Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые проблемы охраны окружающей среды на современном этапе

Поиск

Правовые проблемы охраны окружающей среды на современном этапе

Состояние среды и ресурсов биосферы в связи с ростом народонаселения и развитием научно-технического прогресса. Человек до тех пор, пока численность его была мала, был лишь одним из биологических видов, обитающих на Земле, подчиняясь тем же законам, что и другие организмы, и влияние его на функции природных систем и биосферы в целом было незначительным. Но специфика человека состоит в том, что в процессе эволюции он все больше и больше высвобождался из-под прямой зависимости от внешней среды и увеличивал свое воздействие на нее. Общественный труд человека привел его к быстрому развитию производственной деятельности и техническому прогрессу. Рост численности населения и интенсивный прогресс техники породили возникновение своеобразного антропогенного обмена между человеческим обществом и средой. Система антропогенного обмена включает в себя ввод исходных веществ, т.е. природных ресурсов, в производство, их переработку с использованием энергии и вывод в окружающую среду отработанных веществ, т.е. производственных и бытовых отходов и отслуживших свой срок готовых изделий. Однако этот антропогенный обмен крайне несовершенен. Он носит открытый незамкнутый характер и лишен того круговорота жизни, который присущ биосфере в целом. Сейчас, когда численность населения составляет 5 млрд. человек, объем и скорость антропогенного обмена достигли такого уровня, при котором все отчетливее в глобальном масштабе проявляется напряженность и на вводе, и на выводе из системы.

от воды и ее качества зависит буквально все: она определяет судьбу природы, изменяет климат и морфологию земли. С водой связано развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, других отраслей. От чистоты рек, озер и морей зависит само существование водных организмов, а также здоровье людей, условия их труда, быта, отдыха. Поэтому каждый человек должен в полной мере осознать, что проблема охраны воды и ее рационального использования занесена самой нашей жизнью в число первостепенных задач. В условиях высокоинтенсивного воздействия человека на окружающую среду исключительно важное значение как для нынешних, так и для будущих поколений людей приобретает экологическое и, более того, природоведческое воспитание человека. Без этого будет просто невозможно обеспечить все возрастающие материальные и духовные потребности общества. Сама жизнь настоятельно требует, чтобы задача обеспечения человека продуктами питания и энергией была тесно увязана с проблемой охраны окружающей среды

Право природопользования.

Право природопользования является одним из важнейших институтов экологического (и природоресурсного) права.

Право природопользования – это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).

Виды права природопользования По критерию объекта – это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее деление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Следовательно, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа).

По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования.

Общее право характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов – личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.

Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей.

 

Правовой режим недр.

Правовой режим земель – нормативно установленный и основанный на принципах земельного законодательства порядок возможного и должного поведения по отношению к земле как объекту права собственности, других вещных и обязательных прав, управления и правовой охраны, направленный на обеспечение рационального использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов России.

Порядок использования земель (почв) и режим их охраны определяются, во-первых, категорией земель, которые в соответствии ЗК РФ могут быть землями:

– сельскохозяйственного назначения, предоставленными для нужд сельского хозяйства гражданам для ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.; кооперативам граждан для садоводства, огородничества, животноводства; сельскохозяйственным государственным кооперативам, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям; также отданными научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства; несельскохозяйственным предприятиям – для ведения подсобного хозяйства;

– поселений;

– промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного специального назначения;

– особо охраняемых природных территорий и объектов;

– лесного и водного фондов;

– запаса.

Субъектами охраны и использования земель могут быть граждане и юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования. Среди них выделяются собственники земельных участков; землепользователи, т. е. лица, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; арендаторы; обладатели сервитута, т. е. лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками. Кроме участников земельных отношений, субъектами охраны и использования земель могут быть другие граждане и юридические лица, контрольно-надзорные органы и их должностные лица, работники правоохранительных органов и т. д.

 

Правовой режим земель.

Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой базой регулирования отношений в области охраны и использования недр является Закон «О недрах», действующий на всей территории РФ, регулирующий отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

Правовому регулированию в сфере недропользования подлежит разнообразная деятельность, в частности:

– геологическое изучение недр;

– добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ);

– строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых;

– использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т. д. для захоронения или временного хранения отходов.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр, используемые для обеспечения государственных потребностей РФ в стратегических и дефицитных видах ресурсов, обеспечения ее суверенитета, выполнения международных обязательств РФ, получают статус объектов федеральной собственности. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.

 

Правовой режим вод.

Воды — это охраняемый законом природный объект, представляющий собой часть природной среды - гидросферу нашей планеты, и ограниченный природный ресурс, содержащийся в подземных и поверхностных источниках - реках, озерах, водохранилищах, каналах, прудах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове - и входящий в состав водного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и вода) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В государственной собственности находятся водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), водные объекты, принадлежащие на праве собственности ее субъектам (собственность субъектов РФ).

Водные объекты, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, характеризуются небольшими площадями и непроточностью искусственных водоемов, несвязанностью их гидравлически с другими поверхностными водными объектами.

Признаки водных объектов муниципальной собственности – предназначенность его для муниципальных нужд, обособленность объекта.

Право собственности на гидротехнические и иные водохозяйственные сооружения и право пользования ими регулируются не только Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений», но и рядом постановлений Правительства РФ. Эти объекты обладают особым правовым статусом. Если гидротехническое сооружение не имеет собственника или владельца, является брошенным или аннулировано разрешение на его строительство и эксплуатацию, собственник такого сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за его безопасность вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу.

 

Правовая охрана лесов.

Лес – это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Одним из определяющих принципов правового регулирования использования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состояния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций.

Общее правило охраны и защиты лесов сформулировано в лесном законодательстве: все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

К числу широко осуществляемых организационно-правовых мер охраны лесов относятся: лесоразведение и гидролесомелиорация, воспроизводство лесных ресурсов с помощью выращивания в лесных питомниках сеянцев и саженцев, создание лесосеменных и маточных плантаций ценных пород, заготовка их семян для последующей репродукции и др. Одним из основных требований, предъявляемых к ведению лесного хозяйства, являются усиление полезных свойств лесов, их сбережение, охрана от пожаров, защита от вредителей. Все это должно осуществляться способами и методами, не наносящими вреда человеку и окружающей среде.

Правительство РФ, органы исполнительной власти РФ и субъектов Федерации обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление данных мероприятий. Соответствующие органы государственной власти субъектов РФ для предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса следят за тем, чтобы предприятия, учреждения и организации, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователи проводили мероприятия по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и по подготовке этих предприятий к пожароопасному сезону, обеспечивали проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса.

 

Содержание и структура кадастра животного мира

Кадастр животного мира, как официальный документ, представляет собой свод следующих данных:

инвентаризацию местообитаний животных, включая их картографическое отображение;

базу данных по численности и распределению всех видов животных на конкретной территории;

видовые очерки с характеристиками численности, распределения, биотопической приуроченности, использования и хозяйственного значения;

стоимостную оценку ресурсов животного мира;

комплексные характеристики ресурсов животного мира на конкретных территориях, в том числе особо ценных и особо охраняемых.

Отдельно следует отметить, что кадастр животного мира так же, как более специальные оценки, например охотустройство, может иметь различную степень детализации. Создание кадастра имеет основной целью ресурсную и стоимостную оценку территории для формирования налоговой политики природопользования и создания экономических механизмов сохранения биоразнообразия.

 

Правовые проблемы охраны окружающей среды на современном этапе

Состояние среды и ресурсов биосферы в связи с ростом народонаселения и развитием научно-технического прогресса. Человек до тех пор, пока численность его была мала, был лишь одним из биологических видов, обитающих на Земле, подчиняясь тем же законам, что и другие организмы, и влияние его на функции природных систем и биосферы в целом было незначительным. Но специфика человека состоит в том, что в процессе эволюции он все больше и больше высвобождался из-под прямой зависимости от внешней среды и увеличивал свое воздействие на нее. Общественный труд человека привел его к быстрому развитию производственной деятельности и техническому прогрессу. Рост численности населения и интенсивный прогресс техники породили возникновение своеобразного антропогенного обмена между человеческим обществом и средой. Система антропогенного обмена включает в себя ввод исходных веществ, т.е. природных ресурсов, в производство, их переработку с использованием энергии и вывод в окружающую среду отработанных веществ, т.е. производственных и бытовых отходов и отслуживших свой срок готовых изделий. Однако этот антропогенный обмен крайне несовершенен. Он носит открытый незамкнутый характер и лишен того круговорота жизни, который присущ биосфере в целом. Сейчас, когда численность населения составляет 5 млрд. человек, объем и скорость антропогенного обмена достигли такого уровня, при котором все отчетливее в глобальном масштабе проявляется напряженность и на вводе, и на выводе из системы.

от воды и ее качества зависит буквально все: она определяет судьбу природы, изменяет климат и морфологию земли. С водой связано развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, других отраслей. От чистоты рек, озер и морей зависит само существование водных организмов, а также здоровье людей, условия их труда, быта, отдыха. Поэтому каждый человек должен в полной мере осознать, что проблема охраны воды и ее рационального использования занесена самой нашей жизнью в число первостепенных задач. В условиях высокоинтенсивного воздействия человека на окружающую среду исключительно важное значение как для нынешних, так и для будущих поколений людей приобретает экологическое и, более того, природоведческое воспитание человека. Без этого будет просто невозможно обеспечить все возрастающие материальные и духовные потребности общества. Сама жизнь настоятельно требует, чтобы задача обеспечения человека продуктами питания и энергией была тесно увязана с проблемой охраны окружающей среды



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.008 с.)