учитывать и распределять общественные запасы, учитывать поступ­ления дани и налогов.

Функцию создания и управления информационной системой берет на себя специальная группа людей - жрецы, писцы и др. Они монополизируют знания, осуществляют контроль над общественными фондами, выполняют судебные и карательные функции, служат социальной интеграции и стабильности общества.

Ранее в отечественной теории происхождение государства объяснялось по иной схеме. С переходом общества к земледелию появился прибавочный продукт, и, как следствие, частная собствен­ность. Общество разделяется на классы, выделяется господствующий класс, который создает государство, с тем чтобы с помощью насилия, принуждения держать в подчинении эксплуатируемый класс. Пленных, которых ранее убивали и съедали, стало выгодно использовать в качестве рабов. Схема была проста: прибавочный продукт - частная собственность - классы - господствующий класс - государство -насилие и принуждение - рабовладение (с. 18).

Функции государства требовали создания разветвленного бюрократического аппарата: даже в небольших городах-государствах 4 - 3-го тыс. до н. э. насчитывалось от 80 до 130 должностей и профессий. Но классовая природа государств проявлялась лишь со временем, когда расслоение общества на классы приводило к захвату власти в государстве господствующим классом и приспособлением его к своим нуждам. Таким образом, само первичное государство выступает мощным катализатором классообразования, но на основе развития производительных сил и роста прибавочного продукта. Господствующие классы присваивали в своих интересах произво­димый благодаря разделению труда прибавочный продукт, эффект синэргии (эффект коллективного труда).

При этом деформируются структуры первичного государства, исчезает практика выборности вождей, военачальников, членов городских советов и магистратов. Институты выборности остаются только в мифах и легендах, на практике происходит узурпация власти экономически сильным классом и превращением его в политически господствующий класс.

Исторические данные свидетельствуют, что общинники-земледельцы не были рабами. Они имели отношения непосредст­венно с государством, и их зависимость не была ни рабством, ни крепостничеством.

Если в Древней Греции и Римской империи возникали впоследствии рабовладельческие государства, то это было явлением не универсальным, а уникальным. Но и в них, наравне с рабовла­дением, существовали свободные общинники-земледельцы.

Государства так называемого азиатского способа производства были широко распространены в Азии, Африке и в Америке. Основывались они на господстве государственного бюрократического аппарата над массой общинников-земледельцев (государства Древнего Египта, Ближнего Востока, Индии и Китая, других регионов).

Государство стало новой структурной организацией общества, так как выделился из общества особый слой людей, основным заня­тием которого являлись управление и организационная деятельность.

В отличие от первобытного общества государство было территориальным образованием. Территория стала неотъемлемым атрибутом, собственностью государства, и многие войны 3 - 2-го тыс. до н.э. велись ради расширения или защиты территории.

Аппарат государства ориентировался не только на управление теми или иными родственными, этническими или социальными группами, но и на управление территориями.

Признаками государства являются: а)единое территориальное пространство; б)единое экономическое пространство; в)наличие особого слоя людей - аппарата управления; г)единая система мер, весов и денег; д)единая система налогов и финансов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.55.103 (0.004 с.)