Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ВОПРОС 16 Новый курс Рузвельта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выражая интересы монополистической буржуазии, правительство Ф. Рузвельта встало на путь осуществления целой системы государственных мероприятий в экономической и социально-политической областях. Чтобы преодолеть последствия кризиса, оно пыталось смягчить обострившиеся противоречия капитализма США. Эта система получила практическое выражение в «новом курсе» Рузвельта. Ее теоретической основой стало учение выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса, обосновавшего необходимость участия государства в регулировании хозяйственной жизни. Прежде всего, были проведены финансовая и банковская реформы. В начале ее осуществления Ф. Рузвельт ввел чрезвычайное положение и закрыл все банки. 9 марта 1933 г. была создана чрезвычайная сессия конгресса, которому предложили утвердить Чрезвычайный закон о банках. Несмотря на то что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на этот шаг. В принятом единогласно законе предусматривалось возобновление функций банков и получение правительственных кредитов из Федеральной резервной системы. Экспорт золота запрещался. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резервной системы. Ранее созданная Реконструктивная корпорация расширяла свои операции. За первые два года «Нового курса» сумма выданных ею займов превысила 6 млрд долларов США. В результате усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара. В январе 1934 г. золотое содержание снизилось на 41 %. Примененный правительством Рузвельта метод девальвации доллара заслуживает особого внимания. Девальвация затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн долларов. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят Закон о золотом резерве, устанавливавший новую цену на золото, которая существовала до 1971 г. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшились задолженности монополий правительству, расширились экспортные возможности страны. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков была создана Корпорация по страхованию банковских вкладов. Введение государственного страхования повысило доверие вкладчиков и остановило отток вкладов из банков. В законодательстве «нового курса» важнейшее место занимал закон о восстановлении национальной промышленности. При участии монополистов для всех отраслей индустрии вырабатывались «кодексы честной конкуренции». Они устанавливали объем производства, цены на продукцию, размеры заработной платы, регулировали рынки сбыта и т. д. Национальная администрация восстановления (NRA) пыталась осуществить плановое сокращение производства, обеспечив корпорациям выход из кризиса с наименьшими потерями. Конгресс учредил Администрацию регулирования сельского хозяйства (ААА). Стремясь поднять цены на сельскохозяйственную продукцию, она выдавала денежное вознаграждение тем фермерам, которые сокращали посевы и поголовье скота. В целях сокращения безработицы правительство осуществляло программу общественных работ. Безработные привлекались на строительство мостов, дорог, стадионов. Создаются трудовые лагеря для безработной молодежи. Под воздействием рабочего и демократического движения «новый курс» в 1935 г. вступил во второй этап, когда был осуществлен ряд социальных реформ, в частности проведено рабочее законодательство. Конгресс принял закон о трудовых отношениях (закон Вагнера). Он закрепил за рабочими право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров с предпринимателями. Впервые в США был принят закон о социальном страховании, предусматривавший пособие по безработице и пенсию по старости. Специальным законом устанавливался минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочей недели (был предусмотрен также постепенный переход к 40-часовой рабочей неделе). В 1937 г. США вновь охватил экономический кризис, из которого удалось выйти лишь после начала Второй мировой войны. ВОПРОС 16(второй вариант ответа)Новый курс Франклина Делано Рузвельта. Во время кризиса президент США – Гувер. Исповедовали политику невмешательства гос-ва в экономику (считали, что эк-ка сама способна справиться с последствиями кризиса), но некоторые меры были предприняты: - декабрь 1929 г. – снижение налогов на доходы корпораций; - июнь 1930 – закон, устанавливающий крайне высокие пошлины на импортируемые товары, - план разделения работы: объем свободной работы распределили м/у всеми безработными (частичная занятость) - в сфере с/х: июнь 1929г. – «закон о сбыте с/х продукции»: предусматривал кооперацию фермеров и предоставление гос-ом некоторых займов, чтобы удержать фермеров от выброса товаров на рынок (чтобы оставить цены на прежнем уровне). Эта мера неэффективна, ® следовательно, попытка скупки с/х продукции гос-ом («Зерновая стабилизационная корпорация», «Стабилизационная корпорация по хлопку»). Цены повысить не удалось и гос-во прекращает закупки, а наоборот, начинает распродавать запасы, тем самым еще больше дестабилизируя рынок. Вывод: хотя администрация Гувера и предпринимала некоторые шаги по устранению кризиса, они так и не отошли от политики индивидуализма. 8 ноября 1932 года – президентом стал Рузвельт, в марте 1933года он вступил в должность Основные положения программы реформирования экономики: - отказ объяснять кризис внешними факторами; - необходимо расширить функции федерального правительства; - внимание гос-ва к самым широким слоям населения; Программа экономических реформ называлась «Новый курс»: имела два направления: 1 .Институциональные реформы: - реорганизация банковской системы. 6 марта 1933г. – чрезвычайное положение ® закрывают все банки, с 13 марта постепенно начинают открывать. Гос-во предоставило банком средства для возобновления деятельности. Июнь 1933 г. – закон о разделение депозитных и инвестиционных функций банков. Введено обязательное страхование банковских депозитов. 1933-1935 гг. – реформа федеральной резервной системы США (ФРС) – центральный банк США. Цель реформы: увеличение влияния гос-ва на ФРС и финансово – денежную систему США (т. е. чтобы гос-во могло увеличивать или уменьшать доступ к кредитам, понижая или повышая кредитную ставку). 1933 – 1935гг. – законы по деятельности бирж. Цель: увеличение влияния гос-ва. Создана федеральная комиссия по торговле акциями, происходит регулирование деятельности холдинговых компаний. Восстановление промышленности: 16 июня 1933 г. – закон о восстановлении промышленности – кодексы честной конкуренции (вырабатывались частными предприятиями, а утверждал их президент). Предусматривали: - устанавливали определенный уровень производства -устанавливали уровень цен - правила сбыта - правила найма работников Эти кодексы кодифицировали основные отрасли промышленности, к ним не применялось антитрестовское законодательство (в мае 1935 г. закон о восстановлении промышленности признан антиконституционным и отменен). Восстановление с/х: 1935 г. – билль о помощи фермерам. Цель: повысить цены на продукцию с/х до докризисного уровня. Меры: расширены полномочия министерства с/х: - премиальные фермерам за сокращение производства. - расширение коммерческой функции министерства с/х, чтобы лучше взаимодействовать с фермерами: уменьшение посевных площадей, уничтожение произведенной продукции. Второй этап: март 1936г.: закон о сохранение плодородных почв и о квотах для внутреннего рынка. Цель та же, но другие меры: премиальные выплачивают тем фермерам, которые не используют культуры наиболее истощающие почву, продукция больше не уничтожается, а закупается гос-ом и хранится. 2 Дефицитное направление: «Шаги»: - девальвация доллара (январь 1934 г. – по прокламации Рузвельта доллар девальвирован на 14%) - установление официальной цены на золото: 35 долларов за унцию - изъятие монетарного золота из частных рук (10 март 1933г.) - механизм инфляции разворачивается за счёт свободного обмена бумажных денег на золота - облегчение доступа к кредиту (ФРС понизил ставку ссудного процента) - социальные отношения: - прямая финансовая помощь безработным (более 4 млрд. долларов) - организация общественных работ: система молодёжных лагерей (1933) - создание системы социального обеспечения: 1935г. – Закон о страховании по старости и безработице, средства на пенсии, за счёт налога, который платили предприниматели и работники. Программа федерально-штатская, средства на неё от предпринимателей, которые нанимали 8 и более человек - регулирование условий труда и найма: право работников на объединение в профсоюзы; 1933г. – установление максимальной продолжительности рабочего времени (35ч.), минимальная оплата – 30 центов в час - 1935г. – Закон Вагнера: основа регулирования трудовых отношений. Создана национальное управление по трудовым отношениям, которое рассматривало жалобы на несправедливую трудовую практику. Вывод: В результате пришли к выводу, что развитие капиталистической системы невозможно без вмешательства государства в экономику. Осознание этого факта позволило разработать «Новый курс Рузвельта».
ВОПРОС 17. План экономии английского банкира Дж. Мэя. Руководствуясь либеральными принципами, новое английское правительство на первых порах попыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить, прежде всего, устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице. В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций была создана королевская Комиссия по национальной экономии под руководством финансиста Дж. Мэя, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии, в котором получил обоснование поворот в антикризисной политике. Формально доклад Комиссии Мэя был посвящен узкой проблеме опенке ожидаемого бюджетного дефицита и принятия встречных мер. Оценки Комиссии основывались на наиболее пессимистических предположениях, например, подчеркивалось увеличение числа людей пенсионного возраста и, соответственно, выплат им, но не принималось в расчет уменьшение расходов на школьников из-за сокращения их численности. Кроме того, особое внимание в докладе уделялось фонду страхования по безработице — недостаткам его работы, нормам платежей, а в то же время сокращения выплат по национальному долгу даже не были приняты во внимание. В результате Комиссия по национальной экономии предсказала дефицит в 120 млн. фунтов стерлингов в год. Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных отраслей в те, которые; предназначены смягчить социальную несправедливость, или те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов, сократить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов, причем две трети приходилось на уменьшение выплат безработным. Фактически доклад Комиссии Мэя оказался политическим документом, нанесшим наибольший вред лейбористскому правительству, сформированному 7 июня 1931 г. Дж. Макдоналъдом (1866—1937), и его социальной программе особенно предполагаемому повышению пособий по безработице. В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по национальной экономии премьер-министр Макдональд и еще два министра высказались за принятие предложений Комиссии Мэя, остальные члены кабинета — против. Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии. В результате 24 августа 1931 г. Макдональд сформировал новое так называемое национальное правительство, в котором ключевые посты заняли консерваторы. Национальному правительству сразу же был предоставлен заем, в котором отказывали его предшественникам. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству займы, необходимые для платежного баланса страны, который находился к тому времени в катастрофическом состоянии, при условии принятия мер, рекомендованных Комиссией Мэя. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов.
10 сентября 1931 г. был принят измененный бюджет, оказавшийся более жестким, чем тот, который разрабатывался лейбористским правительством. Новый кабинет министров Макдональда приступил к реализации плана экономии и рационализации бюджетных расходов. В соответствии с этим планом были значительно увеличены прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены общественные работы. Возросли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным, находившимся на иждивении своей семьи. В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизирующий эффект. Общие государственные расходы в реальном выражении по отношению к валовому национальному продукту увеличились с 24% в 1929 г. до 29% в 1931 г., немного упали в 1931 г, (28%), а к 1934 г. снизились почти до уровня 1929 г. Кроме того, бюджет был хорошо сбалансирован (за исключением небольшого дефицита 1932-1933 гг.), и финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству как в самой Великобритании, так и за границей. Кроме осуществления политики экономии правительство Маклональда принимало и другие меры для оздоровления экономики. 20 сентября 1931 г. был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фут – его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные пены на внутреннем рынке. Следует отметить, что потеря доверия к фунту вызывалась также мрачными бюджетными предсказаниями Комиссии Мэя. Большое число стран, как входивших в созданный в 1931 г. стерлинговый блок (члены блока устанавливали курс своих валют в соответствии с курсом английского фунта, хранили свои валютные резервы в английских банках, производили торговые расчеты на основе фунта стерлингов), так и не входивших в него, включая доминионы, Скандинавию, Японию, последовало за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и другие страны не отказались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную ситуацию 1925—1931 гг. Конечно, большинство стран соответственно отреагировало, повысив пошлины на британские товары, но благоприятное воздействие на торговый баланс на время сохранилось, так как Великобритания тоже ввела протекционизм. В 1931-1932 гг. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на развитии английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта. Кроме того, иностранные заемщики обнаружили, что оплату легче производить в фунтах. В Великобритании цены оставались достаточно стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931- 1936 гг., цены возросли в среднем лишь на 10%. Таким образом, доверие к фунту было почти восстановлено, и вклады начали возвращаться в английские банки. К апрелю 1932 г. фунт стабилизировался, бюджет был сбалансированным, проводилась эффективная политика протекционизма, и финансовый кризис миновал. Банковский процент постоянно снижался и достиг 2% в июне. После 1932 г. бюджетные проблемы решались все легче за счет повышения подоходного налога, сокращения пособий по безработице, появления новых государственных доходов (в результате проведения протекционистской политики). Высвобождению дополнительных денежных ресурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу, позволивший в 1932 г. сэкономить 31 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, начиная с 1933 г. опыт других стран, и особенно США и Швеции, показал, что дефицитный бюджет необязательно ведет к катастрофе. Все это способствовало тому, что в 1934 г. политика экономии была смягчена: восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина урезанных зарплат (остальные — в 1935—1936 гг.), был снижен подоходный налог. В 1935 г. был отменен закон о нуждаемости. Итоги плана. В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходило в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от «Нового курса» Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жесткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление урезанных пособий по безработице, снижение размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.
Начавшийся в 1934 г. подъем подкреплялся существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с производством вооружения (автомобилестроение, авиационная, радиопромышленность и др.). Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики (судостроение, металлургия), что впрочем существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная отрасли промышленности продолжали стагнировать. В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса. Положение английской промышленности было наихудшим в третьем квартале 1932 г., но к концу этого года в экономике наблюдались уже первые признаки выздоровления, а в 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.
ВОПРОС 18. Экономические итоги второй мировой войны. План Маршала и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы. Экономические итоги 2 мировой войны: Более 55 млн человек погибло, более 100 млн осталось инвалидами. Совокупные расходы воюющих государств превысили 900 млрд долларов США в текущих ценах. Европа к концу войны обеспечивала себя лишь на треть от необходимого уровня производства промышленных товаров и от 25 до 60 % сырья. Транспорт был полностью дезорганизован. Было уничтожено 90 % японского флота, более 80 % французского парка локомотивов, более 70 % мостов и дорог. В Германии было разрушено 40 % жилья, в Великобритании — 30 %, во Франции — 20 %, в Японии — 25 %. Промышленное производство сократилось более чем на треть к предвоенному уровню, в т. ч. в Японии — в 5 раз, в Германии — в 2,5 раза. При этом численность занятых в США возросла с 54 млн человек в 1940 г. до 64 млн в 1945 г., а объем промышленной продукции возрос в 1,5 раза. К концу войны на долю США приходилось более 1/2 мирового ВВП и промышленного производства и 2/3 мирового золотого запаса. ВВП Швеции увеличился за годы войны на 25 %, Швейцарии — на 33 %. К тому же швейцарские банки стали хранителями нацистского золота, сыгравшего не последнюю роль в превращении этой страны в мировой банковский центр. План Маршала. К началу 1947 г. в Европе сложилась весьма тревожная ситуация. Значительные разрушения военного времени, огромная задолженность, превышавшая 7 млрд долларов, холодная зима, апатия значительной части населения привели континент на грань голода и новых социальных потрясений. С другой стороны, имелась довольно-таки развитая рыночная инфраструктура, богатые традиции предпринимательства еще не были забыты, рабочая сила не потеряла квалификацию, а буржуазные ценности, основанные на «священности» частной собственности, глубоко укоренились в психологии значительной части населения. Для восстановления экономического роста необходим был внешний импульс — единовременное вливание в экономику материальных и финансовых ресурсов, которое не только позволило бы запустить экономический механизм, но и восстановило бы психологические силы европейских наций, дав им надежду на лучшее будущее. Осуществить такое вливание могли в тот период только Соединенные Штаты. В июне 1947 г. Госсекретарь США генерал Джордж Маршалл выдвинул план помощи европейским государствам, включавший меры по преодолению разрухи, стабилизации финансового обращения, снятию напряженности в политической сфере. В апреле 1948 г. Конгресс принял закон о помощи иностранным государствам и осуществление плана Маршалла началось. За 4 года (1948—1951) западноевропейские страны (прежде всего, Британия, Франция, Германия и Италия) получили помощь на 17 млрд долларов США в текущих ценах (более 150 млрд в ценах конца столетия), из которых 70 % пришлось на топливо и продовольствие. Американский экспорт за этот период возрос на 60 %, европейский — на 50 %. Производство важнейших видов промышленной продукции выросло в Европе на 60—200 %. В 1951 г. европейский ВВП на 15 % превысил довоенный уровень. Изначальными условиями предоставления помощи были отказ от национализации промышленности, свобода предпринимательства, снижение таможенных тарифов. Позднее к ним добавились ограничения в торговле со странами соцлагеря и предоставление территорий для размещения американских военных баз. План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели: · экономика стран Западной Европы была восстановлена; · европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам; · влияние коммунистов и СССР было ослаблено; · вокруг СССР был возведен «железный занавес»; · США и Канада получили огромный рынок сбыта; · был восстановлен и укреплен европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.
ВОПРОС 18.(еще один вариант)Экономические итоги второй мировой войны. План Маршала и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы. Вторая мировая война оказала влияния на экономические отношения в мире. Негативные последствия: - огромные человеческие жертвы - материальные потери - недостаток запасов сырья - устарело оборудование гражданской промышленности - Германия потеряла Восточную Пруссию ® проблема переселенцев - Голод, трудности со снабжением - Инфляция Позитивные последствия: - США вышли из войны экономически усилившиеся (60% мирового промышленного производства) - Установление экономического главенства США над Западной Европой. - Развивающиеся страны и колонии: - поставки сырья и с/х продукции; - За годы войны упрочнилась роль гос-ва в экономике. В ряде стран прошла волна национализаций (Франция, Италия), создан государственный сектор экономики, ® гос-во становится работодателем. - Оформлено законодательное решение о полной занятости Октябрь 1943 года – московская конференция министров иностранных дел стран СССР, США, Англии по восстановлении экономики в пострадавших странах. Ноябрь 1943г. – администрация помощи и восстановления объединения наций. Весна 1947 года – ситуация в Европе сильно обострилась. Май 1947 г. – гос. деп. США высказался о срочной помощи Европе. 5 июня 1947 года – выступление Маршалла (Гарвардский университет). Начало экономической помощи Европе. Американцы надеялись: - стабилизировать социально-экономическую ситуацию в Европе за счет вливаний денежных средств в экономику Западной Европы. - Они надеялись реинтегрировать в Западную Европу экономическую систему Германии. - Стремились увеличить экономическое и политическое влияние в Европе. Июнь 1947 г. – конференция министерства иностранных дел Великобритании, Франции, СССР. СССР отказался от помощи и заставил отказаться восточно-европейских стран-союзниц. Причины отказа: - США сами решали, кому и сколько давать; - по мнению советских экономистов, эта программа направлена не на помощь Европе, а на смягчение надвигающегося кризиса в США за счет увеличение экспорта американских товаров; - План Маршалла направлен на препятствие распространения социализма в Европе и на ослабления влияния СССР. По плану Маршалла: исключить коммунистические партии из управления европейских стран + ограничение торговли с европейскими странами, которые не участвовали в плане Маршалла. 2 апреля 1948 г. – принят закон о помощи иностранным государствам. Предусматривались виды помощи: - в дар; ссуды; обусловленная помощь (займы); кредиты и т. д. Всего Западная Европа получила примерно 12 млрд. $, помощь получили около 20 стран. Наибольшая помощь – Англия 2,8 млрд.; Франция 2,4 млрд.; Италия 1,3 млрд., Германия 1,3 млрд. Итоги Плана Маршалла: полностью и успешно реализован - средства, вложенные в европейскую экономику, стали импульсом для промышленной реконструкции в Европе - средства облегчили расчеты м/у европейскими государствами; расширение м/ународной торговли - усиление вмешательства гос-ва в экономику - Западная Германия снова включена в европейскую экономическою систему - План Маршалла разделил мир на зоны влияния Запада и Востока. Проблема инфляции: после войны постепенно отменяют меры государственного контроля за экономикой (отпускают цены). - дисбаланс м/у предложением и спросом (предложение < спроса). Отложенный спрос (много отказывают себе, материальное благосостояние увеличивается) - увеличение денежной массы В соответствии с этими проблемами провели денежные реформы: октябрь 1944г. – принудительный обмен денег и заблокированы счета в банках с целью сократить денежную массу (Бельгия). В других странах проводилась аналогичная политика. Германия понесла большие потери чем другие европейские страны: - деньги совершенно обесценились (роль денежного эквивалента играли, например, сигареты). Политика по отношению к Германии: свести германию к уровню страны третьего мира, сократить промышленность, приоритет отдать с/х, разбить Германию на части, репарации. Но влияние СССР на Европу и сложнейшая ситуация в Германии заставили союзников воссоздать ее в противовес СССР. Реформы Эрхарда. Цель: возродить рыночные отношения. 20 июня 1948 г. – денежная реформа (ликвидировать инфляцию, деньги перестали быть деньгами, и их заменили на административное управление – карточная система). Итоги: восстановлена стабильность, установлено равновесие. Принципы: - замена рейхсмарок на дойчмарки: - гражданским и юридическим лицам 10 дойчмарок за 100 рейхсмарок. - все средства на банковских счетах превращаются в старые долговые иски и замораживаются; - денежное регулирование после реформы: населению выплачено по 60 дойчмарок на человека, юридическим лицам, предприятиям по 60 марок на одного работника. Долговые иски выплачивались соотношение 1:1 при небольших вкладах. В ж/д и почтовых компаниях вклады упразднялись. Результаты выявились к 1948 г.: - полностью остановлен рост цен, иногда цены даже падали; - выравнивание спроса и предложения; - рынок продавца стал трансформироваться в рынок покупателя. Итог: деньги восстановили свою стабильность. Долгосрочные результаты: - после реформы высокий экономический рост. - полностью решена жилищная проблема, - выплачиваются обязательства по плану Маршалла - Германия начинает помогать развивающимся странам - К1958 г. достигнута полная конвертируемость марки. Вывод: В Германии произошло экономическое чудо.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.012 с.) |