Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура общества: различные подходы к ее определению. Классы, социальные группы, слои. Теория социальной стратификации.

Поиск

Выделяется 4 сферы общественной жизни:

1. Экономическая или материально-производственная.

2. Социальная (охватывает и область классовых отношений и микросоциальную структуру общества).

3. Политическая (включает область политических отношений и деятельности людей, государства, управления и власти).

4. Духовная (представляет собой специализированную область духовного производства, идей, духовной культуры, образования).

Наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме.

• Раскол общества на классы – прогрессивное явление в историческом развитии (рабство, отделение умственного труда от физического)

• Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищания соплеменников, попадавших в долговую кабалу.

«Классами, — писал В. И. Ленин,— называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Также при определении классов необходимо учитывать не только экономические признаки, но принимать во внимание и идеолого-психологические. Существенную роль в формировании класса играет субъективный фактор: осознание классом своих коренных интересов и создание им своих организации, политических партий. Класс, который еще не осознал своих интересов, - это класс «в себе». Осознав же их и организовавшись, он превращается в класс «для себя». Это значит, что развитие класса должно подняться до уровня его самосознание, т.е. он должен осознавать себя именно как класс – силу, противостоящую другим классам.

Заслуга Маркса в развитии учения о классах заключается в том, что:

1. связывал существование классов с определенными историческими фазами развития производства;

2. развил теорию классовой борьбы до теории диктатуры пролетариата;

3. диктатуру пролетариата рассматривал как временное состояние, за которым последует переход к обществу без классов;

• класс как определенная целостность формируется тогда, когда общие условия существования людей превращаются в определенный жизненный уклад, быт, отношения, традиции, интересы. Тогда класс становится самостоятельным по отношению к индивиду. Класс подчиняет себе индивида через классовое сознание, солидарность, предрассудок.

Социальный состав общества в XIX в. оказался очень пестрым. В западной социологии получила широкое распространение теория социальной стратификации.

Представители этой теории считают, что понятие класса может использоваться лишь для анализа социальной структуры прошлых обществ, а в современном постиндустриальном обществе оно не работает. Поэтому понятие "класс" должно быть заменено понятием "страта" – слой.

В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и др. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Виды стратификации: экономическое расслоение (имущие и неимущие), политическая стратификация, профессиональная стратификация и т.д.

Социальная стратификация общества - это система неравенства, социальной дифференциации, основанная на различиях в занимаемом положении и выполняемых функциях.

По мнению Т. Парсонса многообразие существующих в обществе социально-дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем группам:

1. первую образуют «качественные характеристики», которыми люди обладают от рождения: этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, различные интеллектуальные и физические особенности личности;

2. вторую образуют социально-дифференцирующие признаки, связанные с исполнением роли, к которым относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности;

3. третью образуют так называемые обладания: собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и т. д.

Общественные отношения иногда преживают упадок. Одним из признаков является маргинализация (процесс роста массы людей, которые не участвуют в производственном процессе; не выполняют производственных функций; не обладают социальном статусом; существуют на средства, которые добываются либо в обход общепринятых установлений, либо на средства общественных фондов). В эпоху общественных кризисов масса людей отбрасывается на положение нищих и презираемых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.007 с.)