Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок организации учета. Конфиденциальная информация государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В Семейном кодексе общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 СК. В этой же статье дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения: а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение и: х в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов). Семейным кодексом определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы, опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей; в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, деленные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК). Однако согласно 132 Конституции и п. 1 и 4 ст. 6 Федерального закона от - августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ'" органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству. Функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей закреплены за муниципальными отделами образования, входящими в структуру органов местного самоуправления (местной администрации). В ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Пензенская области, г. Москва и др.). Семейный кодекс (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (то есть речь идет о поиске, выявлении и подборе детей). Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение в соответствии со ст. 122 СК входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. Как установлено п. 1 ст. 122 СК, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) и иные граждане (соседи, родственники и т.д.) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей (п. 1 ст. 122 СК). При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение. Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться федеральным законом. До введения в действие этого закона сохраняет силу установленный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 Порядок централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, в части, не противоречащей положениям ст. 122 СК (ст. 2 Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации"). Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации и Министерством образования РФ. На первоначальном этапе по результатам обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка и установления факта отсутствия попечения родителей данные о детях персонально регистрируются органом опеки и попечительства в журнале первичного учета установленной формы. В том случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается для постановки ребенка на региональный учет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 122 СК). На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта Федерации. В течение месяца со дня поступления указанных сведений этот же орган организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов Федерации, а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью (п. 3 ст. 122 СК). При отсутствии возможности устроить ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации направляет сведения о ребенке (копию анкеты и фотографию ребенка) в Министерство образования РФ для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (то есть для постановки на федеральный учет) и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России. Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, формируется в Министерстве образования на основании сообщений соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министерство образования ведет учет детей, а также осуществляет их подбор для лиц, обратившихся непосредственно в Министерство образования и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, с выдачей направления в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и последующего решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью. Министерство образования также предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов Федерации (по их запросу) сведения, имеющиеся в федеральном банке данных о детях, оставшихся без {попечения родителей. Орган опеки и попечительства, орган исполнительной власти субъекта Федерации и Министерство образования, осуществляющие соответственно первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют гражданам Российской Федерации, ставшим кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также иностранным гражданам или лицам без гражданства, изъявившим желание усыновить ребенка, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью. С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п. 2 ст. 122 СК). За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии.
Понятие и правовые последствия усыновления. Субъекты усыновления. Условия усыновления: круг лиц, согласие которых на усыновление ребенка является обязательным; случаи усыновления без получения согласия этих лиц. Усыновление является самой предпочтительной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. При усыновлении (удочерении) между ребенком, а впоследствии и его потомками, и лицами (лицом), усыновившими ребенка, и его родственниками устанавливаются такие же правовые отношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей (ст. 137 СК РФ). Принять в семью и воспитать чужого ребенка – это благородное, но чрезвычайно трудное и ответственное дело. Поэтому усыновление поставлено под строгий контроль государства. Оно допускается законом только в отношении несовершеннолетних детей (не достигших восемнадцати лет), исключительно в их интересах и производится решением суда. Усыновление может быть произведено только при соблюдении условий усыновления, установленных законом. К ним относятся: · требования, предъявляемые к усыновителям (ст. 127 СК РФ); · согласие на усыновление родителей ребенка (в тех случаях, когда оно требуется) или лиц, их заменяющих (ст. 129–131 СК РФ); · согласие на усыновление самого ребенка, если он достиг десятилетнего возрастает (132 СК РФ); · согласие на усыновление супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов (ст. 133 СК РФ). По закону усыновителями могут быть только совершеннолетние и дееспособные граждане обоего пола. Совместно усыновить ребенка могут только супруги. Ни при каких условиях не могут быть усыновителями: · граждане, признанные судом недееспособными (вследствие психического расстройства) или ограниченно дееспособными (вследствие злоупотребления алкоголем или наркотиками); · граждане, лишенные по суду родительских прав или ограниченные в родительских правах; · бывшие опекуны (попечители), отстраненные от выполнения своих обязанностей вследствие ненадлежащего их осуществления; · бывшие усыновители при отмене судом усыновления по их вине; · граждане, страдающие заболеваниями, которые не позволяют им осуществлять воспитание ребенка, или опасными для самого ребенка. Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542. К ним отнесены такие тяжелые заболевания, как туберкулез, онкологические заболевания, заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, наркомания, токсикомания, алкоголизм и др. Порядок медицинского освидетельствования потенциальных усыновителей определен в положении, утвержденном Приказом Минздрава России от 10 сентября 1996 г. № 332. Для усыновления требуется также наличие определенной разницы в возрасте между усыновителем (не состоящим в браке) и усыновляемым, которая должна составлять не менее шестнадцати лет (ст. 128 СК РФ). Эта разница может быть сокращена судом при наличии уважительных причин (например, ребенок знает усыновителя, привязан к нему или считает усыновителя своим родным родителем). Закон не устанавливает предельно возможного возраста усыновителя. На практике этот вопрос решается с учетом интересов ребенка и возможности конкретного лица лично осуществлять его воспитание. Преимущественное право на усыновление ребенка имеют граждане Российской Федерации и родственники ребенка независимо от их места жительства (на территории России или на территории другого государства). Большинство детей, которые остались без попечения родителей, – это так называемые социальные сироты, сироты при живых родителях. Однако закон требует получения согласия родителей на усыновление их ребенка, что является еще одним условием усыновления. Согласия родителей на усыновление не требуется только в случаях, установленных непосредственно в законе (ст. 130 СК РФ). Усыновление без согласия родителей производится, если они: · неизвестны (например, при усыновлении найденных или подкинутых детей); · признаны судом безвестно отсутствующими или недееспособными; · лишены по суду родительских прав; · не проживают с ребенком более шести месяцев и без уважительных причин (болезнь, длительная служебная командировка, препятствие со стороны другого родителя и т.п.) не принимают участия в воспитании и содержании ребенка. В других случаях согласие родителей на усыновление обязательно. Оно должно быть выражено в письменной форме, а подпись родителя должна быть удостоверена в установленном законом порядке (нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия, либо органом опеки и попечительства). Согласие может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления (ст. 129 СК РФ). Согласие родителей может быть дано на усыновление ребенка конкретным лицом (например, на усыновление ребенка отчимом) или без указания конкретного лица. Это так называемое бланкетное согласие на усыновление. Как правило, оно дается в отношении детей, помещенных на воспитание в детские государственные учреждения (ст. 129 СК РФ). Закон (ст. 129 СК РФ) требует согласия обоих родителей независимо от того, проживают они совместно или нет, расторгнут их брак или признан недействительным. Бывает, что родители ребенка сами являются несовершеннолетними. Усыновление детей несовершеннолетних родителей законом допускается, и получение их согласия на усыновление ребенка является также обязательным. Если несовершеннолетнему родителю исполнилось шестнадцать лет, то для усыновления его ребенка достаточно только его согласия. Если он не достиг указанного возраста, необходимо получить, кроме того, согласие его законных представителей – родителей или опекуна (попечителя), приемных родителей, а при отсутствии таковых – органа опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка (ст. 129 СК HYPERLINK "http://www.be5.biz/codex/sk/129.html"РФ). При отказе законных представителей дать свое согласие на усыновление оно не может быть произведено, независимо от воли (согласия) несовершеннолетних родителей. При усыновлении важно отношение самого ребенка к усыновлению. Если ребенок достиг десятилетнего возраста, усыновление допускается только с его согласия. Формального согласия не требуется, если до усыновления ребенок проживал в семье усыновителей и считает их своими кровными родителями (ст. 132 СК РФ). Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается законом не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении их родительских прав. Закон допускает случаи, когда ребенок усыновляется только одним из супругов. В этих случаях в соответствии со ст. 133 СК HYPERLINK "http://www.be5.biz/codex/sk/133.html"РФ обязательным условием усыновления является получение согласия супруга усыновителя. Получения согласия не требуется, если муж и жена фактически прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место пребывания супруга, от которого требуется получить согласие, неизвестно. Независимо от того, произведено ли усыновление одним из супругов с согласия другого или без такого, оно устанавливает права и обязанности усыновителя только для супруга-усыновителя. Другой супруг таких прав и обязанностей не приобретает. В целях обеспечения интересов ребенка закон вообще не допускает усыновления одним из супругов, если другой супруг является душевнобольным и вследствие этого признан судом недееспособным (ст. 127 СК РФ). В таких случаях брак может быть расторгнут по одностороннему заявлению здорового супруга в органах загса, и только после этого можно ставить вопрос об усыновлении ребенка. Правовые последствия усыновления установлены в ст. 137 СК РФ. Будучи однажды установленным, усыновление сохраняется в дальнейшем навсегда, порождая правоотношения не только для усыновителя и усыновленного, но и для потомства усыновленного всех следующих поколений, а также для родственников по восходящей от усыновителя линии. Усыновленный в отношении усыновителя, так же как и усыновитель в отношении усыновленного, становится в положение прямого родственника. Дети усыновленного приобретают правовое положение внуков усыновителя, внуки усыновленного – правнуков усыновителя. Усыновленный в свою очередь становится в положение внука отца и матери усыновителя, а дети усыновленного – правнуков родителей усыновителя. Одновременно усыновленные дети утрачивают личные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим кровным родителям и другим родственникам. Исходя из смысла закона, усыновители в первую очередь наделяются родительскими правами и обязанностями, которые утрачивают кровные родители ребенка. Требования закона, обязывающие родителей воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, защищать его права и законные интересы, материально содержать ребенка, в полной мере относятся и к усыновителям. Кроме того, усыновленный ребенок, а также усыновитель (и его родственники) приобретают в результате усыновления не только права и обязанности, вытекающие из семейных отношений, но и все те права и обязанности, которые предусмотрены нормами других отраслей права и основанием возникновения которых является факт родства. Так, при наследовании по закону усыновленные по отношению к усыновителям, а усыновители по отношению к усыновленным являются наследниками первой очереди (т.е. приравниваются в наследственных правах к родителям и детям). По общему правилу, личные и имущественные правоотношения между усыновленным ребенком и его кровными родителями прекращаются с момента усыновления. Однако при усыновлении ребенка одним лицом закон предусматривает исключения. Так, могут быть сохранены права и обязанности матери (по ее желанию), если усыновителем является мужчина, или отца, если усыновителем является женщина. Такое положение, как правило, имеет место, когда ребенка усыновляет отчим или мачеха (п. 3 ст. 137 СК РФ). Закон допускает также возможность сохранения правоотношений ребенка и с другими его близкими родственниками. По просьбе родителей умершего отца (матери) ребенка, т.е. дедушки или бабушки ребенка, могут быть сохранены отношения между ними и их внуком (внучкой), если этого требуют интересы ребенка (п. 4 ст. 137 СК РФ). Еще одно исключение предусмотрено ст. 138 СК РФ: если к моменту усыновления ребенок имел право на пенсию или пособие, полагающееся ему по случаю потери кормильца (после смерти родителей или одного из них), он сохраняет это право и после усыновления. За пределами указанных исключений все правоотношения между усыновленным ребенком и его родителями и другими родственниками с момента усыновления прекращаются. На усыновленного ребенка нельзя взыскать алименты с его кровных родителей, а родители, в свою очередь, не вправе требовать выплаты алиментов на свое содержание от своих совершеннолетних детей, усыновленных ранее другими лицами; усыновленные дети и их кровные родители не являются наследниками по закону друг после друга и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.012 с.) |