Проблема человека в философии марксизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема человека в философии марксизма



Особое место в философии марксизма занимает проблема человека. Если наибольшие достижения материалистической домарксистской философии в понимании человека, ее назначение в мире сводились к тому, что человек - частица природы, активное, сознательное существо, имеет право на свободу и нуждается в гуманном отношении к себе, то К.Маркс и Ф.Энгельс человека не только как продукт природы, а и как социальный феномен. Причем акцент делается на ее социальных характеристиках. Основные идеи марксистского учения по этому вопросу изложено в работах Ф.Энгельса "Роль работы в процессе превращения обезьяны в человека", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884 г.), "Тезиса о Фейербахе" К.Маркса (1845 г.) и др. Указывая на двойную (биологическую и социальную) природу человека, марксистская философия сводит ее сущность к социальным чертам и трактует как совокупность всего общественного отношения. Человек возникает здесь как носитель социальной активности, субъект деятельности, творец материальных и духовных ценностей. Это уже не та абстрактная, и безличное существо, которым она выступает в философии Л.Фейербаха, а конкретно-историческая и реальная. Проблема человека в марксизме органически связана с теоретическим осмыслением такого общественного феномена как отчуждение. Под последним понимается сложное явление, содержанием которого являются преобразования самого процесса человеческой деятельности и ее результатов (произведений, социальных институтов и организаций, денег, духовных ценностей и др.) в силу, которая властвует над человеком, давит на нее, диктует определенные требования, силу, противоположную ее желанием и стремлением. Основоположники марксистской философии пришли к заключению, которое причиной отчуждения является эксплуатация человека человеком, в основе которой лежит частная собственность на средства производства. Они предложили и конкретный путь выхода из ситуации, которая сложилась, - уничтожение частной собственности на средства производства. Это можно осуществить, по их мнению, через утверждение нового типа собственности - собственности всех и каждого вместе с тем на те средства, которыми создаются материальные ценности, собственности, общественной по своему характеру.

 

Идея сверхчеловека у Ницше

Идея сверхчеловека- это центральный пункт философии Ницше. В ней, как в фокусе, концентрируются все нравственные идеи Ницше. Свое учение о сверхчеловеке Ницше излагает, главным образом, в сочинении: «Так говорил Заратустра». Здесь в речах влагаемых в уста Заратустры, проповедника и учителя, Ницше раскрывает сущность этого учения, а в лице самого Заратустры пытается дать конкретный образец личности сверхчеловеческого типа. Само слово «Сверхчеловек» Ницше не сам образовал, а, как он выражается, «подобрал на дороге». Вероятно, он заимствовал его из «Фауста» Гете, где дух земли говорит Фаусту: «Какой жалкий страх овладевает тобою, сверхчеловеком». В это слово Ницше вложил самостоятельное и оригинальное содержание. Если разбирать слово «Сверхчеловек» филологически, то оно обозначает существо, возвышающееся над человеком. В сочинениях Ницше встречается две концепции сверхчеловека. Одна из них носит характер биологической теории. Теория Дарвина учит, что все в мире постепенно развивается и существующие теперь виды организмов выработались долгим путем эволюции. В настоящее время высшей ступенью эволюционного процесса является будто бы человек. В будущем должен появится еще более совершенный вид, который уже не будет принадлежать к роду homo sapiens, но образует особый биологический вид homo supersapiens. Этой эволюционной теорией Ницше и воспользовался для обоснования своего учения о сверхчеловеке. Свое полное раскрытие дарвинистическая концепция сверхчеловека получает в «Так говорил Заратустра». Здесь Ницше прямо говорит: «Вверх идет наш путь, от рода к сверхроду».Но по теории Дарвина развитие видов идет чрезвычайно медленным темпом. Не менее продолжительное время потребовалось бы и для того, чтобы на земле появился сверхчеловек. По – видимому, именно это соображение побудило Ницше впоследствии несколько видоизменить свою теорию. И вот в позднейших сочинениях Ницше дает уже другую концепцию сверхчеловека. Она опирается на мысль, что человек есть биологический конец развития. Совершенствование которого возможно только в пределах существующего вида. В сочинении под заглавием «Антихрист» Ницше говорит: «Не в том, что должно сменить человека в цепи существ, заключается вопрос: человек есть нечто окончательное». Понятие о сверхчеловеке означает «нечто, представляющее в отношении ко всему человечеству своего рода сверхчеловека». И если в «Так говорил Заратустра» говорится, что «никогда еще не было сверхчеловека», то в «Антихристе», наоборот, утверждается, что люди сверхчеловеческого типа уже были. «Счастливые, особенно удачливые экземпляры человеческого рода были всегда возможны. И может быть, всегда будут возможны».Итак, по другой концепции, которую можно назвать культурно-исторической, сверхчеловек есть только совершеннейший человеческий тип. В одной из речей своих, носящих заглавие: «О трех превращениях», Заратустра указывает три стадии или метаморфозы человеческого духа. Первая стадия это – состояние верблюда, навьюченного всяческими «ты должен», состояние рабства под игом «добрых нравов» современного общества, которые, как тяжелая ноша, давят человека. Вторая стадия льва характеризуется тем, что на ней человеческий дух сбрасывает с себя все эти тяжести и создает свободу для «новых ценностей». С момента превращения верблюда в льва и начинается эволюция человека в сверхчеловека. Эта стадия является в процессе эволюции предварительной ступенью и исчерпывается одним отрицанием. Следующая за ней стадия начинается с моментом превращения льва в ребенка. В процессе реализации сверхчеловека – это момент положительный, период творчества. Им заканчивается весь процесс.На стадии льва человек хочет стать господином над своими добродетелями. Прежде они властвовали над ним, но теперь должны стать в подчиненное положение. Заратустра называет это состояние «часом великого презрения».Великое презрение является стимулом, побуждающим человека стремиться к противоположному идеалу, - идеалу сверхчеловека. В четвертой части своего сочинения «Так говорил Заратустра» Ницше вывел на сцену целый ряд типов людей великого презрения, «высших людей», как он их называет. В пещеру Заратустры приходят два короля, бежавшие от «добрых нравов» и «хорошего общества», пессимист – прорицатель и возвеститель великого утомления, «честный мыслитель», посвятивший всю свою жизнь изучению одного только мозга пиявки, старый «чародей», «самый отвратительный человек». Все эти люди, при всем их отличии друг от друга, сходятся в одном: их не удовлетворяют те идеалы, которые царят в современном им обществе, они жаждут какого-то нового, лучшего идеала. Для Заратустры они являются «знамением» приближения сверхчеловека. Великое презрение, предваряет собой переход к преодолению пессимизма. Высшие люди еще не освободились от «духа тяжести», т.е.пессимистического настроения. Пессимистическое настроение это, как выражается Заратустра, - наш наследственный грех – дух тяжести. Преодоления духа тяжести связывают с моментом возникновения в душе бодрого настроения, которое изображается у Ницше под разными символами: золото, смех, танцы. Подготовительная стадия восхождения человека к сверхчеловеку состоит в отрешении от пессимизма как метафизического, утверждающего, что небытие лучше бытия, так и этического, который считает тело началом злым по самой своей природе.

Освободившись от духа тяжести в обоих его видах, человек, стремящийся к сверхчеловеку, должен сбросить с себя иго тех учений, которые стремятся к урезыванию прав индивидуума на свободное развитие и называют это «равенством» людей. Поэтому Заратустра и говорит: «Там, где оканчивается государство, - там смотрите же, братья мои, разве вы не видите радугу и мосты к сверхчеловеку?» Такова подготовительная стадия развития человека в сверхчеловеческий тип. На ней человек создает себе только свободу для создания «новых ценностей», отрешаясь от всего того, что препятствует его свободному движению вверх, к сверхчеловеку. За этим отрицательным моментом следует момент положительный. Он начинается тем, что лев превращается в ребенка. Состояние младенчества берется у Ницше как символ новой жизни. Человек, вступающий на путь сверхчеловека, всему говорит «да», все благословляет и в этом смысле является искупителем земной действительности от проклятия, наложенного на нее «проповедниками смерти» и «презирающими тело».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 2076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.113.125 (0.006 с.)