ВОПРОС 1. Предмет, метод и функции истории экономики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 1. Предмет, метод и функции истории экономики.



ВОПРОС 2. Проблемы периодизации истории экономики.

Одним из наиболее сложных вопросов современной истории экономики остается периодизация. Здесь можно выделить несколько подходов.

Формационный подход базируется на марксовой схеме деления мировой истории на первичную (доклассовую), вторичную (классовую) и третичную (бесклассовую) формации. Несмотря на логичность построения, данная схема представляет собой довольно упрощенное понимание истории как линейно-прогрессивного процесса смены низших общественных форм высшими, в основе которого лежат материальные факторы. К тому же она применима только к ограниченному региону – Западной Европе и к определенному промежутку времени (до середины XIX в.).

Цивилизационный подход ведет свое начало с работ русского мыслителя Н.В. Данилевского, английского историка А. Тойнби, немецкого философа О. Шпенглера. Его особенностью является стремление описывать экономические процессы с точки зрения обобщенного синтезированного взгляда на историю. Поэтому в центре его внимания – не одна страна, а совокупность всех черт того или иного общества – материальных, идейных, культурных, религиозных, нравственных и т. д. в их единстве и взаимодействии. Однако такой подход также не лишен недостатков, связанных прежде всего с непроработанностью основных терминов. Например, понятие «цивилизация» характеризует как стадию развития общества, так и культурно-исторический тип.

В настоящее время стремление ученых избежать крайностей и противоречий названных подходов привело к быстрому оформлению нового циклического направления в анализе проблемы периодизации. В соответствии с теорией экономических циклов в истории экономики можно выделить их четыре основных вида:

♦ среднесрочные с десятилетней амплитудой колебания;

♦ полувековые (циклы Кондратьева), связанные со сменой поколений людей, технологических укладов, основных фондов, с переменами в экономических и социально-политических отношениях;

♦ вековые, отражающиеся в периодической смене мировых цивилизаций;

♦ тысячелетние суперциклы, охватывающие несколько родственных цивилизаций.

В результате современная периодизация истории экономики приобрела более строгую и точную форму, которая включает семь цивилизаций и три суперцикла.

ВОПРОС 4. Азиатская экономика. Особенности экономического развития древневосточных обществ.

 

ВОПРОС 5. Экономика античных государств. Кризис рабовладельческого строя.

 

Начало капитализма в США

Территория северо-американского материка в XVII в. стала английской переселенческой колонией.

Основную массу эмигрантов Северной Америки составляли трудящиеся, бежавшие от произвола властей и религиозных преследований.

Своеобразный комплекс сложился в прибрежных районах, где процветало производство спиртных напитков, особенно рома из патоки с островов Вест-Индии.

Американские купцы вывозили ром в Африку для спаивания негритянских вождей, которые продавали им своих подданных за бесценок.

Их увозили в Америку и перепродавали плантаторам.

На вырученные деньги снова покупалась в Вест-Индии патока. Так без порожних рейсов функционировал торговый «треугольник» – патока, ром, рабы.

Важную роль в ходе промышленного переворота в США сыграли железные дороги. За 20 лет, с 1830 по 1850 гг., произошел более чем 300-кратный прирост железнодорожной сети. В 1807 г. по реке Гудзон уже ходил пароход.

Одной из особенностей промышленного переворота в США было активнейшее участие отечественной инженерной мысли (главные изобретения середины XIX в. – револьвер Кольта, швейная машина Зингера, ротационная типографская машина, электромагнитный телеграф Морзе – во многом изменили жизнь людей), а также быстрое развитие сельскохозяйственного машиностроения, вызванное потребностями свободного фермерского хозяйства.

После гражданской войны американская промышленность, получившая емкий внутренний рынок, сделала очень большой шаг вперед. К 1870-м гг. промышленность США вышла на второе место в мире (после Англии).

Ни одна страна еще не знала таких бурных темпов промышленного развития, какие показали США после Гражданской войны, и, прежде всего, в области машиностроения. После Венской всемирной выставки 1873 г. миру стало ясно, что США уже превосходят Англию в промышленно-техническом соперничестве. В 1880 г. стоимость валовой продукции промышленности США с 2,5 раза превысила стоимость сельскохозяйственной промышленности.

Суть договора

Германия подписала мир на условиях победителей - стран Антанты. Союзники Германии испытали политические потрясения, их государства распались, к ним предъявлялись в основном территориальные претензии. Тяжесть репараций, ограничений и оккупации легла на Германию. Вся моральная ответственность за развязывание войны была также возложена на Германию.

Германские колонии в Африке и Азии отходили к победителям.

Россия переживала гражданскую войну, белые не сумели доказать Антанте свое право представлять Россию как одну из стран-победительниц, красные отрицали международное право вообще. В результате интересы России в договоре не были учтены совсем. Российской стороне не полагалось репараций, и даже восточные границы новых государств (Польши, Чехословакии) и Румынии с Россией были определены так, что не удовлетворяли ни одну сторону.

Подписавшие договор новые государства становились признанными правомочными участниками европейского политического процесса. Версальский мир ознаменовал начало децентрализации Британской империи, неспособной вести войну без набранных в колониях войск. Свои подписи под мирным договором рядом с премьер-министров империи поставили представители доминионов. Отныне Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Индия выступали как самостоятельные субъекты международного права.

Была учреждена Лига Наций - первая международная организация, призванная поддерживать мир и имеющая право на санкции против агрессора.

Подписавшие договор стороны

Со стороны побежденных - Германия

Со стороны победителей - Австралия, Бельгия, Бразилия, Британская империя, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Индия, Италия, Канада, Китай, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Куба, Либерия, Никарагуа, Новая Зеландия, Панама, Перу, Польша, Португалия, Румыния, США, Сиам, Уругвай, Франция, Хиджаз, Чехословакия,Эквадор, Южная Африка, Япония.

Подлинники договора на английском и французском языках считались одинаково правомочными.

Суть договора

Германия подписала мир на условиях победителей - стран Антанты. Союзники Германии испытали политические потрясения, их государства распались, к ним предъявлялись в основном территориальные претензии. Тяжесть репараций, ограничений и оккупации легла на Германию. Вся моральная ответственность за развязывание войны была также возложена на Германию.

Германские колонии в Африке и Азии отходили к победителям.

Россия переживала гражданскую войну, белые не сумели доказать Антанте свое право представлять Россию как одну из стран-победительниц, красные отрицали международное право вообще. В результате интересы России в договоре не были учтены совсем. Российской стороне не полагалось репараций, и даже восточные границы новых государств (Польши, Чехословакии) и Румынии с Россией были определены так, что не удовлетворяли ни одну сторону.

Подписавшие договор новые государства становились признанными правомочными участниками европейского политического процесса. Версальский мир ознаменовал начало децентрализации Британской империи, неспособной вести войну без набранных в колониях войск. Свои подписи под мирным договором рядом с премьер-министров империи поставили представители доминионов. Отныне Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Индия выступали как самостоятельные субъекты международного права.

Была учреждена Лига Наций - первая международная организация, призванная поддерживать мир и имеющая право на санкции против агрессора.

Подписавшие договор стороны

Со стороны побежденных - Германия

Со стороны победителей - Австралия, Бельгия, Бразилия, Британская империя, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Индия, Италия, Канада, Китай, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Куба, Либерия, Никарагуа, Новая Зеландия, Панама, Перу, Польша, Португалия, Румыния, США, Сиам, Уругвай, Франция, Хиджаз, Чехословакия,Эквадор, Южная Африка, Япония.

Подлинники договора на английском и французском языках считались одинаково правомочными.

ВОПРОС 15. Возрождение экономики Германии. Планы Ч.Дауэса и О. Юнга

Раскол политической системы вследствие проигрыша в войне и тяжелейшие условия Версальского мирного договора для Германии стали основными факторами долговременного послевоенного кризиса. Возрождение хозяйства Германии и условия соглашения определили капитальное реформирование экономической системы страны.

Только с середины 1920-х гг. произошел сдвиг и постепенно стал наблюдаться некоторый экономический рост. Относительные изменения стали происходить в отраслях промышленности и внешнеторговом обороте.

Значительным сдвигам благоприятствовала денежная реформа 1923 г., основой которой стало становление эмиссионного банка, породившего рентный банк. В 1923 г. выпустились и вошли в оборот рентные марки, что способствовало стабилизации валюты и исчезновению бюджетного дефицита.

Постепенно происходит совершенствование промышленного оборудования и технологий. Монопольные объединения начинают играть весомую роль в развитии экономики, усиливаются их позиции, картели и синдикаты заменяются трестами и концернами.

В 1924 г. мировое сообщество во главе с Англией и США начинает поддерживать и финансировать Германию в целях установления равновесия экономики, нарушенного в период Первой мировой войны.

Ч. Дауэс, директор одного из чикагских банков, разрабатывает репарационный план, который реализовывался в 1924—1929 гг. и предусматривал следующие ключевые источники предоставления репарационных выплат:

1) зачисления за счет пошлин и косвенных налогов, в основном на товары, пользующиеся массовым спросом;

2) выпуск особо ценных облигаций;

3) прибыль от использования немецких железных дорог;

4) налогообложение промышленного производства.

План Дауэса предусматривал выделение кредиторами США крупных займов и кредитов в целях укрепления бюджета Германии и вклада инвестиций. Полученные средства государство Германии вкладывало в первую очередь в военную промышленность.

Позднее финансовые эксперты стран-кредиторов договорились изменить систему немецких репарационных платежей, и в 1929 г. план Дауэса заменили планом Юнга. Этот план ограничивал совокупный объем репараций, уменьшая количество источников их поступлений бюджетом и прибылью от железных дорог. Отменили и платежи в репарационный фонд от прибылей промышленности. Наряду с этим отменили финансовый контроль за экономикой Германии.

В итоге реализации этих двух планов по совокупному объему промышленного производства Германия стала занимать первое место в Европе.

 

ВОПРОС 15. Возрождение экономики Германии. Планы Ч.Дауэса и О. Юнга(еще один вариант ответа)

Версальский мирный договор наказывал Германию. Но страны-

победительницы не хотели ее полного уничтожения. Они опасались острых

социальных противоречий, которые имели место в Германии, а следовательно,

возможности проявления новых революционных событий в этой стране. Кроме

того, существовала реальная опасность сближения Германии с СССР и

проникновения социализма в страны Западной Европы.

В этих условиях в 1924 году на помощь пришли США. Они предложили «План Дауэса» (по имени руководителя международного комитета экспертов,

американского банкира Ч.Дауэса). План Дауэса должен был помочь установлению экономического равновесия на Европейском континенте после войны. План включал в себя следующие направления:

- США (и в небольшой степени Англия) предоставляли Германии

кредиты для восстановления промышленности;

- Полученные от восстановления промышленности доходы Германия

должна была направлять на уплату репараций Англии и

Франции;

- Франция и Англия, получив репарационные платежи, оплачивали ими военные долги США;

- Объем ежегодных выплат Германии репарационных платежей сокращался, он устанавливался в размере 1-1,75 млрд. золотых марок.

Планом также определялись и другие источники репарационных выплат:

- поступления за счет роста косвенных налогов, установленных

на предметы массового спроса;

- отчисления с доходов немецких железных дорог.

План предусматривал контроль за использованием указанных средств.

По плану Дауэса Германия получила около 30 млрд. золотых марок.

Выплатила она за время действия этого плана в счет репараций 8 млрд. марок.

Поступление иностранных капиталов в промышленность значительно оживило

экономику Германии. Уже в 1924 году был снижен объем репараций с Германии.

США помогают в возрождении военно-промышленного потенциала страны путем

инвестиций. В 1924 – 1929 годах наблюдается стабилизация германской

экономики. Вдвое вырос объем промышленного производства, причем на новой

научной основе. Особенно высокие темпы наблюдались в развитии молодых

отраслей промышленности – химической и электротехнической. Было освоено

производство искусственного бензина и синтетического шелка.

А к концу 20-х годов Германия по росту производства вышла на первое

место в Европе и второе место в мире (после США). Германский финансовый

капитал принял участие в 200 интернациональных монополистических

объединениях. Именно по инициативе германских магнатов в 1926 году был

создан Европейский стальной картель, который объединил под своей эгидой 2/3

европейского производства стали.

В 1929 году план Дауэса был заменен «Планом Юнге» (назван по имени американского банкира О.Юнга, возглавлявшего разработку плана). Новый план

представлял еще большую уступку Германии. В соответствии с ним общий объем

репараций значительно сокращался (до 114 млрд. золотых марок) и сужалось

число источников, из которых выплачивались репарации. Основными из них были государственный бюджет и доходы железных дорог. Выплачивать их Германия должна была сравнительно небольшими ежегодными платежами до 1988 г.

Таким образом, промышленность освобождалась от выплат репарационных

платежей, что давало ей дополнительные средства для развития. Практически

все ограничения в развитии промышленности были сняты.

Однако теперь даже такой вариант был уже нереален: начинался мировой

экономический кризис – тут уж не до репараций! Поэтому в 1932 году план

Юнге, а вместе с тем и репарации вообще, были отменены.

Всего Германия выплатила в счет репараций около 20 млрд. марок.

Основная тяжесть репараций пришлась на первые годы, когда промышленность

Германии была на половину разрушена, капиталов не было, а победители

настойчиво добивались платежей. Сначала из Германии уплыло последнее

золото, а затем в счет репараций стали вывозить уголь, коров, паровозы. И в

соответствии с этим падала марка. В стране наступила невиданная инфляция.

Следует подчеркнуть, что вывозились товары, которые противостояли бумажно-

денежной массе, марка не была обеспечена золотом.

Инфляция разорила массу мелкой буржуазии, рантье, людей, у которых за

годы войны и в результате спекуляции скопились денежные средства. В этом

смысле буржуазия пострадала больше рабочих, у которых и накоплений не было.

Правда, рост заработной платы отставал от роста цен, поэтому на время

инфляции материальное положение рабочих, конечно, ухудшилось.

Но промышленная буржуазия, корпорации, от инфляции выиграли. Они

платили зарплату почти ничего не стоящими бумажками, ими же платили налоги

государству и возвращали долги банкам. Расплатившись с банками,

промышленные корпорации становились от них независимыми, и финансовые

группы распадались. Поэтому нельзя говорить, что от инфляции выиграла вся

буржуазия, - банки тоже пострадали. А собственный капитал промышленных

корпораций не пострадал: он заключался не в деньгах, а в реальных ценностях

– оборудовании, корпусах фабрик, запасах сырья и продукции. Пользуясь

инфляцией, можно было продавать свою продукцию за границей по сниженным

ценам, но за валюту, и получать высокие прибыли.

После принятия Плана Дауэса происходит дальнейшее укрепление

монополий. Путем слияний рождаются новые концерны и тресты. В 1926 году

возникает «Стальной трест». Это была целая промышленная держава со своими

шахтами, электростанциями, машиностроительными и судостроительными

заводами. В этом отношении «Стальной трест» был похож на «Концерн Круппа».

Как мы видим, такая многоотраслевая структура с расчетом на

самообслуживание была вообще характерна для Германии того времени. В 1925

году в результате слияния химических компаний рождается знаменитый

химический трест «Фарбениндустри».

Итак, в 20-х годах немецкая промышленность восстанавливается и

развивается дальше. Но к 1929 году промышленное производство Германии

выросло только на 8% сравнительно с довоенным уровнем. Рост производства

здесь удерживался узостью внутреннего рынка: ведь германское население

обнищало в период инфляции и все еще продолжало платить репарации.

Потенциальные покупатели потеряли свои сбережения. А следствием узости

внутреннего рынка была особенно большая недогрузка производственных

мощностей и безработица. Производственные мощности в период подъема были

загружены только на 70%, а безработных было 4 млн.

ВОПРОС 17. План экономии английского банкира Дж. Мэя.

Руководствуясь либеральными принципами, новое английское правительство на первых порах попыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить, прежде всего, устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.

В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций была создана королевская Комиссия по национальной экономии под руководством финансиста Дж. Мэя, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии, в котором получил обоснование поворот в антикризисной политике. Формально доклад Комиссии Мэя был посвящен узкой проблеме опенке ожидаемого бюджетного дефицита и принятия встречных мер. Оценки Комиссии основывались на наиболее пессимистических предположениях, например, подчеркивалось увеличение числа людей пенсионного возраста и, соответственно, выплат им, но не принималось в расчет уменьшение расходов на школьников из-за сокращения их численности. Кроме того, особое внимание в докладе уделялось фонду страхования по безработице — недостаткам его работы, нормам платежей, а в то же время сокращения выплат по национальному долгу даже не были приняты во внимание. В результате Комиссия по национальной экономии предсказала дефицит в 120 млн. фунтов стерлингов в год.

Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных отраслей в те, которые; предназначены смягчить социальную несправедливость, или те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов, сократить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов, причем две трети приходилось на уменьшение выплат безработным.

Фактически доклад Комиссии Мэя оказался политическим документом, нанесшим наибольший вред лейбористскому правительству, сформированному 7 июня 1931 г. Дж. Макдоналъдом (1866—1937), и его социальной программе особенно предполагаемому повышению пособий по безработице. В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по национальной экономии премьер-министр Макдональд и еще два министра высказались за принятие предложений Комиссии Мэя, остальные члены кабинета — против. Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии. В результате 24 августа 1931 г. Макдональд сформировал новое так называемое национальное правительство, в котором ключевые посты заняли консерваторы.

Национальному правительству сразу же был предоставлен заем, в котором отказывали его предшественникам. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству займы, необходимые для платежного баланса страны, который находился к тому времени в катастрофическом состоянии, при условии принятия мер, рекомендованных Комиссией Мэя. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов.

 

10 сентября 1931 г. был принят измененный бюджет, оказавшийся более жестким, чем тот, который разрабатывался лейбористским правительством. Новый кабинет министров Макдональда приступил к реализации плана экономии и рационализации бюджетных расходов.

В соответствии с этим планом были значительно увеличены прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены общественные работы. Возросли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным, находившимся на иждивении своей семьи.

В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизирующий эффект. Общие государственные расходы в реальном выражении по отношению к валовому национальному продукту увеличились с 24% в 1929 г. до 29% в 1931 г., немного упали в 1931 г, (28%), а к 1934 г. снизились почти до уровня 1929 г. Кроме того, бюджет был хорошо сбалансирован (за исключением небольшого дефицита 1932-1933 гг.), и финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству как в самой Великобритании, так и за границей.

Кроме осуществления политики экономии правительство Маклональда принимало и другие меры для оздоровления экономики.

20 сентября 1931 г. был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фут – его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные пены на внутреннем рынке. Следует отметить, что потеря доверия к фунту вызывалась также мрачными бюджетными предсказаниями Комиссии Мэя.

Большое число стран, как входивших в созданный в 1931 г. стерлинговый блок (члены блока устанавливали курс своих валют в соответствии с курсом английского фунта, хранили свои валютные резервы в английских банках, производили торговые расчеты на основе фунта стерлингов), так и не входивших в него, включая доминионы, Скандинавию, Японию, последовало за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и другие стра­ны не отказались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную ситуацию 1925—1931 гг. Конечно, большинство стран соответственно отреагировало, повысив пошлины на британские товары, но благоприятное воздействие на торговый баланс на время сохранилось, так как Великобритания тоже ввела протекционизм. В 1931-1932 гг. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на развитии английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта. Кроме того, иностранные заемщики обнаружили, что оплату легче производить в фунтах. В Великобритании цены оставались достаточно стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931- 1936 гг., цены возросли в среднем лишь на 10%. Таким образом, доверие к фунту было почти восстановлено, и вклады начали возвращаться в английские банки. К апрелю 1932 г. фунт стабилизировался, бюджет был сбалансированным, проводилась эффективная политика протекционизма, и финансовый кризис миновал. Банковский процент постоянно снижался и достиг 2% в июне.

После 1932 г. бюджетные проблемы решались все легче за счет повышения подоходного налога, сокращения пособий по безработице, появления новых государственных доходов (в результате проведения протекционистской политики). Высвобождению дополнительных денежных ресурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу, позволивший в 1932 г. сэкономить 31 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, начиная с 1933 г. опыт других стран, и особенно США и Швеции, показал, что дефицитный бюджет необязательно ведет к катастрофе.

Все это способствовало тому, что в 1934 г. политика экономии была смягчена: восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина урезанных зарплат (остальные — в 1935—1936 гг.), был снижен подоходный налог. В 1935 г. был отменен закон о нуждаемости.

Итоги плана.

В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходило в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от «Нового курса» Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жесткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление урезанных пособий по безработице, снижение размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

 

Начавшийся в 1934 г. подъем подкреплялся существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с производством вооружения (автомобилестроение, авиационная, радиопромышленность и др.). Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики (судостроение, металлургия), что впрочем существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная отрасли промышленности продолжали стагнировать.

В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса. Положение английской промышленности было наихудшим в третьем квартале 1932 г., но к концу этого года в экономике наблюдались уже первые признаки выздоровления, а в 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.

 

ВОПРОС 18. Экономические итоги второй мировой войны. План Маршала и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы.

Экономические итоги 2 мировой войны:

Более 55 млн человек погибло, более 100 млн осталось инвалидами. Совокупные расходы воюющих государств превысили 900 млрд долларов США в текущих ценах. Европа к концу войны обеспечивала себя лишь на треть от необходимого уровня производства промышленных товаров и от 25 до 60 % сырья. Транспорт был полностью дезорганизован. Было уничтожено 90 % японского флота, более 80 % французского парка локомотивов, более 70 % мостов и дорог. В Германии было разрушено 40 % жилья, в Великобритании — 30 %, во Франции — 20 %, в Японии — 25 %. Промышленное производство сократилось более чем на треть к предвоенному уровню, в т. ч. в Японии — в 5 раз, в Германии — в 2,5 раза.

При этом численность занятых в США возросла с 54 млн человек в 1940 г. до 64 млн в 1945 г., а объем промышленной продукции возрос в 1,5 раза. К концу войны на долю США приходилось более 1/2 мирового ВВП и промышленного производства и 2/3 мирового золотого запаса. ВВП Швеции увеличился за годы войны на 25 %, Швейцарии — на 33 %. К тому же швейцарские банки стали хранителями нацистского золота, сыгравшего не последнюю роль в превращении этой страны в мировой банковский центр.

План Маршала.

К началу 1947 г. в Европе сложилась весьма тревожная ситуация. Значительные разрушения военного времени, огромная задолженность, превышавшая 7 млрд долларов, холодная зима, апатия значительной части населения привели континент на грань голода и новых социальных потрясений. С другой стороны, имелась довольно-таки развитая рыночная инфраструктура, богатые традиции предпринимательства еще не были забыты, рабочая сила не потеряла квалификацию, а буржуазные ценности, основанные на «священности» частной собственности, глубоко укоренились в психологии значительной части населения. Для восстановления экономического роста необходим был внешний импульс — единовременное вливание в экономику материальных и финансовых ресурсов, которое не только позволило бы запустить экономический механизм, но и восстановило бы психологические силы европейских наций, дав им надежду на лучшее будущее. Осуществить такое вливание могли в тот период только Соединенные Штаты.

В июне 1947 г. Госсекретарь США генерал Джордж Маршалл выдвинул план помощи европейским государствам, включавший меры по преодолению разрухи, стабилизации финансового обращения, снятию напряженности в политической сфере. В апреле 1948 г. Конгресс принял закон о помощи иностранным государствам и осуществление плана Маршалла началось. За 4 года (1948—1951) западноевропейские страны (прежде всего, Британия, Франция, Германия и Италия) получили помощь на 17 млрд долларов США в текущих ценах (более 150 млрд в ценах конца столетия), из которых 70 % пришлось на топливо и продовольствие. Американский экспорт за этот период возрос на 60 %, европейский — на 50 %. Производство важнейших видов промышленной продукции выросло в Европе на 60—200 %. В 1951 г. европейский ВВП на 15 % превысил довоенный уровень.

Изначальными условиями предоставления помощи были отказ от национализации промышленности, свобода предпринимательства, снижение таможенных тарифов. Позднее к ним добавились ограничения в торговле со странами соцлагеря и предоставление территорий для размещения американских военных баз.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели:

· экономика стран Западной Европы была восстановлена;

· европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам;

· влияние коммунистов и СССР было ослаблено;

· вокруг СССР был возведен «железный занавес»;

· США и Канада получили огромный рынок сбыта;

· был восстановлен и укреплен европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

 

ВОПРОС 18.(еще один вариант)Экономические итоги второй мировой войны. План Маршала и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы.

Вторая мировая война оказала влияния на экономические отношения в мире.

Негативные последствия: - огромные человеческие жертвы

- материальные потери

- недостаток запасов сырья

- устарело оборудование гражданской промышленности

- Германия потеряла Восточную Пруссию ® проблема переселенцев

- Голод, трудности со снабжением

- Инфляция

Позитивные последствия: - США вышли из войны экономически усилившиеся (60% мирового промышленного производства)

- Установление экономического главенства США над Западной Европой.

- Развивающиеся страны и колонии: - поставки сырья и с/х продукции;

- За годы войны упрочнилась роль гос-ва в экономике. В ряде стран прошла волна национализаций (Франция, Италия), создан государственный сектор экономики, ® гос-во становится работодателем.

- Оформлено законодательное решение о полной занятости

Октябрь 1943 года – московская конференция министров иностранных дел стран СССР, США, Англии по восстановлении экономики в пострадавших странах. Ноябрь 1943г. – администрация помощи и восстановления объединения наций. Весна 1947 года – ситуация в Европе сильно обострилась. Май 1947 г. – гос. деп. США высказался о срочной помощи Европе.

5 июня 1947 года – выступление Маршалла (Гарвардский университет). Начало экономической помощи Европе. Американцы надеялись:

- стабилизировать социально-экономическую ситуацию в Европе за счет вливаний денежных средств в экономику Западной Европы.

- Они надеялись реинтегрировать в Западную Европу экономическую систему Германии.

- Стремились увеличить экономическое и политическое влияние в Европе.

Июнь 1947 г. – конференция министерства иностранных дел Великобритании, Франции, СССР. СССР отказался от помощи и заставил отказаться восточно-европейских стран-союзниц. Причины отказа: - США сами решали, кому и сколько давать;

- по мнению советских экономистов, эта программа направлена не на помощь Европе, а на смягчение надвигающегося кризиса в США за счет увеличение экспорта американских товаров;

- План Маршалла направлен на препятствие распространения социализма в Европе и на ослабления влияния СССР. По плану Маршалла: исключить коммунистические партии из управления европейских стран + ограничение торговли с европейскими странами, которые не участвовали в плане Маршалла.

2 апреля 1948 г. – принят закон о помощи иностранным государствам. Предусматривались виды помощи: - в дар; ссуды; обусловленная помощь (займы); кредиты и т. д.

Всего Западная Европа получила примерно 12 млрд. $, помощь получили около 20 стран. Наибольшая помощь – Англия 2,8 млрд.; Франция 2,4 млрд.; Италия 1,3 млрд., Германия 1,3 млрд.

Итоги Плана Маршалла: полностью и успешно реализован

- средства, вложенные в европейскую экономику, стали импульсом для промышленной реконструкции в Европе

- средства облегчили расчеты м/у европейскими государствами; расширение м/ународной торговли

- усиление вмешательства гос-ва в экономику

- Западная Германия снова включена в европейскую экономическою систему

- План Маршалла разделил мир на зоны влияния Запада и Востока.

Проблема инфляции: после войны постепенно отменяют меры государственного контроля за экономикой (отпускают цены).

- дисбаланс м/у предложением и спросом (предложение < спроса). Отложенный спрос (много отказывают себе, материальное благосостояние увеличивается)

- увеличение денежной массы

В соответствии с этими проблемами провели денежные реформы: октябрь 1944г. – принудительный обмен денег и заблокированы счета в банках с целью сократить денежную массу (Бельгия). В других странах проводилась аналогичная политика.

Германия понесла большие потери чем другие европейские страны: - деньги совершенно обесценились (роль денежного эквивалента играли, например, сигареты). Политика по отношению к Германии: свести германию к уровню страны третьего мира, сократить промышленность, приоритет отдать с/х, разбить Германию на части, репарации. Но влияние СССР на Европу и сложнейшая ситуация в Германии заставили союзников воссоздать ее в противовес СССР.

Реформы Эрхарда. Цель: возродить рыночные отношения. 20 июня 1948 г. – денежная реформа (ликвидировать инфляцию, деньги перестали быть деньгами, и их заменили на административное управление – карточная система). Итоги: восстановлена стабильность, установлено равновесие. Принципы: - замена рейхсмарок на дойчмарки: - гражданским и юридическим лицам 10 дойчмарок за 100 рейхсмарок.

- все средства на банковских счетах превращаются в стары



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.035 с.)