Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ноосфера как особая стадия развития б-ры. Концепция развития Э. Леруа, П. Тейяра де шардена и В. И. Вернадского. Содер-ие понятия ноосфера в конце 20 – начале 21вв. Переход к устойчивому развитию.

Поиск

В. И. Вернадский уже в 1913 г. писал, что последнее столетие появился новый фактор, который увеличивает количество свободных химических элементов, преим-но газов и металлов на земной поверхности. Фактором этих является деятельность человека. Продолжая деятельность живого вещества, чел-к осущ-т такие хим-кие р-ции, которых не было прежде на земле. Раньше орг-мы влияли на историю толькотех атомов, которые были нужны для их роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нужные для технического прогресса. Выделяются в чистом виде железо, цинк, олово, свинец, аллюминий, никель и многие др. хим-кие элементы. В природных условиях подобные процессы или совер-но не проис-т или осущ-ся крайне редко. Ещё больше значит-на добыча горючих полезных ископ-х. При горении каменного угля и др. топлива идёт образование углерода, азота и др. веществ. Это поб-ные процессы. К их числу отн-ся и разв-тие некот-х микроор-мов, сопров-х деят-ть человека.

Человек меняет обратимые геохим-е циклы элементов, нарушает их, включает туда новые процессы. Вводит в земную кору новые соединения, ещё более неустой-вые в термод-х условиях земной коры, чем те, которые сущ-ли ранее, - увел-т свобод-ю энергию земной коры. Этот процесс имеет глубоч-ю связь со всем развитием планеты.

Никому до Вернадского ни приходило в голову объединить столь разнооб-ные, несопоставимые понятия, как «деятельность человека» и «геохимический процесс». Сама идея, что человек – часть природы, в начале 20в. Была популярной среди ученых. Вернадский вывел некоторые геохимические и общегеологические законом-ти деят-ти чел-ка. Он связал геологич-ю мощь чел-ва с техн-м и промыш-м прогрессом.

Первон-но В-й не испол-л термин «ноосфера», который был пред-н в 1927г. французом Э. Леруа. Рассмотрев закономерности эволюции жизни, Леруа пришёл к выводу, что в человеке биологическая эволюция исчерпала себя. Дальнейшая эволюция «живого на нашей планете будет совершаться только духовными средствами:индукция, общество, язык, разум и т.д. и это будет ноосфера, которая последует за биосферой». Под ноосферой он понимал не геологическую оболочку земли, преобразованную человеком, а закономерный этап в развитии живых организмрв, когда доминирующая рольв биосфере принадлежит духовному творчеству человека и продуктам его труда. По предс-м Тейяра де Шардена ноосфера – некий мыслящий пласт, постеп-но развор-ся из мира живот-х и растений и прих-й на закл-м этапе психогенеза к осознанию тождества всего сущест-го с точкой Омега – божеством.

В-й вложил в понятие ноосфера содержание отл-ся от вышеук-х трактовок.

На соврем-м этапе отношения «чел-к – природа» носят сложный характер. Преоб-я деят-ть чел-ка в биос-ре неиз-на, т.к. с ней связано благосостояние населения.

Мозг чел-ка предс-т собой устр-во, с низким количес-м и высоким качест-м энер-ми характ-ками, а так же с огром-ми способ-ми к управлению. Однако нельзя не признать, что чел-к пока не обл-т дост-й прозорл-ю, чтобы принимать последствия своих действий.

В совр-м понимании ноосфера – это гипотет-кая стадия развития биосферы, когда в будущем разумная деятельность людей станет главным опред-м фактором её устой-го развития.

В конце XIX в, как развитие представления о единстве человека и природы появилось положение о том, что человек живет природой, которая как бы составляет его тело. Механизмы взаимодействия человека с природой чрезвычайно разнообразны и включают в себя биологические, социальные и социально-технические компоненты. Если эти компоненты приводят к нарушениям в самосогласованной системе человек - природа, то речь идёт о возникновении глобальных экологических проблем. Тейяр де Шарден, Э. Леруа и В. И. Вернадский в определенном смысле принесли в 20-е столетие научные веяния и настроения прошлого столетия, создавая преемственность в науке.

Исходные позиции для анализа таких грандиозных понятий, как биосфера и жизнь и конечные цели анализа, которые ставили перед собой Тейяр де Шарден и Э. Леруа, с одной стороны, и В,И, Вернадский, с другой - были различными. Хронологически исследования всего комплекса проблем, связанных с биосферой, первым начал Тейяр де Шарден.

В основу учения о биосфере Тейяр де Шарден положил эволюционно –биологический подход, а его анализ был настолько глубоким и последовательным, что большинство выводов актуальны и сейчас. Для образного представления своих эволюционных воззрений он рассматривает эволюцию как сочетание кольцевого и поступательного движения во «вздымающуюся спираль», т, е, в пространстве (как бы на сфере) и в то же время по спирали (в пространстве-времени). В определенной степени им были предвосхищены современные системно-структурные идеи в экологии. В первую очередь это относится к вопросу об уровнях к проблемам глобального развития, единого и многого и Т, д. Главный лозунг Тейяра де Шардена - «только лишь феномен, но зато уж весь феномен»- позволили ему стать как бы над борьбой различных материалистических и идеалистических попыток объяснения мира и уйти от дилеммы, которую он сам определил как «материализм или спиритуализм» и которая часто просматривается при обсуждении экологических проблем и сегодня.

В монографии «Феномен человека» он представил панораму возникновения жизни на Земле, появления биосферы, ее эволюции и зарождения в ее недрах ноосферы. Рассматривая картину возникновения и эволюции жизни, ученый подчеркивает взаимосвязь отдельных её компонентов и доказывает, что то, что мы сегодня рассматриваем как целостную систему.

Согласно его взглядам, благодаря предварительной концентрации материи появляется множество сложных веществ, присущих планетам, и представляющих собой начальную стадию более сложного процесса синтеза, происходящего во Вселенной. Здесь выступают «фундаментальное условие, которое уже характеризовало первородную материю – единство множества. Земля, вероятно, возникла случайно. Но, согласно одному из самых общих законов эволюции, этот случай, едва появившись, был немедленно использован, преобразован в нечто закономерно направляемое. Внутреннее Земли выступает перед нами в форме органического целого, где ни один элемент нельзя уже отделить от окружающих его других элементов. В сердце великого неделимого – универсума появилось новое неделимое, по истине предбиосфера». С самых первых проблесков жизни в действие вступает фундаментальный принцип: «всё зависит от всего», или, как учит современное естествознание, принцип самоорганизации.

Для своего дальнейшего существования на Земле эта органическая материя должна была превратиться в биологически связанную совокупность. Поэтому Тейяр де Шарден пользуется тем, что сегодня называется экосистемным подходом. Образно говоря, эта органическая материя «с самого начала представляла собой своего рода рассеянный суперорганизм, прелюдию к значительно более развитой эволюционной солидарности. Чтобы увидеть жизнь за множеством индивидуальных существований и их соперничеством, ни в коем случае нельзя упускать из виду единство биосферы. Вначале это единство происхождения общих рамок рассеянно: порыва». Темп эволюции биосферы, направление эволюции, её результаты определяются многообразием форм и игрой случая.

Все ныне живущие организмы могли происходить или одной единственной прародительской группировки, или от нескольких. Коль скоро сейчас положение человека в биосфере особое, то Тейяру де Шардену было необходимо ответить на вопрос об относительной важности и совершенстве одних форм жизни над другими и о направлении в эволюции. Что более прогрессивно и совершенно: пчела, роза или человек? Несмотря на опасность быть обвиненным в антропоцентризме и антропоморфизме, он утверждает, что существует опреде­ленное направление и линия прогресса жизни. Для этого необходимо проследить эволюцию сознания и мозговой массы. У всех животных развитие приводит ко всё более «цефализированным» формам.

Согласно автору, дифференциация нервного вещества придаёт эволюции направленность и указатель и мера сознания. Мозг постоянно совершенствуется с течением времени, так что некоторое качество мозга оказывается существенно связанным с некоторой фазой длительности».

Здесь мы подошли к центральному моменту, к тому, что необходимо для введения ноосферы. Тейяр де Шарден начинает анализ проявления психических свойств в сформировавшейся в плиоцене биосфере. Его отправной пункт: «жизнь - это подъем сознания. Только внутри млекопитающих существуют предпосылки для нового эволюционного подъема».

Тейяр де Шарден считает необходимым «решительно устранить из совокупности человеческих поступков все второстепенные и двусмысленные проявления внутренней активности и рассмотреть центральный феномен -рефлексию. Рефлексия-- это приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением.

Способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Разум - эволюционное достояние только человека. Разумеется. Животное знает. Но безусловно, оно не знает о своём знании - иначе оно бы давным-давно умножило изобретательность и развило бы систему внутренних построений, которая не ускользнула бы от наших наблюдений....».

С гоминизацией, согласно, Тейяру де Шардену, начинается новая эра. Появляется новая сфера для дальнейшего развития жизни и, следовательно, биосферы – это – ноосфера. Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, знаменует собой превращение, затрагивающее состояние всей планеты.

Развивая в систематической форме учение о перерастании биосферы в ноосферу, Тейяр де Шарден дал образец построения интегрального учения о ноосфере, как дисциплине, т.е. того, что в последствии стали называть ноогеникой или ноогенезом.

Основоп-м ноосф-й конц-ии счит-ся В-й, разв-й в своих трудах идею ноосферы как биосферизир-го общ-ва. Ещё в нач-е 20-х гг. 20в. Он подч-вал, что появ-ние чел-ка разумного было итогом развития живой природы, и что со временем чел-во стало мощным фактором, преоб-м лик земли. Ключевые положения его концепции следующие:

- чел-во – великя геологическая сила.

- эта сила есть разум и воля человека как существа, социально организованного.

- лик пл-ты изменён чел-ком нас-ко глубоко, что оказ-ся затрон-м его биогеохим-й метаболизм.

- чел-во эволюционирует в сторону обособления от остальной биосферы.

В-йотмечал, что чел-к охватил своей жизнью, культурой всю б-ру и стрем-ся ещё больше углубить и расширить сферу своего влияния. Б-ра, с его точки зрения, постепенно преоб-ся в ноосферу – сферу разума. В-й рассмат-л ноос-ру как высшую стадию развития б-ры, когда опред-м ф-ром стан-ся разумная деят-ть чел-ка. Преоб-ние б-ры в ноосферу он связывал с развитием науки, углублением научного проникновения в суть проис-х в природе процессов и орган-й на этой основе рацион-й челов-й деятельности.

В-й указал ряд конкр-х условий, необ-х для станов-я и развития ноосферы:

1. заселение человеком всей планеты.

2. резкое преоб-ние средств связи и обмена между странами.

3. усилие связей в том числе политич-х между всеми странами земли.

4. начало преоб-ние геолог-й роли чел-ка над другими геол-ми проц-ми, протек-ми в б-ре.

5. расширение границ б-ры и выход в космос.

6. открытие новых истков энергии

7. равен-во людей всех рас и религий.

8. увел-ние роли народ-х масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

9. свобода научной мысли и научного искания от давления религиоз-х, филос-х и полит-х постр-й и создание в госуд-м строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

10. продум-я сист-а народ-го образ-я и подъём благосост-я трудящ-ся.

11. разумное преоб-ние первичной природы земли с целью сделать её способной удовл-ть все матер-ные, эстет-кие и духов-е потр-ти численно возрас-го населения.

12. искл-ние войн из жизни об-ва.

Т.о. согл-но предс-м В-го пон-тие «ноосфера» - сфера разума, высшая стадия развития б-ры, связ-ная с возн-нием и станов-м в ней цивил-го человека, с периодом когда разумная челов-я деят-ть стан-ся главным опред-м фак-ром развития Земли.

На протяж-ии 20в. Предст-ли разл-х спец-тей обращались к проб-ме ноосферы, пытались опред-ть пути её возн-ния и послед-го стан-ния. В нашей стране в разр-ку пробл-мы значит-й вклад внесли Н. Н. Моисеев и В. И. Казначеев.

Понятие ноосфера играет роль важного методол-го ориентира: изучение контроля и изменений в природной среде. Он подч-л, что ни изменения должны носить сознат-но направ-й хар-тер, чтобы не быть во вред самому об-ву.

В посл-нее время тер-н ноосфера стал иногда употреб-ся слишком широко и неопр-но. Одни счит-т, что ноос-ра образ-сь как самос-ная об-ка план-ты, помимо биосферы. Другие полагают, что ноосфера – это будущее состояние той части планеты, которая будет перест-на людьми на разумных основаниях. Третьи вообще возражают против самого употреб-ния термина ноосфера. Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем челов-кая история. Это новая стадия в истории планеты, кот-я не позв-т польз-ся для сравнения, без поправок, историческим её прошлым.

Для В-го – человек –носитель разума. Он верил, что разум будет господс-ть на планете и преоб-ть её разумно, предус-но, без ущерба природе и людям.

В-й считал чел-во продол-м дела всех живых орган-в: задер-ть и перер-ть солн-ую энергию, переводить её в сложные формы. Такова космическая ф-ция чел-ва. Ею опред-ся основное направ-ние развития и б-ры, и ноосферы.

Закл-й этап в истории б-ры по В-му, это когда чел-во стало решающим фактом преоб-ния природы. Он сформ-л основные учения о ноос-ре. Сама идея превр-ния чел-ва в решающий фактор преоб-ния бис-ры получила признание ещё до В-го. Но он впервые показал закон-ть этого процесса, связав его с предш-й эвол-ей б-ры. Вызванные человеком изменения в геох-ких циклах подг-ны всей предш-й эвол-ии б-ры, они спос-т ускорению миграции атомов и увел-нию свободной энергии б-ры. Исходя из закон-й эвол-ии, В-й, как и Леруа, пришёл к выводу, что в человеке биол-кая эволюция исчерпает себя. Ноосфера станет закономер-м этапом в развитии б-ры, в пред-х к-го разум ч-ка будет общепл-й силой, преоб-й лик земли не только в соответс-ии с потреб-ми ч-ка, но и с учётом зак-нов б-ры.

В то же время В-й осозн-л, что чел-во нах-ся лишь на начальном этапе разв-я ноосферы. Он отмечал, что исчезают многие виды, измен-ся соотн-я между видами, прир-ные системы заменяют искусст-ми, перест-ся биотические связи, упрощ-ся стр-ра трофи-х цепей. Культурные экос-мы обладают меньшей геохим-й энергией и сохр-ся только при условии дополн-й затраты энергии человеком. Опираясь на данные науки о хим-м составе, массе, коэф-те размн-я, ск-ти разм-ния и геохим-й энергии культур-х растений, В-й сделал вывод, что создаваемые человеком виы облад-т меньшей геох-й энер-ей, чем их дикие предки. Не случ-но они проиг-т конкур-ю сорным видам. Замена диких форм культур-ми дестаб-т биол-й круговорот.

В-й всест-не обосновал понимание учения о б-ре, как общетеор-й основы всего естест-ния в целом. После появ-ния учения о б-ре нельзя огран-ся предс-м о естест-нии как некоторой бесформ-й сов-ти знаний о природе. Оно имеет свои прин-пы, свою стерж-ю линию развития, заключ-ся в движении к учению о б-ре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.48.1 (0.015 с.)