Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная структура общества: различные подходы к ее определению. Классы, социальные группы, слои. Теория социальной стратификации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выделяется 4 сферы общественной жизни: 1. Экономическая или материально-производственная. 2. Социальная (охватывает и область классовых отношений и микросоциальную структуру общества). 3. Политическая (включает область политических отношений и деятельности людей, государства, управления и власти). 4. Духовная (представляет собой специализированную область духовного производства, идей, духовной культуры, образования). Наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. • Раскол общества на классы – прогрессивное явление в историческом развитии (рабство, отделение умственного труда от физического) • Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищания соплеменников, попадавших в долговую кабалу. «Классами, — писал В. И. Ленин,— называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Также при определении классов необходимо учитывать не только экономические признаки, но принимать во внимание и идеолого-психологические. Существенную роль в формировании класса играет субъективный фактор: осознание классом своих коренных интересов и создание им своих организации, политических партий. Класс, который еще не осознал своих интересов, - это класс «в себе». Осознав же их и организовавшись, он превращается в класс «для себя». Это значит, что развитие класса должно подняться до уровня его самосознание, т.е. он должен осознавать себя именно как класс – силу, противостоящую другим классам. Заслуга Маркса в развитии учения о классах заключается в том, что: 1. связывал существование классов с определенными историческими фазами развития производства; 2. развил теорию классовой борьбы до теории диктатуры пролетариата; 3. диктатуру пролетариата рассматривал как временное состояние, за которым последует переход к обществу без классов; • класс как определенная целостность формируется тогда, когда общие условия существования людей превращаются в определенный жизненный уклад, быт, отношения, традиции, интересы. Тогда класс становится самостоятельным по отношению к индивиду. Класс подчиняет себе индивида через классовое сознание, солидарность, предрассудок. Социальный состав общества в XIX в. оказался очень пестрым. В западной социологии получила широкое распространение теория социальной стратификации. Представители этой теории считают, что понятие класса может использоваться лишь для анализа социальной структуры прошлых обществ, а в современном постиндустриальном обществе оно не работает. Поэтому понятие "класс" должно быть заменено понятием "страта" – слой. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и др. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Виды стратификации: экономическое расслоение (имущие и неимущие), политическая стратификация, профессиональная стратификация и т.д. Социальная стратификация общества - это система неравенства, социальной дифференциации, основанная на различиях в занимаемом положении и выполняемых функциях. По мнению Т. Парсонса многообразие существующих в обществе социально-дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем группам: 1. первую образуют «качественные характеристики», которыми люди обладают от рождения: этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, различные интеллектуальные и физические особенности личности; 2. вторую образуют социально-дифференцирующие признаки, связанные с исполнением роли, к которым относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности; 3. третью образуют так называемые обладания: собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и т. д. Общественные отношения иногда преживают упадок. Одним из признаков является маргинализация (процесс роста массы людей, которые не участвуют в производственном процессе; не выполняют производственных функций; не обладают социальном статусом; существуют на средства, которые добываются либо в обход общепринятых установлений, либо на средства общественных фондов). В эпоху общественных кризисов масса людей отбрасывается на положение нищих и презираемых.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.007 с.) |