Причины появления налогов и первые их формы и виды



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины появления налогов и первые их формы и виды



Ф.Бэкон в работе «Об истинном величии королевств и республик» писал: «... Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени субсидии в Англии. <...> Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа... Пусть государства, стремящиеся к могуществу, не дают слишком расплодиться знати и дворянству, ибо простой народ становится при этом тупым и забитым и работает только на господ».

В ФРГ, в земле Северный Рейн-Вестфалия в небольшом городе Зигбурге, находится музей истории налогообложения. В нем собрана коллекция документов и фактов, рассказывающая о развитии человеческой цивилизации в сфере налогообложения.

В Библии говорится: «И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Пятикнижие Моисея. Левит 27. Строфа 30). Не может вызывать сомнений, что еще до авторов Библии первые властители древности считали, что их божественное происхождение само по себе не обеспечит им финансовую неприкосновенность и что культ их обожествления нуждается в финансовых средствах, которые канонизировались в «жертве».

В древности налоги требовалось возвести в ранг святыни, чтобы никто не смел их ставить под сомнение. Возникшая в античные вре­мена религиозная завуалированность налогов благодаря христи­анству была сохранена в Европе на следующие полторы тысячи лет.

Налогообложение, начавшееся в древности с «десятины», достигло ко времени средневековых крестьянских восстаний половины крестьянских доходов, т.е. отличалось постоянным ростом.

Уже к моменту рождения Христа налог считался известным методом взимания денег в пользу государства.

Повествование о рождении Христа в Евангелии от Луки начинается словами: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирию. И пошли все записываться, каждый в свой город».

Переписи населения делались в те времена в целях определения числа налогоплательщиков. Любопытно, что указом римского императора каждому предписывалось пройти перепись в том городе, где он родился, что было не очень удобно, особенно для купцов.

Одной из архаичных начальных форм налогообложения было жертвоприношение. Вильгельм Герлоф, исследователь истории налогообложения, следующим образом охарактеризовал преобразование добровольной жертвы богам в обязательное приношение: «Приношение стало выплатой или сбором». Но дело в том, что религиозные общины храмов и его служителей выполняли значительную часть тех задач, которые выполняют коммунальные предприятия. Священнослужители храмов являлись прообразом чиновников. Храмы и их служители нуждались в постоянном поступлении средств, т.е. в жертвах и пожертвованиях, которые сегодня трудно класси­фицировать однозначно как налоги или жертвоприношения.

В теократических государствах, таких как Египет, Иудея и Самария, где светский властитель являлся одновременно верховным священнослужителем, или в странах с фундаменталистским исламом невозможно разграничить жертву и налог.

В то же время в Древней Греции и республиканском Риме жертвоприношения для храмов и богов были важными и почти единственными примерами прямых сборов с граждан.

В древних демократических государствах с республиканским режимом прямые налоги собирались лишь в очень редких случаях. Общественным делом - res publics - граждане занимались сами. Государственные должности были почетными, их исполняли на общественных началах.

Строительство дорог, крепостей и других объектов осуществля­лось гражданами или рабами бесплатно. Поэтому граждане не пла­тили налогов. Прямые денежные сборы взимались с побежденных народов и купцов. Пошлины и другие косвенные налоги взимались с входивших в порты судов, у городских ворот и на рынках в расчете на ввозимые, складируемые и продаваемые товары. Эти налоги являются древнейшими сборами, упоминающимися в письменных источниках. Их сборщики, мытари, не пользовались любовью. В Новом Завете они упоминаются наряду с грешниками.

Косвенные налоги более примитивны и грубы, чем прямые, но поэтому с ними легче манипулировать и легче взимать. Косвенный налог взимают с потребителя конкретного товара, он включен в его цену. Поэтому он не заметен для потребителя, его величина не известна потребителю.

Сбор их настолько прост, что в древности мытарям не нужно было уметь читать и писать, они должны были знать только счет, чтобы соответствовать должности.

На ранних стадиях развития государства и в слаборазвитых современных экономиках преобладают косвенные налоги, прямые налоги преобладают в странах с развитой экономикой, с высоким уровнем образования населения и налаженным учетом его доходов.

Одним из первых прямых налогов была десятина. Она была чем-то вроде арендной платы за землю феодалу, передавшему землю крестьянину для обработки. Вносилась она в виде десятой части собранного урожая.

Налоги в Римской империи

Римский историк Кассий Дион Коккеян в начале III в. до н. э. следующим образом доказывал обоснованность налогов: «Откуда же взять необходимые средства на содержание армии и на покрытие остальных государственных расходов? Я объясню это вам, но сначала хотел бы подчеркнуть, что даже в том случае, если бы у нас была демократия, деньги для государственного бюджета все равно понадобились бы. Ибо без солдат государство существовать не может, а без денежного довольствия мы не в состоянии содержать армию. Итак, налогообложение вовсе не отличительная черта монархии, любая форма правления требует взимания налогов. Нам следует облагать сборами любую собственность, приносящую прибыль ее владельцу, и для этого станем взимать налоги в империи повсеместно. Ведь вполне справедливо то, что ни одно лицо и ни одна местность не останутся свободными от налогов, в то время как сами они, подобно всем остальным, пользуются благами, которые государство представляет всем посредством взимания налогов...»

Во времена, когда Рим был небольшим городом-государством, его общественные расходы были невелики, избранные магистраты выполняли свои должности безвозмездно. Tributum - налог на военные цели, мог быть возвращен из трофеев в случае победы. Он был разно­видностью поземельного налога, взимавшегося в денежной форме.

Определение суммы налогов называлось цензом (census) и проводилось каждые 5 лет специально избранными чиновниками высокого ранга - цензорами. Они же составляли списки граждан и военнообязанных. Цензоры делили людей на классы в соответствии с их имущественным положением.

К 250 г. до н.э. Риму принадлежала вся Средняя Италия с многочисленными городами. Это повлекло усложнение налоговой системы Рима. В городскую казну поступали доходы от сдачи в аренду земель, сбора пошлин и других коммунальных налогов с горожан. Эти налоги и повинности назывались «numera». Определение суммы налога, как и в Риме, производилось каждые пять лет. Кроме того, жители привлекались к уплате государственного налога - «tributum».

После окончания третьей Македонской войны в 168 г. до н. э. в руки Рима попали богатые трофеи и «tributum» на длительное время был отменен.

Доходы от зависимых государств и вновь приобретенных провинций полностью покрывали текущие расходы. Поэтому граждане Рима были полностью освобождены от уплаты поземельного налога.

В завоеванных Римом государствах, ставших его провинциями, сохранялись действовавшие там налоговые системы, только налоги теперь поступали в Рим. Если же на провинцию распространяли действие законов Рима, то его жители приобретали римское гражданство и освобождались от уплаты поземельного налога.

Так как стройной административной системы на ранних стадиях развития Рима не было, в провинциях не существовало государст­венных финансовых органов. Поэтому для сбора налогов привлекали откупщиков (publicani), что порождало коррупцию и злоупотребления властью.

Позднее, при императоре Августе Октавиане в I в. н. э., в провин­циях были созданы филиалы фиска в виде финансовых учреждений, контролирующих определение суммы налога и его взимания.

Для проведения оценки налоговых возможностей провинций, более справедливого распределения налогового бремени и повышения налоговой отдачи проводились провинциальные цензы. Для этого составлялись карты провинций, уточнялось местонахож­дение городов, дорог, рек, землевладений.

Обмерялись земельные угодья каждой городской общины. Составлялись кадастры по каждому городу империи, содержащие сведения о землевладельцах и другую налоговую информацию. Затем проводился сам ценз - перепись имущественного состояния граждан. Он проводился раз в 20 - 30 лет. Главным налогом был поземельный, составлявший примерно одну десятую доходов. Кроме того, облагались налогом фруктовые деревья, виноградные лозы, дома и строения, скот и рабы, другие ценности; каждый житель провинции должен был платить подушную подать. Финансовый прокуратор отвечал за взимание и других налогов:

- с оборота в размере 1% от стоимости товаров;

- с торговли рабами - 4%;

- на освобождение рабов - 5%;

- акциза на соль.

В 6 г. н. э. император Август Октавиан ввел налог с наследства - 5%. Им облагались только граждане Рима, но не провинций. Налог имел целевой характер - на выплату пенсий профессиональным солдатам; их родственники были от налога освобождены. Августом были введены новые таможенные пошлины со всех ввозимых и вывозимых товаров. В среднем ставка составляла 5%, но диффе­ренцировалась в зависимости от вида товара. Император Диоклетиан устанавливает промысловый налог.

Но налоговых чиновников было мало и они поручали сбор налогов общинам. Годовой объем бюджета Римской империи равнялся почти миллиарду сестерциев, при численности населения около 60 млн. человек. В среднем с человека бралось около 15 сестерциев в год, или в натуральном выражении примерно 40 кг пшеницы.

Военные расходы составляли около 400 млн. сестерциев в год. Пограничные провинции, где размещалась большая часть армии, получали из бюджета больше, чем вносили в него. Приток денег способствовал ускорению и углублению процесса урбанизации в пограничных провинциях. За счет бюджета строились крепости, дороги, мосты, акведуки, морские и речные порты, общественные здания.

Налоговую систему и другие хозяйственные традиции и законы Римской империи унаследовала Византия. В ней до VII в. включи­тельно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог; подушная подать; налоги на оснащение армии; налог на покупку лошадей; налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от военной службы; пошлина на продажу товаров (от 10 до 12,5%); пошлина на выдачу государственных актов и т.д.

Если построенное здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф - «налог на воздух». Особые налоги платили сенаторы, чиновники и офицеры, получившие повышение в должности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.88.35 (0.006 с.)