Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой

Поиск

От того, как организована система, зависит ее способность адаптироваться к изменениям внешней среды, а, следовательно, развиваться. Понять эту систему можно определив характер взаимодействия отдельных ее частей внутри, и системы в целом с окружающим миром по схеме: «организация — внешняя среда»; «подразделение - подразделение»; «индивид - организация».

Способы взаимодействия сторон на этих уровнях характеризуют рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить насколько эффективно она служит своей главной цели - организации взаимодействия между индивидом и внешней средой. Важное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.

На проектирование организации и выбор организационной структуры влияет ряд факторов:

• сложность и динамизм внешней среды;

• технология работ в организации;

• поведение работника;

• стратегический выбор руководства.

Воздействие каждого из указанных факторов предопределяет конструкцию, которая наилучшим образом будет обслуживать интересы организации.

Ключевыми решениями в отношении проектирования организации являются:

• степень разделения труда;

• тип департаментизации;

• способ координации;

• масштаб управляемости;

• количество уровней управления;

• способ распределения прав и ответственности;

• соотношение централизации и децентрализации в принятии решений.

Эти решения отражают сложное взаимодействие между тем, что определяет организацию и тем, как управляют организацией. Динамизм такого взаимодействия не позволяет менеджерам останавливаться раз и навсегда на каком-то одном типе организации или ее структуры, равно как не существует единственно лучшей организационной структуры: «Все зависит от...». В соответствии с ситуационным подходом, чем больше организационная структура соответствует воздействующим на нее факторам, тем больше она подходит для организации.

Взаимодействие на уровне «организация — внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Так для механистического типа организации характерны:

• экстенсивное использование формальных правил и процедур;

• централизованное принятие решений;

• узко определенная ответственность в работе;

• жесткая иерархия власти в организации.

С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность в том, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.

Многие специалисты считают механистический подход синонимом веберовской бюрократической организации со следующими характеристиками:

• организация действует в соответствии с правилами и процедурами, специально установленными высшим руководством для контроля за поведением работников;

• руководители при принятии решений следуют формальным правилам и процедурам, а не личностным предпочтениям;

• работник подчиняется управленческой должности, а не личности ее занимающей;

• каждый работник узко специализируется в работе, имеет четко очерченные обязанности, необходимые права и власть для принуждения;

• организация построена по строго иерархическому принципу, где каждый нижестоящий уровень находится под контролем и управлением вышестоящего;

• кадры подбираются исходя из профессиональных качеств в рамках системы свободного набора. На должность назначают, а не выбирают;

• продвижение кадров осуществляется по служебной лестнице по принципу старшинства или достижений. Решение о продвижении принимается вышестоящим руководством;

• в организации исключается совмещение в одном лице руководителя и собственника. Руководитель подчиняется тем же правилам дисциплины и контроля, что и все остальные.

Необходимо четко различать то, как должна работать бюрократическая организация и то, как она работает в ряде больших организаций.

Такие свои преимущества как универсальность, предсказуемость и производительность бюрократическая система может реализовать если:

• в организации известны общие цели и задачи;

• работа в организации может делиться на отдельные операции;

• общая цель организации достаточно проста, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования;

• выполнение работы индивидом может достоверно измеряться;

• денежное вознаграждение мотивирует работника;

• власть руководителя признается как законная.

Для органического типа организации свойственны:

• слабое или умеренное использование формальных правил и процедур;

• децентрализация и участие в принятии решений;

• широко определяемая ответственность в работе;

• гибкая структура власти;

• небольшое количество уровней иерархии.

Такой тип организации эффективен в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность в том, когда, где и как выполнить работу) и сложного динамичного внешнего окружения.

Органические организации лучше взаимодействуют с новой ситуацией, быстрее адаптируются к изменениям и, в целом более гибки. Суть органической организации - ее прямая противоположность «идеальной» бюрократии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.226 (0.01 с.)