Проверил: проф. д.ф.н. Калиновский Ю.Ю.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверил: проф. д.ф.н. Калиновский Ю.Ю.



Гуменный М.А.

Проверил: проф. д.ф.н. Калиновский Ю.Ю.

Вступление

Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше «больное животное», М. Шеллер «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность это человек. Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо понимая, что человек сам для себя является наиболее трудным предметом. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности. Эти два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающем образом, исходя из какого то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое исторически изменяющиеся характеристики человека. Сказать, что человек по своей «природе» добр или зол, эгоистичен или альтруистичен, раб или царь, червь или частица Космоса, - значит выразить только частичное, абстрактное знание о человеке. Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и не устранимое противоречие человеческого бытия. Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно природе и обществу, телу и духу. Человек так или иначе решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования, экзистенции.

 

Идея сверхчеловека у Ницше

Идея сверхчеловека- это центральный пункт философии Ницше. В ней, как в фокусе, концентрируются все нравственные идеи Ницше. Свое учение о сверхчеловеке Ницше излагает, главным образом, в сочинении: «Так говорил Заратустра». Здесь в речах влагаемых в уста Заратустры, проповедника и учителя, Ницше раскрывает сущность этого учения, а в лице самого Заратустры пытается дать конкретный образец личности сверхчеловеческого типа. Само слово «Сверхчеловек» Ницше не сам образовал, а , как он выражается, «подобрал на дороге». Вероятно, он заимствовал его из «Фауста» Гете, где дух земли говорит Фаусту: «Какой жалкий страх овладевает тобою, сверхчеловеком». В это слово Ницше вложил самостоятельное и оригинальное содержание. Если разбирать слово «Сверхчеловек» филологически, то оно обозначает существо, возвышающееся над человеком. В сочинениях Ницше встречается две концепции сверхчеловека. Одна из них носит характер биологической теории. Теория Дарвина учит, что все в мире постепенно развивается и существующие теперь виды организмов выработались долгим путем эволюции. В настоящее время высшей ступенью эволюционного процесса является будто бы человек. В будущем должен появится еще более совершенный вид, который уже не будет принадлежать к роду homo sapiens, но образует особый биологический вид homo supersapiens. Этой эволюционной теорией Ницше и воспользовался для обоснования своего учения о сверхчеловеке. Свое полное раскрытие дарвинистическая концепция сверхчеловека получает в «Так говорил Заратустра». Здесь Ницше прямо говорит: «Вверх идет наш путь, от рода к сверхроду».Но по теории Дарвина развитие видов идет чрезвычайно медленным темпом. Не менее продолжительное время потребовалось бы и для того, чтобы на земле появился сверхчеловек. По – видимому, именно это соображение побудило Ницше впоследствии несколько видоизменить свою теорию. И вот в позднейших сочинениях Ницше дает уже другую концепцию сверхчеловека. Она опирается на мысль, что человек есть биологический конец развития. Совершенствование которого возможно только в пределах существующего вида. В сочинении под заглавием «Антихрист» Ницше говорит: « Не в том, что должно сменить человека в цепи существ, заключается вопрос: человек есть нечто окончательное». Понятие о сверхчеловеке означает «нечто, представляющее в отношении ко всему человечеству своего рода сверхчеловека». И если в «Так говорил Заратустра» говорится, что «никогда еще не было сверхчеловека», то в «Антихристе», наоборот, утверждается, что люди сверхчеловеческого типа уже были. «Счастливые, особенно удачливые экземпляры человеческого рода были всегда возможны. И может быть, всегда будут возможны».Итак, по другой концепции, которую можно назвать культурно-исторической, сверхчеловек есть только совершеннейший человеческий тип. В одной из речей своих, носящих заглавие: «О трех превращениях», Заратустра указывает три стадии или метаморфозы человеческого духа. Первая стадия это – состояние верблюда, навьюченного всяческими «ты должен», состояние рабства под игом «добрых нравов» современного общества, которые, как тяжелая ноша, давят человека. Вторая стадия льва характеризуется тем, что на ней человеческий дух сбрасывает с себя все эти тяжести и создает свободу для «новых ценностей». С момента превращения верблюда в льва и начинается эволюция человека в сверхчеловека. Эта стадия является в процессе эволюции предварительной ступенью и исчерпывается одним отрицанием. Следующая за ней стадия начинается с моментом превращения льва в ребенка. В процессе реализации сверхчеловека – это момент положительный, период творчества. Им заканчивается весь процесс.На стадии льва человек хочет стать господином над своими добродетелями. Прежде они властвовали над ним, но теперь должны стать в подчиненное положение. Заратустра называет это состояние «часом великого презрения».Великое презрение является стимулом, побуждающим человека стремиться к противоположному идеалу, - идеалу сверхчеловека. В четвертой части своего сочинения «Так говорил Заратустра» Ницше вывел на сцену целый ряд типов людей великого презрения, «высших людей», как он их называет. В пещеру Заратустры приходят два короля, бежавшие от «добрых нравов» и «хорошего общества», пессимист – прорицатель и возвеститель великого утомления, «честный мыслитель», посвятивший всю свою жизнь изучению одного только мозга пиявки, старый «чародей», «самый отвратительный человек». Все эти люди, при всем их отличии друг от друга, сходятся в одном: их не удовлетворяют те идеалы, которые царят в современном им обществе, они жаждут какого-то нового, лучшего идеала. Для Заратустры они являются «знамением» приближения сверхчеловека. Великое презрение, предваряет собой переход к преодолению пессимизма. Высшие люди еще не освободились от «духа тяжести», т.е.пессимистического настроения. Пессимистическое настроение это, как выражается Заратустра, - наш наследственный грех – дух тяжести. Преодоления духа тяжести связывают с моментом возникновения в душе бодрого настроения, которое изображается у Ницше под разными символами: золото, смех, танцы. Подготовительная стадия восхождения человека к сверхчеловеку состоит в отрешении от пессимизма как метафизического, утверждающего, что небытие лучше бытия, так и этического, который считает тело началом злым по самой своей природе.

Освободившись от духа тяжести в обоих его видах, человек, стремящийся к сверхчеловеку, должен сбросить с себя иго тех учений, которые стремятся к урезыванию прав индивидуума на свободное развитие и называют это «равенством» людей. Поэтому Заратустра и говорит: «Там, где оканчивается государство, - там смотрите же, братья мои, разве вы не видите радугу и мосты к сверхчеловеку?» Такова подготовительная стадия развития человека в сверхчеловеческий тип. На ней человек создает себе только свободу для создания «новых ценностей», отрешаясь от всего того, что препятствует его свободному движению вверх, к сверхчеловеку. За этим отрицательным моментом следует момент положительный. Он начинается тем, что лев превращается в ребенка. Состояние младенчества берется у Ницше как символ новой жизни. Человек, вступающий на путь сверхчеловека, всему говорит «да», все благословляет и в этом смысле является искупителем земной действительности от проклятия, наложенного на нее «проповедниками смерти» и «презирающими тело».

 

 

Список литературы

1.Европейская философия Средневековья: К. Бэймкер — Санкт-Петербург, Либроком, 2011 г.- 96 с.

2.Фома Аквинский. Сочинения: Фома Аквинский — Москва, Едиториал УРСС, 2011 г.- 264 с.

3. Хрестоматия по западной философии. Античность. Средние века. Возрождение: — Москва, АСТ, Астрель, 2003 г.- 800 с.

4.Ницше как философ: Артур Данто — Москва, Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги (ДИК), 2001 г.- 280 с.

5.От Канта к Фихте. Сравнительно-исторический анализ: Т. Б. Длугач — Санкт-Петербург, Канон+РООИ "Реабилитация", 2010 г.- 368 с

6.Очерки истории классического немецкого идеализма: Ю. В. Перов, К. А. Сергеев, А. Я. Слинин — Москва, Наука, 2000 г.- 672 с.

7.Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза: Жиль Делез — Москва, ПЕР СЭ, 2001 г.- 480 с

8.Читая Маркса: Андрей Баллаев — Санкт-Петербург, Праксис, 2004 г.- 288 с.

9.Философия Карла Маркса: Том Рокмор — Санкт-Петербург, Канон+РООИ "Реабилитация", 2011 г.- 400 с.

10.Ницше: Майкл Таннер — Санкт-Петербург, Астрель, 2010 г.- 160 с.

11.Смерть и воскресение Григория Сковороды: Сия — Москва, Амрита-Русь, 2006 г.- 400 с.

12.Эрн В. Ф. Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912. С. 214

Содержание

 


Вступление

Идея сверхчеловека у Ницше

Гуменный М.А.

Проверил: проф. д.ф.н. Калиновский Ю.Ю.

Вступление

Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше «больное животное», М. Шеллер «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность это человек. Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо понимая, что человек сам для себя является наиболее трудным предметом. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности. Эти два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающем образом, исходя из какого то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое исторически изменяющиеся характеристики человека. Сказать, что человек по своей «природе» добр или зол, эгоистичен или альтруистичен, раб или царь, червь или частица Космоса, - значит выразить только частичное, абстрактное знание о человеке. Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и не устранимое противоречие человеческого бытия. Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно природе и обществу, телу и духу. Человек так или иначе решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования, экзистенции.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.20.246 (0.009 с.)