Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ноосфера как особая стадия развития б-ры. Концепция развития Э. Леруа, П. Тейяра де шардена и В. И. Вернадского. Содер-ие понятия ноосфера в конце 20 – начале 21вв. Переход к устойчивому развитию.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В. И. Вернадский уже в 1913 г. писал, что последнее столетие появился новый фактор, который увеличивает количество свободных химических элементов, преим-но газов и металлов на земной поверхности. Фактором этих является деятельность человека. Продолжая деятельность живого вещества, чел-к осущ-т такие хим-кие р-ции, которых не было прежде на земле. Раньше орг-мы влияли на историю толькотех атомов, которые были нужны для их роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нужные для технического прогресса. Выделяются в чистом виде железо, цинк, олово, свинец, аллюминий, никель и многие др. хим-кие элементы. В природных условиях подобные процессы или совер-но не проис-т или осущ-ся крайне редко. Ещё больше значит-на добыча горючих полезных ископ-х. При горении каменного угля и др. топлива идёт образование углерода, азота и др. веществ. Это поб-ные процессы. К их числу отн-ся и разв-тие некот-х микроор-мов, сопров-х деят-ть человека. Человек меняет обратимые геохим-е циклы элементов, нарушает их, включает туда новые процессы. Вводит в земную кору новые соединения, ещё более неустой-вые в термод-х условиях земной коры, чем те, которые сущ-ли ранее, - увел-т свобод-ю энергию земной коры. Этот процесс имеет глубоч-ю связь со всем развитием планеты. Никому до Вернадского ни приходило в голову объединить столь разнооб-ные, несопоставимые понятия, как «деятельность человека» и «геохимический процесс». Сама идея, что человек – часть природы, в начале 20в. Была популярной среди ученых. Вернадский вывел некоторые геохимические и общегеологические законом-ти деят-ти чел-ка. Он связал геологич-ю мощь чел-ва с техн-м и промыш-м прогрессом. Первон-но В-й не испол-л термин «ноосфера», который был пред-н в 1927г. французом Э. Леруа. Рассмотрев закономерности эволюции жизни, Леруа пришёл к выводу, что в человеке биологическая эволюция исчерпала себя. Дальнейшая эволюция «живого на нашей планете будет совершаться только духовными средствами:индукция, общество, язык, разум и т.д. и это будет ноосфера, которая последует за биосферой». Под ноосферой он понимал не геологическую оболочку земли, преобразованную человеком, а закономерный этап в развитии живых организмрв, когда доминирующая рольв биосфере принадлежит духовному творчеству человека и продуктам его труда. По предс-м Тейяра де Шардена ноосфера – некий мыслящий пласт, постеп-но развор-ся из мира живот-х и растений и прих-й на закл-м этапе психогенеза к осознанию тождества всего сущест-го с точкой Омега – божеством. В-й вложил в понятие ноосфера содержание отл-ся от вышеук-х трактовок. На соврем-м этапе отношения «чел-к – природа» носят сложный характер. Преоб-я деят-ть чел-ка в биос-ре неиз-на, т.к. с ней связано благосостояние населения. Мозг чел-ка предс-т собой устр-во, с низким количес-м и высоким качест-м энер-ми характ-ками, а так же с огром-ми способ-ми к управлению. Однако нельзя не признать, что чел-к пока не обл-т дост-й прозорл-ю, чтобы принимать последствия своих действий. В совр-м понимании ноосфера – это гипотет-кая стадия развития биосферы, когда в будущем разумная деятельность людей станет главным опред-м фактором её устой-го развития. В конце XIX в, как развитие представления о единстве человека и природы появилось положение о том, что человек живет природой, которая как бы составляет его тело. Механизмы взаимодействия человека с природой чрезвычайно разнообразны и включают в себя биологические, социальные и социально-технические компоненты. Если эти компоненты приводят к нарушениям в самосогласованной системе человек - природа, то речь идёт о возникновении глобальных экологических проблем. Тейяр де Шарден, Э. Леруа и В. И. Вернадский в определенном смысле принесли в 20-е столетие научные веяния и настроения прошлого столетия, создавая преемственность в науке. Исходные позиции для анализа таких грандиозных понятий, как биосфера и жизнь и конечные цели анализа, которые ставили перед собой Тейяр де Шарден и Э. Леруа, с одной стороны, и В,И, Вернадский, с другой - были различными. Хронологически исследования всего комплекса проблем, связанных с биосферой, первым начал Тейяр де Шарден. В основу учения о биосфере Тейяр де Шарден положил эволюционно –биологический подход, а его анализ был настолько глубоким и последовательным, что большинство выводов актуальны и сейчас. Для образного представления своих эволюционных воззрений он рассматривает эволюцию как сочетание кольцевого и поступательного движения во «вздымающуюся спираль», т, е, в пространстве (как бы на сфере) и в то же время по спирали (в пространстве-времени). В определенной степени им были предвосхищены современные системно-структурные идеи в экологии. В первую очередь это относится к вопросу об уровнях к проблемам глобального развития, единого и многого и Т, д. Главный лозунг Тейяра де Шардена - «только лишь феномен, но зато уж весь феномен»- позволили ему стать как бы над борьбой различных материалистических и идеалистических попыток объяснения мира и уйти от дилеммы, которую он сам определил как «материализм или спиритуализм» и которая часто просматривается при обсуждении экологических проблем и сегодня. В монографии «Феномен человека» он представил панораму возникновения жизни на Земле, появления биосферы, ее эволюции и зарождения в ее недрах ноосферы. Рассматривая картину возникновения и эволюции жизни, ученый подчеркивает взаимосвязь отдельных её компонентов и доказывает, что то, что мы сегодня рассматриваем как целостную систему. Согласно его взглядам, благодаря предварительной концентрации материи появляется множество сложных веществ, присущих планетам, и представляющих собой начальную стадию более сложного процесса синтеза, происходящего во Вселенной. Здесь выступают «фундаментальное условие, которое уже характеризовало первородную материю – единство множества. Земля, вероятно, возникла случайно. Но, согласно одному из самых общих законов эволюции, этот случай, едва появившись, был немедленно использован, преобразован в нечто закономерно направляемое. Внутреннее Земли выступает перед нами в форме органического целого, где ни один элемент нельзя уже отделить от окружающих его других элементов. В сердце великого неделимого – универсума появилось новое неделимое, по истине предбиосфера». С самых первых проблесков жизни в действие вступает фундаментальный принцип: «всё зависит от всего», или, как учит современное естествознание, принцип самоорганизации. Для своего дальнейшего существования на Земле эта органическая материя должна была превратиться в биологически связанную совокупность. Поэтому Тейяр де Шарден пользуется тем, что сегодня называется экосистемным подходом. Образно говоря, эта органическая материя «с самого начала представляла собой своего рода рассеянный суперорганизм, прелюдию к значительно более развитой эволюционной солидарности. Чтобы увидеть жизнь за множеством индивидуальных существований и их соперничеством, ни в коем случае нельзя упускать из виду единство биосферы. Вначале это единство происхождения общих рамок рассеянно: порыва». Темп эволюции биосферы, направление эволюции, её результаты определяются многообразием форм и игрой случая. Все ныне живущие организмы могли происходить или одной единственной прародительской группировки, или от нескольких. Коль скоро сейчас положение человека в биосфере особое, то Тейяру де Шардену было необходимо ответить на вопрос об относительной важности и совершенстве одних форм жизни над другими и о направлении в эволюции. Что более прогрессивно и совершенно: пчела, роза или человек? Несмотря на опасность быть обвиненным в антропоцентризме и антропоморфизме, он утверждает, что существует определенное направление и линия прогресса жизни. Для этого необходимо проследить эволюцию сознания и мозговой массы. У всех животных развитие приводит ко всё более «цефализированным» формам. Согласно автору, дифференциация нервного вещества придаёт эволюции направленность и указатель и мера сознания. Мозг постоянно совершенствуется с течением времени, так что некоторое качество мозга оказывается существенно связанным с некоторой фазой длительности». Здесь мы подошли к центральному моменту, к тому, что необходимо для введения ноосферы. Тейяр де Шарден начинает анализ проявления психических свойств в сформировавшейся в плиоцене биосфере. Его отправной пункт: «жизнь - это подъем сознания. Только внутри млекопитающих существуют предпосылки для нового эволюционного подъема». Тейяр де Шарден считает необходимым «решительно устранить из совокупности человеческих поступков все второстепенные и двусмысленные проявления внутренней активности и рассмотреть центральный феномен -рефлексию. Рефлексия-- это приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением. Способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Разум - эволюционное достояние только человека. Разумеется. Животное знает. Но безусловно, оно не знает о своём знании - иначе оно бы давным-давно умножило изобретательность и развило бы систему внутренних построений, которая не ускользнула бы от наших наблюдений....». С гоминизацией, согласно, Тейяру де Шардену, начинается новая эра. Появляется новая сфера для дальнейшего развития жизни и, следовательно, биосферы – это – ноосфера. Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, знаменует собой превращение, затрагивающее состояние всей планеты. Развивая в систематической форме учение о перерастании биосферы в ноосферу, Тейяр де Шарден дал образец построения интегрального учения о ноосфере, как дисциплине, т.е. того, что в последствии стали называть ноогеникой или ноогенезом. Основоп-м ноосф-й конц-ии счит-ся В-й, разв-й в своих трудах идею ноосферы как биосферизир-го общ-ва. Ещё в нач-е 20-х гг. 20в. Он подч-вал, что появ-ние чел-ка разумного было итогом развития живой природы, и что со временем чел-во стало мощным фактором, преоб-м лик земли. Ключевые положения его концепции следующие: - чел-во – великя геологическая сила. - эта сила есть разум и воля человека как существа, социально организованного. - лик пл-ты изменён чел-ком нас-ко глубоко, что оказ-ся затрон-м его биогеохим-й метаболизм. - чел-во эволюционирует в сторону обособления от остальной биосферы. В-йотмечал, что чел-к охватил своей жизнью, культурой всю б-ру и стрем-ся ещё больше углубить и расширить сферу своего влияния. Б-ра, с его точки зрения, постепенно преоб-ся в ноосферу – сферу разума. В-й рассмат-л ноос-ру как высшую стадию развития б-ры, когда опред-м ф-ром стан-ся разумная деят-ть чел-ка. Преоб-ние б-ры в ноосферу он связывал с развитием науки, углублением научного проникновения в суть проис-х в природе процессов и орган-й на этой основе рацион-й челов-й деятельности. В-й указал ряд конкр-х условий, необ-х для станов-я и развития ноосферы: 1. заселение человеком всей планеты. 2. резкое преоб-ние средств связи и обмена между странами. 3. усилие связей в том числе политич-х между всеми странами земли. 4. начало преоб-ние геолог-й роли чел-ка над другими геол-ми проц-ми, протек-ми в б-ре. 5. расширение границ б-ры и выход в космос. 6. открытие новых истков энергии 7. равен-во людей всех рас и религий. 8. увел-ние роли народ-х масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. 9. свобода научной мысли и научного искания от давления религиоз-х, филос-х и полит-х постр-й и создание в госуд-м строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. 10. продум-я сист-а народ-го образ-я и подъём благосост-я трудящ-ся. 11. разумное преоб-ние первичной природы земли с целью сделать её способной удовл-ть все матер-ные, эстет-кие и духов-е потр-ти численно возрас-го населения. 12. искл-ние войн из жизни об-ва. Т.о. согл-но предс-м В-го пон-тие «ноосфера» - сфера разума, высшая стадия развития б-ры, связ-ная с возн-нием и станов-м в ней цивил-го человека, с периодом когда разумная челов-я деят-ть стан-ся главным опред-м фак-ром развития Земли. На протяж-ии 20в. Предст-ли разл-х спец-тей обращались к проб-ме ноосферы, пытались опред-ть пути её возн-ния и послед-го стан-ния. В нашей стране в разр-ку пробл-мы значит-й вклад внесли Н. Н. Моисеев и В. И. Казначеев. Понятие ноосфера играет роль важного методол-го ориентира: изучение контроля и изменений в природной среде. Он подч-л, что ни изменения должны носить сознат-но направ-й хар-тер, чтобы не быть во вред самому об-ву. В посл-нее время тер-н ноосфера стал иногда употреб-ся слишком широко и неопр-но. Одни счит-т, что ноос-ра образ-сь как самос-ная об-ка план-ты, помимо биосферы. Другие полагают, что ноосфера – это будущее состояние той части планеты, которая будет перест-на людьми на разумных основаниях. Третьи вообще возражают против самого употреб-ния термина ноосфера. Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем челов-кая история. Это новая стадия в истории планеты, кот-я не позв-т польз-ся для сравнения, без поправок, историческим её прошлым. Для В-го – человек –носитель разума. Он верил, что разум будет господс-ть на планете и преоб-ть её разумно, предус-но, без ущерба природе и людям. В-й считал чел-во продол-м дела всех живых орган-в: задер-ть и перер-ть солн-ую энергию, переводить её в сложные формы. Такова космическая ф-ция чел-ва. Ею опред-ся основное направ-ние развития и б-ры, и ноосферы. Закл-й этап в истории б-ры по В-му, это когда чел-во стало решающим фактом преоб-ния природы. Он сформ-л основные учения о ноос-ре. Сама идея превр-ния чел-ва в решающий фактор преоб-ния бис-ры получила признание ещё до В-го. Но он впервые показал закон-ть этого процесса, связав его с предш-й эвол-ей б-ры. Вызванные человеком изменения в геох-ких циклах подг-ны всей предш-й эвол-ии б-ры, они спос-т ускорению миграции атомов и увел-нию свободной энергии б-ры. Исходя из закон-й эвол-ии, В-й, как и Леруа, пришёл к выводу, что в человеке биол-кая эволюция исчерпает себя. Ноосфера станет закономер-м этапом в развитии б-ры, в пред-х к-го разум ч-ка будет общепл-й силой, преоб-й лик земли не только в соответс-ии с потреб-ми ч-ка, но и с учётом зак-нов б-ры. В то же время В-й осозн-л, что чел-во нах-ся лишь на начальном этапе разв-я ноосферы. Он отмечал, что исчезают многие виды, измен-ся соотн-я между видами, прир-ные системы заменяют искусст-ми, перест-ся биотические связи, упрощ-ся стр-ра трофи-х цепей. Культурные экос-мы обладают меньшей геохим-й энергией и сохр-ся только при условии дополн-й затраты энергии человеком. Опираясь на данные науки о хим-м составе, массе, коэф-те размн-я, ск-ти разм-ния и геохим-й энергии культур-х растений, В-й сделал вывод, что создаваемые человеком виы облад-т меньшей геох-й энер-ей, чем их дикие предки. Не случ-но они проиг-т конкур-ю сорным видам. Замена диких форм культур-ми дестаб-т биол-й круговорот. В-й всест-не обосновал понимание учения о б-ре, как общетеор-й основы всего естест-ния в целом. После появ-ния учения о б-ре нельзя огран-ся предс-м о естест-нии как некоторой бесформ-й сов-ти знаний о природе. Оно имеет свои прин-пы, свою стерж-ю линию развития, заключ-ся в движении к учению о б-ре.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.48.1 (0.015 с.) |