Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международный трансферт технологий и международный рынок лицензий.

Поиск

Под понятием международного технологического обмена в широком смысле подразумевается проникновение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, а в узком – передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.

Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:

– научно-технические публикации;

– проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;

– обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;

– миграция специалистов;

– обучение студентов и аспирантов;

– деятельность международных организаций по сотрудничеству в области наук и техники и др.

Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:

– передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документации;

– поставка машин и различного промышленного оборудования;

– оказание технической помощи;

– инжиниринговые услуги;

– экспорт комплектного оборудования;

– подготовка и стажировка специалистов;

– управленческие контракты;

– научно-техническое и производственное кооперирование и т.д.

Передача технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение продолжительного периода дополнительную прибыль вследствие ее уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.

Повышенная конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и производственно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии.

В то же время технология как товар обладает весьма высокой стоимостью, определяемой большими затратами на НИОКР и их внедрение. Перенесение этой стоимости на конечную продукцию происходит постепенно, после того как огромные затраты уже произведены. Собственники новой технологии заинтересованы в возмещении понесенных расходов, что может быть достигнуто либо при расширении собственного выпуска товаров на ее основе, либо при продаже этой технологии, пока она морально не устарела. Все это подталкивает их к ее возможно большей утилизации, как в своем производстве, так и путем продажи другим производителям аналогичных товаров. Технологии передаются двум основным группам покупателей:

– зарубежным филиалам или дочерним фирмам ТНК;

– независимым фирмам.

Новые технологии преимущественно предоставляются ТНК своим филиалам или дочерним компаниям. Так, например, в 80-е годы на эту группу покупателей приходилось около 4/5 от суммы продаж технологий американских ТНК. Это связано с тем, что в результате передачи технологий филиалам:

– в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения;

– сокращаются удельные расходы на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы ТНК;

– увеличивается прибыль материнских компаний, так как во многих странах платежи за полученную новую технологию освобождаются от налогообложения. Принимающие страны часто ограничивают в различных формах импорт товаров и прямые иностранные инвестиции. При продаже технологии представляется возможность для проникновения на закрытый рынок другой страны, так как вслед за технологией в принимающую страну поступают товары и услуги.

Продажа технологии независимым компаниям означает утрату монопольного права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Продавая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном капитале, объединить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от продажи.

Все формы технологического обмена существуют не сами по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают диалектический процесс ее зарождения, расцвета, старения и замены ее новой.

Одной из составляющих рынка технологий как части рынка услуг выступает торговля лицензиями и патентами. Лицензия — это разрешение продавца на использование другим лицом — покупателем изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

Предметом рынка лицензий выступают:

— патентные лицензии, т.е. передача права использования патента без соответствующего ноу-хау (чистый лизинг);

— беспатентные лицензии, т.е. приобретение ноу-хау. Роль беспатентных лицензий несколько выше, чем патентного лицензирования, хотя в последние годы наметилось сокращение данного рынка. Это связано с тем, что в развитых странах патентуются технологические решения, изобретения и товары, произведенные по новым технологиям.

В мировой практике все чаще используются лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау. Чаще всего это используется в инжиниринге, при организации лицензионного производства, сопровождающегося поставками оборудования и сырья. В таких соглашениях лицензиар, чтобы оградить себя от конкуренции лицензиатов, предусматривает право экспорта лицензионной продукции.

Очень часто в качестве особой формы торговли лицензиями на льготных условиях используется лицензионный бартер. Впервые он возник в середине 70-х гг. и сейчас все более развивается. Бартерный обмен носит частномонополистический характер (внутрифирменный), что связано с торгово-экономической стратегией главных субъектов международной передачи научно-технических инноваций — ТНК.

Ноу-хау позволяет передавать технические знания, практический опыт во всех аспектах человеческой деятельности, если он имеет коммерческую сущность и применим в производственном процессе и профессиональной практике. Ноу-хау может включать коммерческие секреты, незапатентованные технологические процессы, любую информацию производственного и торгового характера, недоступную широкой общественности.

Продажа ноу-хау чаще всего осуществляется параллельно с заключением лицензионного соглашения. Она может предусматриваться в договорах о техническом сотрудничестве, об оказании консалтинговых и других услуг.

Рынок лицензий и патентов представлен в основном монополизированными фирмами, ТНК и МНК. Так, более 75% экспортных поступлений приходится на внутрифирменную торговлю, т.е. торговлю между головной (материнской) компанией и филиалами (дочерними фирмами) ТНК.

Ведущее место на рынке лицензий и патентов принадлежит промышленно развитым странам, на которые приходится 70% от среднего объема совокупной торговли. В целом оборот по лицензионной торговле составляет около 30 млрд долл. в год, но значимость этого рынка определяется тем, что стоимость продукции, выпускаемой в различных странах по иностранным лицензиям, определяется в 330—400 млрд долл. ежегодно. Лидирующее положение на этом рынке принадлежит США, на которые приходится более 65% поступлений промышленно развитых стран от экспорта лицензий, а их доля в мировом экспорте — 21%. Достаточно близки к США страны Западной Европы. Доля ФРГ, например, в мировом экспорте лицензий составляет 13%, Великобритании — 8%. Япония пока остается нетто-импортером лицензий и патентов, но ее доля в мировом экспорте достаточно большая — 19% и имеет тенденцию к росту.

Современное состояние лицензионной торговли позволяет выделить некоторые группы стран в зависимости от их роли в международной лицензионной торговле:

• Промышленно развитые страны с доминирующим экспортом лицензий — США. Суммарные затраты на НИОКР в США превышают аналогичные затраты в Великобритании, Германии, Японии, Франции и Италии, вместе взятых. Государство берет на себя подавляющую часть расходов на проведение фундаментальных научных исследований.

• Промышленно развитые страны с преобладающим экспортом лицензий — Великобритания и Швейцария. Торговля лицензиями в Швейцарии базируется на специализации в изготовлении высококачественной продукции для машиностроения, приборостроения, электротехники, на создании большого количества филиалов и дочерних компаний крупных фирм при относительно небольших возможностях промышленного использования новых технологий.

• Промышленно развитые страны с преобладающим импортом лицензий — Германия, Япония. Япония с 50-х гг. стала одним из крупнейших в мире потребителей научно-технических достижений.

• Развивающиеся страны с импортно-экспортной ориентацией — Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция. Экспорт — в основном в соседние страны.

• Развивающиеся страны с импортной направленностью — Таиланд, Алжир, Панама. Они осуществляют закупку новых технологий преимущественно в виде сопутствующих лицензий при строительстве промышленных объектов.

• Развивающиеся страны с эпизодическим характером лицензионной торговли — наименее развитые страны.

К концу 90-х гг. положение на рынке несколько изменилось. По признанию Европейского патентного ведомства (ЕРО), стоимость патентования в Европе стала выше, чем в США или Японии, так как последние получают правительственные субсидии. Доля расходов по оплате услуг ЕРО в цене минимальна (15%), а самые высокие издержки (30%) связаны с переводом патента. Это несколько уменьшило объемы торговли в отдельных отраслях. Однако несмотря на 5—8-кратное превышение стоимости европейских патентов число заявок в области микроэлектроники растет. Как свидетельствуют статистические данные, этот процесс происходит не столько за счет Японии и США, где стоимость патента не изменилась, сколько за счет европейских фирм. Особенно это касается «Siemens», число заявок от которого в 1997 г. по сравнению с 1993 г. возросло в три раза. Хотя к началу 1998 г. наибольшее число патентов по микроэлектронике ЕРО выдало IBM (719 из 5711), Siemens быстро его догоняет — 638 патентов. Toshiba — 637 патентов. За ними следуют NES, SGS-Thomson, Canon, Philips, Motorolla. Согласно статистическим данным, с 1990 г. быстрее всего растет спрос на регистрацию патентов. За 1994— 1997 гг. их число возросло с 500 до 800. Всего же за 1997 г. ЕРО обработало 1,7 тыс. заявок, в том числе более 600 от США и 530 от Японии, 222 — от ФРГ, 75 — от Франции.

В развивающихся странах рынок лицензий и патентов менее развит, на него приходится лишь 20% мирового объема. Это связано с малой емкостью технологического рынка и низким уровнем развития данных стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.23 (0.014 с.)